Вперед к звездам
методическая разработка по теме

игровая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Центр дополнительного образования детей»

Барабинского района Новосибирской области

        

Разработала: Комарова Анастасия Геннадьевна

педагог МКОУ Центр ДОД

2012г.

Цели и задачи:

1.Ознакомить обучающих с хохломской росписью и приемами её выполнения.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.
3.Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.
4.Формировать навыки работы с художественными материалами.
5.Освоить основные виды хохломского орнамента травка, пряник, под фон, кудрина.

Тип занятия комбинированный.

Оборудование и материалы:

А. для педагога: репродукции с изображениями произведений хохломской росписи, карта Центральной России, раздаточный материал с изображением элементов хохломской росписи и орнаментальных композиций. Таблица с изображением предметов хохломской росписи, хохломские изделия, мел, доска, гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой, ноутбук, интерактивная доска.

Б. для детей: альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Оформление доски

Пособия виды хохломской росписи. Хохломские изделия.

План занятия

1. Повторение изученного материала.
2. Беседа об истории развития хохломского промысла и основных элементах росписи,  (презентация)
3. Постановка художественной цели.
4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов хохломской росписи и несложных композиций.
5. Подведение итогов занятия. Демонстрация и обсуждение выполненных работ.

Домашнее задание. Принести рисунки изделий хохломской росписи. Книги по народным промыслам.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здороваюсь. Проверяю готовность детей к занятию.

II. Объяснение нового материала.

Сегодня на занятие мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской.

Демонстрация хохломских изделий

Чтение литературного отрывка

Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.

просмотр презентации.

обучающиеся:

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». И действительно, хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала-дерева. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».

Педагог.

Возвращаясь к истории развития хохломской росписи можно сказать, что-хохлома так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сел и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за ее пределами. И в сознании покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с именем торгового села.
Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи-край насыщенной истории и самобытной культуры.

обучающиеся:

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XYП века. Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров и т. д.
В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования, были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь точили исстари местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью сплетенной из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только  жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто ее  расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупрежденный живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи.

Технология промысла.

Оказывается, прежде чем стать золотой, «хохлома» бывает и серебряной и глиняной. Обо всех этих превращениях мы сейчас и поговорим. Посмотрите на первую из кружек. Это - «бельё». Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже она попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт, и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском. И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками. Итак, серебристая луженая кружка расписана. Художник - красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов. Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

Инструменты и материалы. Виды изделий.

Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.
Хохломская роспись выполняется масляными красками.
Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.
Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.

Демонстрация изделий хохломы.

Вопросы к группе. Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент?

Орнамент - это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Геометрический - узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т. д.). Растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья). Орнитоморфный – узор, где основным мотивом является изображение образа птицы. Зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животных.
Молодцы.

Вопрос. А теперь подумайте, какие виды орнамента встречаются в хохломской росписи?

В хохломской росписи встречается растительный и орнитоморфный орнаменты.

Педагог. Теперь давайте посмотрим, какие цвета используют художники в хохломской росписи.

Продолжение просмотра презентации. 

В хохломской росписи основные цвета красный и черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки-приписок.

Виды хохломской росписи

Хохломская роспись бывает  двух видов: верховое письмо  и фоновое. Верховое письмо - это травная роспись, роспись «под листок».  Фоновое письмо - это кудрина, роспись «под фон». (Показ примеров письма).

1. Верховое письмо

Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы  «травинки» имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики».
Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки» «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки» - это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Травный орнамент.  Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «осочки», «усики», «листочки», «ягодки».

Роспись под листок. Разновидностью  «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.).

2. Роспись «под фон»

Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.

Эскизы роспись «под фон».

3. Кудрина.

Рисунок  «кудрина» является разновидностью росписи «под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.
Пожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Её начинают так же, как и роспись  «под фон», с нанесения  контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи  «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.

Эскизы «кудрина».

Современное состояние промысла.

 Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30 х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла  и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель,  сувениры и пр.

Выставки. Работы мастеров хохломской росписи экспонируются на различных выставках.

