Обобщение педагогического опыта "Игровые формы преподавания иностранного языка как путь формирования творческой личности"
статья по теме
Статья "Обобщение педагогического опыта по теме "Игровые формы преподавания иностранного языка как путь формирования творческой личности" м с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
«Игровые формы преподавания иностранного языка
как путь формирования творческой личности»
Конкурс «Учитель года-2013»
Тема нашего урока сегодня «Литературный карнавал». В какой форме вы бы хотели увидеть урок? В традиционной или с применением интерактивных форм обучения?
Я, думаю, что ребятам тоже было бы интересно, увлекательно и поучительно именно на уроке с применением интерактивных форм.
В своей практике я применяю игровые технологии.
(Слайд 1)Итак, я – Гамза Марина Николаевна, работаю учителем немецкого языка в Ново-Моисеевской основной общеобразовательной школе. И сегодня я бы хотела представить вам опыт моей работы по теме «Игровые формы преподавания иностранного языка как путь формирования творческой личности». (Слайд 2)
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является совершенствование форм обучения иностранному языку. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон, вся значимость ее при решении задач активизации процесса обучения. У каждого учителя, работающего в школе, эта проблема вызывает трудности. В своё время и я испытывала трудность в умении найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. И это побудило меня обратиться к соответствующей литературе и опыту учителей-практиков по данной проблеме.
Изучая интересы и склонности обучающихся, их учебные возможности, а также анализируя перспективы развития этих возможностей, я пришла к выводу, что необходимо совершенствовать традиционные формы обучения иностранному языку и более глубоко внедрять интерактивные формы обучения. (Слайд 3)Я решила в своей педагогической практике использовать именно игровые формы, так как игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Конечно, осуществить все это не так легко, как может показаться на первый взгляд.
(Слайд 4)Поэтому, цель, которую я перед собой поставила, - это исследование противоречий между теоретическим обоснованием игровых аспектов преподавания иностранного языка и трудностью практической реализации данного подхода.
(Слайд 5)В.Ф.Одоевский сказал:
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
Я считаю, что педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Для меня игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. (Слайд 6)Известный советский психолог А.Н. Леонтьев считал, что мотивация создаваемая игрой должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
(Слайд 7) Об обучающих возможностях развивающих игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В частности, выдающийся педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем доставляет радость творчества и налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка. И я с этим совершенно согласна.
(Слайд 8)Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Для меня игра - это универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. В процессе игры незаметно усваивается материал и вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
(Слайд 9)Формы игр чрезвычайно разнообразны. В своей практике я использую настольную игру «домино», а также такие игровые элементы как загадки, конкурсы, ребусы.
(Слайд 10) Викторина - одна из форм, которая вызывает интерес у моих учеников. Она развивает творческую активность у обучающихся.
Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на уроках лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить учащихся к творческому отбору материала, предложенного в учебнике, учителем или выбранного самим учащимся.
Викторины не требуют длительной подготовки, но пользу же они приносят несомненную.
(Слайд 11)Следующая форма работы, о которой я хотела бы сегодня рассказать, это сюжетно-ролевые игры, когда ученик воображает себя водителем автобуса, гидом или туристом, родителем или ребёнком.
(Слайд 12) На открытом занятии, проведённом в рамках этого конкурса, я использовала этот вид деятельности, потому что именно ролевая игра способствует усилению коммуникативной направленности в обучении, развивает мышление и воображение учащихся. Занятие я проводила для учащихся 2 класса. Им оно очень понравилось. Я тоже получила удовлетворение от своей работы, т.к. достигла поставленных целей и вызвала положительные эмоции у ребят.
(Слайд 13)На своих уроках я использую ролевые игры при изучении таких тем, как «Подготовка к путешествию» (8 класс, сценка «В магазине»), «Школьный обмен» (8 класс, сцена «Встреча гостей»), «Спорт» (7 класс, «Советы известного спортсмена»), «Осенний урожай» (6 класс «Мои вкусовые пристрастия», «В магазине») и т.д.
Ролевые игры позволяют проявить творчество, инициативу, применить свои речевые и коммуникативные умения.
(Слайд 14)Для учащихся старших классов наиболее перспективным является драматизация.
