Технологические приемы мультимедийного урока
статья по теме
В данной статье описываются возможности мультимедийных приемов в программе MS Power Point для создания интересных и многофункциональных презентаций для использования в учебной деятельности.
Коллеги, жду ваших комментариев :)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_multimediynye_priemy_fomin_a.d._mbou_srednyaya_shkola_no6_kogalym.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологические приемы мультимедийного урока.
В современном мире компьютер используются во всех сферах деятельности, поэтому для повышения эффективности обучения учитель должен уметь использовать компьютерные технологии на своих уроках. В связи с этим каждому учителю необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями компьютера. Под минимальными знаниями понимается то, что учитель должен свободно работать с текстовой информацией на компьютере, создавать и редактировать слайды презентации, используя программные продукты компании Microsoft.
Одно из самых популярных приложений пакета MS Office 2003/2007, применяемым на уроках с использованием информационных технологий, является программа MS PowerPoint, которая позволяет создавать презентации высокого уровня. Сама по себе презентация - это целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого материала в презентации.
Программа MS PowerPoint проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель-предметник независимо от того, какой предмет он преподает. Поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то я думаю, что это одна из тех программ, с которой учителю необходимо начать изучение компьютера.
В данной статье будут охарактеризованы технологические приемы медиаурока, а также выявлены направления их применения в образовательном процессе.
Технологические приемы, используемые при создании мультимедийного урока, разнообразны и эффективность их применения в большей степени зависит от самого учителя и, конечно же, от изучаемого предмета. Причина в том, что тот или иной прием будет эффективен, допустим, на уроке русского языка, но не подойдет при создании презентации по биологии.
При использовании программы MS PowerPoint можно выделить более двадцати технологических приемов при создании презентации. Среди них такие, как прием «лупа», «анимационная эвристика», прием «интеллектуальная разминка», прием «указка», «листание», прием «ЛОТО», «титры» и другие.
Теперь рассмотрим каждый технологический прием поподробнее.
Прием «Листание».
Используется в целях концентрации большого объёма иллюстративного материала или текста на одном участке экрана. Так через «листание» можно проследить различные сюжеты произведений, творческой деятельности художника, поэта и т.д. Принцип «листания» может имитировать чтение книги, допустим, при описании череды событий.
Данный прием технически достигается следующим образом. На слайде создается какая либо рамочка (имитация развернутой книги), затем иллюстрации, фрагменты текстов, изображения, таблицы и т.д. накладываются один на другой. Появление «страниц книги» друг за другом можно установить в автоматическом режиме или по щелчку мыши в зависимости от дидактических целей учителя. Когда в программе PowerPoint используется прием анимации «растягивание» в режиме «горизонтально, слева», то данный прием достигает большего эффекта.
Прием «Интеллектуальная разминка».
«Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую ученики могут решить, опираясь на ранее изученный материал, с беглого опроса определений, понятий, терминов, дат, устного счета, решения легких примеров и т.д., то есть всего того, что требует краткого, быстрого ответа. На слайде появляются вопросы (возможно использование иллюстраций, схем, звуковых файлов+).
Прием «Титры».
Данный прием, как и прием «листание», может быть использован в целях концентрации огромного объема информации на одном участке экрана (слайда). При использовании этого приема на уроках литературы (чтения в начальной школе), также можно проследить сюжет какого либо произведения.
Технически это достигается таким же образом как и в приеме «листание», только целесообразно в программе PowerPoint использовать анимации «появление снизу» в режиме «входа» и «выхода».
Прием «Лупа».
Этот прием можно использовать на уроках географии, биологии. В более сложных компьютерных программах он, безусловно, работает эффективней, но и в условиях постановочных демонстраций его применение оправдано, когда нужно сконцентрировать внимание на детали иллюстрации при сохранении её общей панорамы.
Механически это делается таким образом, необходимый фрагмент «вырезается», увеличивается и далее по щелчку появляется в необходимом участке слайда (иллюстрации). Для анимации наиболее удачен эффект «увеличение». И главное, следите за качеством увеличенного фрагмента.
Прием «ЛОТО».