Прежде чем приступить к выполнению практической части урока хочу обратить ваше внимание еще раз на приемы работы кистью по овладению письма данной росписи. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Показ учителем приемов работы кистью при написании элементов росписи.
Раздается раздаточный материал (приложения 1-8) в зависимости от подготовленности учащихся. Задание дается по рядам  первый ряд слабо подготовленные учащиеся выполняют элементы травного орнамента, второй ряд более подготовленные учащиеся выполняют роспись «под листок», самые одаренные учащиеся третий ряд выполняют композицию пряник или кудрину по желанию.

IV. Самостоятельная работа.

При необходимости можете наметить  изображение сначала карандашом.
Во время выполнения практической работы хожу по рядам, провожу индивидуальную работу. На часто повторяющиеся ошибки, обращаю внимание всего класса.

V. Итог занятия.

Небольшой просмотр выполненных работ.

  1. Композиционное размещение на листе бумаги
  2. Правильность выполнения
  3. Умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль
  4. Аккуратность исполнения

Выбираем наиболее удачно выполненные работы.
Анализ ошибок.

Заключение. Презентация.

Небольшой опрос на определение видов хохломского орнамента.

VI. Задание на дом.

Принести рисунки изделий хохломской росписи. Книги по народным промыслам.

Раздаточный материал

Приложение 1

Элементы «травка»

Приложение 2 «композиция травка»

Приложение 3

Приложение 4 «травка», «под листок»  

Приложение  5 «под фон»

Приложение 6 «Пряник»

Приложение 7 « элементы кудрина»



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Центр дополнительного образования детей»

Барабинского района Новосибирской области

Разработала: Комарова Анастасия Геннадьевна

педагог МКОУ Центр ДОД

2012г.

Сценарий для постановки
русской народной сказки
в кукольном театре

Продолжительность спектакля: 25 минут; количество актеров: от 2 до 7.

Действующие лица:

Колобок
Дед
Бабка
Заяц
Волк
Медведь
Лиса

Действие первое

На переднем плане слева деревенский дом. Справа деревья. На втором плане лес.

Из-за деревьев справа выходит Дед с вязанкой хвороста и идет к дому. На середине сцены останавливается и кладет вязанку на край ширмы.

Дед

Ох, умаялся! Устал!
Я сегодня рано встал,
Десять грядок посадил,
В лес за хворостом сходил.
Много переделал дел,
А покушать не успел.
Бабка, скоро ли обед?

Из окна выглядывает Бабка.

Бабка (весело)

А его, дедочек, нет!
Ели хлеб и пили квас
Вот и вышел весь запас!
Будет новый урожай,
Так обедать приезжай!

Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается.

Дед

Погоди-ка, бабка, слышишь,
В кладовой скребутся мыши.
Ты скорей туда пойди,
По сусекам помети.
Собери муку в совок,
Испечем мы колобок.
В общем, бабка, покумекай.

Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.

Бабка

Ты ж пока сходи на реку
И водицы принеси,
Чтобы тесто замесить!
Ну а лучше ключевой
Да не мертвой, а живой!

Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.

Бабка

Как пойду я, как пойду
По сусекам помету!
Соберу муку в совок,
Испеку нам колобок!

Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке.

Дед

Вот студеная вода!

Бабка

Наливай ее сюда!

Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.

Бабка (поет)

Тили-тили-тили-тесто –
Дед жених, а я невеста,
Коли доживем до мая,
Будет свадьба золотая!

Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.

Дед

Ставь его скорее в печку!

Бабка

Обожди, мое сердечко!
Коли тесто подойдет,
Легче в рот потом войдет!
Ждем, ждем, ждем… А вот сейчас
Ставить в печку в самый раз!

Бабка уносит комок теста в дом.

Дед

Вот премудрое занятье!
Никогда не мог понять я,
Почему бы хлеб нам печь
Не могла сама испечь?

Бабка выглядывает в окно.

Бабка

Что стремиться к чудесам,
Если можешь сделать сам?

Бабка выносит Колобка на крыльцо.

Бабка

Вот смотри-ка с пылу с жару.
Скоро сядем к самовару
И, как водится, вдвоем
С колобком чайку попьем.

Дед хочет его взять, но обжигается.

Дед

Ай!

Бабка

Ты руки не тяни,
Пригодятся нам они.
Подожди еще малечко,
Пусть постынет на крылечке.
Мы ж, пока он спустит жар,
Подогреем самовар.

