Проект позитивной профилатики "Перспектива"
проект по теме

Сырова Ольга Степановна

Сегодня как никогда актуален вопрос профилактики первичной химической зависимости среди детей, подростков и молодежи. Современный процесс воспитания подрастающего поколения предполагает расстановку акцентов  на позитивную профилактику, стратегическая цель которой состоит в воспитании всесторонне-развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление по делам семьи и молодежи 

Администрации города Ноябрьск

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеский центр «Контакт»

                                                                                             

Утвержден на заседании

МО  от   «12» мая 2011 г. №4

Директор  МБУ ЦРДПиМ

«Контакт»

__________      О.А. Макеева

   

Ноябрьск

2011

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.

Наименование проекта

Проект позитивной профилактики «Перспектива»

2.

Основание для разработки проекта

  • Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в РФ»; Концепция государственной молодежной политики в РФ, одобренная на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи, протокол № 4 от 05.12.2001;
  • Закон ЯНАО от 25.09.2009 № 70-ЗАО «О молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе»

3.

Цель проекта

Способствовать формированию модели здорового образа жизни посредством систематизации направлений деятельности учреждения в рамках позитивной профилактики

4.

Авторы

проекта

Директор МБУ ЦРДПиМ «Контакт» Макеева О.А.

Заместитель директора, координатор МБУ ЦРДПиМ «Контакт» Сырова О.С.

Срок реализации проекта

2011 - 2015 год 

5.

Категория участников

Дети 7-10 лет;

Подростки 11-13 лет;

Молодежь 14 - 18 лет;

Молодежь 19-35 лет;

Взрослое население - родители, семьи, специалисты центра

6.

Место реализации

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Контакт»

7.

Адрес учреждения,

контактный телефон

629809, ЯНАО, г. Ноябрьск, микрорайон П-11, телефон/факс  (3496) 36 – 77 – 10

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

4

2.

Цель, задачи деятельности учреждения

5

3.

Содержание деятельности

6

4.

Схема координации проектов и программ

8

5.

Цель, задачи проекта

9

6.

Блок работы с сотрудниками центра

10

7.

Блок работы с родителями

11

8.

Блок работы с детьми, подростками и молодежью

12

9.

Ожидаемые результаты

12

10.

Ресурсное обеспечение проекта

13

11.

Список используемой литературы

15

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сегодня как никогда актуален вопрос профилактики первичной химической зависимости среди детей, подростков и молодежи. Современный процесс воспитания подрастающего поколения предполагает расстановку акцентов  на позитивную профилактику, стратегическая цель которой состоит в воспитании всесторонне-развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ. МБУ ЦРДПиМ «Контакт» как социальный институт обладает рядом положительных возможностей для организации профилактической деятельности, таких как:

  • наличие команды высококвалифицированных специалистов, педагогов;
  • возможность формирования навыков здорового образа жизни при осуществлении тренировочной деятельности и в процессе проведения массовых мероприятий различной направленности;
  • возможность организации досуговой деятельности различных категорий населения;
  • укомплектованность материально-технической базы инвентарем и оборудованием;
  • обеспеченность воспитательного процесса научно-методической литературой и нормативной документацией;
  • сформированность системы программно-методической документации;
  • наличие опыта работы в рамках комплексной программы первичной профилактики химической зависимости и комплексного плана работы в рамках пропаганды ЗОЖ.

Обладая возможностями, любое учреждение просчитывает факторы риска, которые выявлены и в нашем микрорайоне, это:  

  • отдаленность учреждения от города;
  • отсутствие в поселке других культурных и досуговых центов;
  • расположение на территории микрорайона баров, развлекательно-игровых центров;
  • разрозненность одноэтажных строений, расположившихся в хаотичном порядке и занимающих обширную по площади территорию;
  • наличие малообеспеченного социально-незащищенного населения и его полиэтнический состав;
  • наличие в микрорайоне  единственного образовательного учреждения, как социального партнера (МБОУ СОШ № 10).