Приём обеспечивает быстрый способ проверки знаний ученика. Применим для любого типа урока, а также легко вписывается в выбранный учителем этап урока в зависимости от запланированной цели и поставленных задач.
Основной принцип приёма: от ложной информации - к целостному правильному ответу.
Значимость: анализируя информацию, ученики осуществляют поиск правильного решения, обобщают, сравнивают и закрепляют знания.
Прием «Анимационная ретроспекция».
Ретроспекция (от лат. retro - назад и specio - смотрю), обращение к прошлому, обзор прошедших событий. Появление, затем исчезновение, затем вторичное появление текста на этапе закрепления можно определить как прием анимационной ретроспекции, который, по сути, является мини-тестом на отдельном этапе занятия. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить адекватность его усвоения школьниками. Использование анимации также целесообразно при «порционном» усвоении материала.
Прием «Анимационная эвристика».
Эвристика (от греч. heurйsko - отыскиваю, открываю). Данный прием направлен на развитие творческой деятельности учащихся для решения ряда поставленных задач (распознание объектов, доказательство теоремы и т.д.). Использование анимации позволяет наглядно изобразить процесс решения какой-либо поставленной задачи. Учитель может создать проблемную ситуацию. В ходе «мозгового штурма» (обсуждения) ученики выходят на решение учебной задачи, а затем появляется иллюстрация, формула, схема, таблица, фамилия учёного или литературного персонажа и т.п., которая является результатом мыслительной или творческой деятельности учащихся.
Используя вышеописанные технологические приемы при создании мультимедийных презентаций к уроку, учитель решает сразу же несколько проблем (вопросов):
· Отпадает мысль о том, как разместить весь материал, используя обычную доску (прием «Листание»)
· Нет необходимости готовить к уроку листочки, чтобы проверить ранее изученный материал у учащихся (прием «Интеллектуальная разминка»).
· Правильно подготовленная презентация с использованием различных технологических приемов позволяет в большей мере провести замену устаревших ТСО на новые, которые для школьников покажутся более интересными и современными. Появляется заинтересованность к тому или иному предмету.
Таблица эффективности применения вышеописанных
технологических приемов в учебной деятельности.
Предмет Техноло- | Русский язык | Литера-тура | Матема-тика | История | Био-логия | Геогра-фия |
1. Листание | + | + | ||||
2.Интеллек-туальная разминка | + | + | + | + | + | + |
3. Титры | + | + | ||||
4. Лупа | + | + | + | + | ||
5. ЛОТО | + | + | + | + | ||
6.Анимационная | + | + | + | + | ||
7.Анимационная | + | + | + | + | + |
Ссылка: http://admkogalym.ru/index?tid=633200003&area=490,4563&context=%D4%EE%EC%E8%ED&domains=admkogalym.ru&find=true&inputsubmit=x%3D-1259;y%3D-154&mode=2&qg=site:admkogalym.ru&serverurl=admkogalym.ru&sitesearch=admkogalym.ru&tid=633200003&nd=458201740
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия по теме «Технологические приемы точения деталей цилиндрической формы»
Цель занятия - научить приемам точения удлиненных деталей (на примере изготовления точеной утвари по теме «Скалка», правильному положению рук при точении)....
Основные технологические приемы работы с интерактивными досками
статья о применении интерактивной доски на уроках и презентация...
«Проблемы в процессе обучения иностранному языку в начальной школе и решение их с помощью технологических приемов»
Статья посвящена проблемам обучения иностранному языку в начальной школе и решение их с помощью технологических приемов....
Тест "Виды машинных швов". Выполнен с использованием технологического приема "Анимированная сорбонка"
Контроль знаний...
Фарафонова А.П., учитель английского языка ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Технологическая карта с урока применением приема построения интеллект-карт 5 класс
Тема урока: Russia is my love Цель урока: воспитание любви к Родине.Задачи: · развивать способность критически мыслить;·...
Технологическая карта к уроку физической культуры "Основные приемы игры в волейбол. Передача мяча сверху двумя руками. Развитие координационных способностей"
Технологическая карта к уроку физической культуры. Тип урока-открытие новых знаний....