Дед с Бабкой скрываются в доме.

Колобок (испуганно)

В печке чуть не засушили,
А теперь и съесть решили.
Ждать я смерти не могу,
Я из дома убегу!

Колобок спрыгивает с крылечка и скрывается за правой кулисой. Бабка и дед выходят из дома.

Бабка (изумленно)

Дед, смотри, он укатился,
С нами даже не простился!

Дед (сокрушенно)

А все ты! Мол, посиди,
Подожди да подожди.
Вот, остались без обеда!

Бабка

Может быть, пойдем по следу?

Дед

Полно, бабка, не шути,
Колобка нам не найти!

Бабка (причитая)

Эх, дедочек мой, дедочек,
Укатился колобочек,
Сколько лет с тобой живем –
Все вдвоем, да все вдвоем…
Нет ни дочки, ни сынка.

Дед

Да не уж-то Колобка
Хочешь ты усыновить?

Бабка (вздыхая)

Может быть, дед, может быть!
Он ведь только что родился.
Ах, зачем он укатился
И куда теперь пойдет?
Пропадет он, пропадет!

Дед

Да уж, вышел бойкий слишком!

Бабка

Ох, хлебнет беды мальчишка.
Воротился бы домой
Колобок, сыночек мой!
А все ты! У, бессердечный!

Дед

Что ж меня ты пилишь вечно?
Нет моей ни в чем вины.
Бабка, испеки блины!

Действие второе

На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане лес.

Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.

Колобок

Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!

Навстречу Колобку из-за деревьев справа выходит Заяц.

Заяц

Любит серенький зайчишка
Бегать по лесу вприпрыжку!
Ушками все слушать,
Зубками все кушать!
Ты же свеженький совсем,
Погоди, тебя я съем!

Колобок отпрыгивает в сторону.

Колобок

Не хочу я быть обедом,
Я ушел от бабки с дедом!
Я не попаду в беду,
От тебя, Косой, уйду!

Колобок быстро катится мимо Зайца и исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним.

Заяц

Стой!

Колобок

Гоняйся хоть пол дня,
Не догонишь ты меня!

Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок

Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Волк.

Волк

Хочет ухватить волчок
Всех зубами за бочок
Положить в свой ротик,
А потом в животик.
Ты вот свеженький совсем!
Погоди, тебя я съем!

Колобок

Не хочу я быть обедом!
Я ушел от бабки с дедом,
Ты меня бы не пужал,
Я от Зайца убежал!
Догонять меня без толку,
Убегу я и от волка!

Колобок быстро катится мимо Волка и исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок

Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Медведь.

Медведь

Обожает с медом пышки
Кушать косолапый мишка.
Ты же свеженький совсем!
Погоди, тебя я съем!

Колобок

Не хочу я быть обедом!
Я ушел от бабки с дедом,
Ты меня бы не пужал,
Я от Зайца убежал!
Догонять меня без толку,
Убежал я и от Волка.
Я не попаду в беду,
От тебя, Медведь, уйду!

Колобок быстро катится мимо Медведя и исчезает за деревьями справа. Медведь убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок

Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Лиса.

Лиса

Вы слыхали про лису?
Нет хитрей меня в лесу.
В назиданье детям всем
Колобка сейчас я съем!

Колобок

Не хочу я быть обедом!
Я ушел от бабки с дедом,
И от Зайца убежал.
Волк мне тоже угрожал.
Я его не испугался,
И Медведю я не дался!
Я не попаду в беду,
От тебя, Лиса, уйду!

Лиса (вкрадчиво)

Славно, милый, ты поешь,
Жаль, что слов не разберешь.
Сядь ко мне на язычок,
Про румяный спой бочок.

Колобок

Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый …

Лиса набрасывается на Колобка и съедает его.

Лиса

Колобок!
Он ушел от бабки с дедом,
Не хотел он быть обедом.
Сел ко мне на язычок…
А ведь вкусный, дурачок!

Конец.

Сценарий для постановки
сказки Льва Николаевича Толстого
в кукольном театре

Продолжительность спектакля: 25 минут; количество актеров: от 3 до 5.

Действующие лица:

Маша
Михаило Иваныч
Настасья Петровна
Мишутка
Рассказчик

На втором плане большая стена с окном и крышей, на первом плане две бревенчатых стены-кулисы и стол посередине.