Данные факторы риска способствуют асоциальному поведению подрастающего поколения, ведут к нестабильности социальной обстановки. Именно поэтому деятельность учреждения выстроена таким образом, чтобы стать для жителей микрорайона востребованными и развивать актуальность здорового жизненного стиля. Важнейшим фактором привлечения детей, подростков и молодежи, а также взрослого населения к занятиям физической культурой и  спортом является организация досуга через  проведение мероприятий с  использованием широкого спектра форм и методов. Это способствует профилактике, ориентированной на позитивные приоритеты и здоровые жизненные установки.

На сегодняшний день вся деятельность центра выстроена с учетом комплексного подхода, который трактуется как система мер, принципов работы, действий, взаимосвязанных между собой, взаимодополняющих друг друга. На основе действующей программы развития учреждения создано инновационное воспитательное пространство в рамках приоритетных направлений молодежной политики. Коллективом проведен анализ работы в данном направлении, обозначены цели, задачи, проработаны подходы в реализации, выстроена структура воспитательной деятельности.

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

Целью деятельности учреждения является обеспечение условий для гармоничного развития детей, подростков и молодежи, успешной и эффективной самореализации, выявление и поддержка талантливой молодежи,  включение различных слоев населения в позитивные формы досуга.

Основными задачами по реализации поставленной цели являются:

  • целенаправленная социально-досуговая и воспитательная работа с детьми, подростками и молодежью с учетом интересов и потребностей различных групп населения;
  • разработка и реализация программ и проектов по осуществлению государственной молодежной политики в Российской Федерации,  направленных на развитие и  поддержку молодежных инициатив;
  • организация досуга различных групп населения, проведение вечеров отдыха, игровых и культурно-досуговых программ;
  • предоставление социально-досуговых услуг молодым гражданам, организация свободного времени, отдыха и содержательного досуга детей и молодежи, в том числе  находящихся  в трудной жизненной ситуации;
  • интеграция молодежи в общественную жизнь города, региона, страны, содействие успешной социализации;
  • гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, формирование правовых, культурных, нравственных ценностей;
  • популяризация и пропаганда здорового образа жизни;
  • реализация программ и проектов социально-профилактической направленности, в том числе профилактика вредных привычек и правонарушений, межнационального и политического экстремизма, распространение идей толерантности;
  • оказание консультативной, информационно-правовой помощи по социально значимым вопросам для молодежи;
  • оказание методической и организационной помощи в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных  и культурно-массовых мероприятий;
  • сотрудничество в области культурно-досугового обслуживания с  учреждениями социальной сферы деятельности;

III. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

Основными направлениями деятельности учреждения являются:

  1. Физкультурно-оздоровительное.
  2. Спортивное.
  3. Культурно-досуговое.
  4. Информационно-просветительское.
  5. Социально-профилактическое.
  6. Работа с молодой семьей.
  7. Зоны свободного общения.

        Реализация данных направлений деятельности и направлений, не включенных в основной состав, происходит посредством программно-целевого подхода. В настоящий момент в учреждении осуществляется не только учебно-развивающая деятельность, но и реализуются дополнительные досуговые проекты и программы, это:

  •  проект «Здоровые дети»;
  • проект «Народная педагогика»;
  • проект «Я – патриот своей страны»;
  • проект «Семейный клуб», в рамках которого организуется работа «Клуба молодой семьи «Веста»;
  • проект «Клуб выходного дня»;
  • программа «Гармония жизни».

Вся система проектов направлена на создание условий для всестороннего развития подрастающего поколения и включение молодежи в различные направления молодежной политики. Принципом построения воспитательного пространства при реализации данных проектов  является вариативность организационных форм, методов и приемов, которые способствуют социализации и саморазвитию молодежи, что показывает приоритеты интересной, здоровой, активной жизни.

Деятельность центра по первичной профилактике химической зависимости организуется в рамках комплексной программы «Гармония жизни». В ней предусмотрена работа с родителями, педагогами, детьми.

