Проект позитивной профилатики "Перспектива"
проект по теме
Сегодня как никогда актуален вопрос профилактики первичной химической зависимости среди детей, подростков и молодежи. Современный процесс воспитания подрастающего поколения предполагает расстановку акцентов на позитивную профилактику, стратегическая цель которой состоит в воспитании всесторонне-развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект позитивной профилатики "Перспектива" | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление по делам семьи и молодежи
Администрации города Ноябрьск
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детско-юношеский центр «Контакт»
Утвержден на заседании |
МО от «12» мая 2011 г. №4 |
Директор МБУ ЦРДПиМ |
«Контакт» |
__________ О.А. Макеева |
Ноябрьск
2011
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. | Наименование проекта | Проект позитивной профилактики «Перспектива» |
2. | Основание для разработки проекта |
|
3. | Цель проекта | Способствовать формированию модели здорового образа жизни посредством систематизации направлений деятельности учреждения в рамках позитивной профилактики |
4. | Авторы проекта | Директор МБУ ЦРДПиМ «Контакт» Макеева О.А. Заместитель директора, координатор МБУ ЦРДПиМ «Контакт» Сырова О.С. |
Срок реализации проекта | 2011 - 2015 год | |
5. | Категория участников | Дети 7-10 лет; Подростки 11-13 лет; Молодежь 14 - 18 лет; Молодежь 19-35 лет; Взрослое население - родители, семьи, специалисты центра |
6. | Место реализации | Муниципальное бюджетное учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Контакт» |
7. | Адрес учреждения, контактный телефон | 629809, ЯНАО, г. Ноябрьск, микрорайон П-11, телефон/факс (3496) 36 – 77 – 10 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 4 | |
2. | Цель, задачи деятельности учреждения | 5 | |
3. | Содержание деятельности | 6 | |
4. | Схема координации проектов и программ | 8 | |
5. | Цель, задачи проекта | 9 | |
6. | Блок работы с сотрудниками центра | 10 | |
7. | Блок работы с родителями | 11 | |
8. | Блок работы с детьми, подростками и молодежью | 12 | |
9. | Ожидаемые результаты | 12 | |
10. | Ресурсное обеспечение проекта | 13 | |
11. | Список используемой литературы | 15 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сегодня как никогда актуален вопрос профилактики первичной химической зависимости среди детей, подростков и молодежи. Современный процесс воспитания подрастающего поколения предполагает расстановку акцентов на позитивную профилактику, стратегическая цель которой состоит в воспитании всесторонне-развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ. МБУ ЦРДПиМ «Контакт» как социальный институт обладает рядом положительных возможностей для организации профилактической деятельности, таких как:
- наличие команды высококвалифицированных специалистов, педагогов;
- возможность формирования навыков здорового образа жизни при осуществлении тренировочной деятельности и в процессе проведения массовых мероприятий различной направленности;
- возможность организации досуговой деятельности различных категорий населения;
- укомплектованность материально-технической базы инвентарем и оборудованием;
- обеспеченность воспитательного процесса научно-методической литературой и нормативной документацией;
- сформированность системы программно-методической документации;
- наличие опыта работы в рамках комплексной программы первичной профилактики химической зависимости и комплексного плана работы в рамках пропаганды ЗОЖ.
Обладая возможностями, любое учреждение просчитывает факторы риска, которые выявлены и в нашем микрорайоне, это:
- отдаленность учреждения от города;
- отсутствие в поселке других культурных и досуговых центов;
- расположение на территории микрорайона баров, развлекательно-игровых центров;
- разрозненность одноэтажных строений, расположившихся в хаотичном порядке и занимающих обширную по площади территорию;
- наличие малообеспеченного социально-незащищенного населения и его полиэтнический состав;
- наличие в микрорайоне единственного образовательного учреждения, как социального партнера (МБОУ СОШ № 10).
Данные факторы риска способствуют асоциальному поведению подрастающего поколения, ведут к нестабильности социальной обстановки. Именно поэтому деятельность учреждения выстроена таким образом, чтобы стать для жителей микрорайона востребованными и развивать актуальность здорового жизненного стиля. Важнейшим фактором привлечения детей, подростков и молодежи, а также взрослого населения к занятиям физической культурой и спортом является организация досуга через проведение мероприятий с использованием широкого спектра форм и методов. Это способствует профилактике, ориентированной на позитивные приоритеты и здоровые жизненные установки.
На сегодняшний день вся деятельность центра выстроена с учетом комплексного подхода, который трактуется как система мер, принципов работы, действий, взаимосвязанных между собой, взаимодополняющих друг друга. На основе действующей программы развития учреждения создано инновационное воспитательное пространство в рамках приоритетных направлений молодежной политики. Коллективом проведен анализ работы в данном направлении, обозначены цели, задачи, проработаны подходы в реализации, выстроена структура воспитательной деятельности.
- ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Целью деятельности учреждения является обеспечение условий для гармоничного развития детей, подростков и молодежи, успешной и эффективной самореализации, выявление и поддержка талантливой молодежи, включение различных слоев населения в позитивные формы досуга.
Основными задачами по реализации поставленной цели являются:
- целенаправленная социально-досуговая и воспитательная работа с детьми, подростками и молодежью с учетом интересов и потребностей различных групп населения;
- разработка и реализация программ и проектов по осуществлению государственной молодежной политики в Российской Федерации, направленных на развитие и поддержку молодежных инициатив;
- организация досуга различных групп населения, проведение вечеров отдыха, игровых и культурно-досуговых программ;
- предоставление социально-досуговых услуг молодым гражданам, организация свободного времени, отдыха и содержательного досуга детей и молодежи, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
- интеграция молодежи в общественную жизнь города, региона, страны, содействие успешной социализации;
- гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, формирование правовых, культурных, нравственных ценностей;
- популяризация и пропаганда здорового образа жизни;
- реализация программ и проектов социально-профилактической направленности, в том числе профилактика вредных привычек и правонарушений, межнационального и политического экстремизма, распространение идей толерантности;
- оказание консультативной, информационно-правовой помощи по социально значимым вопросам для молодежи;
- оказание методической и организационной помощи в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий;
- сотрудничество в области культурно-досугового обслуживания с учреждениями социальной сферы деятельности;
III. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Основными направлениями деятельности учреждения являются:
- Физкультурно-оздоровительное.
- Спортивное.
- Культурно-досуговое.
- Информационно-просветительское.
- Социально-профилактическое.
- Работа с молодой семьей.
- Зоны свободного общения.
Реализация данных направлений деятельности и направлений, не включенных в основной состав, происходит посредством программно-целевого подхода. В настоящий момент в учреждении осуществляется не только учебно-развивающая деятельность, но и реализуются дополнительные досуговые проекты и программы, это:
- проект «Здоровые дети»;
- проект «Народная педагогика»;
- проект «Я – патриот своей страны»;
- проект «Семейный клуб», в рамках которого организуется работа «Клуба молодой семьи «Веста»;
- проект «Клуб выходного дня»;
- программа «Гармония жизни».
Вся система проектов направлена на создание условий для всестороннего развития подрастающего поколения и включение молодежи в различные направления молодежной политики. Принципом построения воспитательного пространства при реализации данных проектов является вариативность организационных форм, методов и приемов, которые способствуют социализации и саморазвитию молодежи, что показывает приоритеты интересной, здоровой, активной жизни.
Деятельность центра по первичной профилактике химической зависимости организуется в рамках комплексной программы «Гармония жизни». В ней предусмотрена работа с родителями, педагогами, детьми.
Схема управления воспитательным процессом на сегодняшний день выглядит следующим образом. Вся деятельность регулируется программой развития учреждения и комплексной программой «Здоровье – курс нации». В нее включена реализация тренировочной деятельности и реализация дополнительных проектов и программ. В целом вся работа ориентирована на детей, подростков, молодежь, а также на взрослое население, родителей и педагогический коллектив. Особенность методики заключается в направленности на отвлечение молодых людей от употребления психоактивных веществ и предоставление альтернативы посредством вовлечения в досуговые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
IV. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Опыт работы показывает, что в современных условиях необходимо пересмотреть основные позиции управления воспитательным процессом, выработать управленческий механизм, в рамках которого уйти от приоритета специфической профилактики к модели позитивной профилактики и от нее к городской модели здорового образа жизни. Поэтому нами разработан проект «Перспектива». Его цель - формирование модели здорового образа жизни посредством систематизации направлений деятельности учреждения в рамках позитивной профилактики.
Нами уже произведена оценка локальной ситуации, в программе развития учреждения определены факторы внешней и внутренней среды, выстроена концепция движения, поставлены цель и задачи, определены ожидаемые результаты. Мы проанализировали имеющиеся материальную базу, мобильно используем ее в процессе работы. Коллективом осуществляется проектная деятельность, ведется мониторинг и оценка воздействия. Теперь необходимо решить следующие задачи:
- определиться с корпоративной стратегией в рамках позитивной профилактики, т. е. с теми изменениями организационной структуры и культуры, на которые нам необходимо в ходе работы выйти;
- создать специальные координационные механизмы, регулирующие предстоящие изменения;
- скоординировать действия участников воспитательного процесса.