Драматизация в обучении иностранному языку рассматривается как уникальный методический приём, который способствует не только формированию языковых и речевых навыков, но и более глубокому пониманию других предметных областей. Посредством драматизации обогащается и активизируется грамматический и лексический запас, осваивается новый материал, корректируется и автоматизируется произношение и интонация, формируется фонематический слух, повышается языковая компетенция, что, согласитесь, необходимо для учащихся старших классов. Но, к сожалению, с применением этой формы на данный момент мы испытываем затруднения, т.к. имеем слишком маленькую наполняемость классов.
(Слайд 15)Имея довольно большой опыт преподавания немецкого языка, беру на себя смелость утверждать, что с помощью игровых форм работы можно решить многие психолого-педагогические проблемы, выработать адекватные формы поведения, способствовать выявлению творческих способностей, развитию личностного потенциала, поднять самооценку, развить умение принимать самостоятельные решения.
А это, согласитесь, приводит к повышению у школьников познавательного интереса и тому, что они сами начинают находить интересующую их информацию, стараются самостоятельно в ней разобраться и применить её на практике. А это, уважаемые коллеги, требования Государственных образовательных стандартов.
(Слайд 16)Неоспоримый факт, что формированием творческих способностей мы занимаемся не только во время урока, но и после него. Как справедливо отмечает Рогова Г. В., «авторитет предмета, престиж иностранного языка находится в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе». Мы живём вдали от культурно – исторических центров, в условиях отсутствия социальной нагрузки на иностранный язык. Поэтому в своей педагогической практике я уделяю особое внимание внеучебной деятельности, так как использование культурологического материала создаёт условия, мотивирующие учебный процесс; способствует формированию общечеловеческих ценностей и одновременно более глубокому пониманию традиций, обычаев и культуры страны изучаемого языка, а также и культуры своего народа.
Внеклассная работа по немецкому языку в нашей школе сводится к проведению недель немецкого языка. Опыт проведения недели немецкого языка показывает, что общая непринуждённая психологически подготовленная языковая атмосфера способствует проявлению индивидуальных возможностей ребят с различным уровнем обученности.
Неделя охватывает три формы работы: массовую, групповую и индивидуальную. Учащиеся рисуют газеты, плакаты, оформляют стенды, готовят костюмы, разучивают стихи, песни, пословицы и поговорки, игры.
Мероприятия недели способствуют расширению и обогащению приобретённого учебного, языкового и речевого опыта в курсе овладения иностранным языком.
Несколько лет работает в школе кружок «Этот увлекательный немецкий», на котором ребята вовлекаются в проектные работы, углубляют страноведческие знания, принимают участие в создании банка данных немецких песен, загадок, стихов. Учатся при этом находить информацию в различных источниках, что тоже приводит к повышению культурного уровня учащихся и развитию творческих способностей.
(Слайд 17)Таким образом, мои наблюдения за процессом обучения иностранному языку с использованием интерактивных игровых форм преподавания показывают, что применение их дает положительные результаты: за последние 3 года качество обученности немецкому языку в школе немного возросло.
(Слайд18) Подведя итоги анкетирования, проведённого в преддверии конкурса, я увидела, что уроки немецкого языка большинству учащихся нашей школы нравятся, они охотно их посещают, на уроках им интересно и почти всем нравятся игровые моменты или урок-игра. В последнее время учащиеся школы начали принимать участие в дистанционных олимпиадах по немецкому языку, что означает повышение интереса к предмету. На этом мы не собираемся останавливаться и будем дальше добиваться наиболее высоких творческих показателей.
(Слайд 18)Заканчивая своё выступление, я бы хотела задать такой вопрос: «стоит ли прибегать к игровым формам обучения на уроках иностранного языка?» И могу смело и утвердительно ответить, что «стоит!» Потому что «Игра – это путь к творчеству!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.
В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...
Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....
Актуальные методики и педагогические технологии в преподавании иностранного языка при переходе на ФГОС нового поколения
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Современной школе ...
Обобщение педагогического олыта.Особенности преподавания русского языка и литературы детям с ограниченными возможностями.
Инновационный потенциал опыта: в данной работе представлена система методов и приёмов по самореализации личности детей, обучающихся на надомном обучении, в гуманитарном цикле предметов, имеющих ...
Актуальные проблемы преподавания иностранного языка и пути их решения.
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспеч...
Доклад "Современные педагогические технологии в преподавании иностранного языка"
Выступление на районном мероприятии "День специалиста", посвященном современным педагогическим технологиям в преподавании иностранного языка....
Интерактивные аспекты преподавания немецкого языка как путь формирования творческой личности
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является совершенствование форм обучения иностранному языку. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, дале...