Схема управления воспитательным процессом на сегодняшний день выглядит следующим образом. Вся деятельность регулируется программой развития учреждения и комплексной программой «Здоровье – курс нации». В нее включена реализация тренировочной деятельности и реализация дополнительных проектов и программ. В целом вся работа ориентирована на детей, подростков, молодежь, а также на взрослое население, родителей и педагогический коллектив. Особенность методики заключается в направленности на отвлечение молодых людей от употребления психоактивных веществ и предоставление альтернативы посредством вовлечения в досуговые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.  



IV. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Опыт работы показывает, что в современных условиях необходимо пересмотреть основные позиции управления воспитательным процессом, выработать управленческий механизм, в рамках которого уйти от приоритета специфической профилактики к модели позитивной профилактики и от нее к городской модели здорового образа жизни. Поэтому нами разработан проект «Перспектива». Его цель - формирование модели здорового образа жизни посредством систематизации направлений деятельности учреждения в рамках позитивной профилактики.

Нами уже произведена оценка локальной ситуации, в программе развития учреждения определены факторы внешней и внутренней среды, выстроена концепция движения, поставлены цель и задачи, определены ожидаемые результаты. Мы проанализировали имеющиеся материальную базу, мобильно используем ее в процессе работы. Коллективом осуществляется проектная деятельность, ведется мониторинг и оценка воздействия. Теперь необходимо решить следующие задачи:

  • определиться с корпоративной стратегией в рамках позитивной профилактики, т. е. с теми изменениями организационной структуры и культуры, на которые нам необходимо в ходе работы выйти;
  • создать специальные координационные механизмы, регулирующие предстоящие изменения;
  • скоординировать действия участников воспитательного процесса.

Проект создания модели  не требует от педагогического коллектива учреждения комплекса управленческих, методических, организационно-стратегических шагов, связанных с пересмотром, переосмыслением концептуальных положений учреждения, поскольку у коллектива уже сложился некий взгляд на осуществление профилактической работы, которая не должна идти отдельно от общей деятельности учреждения. Сотрудники понимают, что досуговая деятельность  имеет больший потенциал и ресурс эффективности в деле позитивной профилактики, она дает результаты не менее значимые, чем целенаправленные занятия в рамках одной профилактической программы специфической направленности. И для того, чтобы дети и молодежь усвоили значимость системы общечеловеческих ценностей необходимо, чтобы активными участниками позитивной профилактики явились все субъекты воспитательного процесса, а также, чтобы позитивная профилактика была интегрирована во все направления деятельности центра.  В данном случае не обойтись без грамотного управленческого процесса.

Координация деятельности проекта будет осуществляться посредством следующих блоков работы:

  • блок работы с коллективом работников центра;
  • блок работы с родителями;
  • блок работы с воспитанниками.

Блок работы  с сотрудниками центра

Для ведения эффективной позитивной профилактики методистом и заместителем директора по УВР учреждения запланирована методическая работа по формированию модели позитивной профилактики в учреждении.

С целью повышения профессиональной компетентности специалистов координатором Центра  на каждом методическом объединении обсуждаются вопросы профилактической деятельности, ведется индивидуальное консультирование по разработке планирования и проведению мероприятий, практикуется интеграция профилактических мероприятий в деятельность специалистов.

Методы и  формы работы с педагогами предполагают индивидуальную и групповую деятельность: проведение педагогических советов, семинаров-практикумов, на которых ведется целенаправленная работа по ознакомлению с принципами профилактики, просветительское сопровождение, индивидуальное консультирование педагогов по проведению мероприятий с детьми, подростками и молодежью.

В формате данного блока запланированы совместные мероприятия с межведомственными структурами, осуществляющими деятельность непосредственно по  специфической профилактике злоупотребления подростками и молодежью психоактивных веществ и наркотиков. Это встречи с оперуполномоченным ОМВП Ноябрьского МРО Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в ЯНАО, врачом психиатром – наркологом, специалистами МУ ЦПППН «Доверие» - психологом, методистом.