Проект создания модели не требует от педагогического коллектива учреждения комплекса управленческих, методических, организационно-стратегических шагов, связанных с пересмотром, переосмыслением концептуальных положений учреждения, поскольку у коллектива уже сложился некий взгляд на осуществление профилактической работы, которая не должна идти отдельно от общей деятельности учреждения. Сотрудники понимают, что досуговая деятельность имеет больший потенциал и ресурс эффективности в деле позитивной профилактики, она дает результаты не менее значимые, чем целенаправленные занятия в рамках одной профилактической программы специфической направленности. И для того, чтобы дети и молодежь усвоили значимость системы общечеловеческих ценностей необходимо, чтобы активными участниками позитивной профилактики явились все субъекты воспитательного процесса, а также, чтобы позитивная профилактика была интегрирована во все направления деятельности центра. В данном случае не обойтись без грамотного управленческого процесса.
Координация деятельности проекта будет осуществляться посредством следующих блоков работы:
- блок работы с коллективом работников центра;
- блок работы с родителями;
- блок работы с воспитанниками.
Блок работы с сотрудниками центра
Для ведения эффективной позитивной профилактики методистом и заместителем директора по УВР учреждения запланирована методическая работа по формированию модели позитивной профилактики в учреждении.
С целью повышения профессиональной компетентности специалистов координатором Центра на каждом методическом объединении обсуждаются вопросы профилактической деятельности, ведется индивидуальное консультирование по разработке планирования и проведению мероприятий, практикуется интеграция профилактических мероприятий в деятельность специалистов.
Методы и формы работы с педагогами предполагают индивидуальную и групповую деятельность: проведение педагогических советов, семинаров-практикумов, на которых ведется целенаправленная работа по ознакомлению с принципами профилактики, просветительское сопровождение, индивидуальное консультирование педагогов по проведению мероприятий с детьми, подростками и молодежью.
В формате данного блока запланированы совместные мероприятия с межведомственными структурами, осуществляющими деятельность непосредственно по специфической профилактике злоупотребления подростками и молодежью психоактивных веществ и наркотиков. Это встречи с оперуполномоченным ОМВП Ноябрьского МРО Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в ЯНАО, врачом психиатром – наркологом, специалистами МУ ЦПППН «Доверие» - психологом, методистом.
Целью данного направления работы является создание необходимой атмосферы заинтересованности работников через повышение уровня информированности и педагогической компетентности в области формирования установок на здоровый образ жизни.
Задачи блока:
- Ознакомить работников с принципами, статистикой и современными подходами, отечественным и зарубежным опытом работы проведения профилактических мероприятий позитивной направленности.
- Способствовать эффективному использованию информационных ресурсов.
- Управленческое сопровождение специалистов.
- Разработать совместно с педагогами Центра стратегию деятельности в рамках позитивной профилактики, учитывая особенности возраста и своевременность проведения.
- Содействовать интеграции специалистами принципов, методов и приемов позитивной профилактики.
- Организовать работу со специалистами по внедрению в проектную деятельность направления позитивной профилактики.
- Организовать повышение квалификации специалистов, обмен опытом в данных направлениях и его трансляцию.
Блок работы с родителями
Цель данного блока заключается в привлечении внимания родителей к проблеме употребления подростками психоактивных веществ, их участия в процессе организации свободного времени детей, как основы развития, воспитания и становления личности на примере родителей.
Задачи данного блока:
- повысить общий уровень родительской компетентности в вопросах организации содержательного досуга детей;
- создать единое воспитательное пространство;
- обозначить важность семейных ценностей, влияние их на установку здорового образа жизни;
- информировать родителей о возрастных особенностях детей и стереотипах поведения, ведущих к употреблению ПАВ;
- способствовать формированию специфических знаний о влиянии и признаках употребления ПАВ;
- организовать встречи родителей с узкими специалистами;
- дать рекомендации в рамках первичной профилактики и в рамках организации позитивного досуга;
- вовлекать семьи в воспитательный процесс, способствовать активности и инициативности в деле пропаганды здорового стиля жизни.
Формы взаимодействия с родителями могут быть самыми разнообразными. Это родительские собрания, индивидуальные встречи, консультации, совместное участие в мероприятиях, которое способствует укреплению и гармонизации семейных отношений, формирует позитивные детско-родительские отношения.
Такие мероприятия способствуют развитию творчества, укреплению здоровья, познания, расширению кругозора участников, формированию целого комплекса социально-значимых компетентностных качеств родителей.
Большое внимание уделяется разработке методических материалов, предназначенных для родителей, которые помогут организовать досуг детей. На стендах родителям предлагаются информационные буклеты, книжки-миниатюры, которые помогают привлечь внимание к вопросам воспитания детей, дать практические рекомендации.
Важной составляющей работы является организация встреч семей со специалистами узкого профиля, на которых обсуждаются волнующие проблемы.
Блок работы с детьми, подростками и молодежью
Цель: создание условий для успешной самореализации посредством вовлечения в позитивные формы досуга.