Рассказчик

За старой яружкой
В дремучей чащобе
Стояла избушка
От всех на особе
Из бревен горбатых,
Пеньков и сучья.
Жила в ней мохнатых
Медведей семья.

Из-за правой кулисы выходит медведь, идет к столу и занимает место у самой большой чашки.

Рассказчик

Медведя Михайло
Иванычем звали.
Так громко рычал он,
Что стены дрожали.
Ходил он в лаптищах
Длиною в аршин.
Глазищи, когтищи –
Все было большим.

Из-за правой кулисы выходит медведица, идет к столу и занимает место у чашки поменьше.

Рассказчик

Медведицу звали
Настасья Петровна.
Такая дуб свалит
Одна, безусловно.
На званом обеде
Сидит дотемна,
Но все же медведя
Поменьше она.

Из-за правой кулисы выходит медвежонок, идет к столу и занимает место у самой маленькой чашки.

Рассказчик

А сын их, Мишутка,
Был маленький самый –
Пушистая шубка
И нос, как у мамы,
Пытается папу
Он перереветь
И сам косолапит,
Как взрослый медведь.

Михайло Иваныч (громким голосом)

Обедать без толку
На сытое брюхо.

Настасья Петровна (голосом чуть потише)

Пошли что ли волку
Наступим на ухо,
Чтоб целые сутки
Бревном пролежал
И воем Мишутку
Своим не пужал.

Медведи уходят и скрываются за левой кулисой.

Рассказчик

Ушли. И не важно,
Что с волком случилось,
Ведь девочка Маша
В лесу заблудилась.
Отбилась от стайки
Веселых подруг.
Была на лужайке,
И вот в чаще вдруг.

Голос Маши тихонько (как бы вдалеке, но все время приближаясь) кричит «Ау!». В ответ несколько раз ухает сова.

Рассказчик

Звала, но в ответ ей
Лишь вторило эхо,
И совы с ветвей
Надрывались от смеха.
Как в тягостной дреме
Вперед она шла,
И вот в буреломе
Избушку нашла.

Из-за левой кулисы появляется Маша и начинает оглядываться по сторонам.

Маша

Как по лбу корытом!
Очнуться бы дома.
А дверь-то открыта,
В сенях вот солома.
Коль есть кто в избушке,
Так мой вам поклон.

Маша кланяется, идет к столу и занимает место перед большой чашкой.

Маша

Дойти б до опушки
И из лесу вон!
Хозяин, знать, вышел
Из дому недавно –
И печь жаром пышет,
И пахнет так славно.
Три чашки с похлебкой.
Их три, я одна.
Не время быть робкой,
Когда голодна.

Маша берет большую ложку и черпает из большой чашки.

Маша

Какая большая,
Так мне несподручно.

Маша берет ложку поменьше и черпает из второй чашки.

Маша

А в этой мешает
Рисунок. Он скучный.

Маша берет самую маленькую ложку и черпает из самой маленькой чашки.

Маша

А эта вот чашка,
Как будто по мне.
И с боку ромашка,
И, вроде, вкусней.

Маша доедает похлебку и скрывается за правой кулисой. Стол исчезает, появляются три стула.

Маша выходит из-за левой кулисы.

Рассказчик

Из чашки похлебку
Всю девочка съела.

Маша

Не время быть робкой,
Устала, так села.

Маша подходит к самому большому стулу и пытается взобраться на него. У нее не получается.

Маша

Нет, стул этот что-то
Уж больно велик.

Маша подходит к стулу поменьше и с трудом садится на него.

Маша

И здесь неохота –
Сидишь, как кулик.
Что так и что эдак,
Никак не годится.
На елке без веток
Удобней садиться!

Маша подходит к самому маленькому стулу и садится на него.

Маша

А этот вот стульчик,
Как будто по мне!
Ой, серый павучик
Бежит по стене!

Маша отклоняется на стуле, стул падает вместе с ней.

Маша

Неужто сломался?
Доска старовата.
А может, упал сам –
Я не виновата!

Маша поспешно скрывается за правой кулисой. Стулья исчезают, появляются три кровати.

Маша выходит из-за левой кулисы и направляется к самой большой кровати.