Целью данного направления работы является создание необходимой атмосферы заинтересованности работников через  повышение уровня информированности и педагогической компетентности в области формирования установок на здоровый образ жизни.

Задачи блока:

  1. Ознакомить работников с принципами, статистикой и современными подходами, отечественным и зарубежным опытом работы проведения профилактических мероприятий позитивной направленности.
  2. Способствовать эффективному использованию информационных ресурсов.
  3. Управленческое сопровождение специалистов.
  4. Разработать совместно с педагогами Центра стратегию деятельности в рамках позитивной профилактики, учитывая  особенности возраста и своевременность проведения.
  5. Содействовать интеграции специалистами принципов, методов и приемов позитивной профилактики.
  6. Организовать работу со специалистами по внедрению в проектную деятельность направления позитивной профилактики.
  7. Организовать повышение квалификации специалистов, обмен опытом в данных направлениях и его трансляцию.

Блок работы с родителями

Цель данного блока заключается в привлечении внимания родителей к проблеме употребления подростками психоактивных веществ, их участия в  процессе организации свободного времени детей,  как основы развития, воспитания и становления личности на примере родителей.

Задачи данного блока:

  • повысить общий уровень родительской компетентности в вопросах организации содержательного досуга детей;
  • создать единое воспитательное пространство;
  • обозначить важность семейных ценностей,  влияние их на установку здорового образа жизни;
  • информировать родителей  о возрастных особенностях детей и стереотипах поведения, ведущих к  употреблению ПАВ;
  • способствовать формированию специфических знаний о влиянии и признаках употребления  ПАВ;
  • организовать встречи родителей с узкими специалистами;
  • дать рекомендации в рамках первичной профилактики и в рамках организации позитивного досуга;
  • вовлекать семьи в воспитательный процесс, способствовать активности и инициативности в деле пропаганды здорового стиля жизни.

Формы взаимодействия с родителями  могут быть самыми разнообразными. Это родительские собрания, индивидуальные встречи, консультации, совместное участие в мероприятиях, которое способствует укреплению и  гармонизации семейных отношений, формирует позитивные детско-родительские отношения.

Такие мероприятия способствуют развитию творчества, укреплению здоровья, познания, расширению кругозора участников, формированию целого комплекса социально-значимых компетентностных качеств родителей.

Большое внимание уделяется разработке методических материалов, предназначенных для родителей, которые помогут организовать досуг детей. На стендах родителям предлагаются информационные буклеты, книжки-миниатюры, которые помогают привлечь внимание к вопросам воспитания детей, дать практические рекомендации. 

        Важной составляющей работы является организация встреч семей со специалистами узкого профиля, на которых обсуждаются волнующие проблемы.

Блок работы с детьми, подростками и молодежью

Цель: создание условий для успешной самореализации посредством вовлечения в позитивные формы досуга.

Задачи данного блока:

  • систематически работать над имиджем учреждения, вести активную агитацию, пропаганду, рекламу объединений центра;
  • предоставить разнообразие форм организации свободного времени (разноплановых объединений, секций, кружков, мероприятий);
  • обеспечить активное участие данной категории в деятельности центра, микрорайона, города;
  • способствовать участию неорганизованной молодежи в социально-значимой деятельности посредством организации мероприятий различной направленности;
  • организовывать проведение занятий и мероприятий, направленных на предупреждение злоупотребления ПАВ детьми, подростками и молодежью; 
  • совершенствовать имеющиеся и разрабатывать актуальные проекты и программы.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты в сфере работы со специалистами:

  1. Специалисты центра овладеют необходимой информацией и статистикой, принципами, приемами и методами работы  в данном направлении;
  2. Специалисты смогут грамотно и эффективно использовать информационные ресурсы;
  3. Управленческое сопровождение поможет выявить пробелы, выстроить перспективы и устранить недостатки в работе;
  4. Выработанная стратегия поможет упорядочить деятельность всех блоков в рамках позитивной профилактики;
  5. Повысится уровень квалификации специалистов, расширится спектр работы.