Задачи данного блока:
- систематически работать над имиджем учреждения, вести активную агитацию, пропаганду, рекламу объединений центра;
- предоставить разнообразие форм организации свободного времени (разноплановых объединений, секций, кружков, мероприятий);
- обеспечить активное участие данной категории в деятельности центра, микрорайона, города;
- способствовать участию неорганизованной молодежи в социально-значимой деятельности посредством организации мероприятий различной направленности;
- организовывать проведение занятий и мероприятий, направленных на предупреждение злоупотребления ПАВ детьми, подростками и молодежью;
- совершенствовать имеющиеся и разрабатывать актуальные проекты и программы.
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты в сфере работы со специалистами:
- Специалисты центра овладеют необходимой информацией и статистикой, принципами, приемами и методами работы в данном направлении;
- Специалисты смогут грамотно и эффективно использовать информационные ресурсы;
- Управленческое сопровождение поможет выявить пробелы, выстроить перспективы и устранить недостатки в работе;
- Выработанная стратегия поможет упорядочить деятельность всех блоков в рамках позитивной профилактики;
- Повысится уровень квалификации специалистов, расширится спектр работы.
Результаты в сфере работы с родителями:
- Повысится уровень компетентности в вопросах организации содержательного досуга детей и вопросах семейных ценностей;
- Создание единого воспитательного пространства поможет сообща решать проблемы и привлекать родителей к участию в жизни центра;
- Родители будут проинформированы о возрастных особенностях детей и стереотипах поведения, приводящих к употреблению психоактивных веществ;
- Родители получат от узких специалистов ответы на интересующие их вопросы, а также рекомендации по организации позитивного досуга.
Результаты в сфере работы с детьми, подростками и молодежью:
- Дети, подростки и молодежь получат более подробную информацию о работе центра, здоровом образе жизни;
- Подрастающее поколение, жители микрорайона будет вовлечены в разнообразные формы организации свободного времени;
- Повысится активность жителей в жизни центра, микрорайона, города;
- Повысится инициативность неорганизованной молодежи, которая сможет себя проявить в социально-значимой деятельности;
- Повысится число вовлеченных в занятия и мероприятия по профилактике первичной химической зависимости;
- При помощи программ и проектов работа будет выстроена на должном уровне с учетом новых тенденций.
Основными результатами реализации проекта являются:
- Отработанная корпоративная стратегия позитивной профилактики;
- Результативность профилактической деятельности;
- Динамичное развитие специалистов в рамках профилактической деятельности;
- Существенное снижение количества молодежи, вовлеченной в употребление ПАВ в городе (согласно общегородского статистического исследования);
- Стратегическая согласованность проектов и программ центра в рамках общегородской модели позитивной профилактики;
- Мобильность межведомственного взаимодействия.
VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Информационно-рекламное обеспечение осуществляется через организацию целевой рекламной кампании при поддержке СМИ, рекламные проспекты, брошюры, пригласительные.
- Финансовое обеспечение предполагает использование средств МДЦП «Молодежь Ноябрьска», ОДЦП «Молодежь Ямала», ОДЦП, МДЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и т. д.
- Материально-техническое оснащение предполагает обеспечение необходимым инвентарем и оборудованием, эффективное использование материально-технических средств учреждения, в том числе приобретенного по ОДЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
- Методическое обеспечение проекта: методический фонд МУК «Центральная библиотечная система», методическая база МБУ ЦРДПиМ «Контакт» и управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска, интернет-ресурсы.
- Кадровое обеспечение. Руководитель проекта – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ЦРДПиМ «Контакт». Непосредственная реализация возлагается на педагогический коллектив центра.
Выполнение проекта обеспечивается: руководящими кадрами и штатными сотрудниками МБУ ЦРДПиМ «Контакт»:
Заместитель директора Заместитель директора по АХЧ Методист Специалисты Медицинский работник | 1 чел. 1 чел. 1 чел. 8 чел. 1 чел. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гиль С.С. Педагогическая профилактика ПАВ – зависимости: технологии содействия самореализации подростков / С.С. Гиль, Л.В. Гиль. - М.: Ритм, 2004.
- Пономарев А.В., Лопаева Н.С. Позитивная стратегия первичной профилактики наркомании в ВУЗе, УГТУ, 2006.
- Ясенева Л.Г. Социально-педагогические механизмы становления личности ребенка в контексте профилактики наркомании, МОУ «Гимназия №1», г. Стерлитамак.
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособ. Для студентов высш. учебн. заведений/под ред. В. Сластенина, А. Колесниковой, - М.: изд. Центр «Академия», 2006.
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18.12.1006 г. № 1760 – р.
- Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М.: Голос, 2001.
- Бурцев В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления // «Человек и труд», №1. 2007.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002.