Маша

Подушечки стопкой…
Стемнело, кажись.
Не надо быть робкой,
Пора спать – ложись!

Маша выглядывает из-за спинки самой большой кровати.

Маша

Просторно здесь слишком.
Лежишь, словно в поле.

Маша исчезает и выглядывает уже из-за спинки кровати поменьше.

Маша

А здесь… Ой, три мышки!
И дырки от моли.

Маша исчезает и выглядывает уже из-за спинки самой маленькой кровати.

Маша (зевая)

А эта кроватка,
Как будто по мне.
Лежать уже сладко,
А спать так вдвойне!

Кровати вместе с Машей исчезают, на сцене снова появляется стол и три чашки.

Рассказчик

Уснула. А тут и
Медведи вернулись.

В дом из-за левой кулисы входят медвежонок, медведица, медведь и занимают места у своих чашек.

Михайло Иваныч (громким голосом)

Да с волком мы будто
В лесу разминулись.
Ну, ладно, Петровна,
Обедать пора.
Так голоден, словно
Во брюхе дыра.

Медведь берет самую большую ложку и наклоняется к своей чашке.

Михайло Иваныч (грозно)

Кто ложкой моею
Хлебал в моей чашке?
Поймаю злодея,
Прибью как букашку!

Медведица берет ложку поменьше и наклоняется к своей чашке.

Настасья Петровна

И в чашке моей тот
Злодей похлебал!
Невзвидел бы света,
Коль в лапы попал!

Медвежонок берет маленькую ложку и наклоняется к своей чашке.

Мишутка (тоненьким голоском)

А в чашке моей все
И вовсе пропало!
Остался бы здесь он,
Его бы не стало!

Медведь и медведица хлебают из своих чашек.

Михайло Иваныч (примирительно)

Давайте похлебку
Свою доедим,
Подбросим дров в топку
Да час посидим,
Погреем немного
Уставшие лапы.

Медвежонок пытается зачерпнуть своей ложечкой из маминой чашки, она его бьет своей ложкой по лбу.

Настасья Петровна

А ну-ка не трогай,
Проси вон у папы.

Медвежонок подходит к медведю и пытается зачерпнуть своей ложечкой из его большой чашки. Медведь отпихивает его.

Михайло Иваныч

Ты б лап не совал-то,
А ну отойди!
Еду прозевал, так
Голодный сиди!

Медвежонок возвращается на место. Медведь и медведица доедают похлебку. Все трое скрываются за правой кулисой. Стол исчезает, появляются три стула. Мишуткин стул лежит на полу. Медведи появляются из-за левой кулисы. Медведь походит к своему стулу и садится.

Михайло Иваныч

Я вижу, на стуле
Сидел моем кто-то,
Как вошь на бауле,
А сдвинуть охота!

Медведица подходит к своему стулу и садится.

Настасья Петровна

Мой стул тоже сдвинут,
Не так он стоял!

Медвежонок подходит к своему стулу.

Мишутка (чуть не плача)

А мой опрокинут!
Кто стул мой сломал?

Михайло Иваныч

Ну вот, посидели,
Пора спать ложиться.
Авось, на постели
Поменьше тужится.
А завтра, гулять коль
По лесу пойдем.
Уж мы того татьку
В яруге найдем.

Медведи встают со стульев и скрываются за правой кулисой. Стулья исчезают, появляются три кровати. В самой маленькой спит Маша. Медведь подходит к самой большой кровати.

Михайло Иваныч (удивленно)

Ну, надо же, даже
В кровать он забрался!
Ему мы покажем,
Лишь только б попался!

Медведица подходит к своей кровати.

Настасья Петровна

В моей он кровати
Помял всю постель.
На части порвать бы
Таких вот гостей!

Медвежонок подходит к своей кроватке.

Мишутка

Ой, вот она! Злая!
Хватайте! Вяжите!
Ее покусаю,
Вы только держите!

Маша вскакивает и, уворачиваясь от медведей, бросается бежать к левой кулисе. Медведи гонятся за ней.

Рассказчик

В лесу ночью страшно,
Но здесь пострашней.
И бросилась Маша
Бежать. А за ней
Погнались медведи
И вскоре отстали,
Но лишь на рассвете
Искать перестали.
Она ж добежала
До дома цела
И всем рассказала,
Где ночью была.