Результаты в сфере работы с родителями:

  1. Повысится уровень компетентности в вопросах организации содержательного досуга детей и вопросах семейных ценностей;
  2. Создание единого воспитательного пространства поможет сообща решать проблемы и привлекать родителей к участию в жизни центра;
  3. Родители будут проинформированы о возрастных особенностях детей и стереотипах поведения, приводящих к употреблению психоактивных веществ;
  4. Родители получат от узких специалистов ответы на интересующие их вопросы, а также рекомендации по организации позитивного досуга.

Результаты в сфере работы с детьми, подростками и молодежью:

  1. Дети, подростки и молодежь получат более подробную информацию о работе центра, здоровом образе жизни;
  2. Подрастающее поколение, жители микрорайона будет вовлечены в разнообразные формы организации свободного времени;
  3. Повысится активность жителей в жизни центра, микрорайона, города;
  4. Повысится инициативность неорганизованной молодежи, которая сможет себя проявить в социально-значимой деятельности;
  5. Повысится число вовлеченных в занятия и мероприятия по профилактике первичной химической зависимости;
  6. При помощи программ и проектов работа будет выстроена на должном уровне с учетом новых тенденций.

Основными результатами реализации проекта являются:

  1. Отработанная корпоративная стратегия позитивной профилактики;
  2. Результативность профилактической деятельности;
  3. Динамичное развитие специалистов в рамках профилактической деятельности;
  4. Существенное снижение количества молодежи, вовлеченной в употребление ПАВ в городе (согласно общегородского статистического исследования);
  5. Стратегическая согласованность проектов и программ центра в рамках общегородской модели позитивной профилактики;
  6. Мобильность межведомственного взаимодействия.

VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  • Информационно-рекламное обеспечение осуществляется через организацию целевой  рекламной кампании при поддержке СМИ, рекламные проспекты, брошюры, пригласительные.
  • Финансовое обеспечение предполагает использование средств МДЦП «Молодежь Ноябрьска», ОДЦП «Молодежь Ямала», ОДЦП, МДЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и т. д.
  • Материально-техническое оснащение предполагает обеспечение необходимым инвентарем и оборудованием, эффективное использование материально-технических средств учреждения, в том числе приобретенного по ОДЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
  • Методическое обеспечение проекта: методический фонд  МУК «Центральная библиотечная система», методическая база МБУ ЦРДПиМ «Контакт» и управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска, интернет-ресурсы.
  • Кадровое обеспечение. Руководитель проекта – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ЦРДПиМ «Контакт». Непосредственная реализация возлагается на педагогический коллектив центра.

Выполнение проекта обеспечивается: руководящими кадрами и штатными сотрудниками МБУ ЦРДПиМ «Контакт»:

Заместитель директора

Заместитель директора по АХЧ

Методист

Специалисты

Медицинский работник

1 чел.

1 чел.

1 чел.

8 чел.

1 чел.

                 

               

                                   

                        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гиль  С.С. Педагогическая  профилактика ПАВ –  зависимости: технологии  содействия  самореализации подростков / С.С. Гиль, Л.В. Гиль. - М.: Ритм, 2004.
  2. Пономарев А.В., Лопаева Н.С. Позитивная стратегия первичной профилактики наркомании в ВУЗе, УГТУ, 2006.
  3. Ясенева Л.Г. Социально-педагогические механизмы становления личности ребенка в контексте профилактики наркомании, МОУ «Гимназия №1», г. Стерлитамак.
  4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособ. Для студентов высш. учебн. заведений/под ред. В. Сластенина,                       А. Колесниковой, - М.: изд. Центр «Академия», 2006.
  5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18.12.1006 г. № 1760 – р.
  6. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М.: Голос, 2001.
  7. Бурцев В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления // «Человек и труд», №1. 2007.
  8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002.