Конец.

Однажды Волк украл в деревне Теленка. Засунул поскорей в мешок и принес к себе в избу. А там решил съесть его не спеша и с удовольствием. Вытряхнул из мешка и ахнул:

Волк. Какой маленький! Какой славненький!

Теленочек. Ма-а-а-ма,

Тоненько пропищал Теленочек.

Волк. Где?

Встрепенулся Волк.

Теленочек. Ты – мама.

Сказал Теленочек и указал копытцем на Волка. Оторопел Волк заметался по избе; отыскал зеркало, стер пыль с него, пригладил уши и посмотрел на себя.

Волк. Вроде мужчина… ты что, вчера родился, что ли?

Теленочек. Не

 проговорил теленочек

Теленочек. Сегодня

Волк. А-а… тогда другое дело!

Согласился Волк

Волк. Ты поспи пока, а там разберемся, кто я тебе: мама или папа.

Положил Волк Теленочка на подстилку, сам лег на кровать. Прикрылся лохмотьями и задумался:

Волк. Такого маленького, такого несмышленого даже есть неудобно!

А Теленочек проснулся и замычал:

Теленочек. Есть хочу!

В это время мимо избушки Волка шла Лиса. Услыхала мычание. Заглянула в окно и обрадовалась:

Лиса. Ой, Волк, какой Теленочек! Давай его съедим!

Волк. Да ты что?!

Возмутился Волк

Волк. Он же такой маленький!

Лиса. Верно, вырастет, тогда и съедим. Тогда его станет больше!

Лиса облизнулась и пошла своей дорогой. А Волк быстрей к Козе побежал за едой. Увидала Коза Волка. Испугалась. Заперлась в избушке. Долго Волк ее через окошко уговаривал, про Теленочка рассказывал. Ну, когда Коза все поняла, вынесла ему целое ведро ароматного козьего молока. Расчувствовался Волк, низко Козе поклонился и преподнес ей цветок. А потом осторожно понес молоко домой.

Поставил ведро перед Теленочком, а сам рядом пристроился, смотрит, как тот пьет. Теленочек поел и сразу подрос! А Волк уже во вкус вошел: приятно о ком-то заботиться. Вот он и говорит:

Волк. Ты иди, погуляй вон на полянке, воздухом подыши! А я тут по хозяйству, да приберусь…

Побежал Теленок на полянку, а Волк стирку затеял да сам с собой и разговаривает:

Волк. Детям ведь что- чистота нужна. Ребенки, они в грязи расти не смогут!

Шел мимо избушки Кабан- хулиган. Папироска в зубах торчит.

Кабан. Чего делаем, папаша?

Волк. Не видишь, что- ли? Теленку стираю…

Кабан. А-а-а! Лиса говорила. Ты еще с ней поделиться обещал

Волк. Обещал- обещал… Там видно будет!

Кабан. Ну, бывай, отец

Сказал Кабан и двинулся дальше. А Волк стирку продолжил. Но что- то неспокойно на душе у него стало. И прямо с мокрым полотенцем из избы выбежал- да на полянку! И вовремя! Там Кабан уже протягивал Теленку папироску. Хлестнул его Волк мокрым полотенцем.

Кабан. Ты что, дядя?

Оторопел Кабан

Волк. Я тебе покажу, дядя! Ребятенку несмышленышу, цыгарку совать! А ну, убирайся отсюда!

Привел волк Теленка домой, а тот опять есть просит! Что делать? Думал, думал Волк и решил переодеться разбойником. Спрятался он в кустах у лесной дороги. Смотрит едет по дороге мужичок с возом сена. Выскочил Волк-разбойник на дорогу в шляпе. На глазах- маска и ножик в лапе! И прохрипел:

Волк. Сено или жизнь?

Мужик. Жизнь, жизнь.

Быстро сообразил мужичок. Скатился с воза и побежал в деревню.

А Волк все сено домой перетащил. Позвал Теленочка.

Волк. Питайся, сынок, расти большой!

Тут через забор во двор Медведь заглянул.

Медведь. Здорово, сосед

Пробасил он.

Медведь. Лиса говорила, ты Теленочка откармливаешь…

Волк. Тихо, тихо

Прижал палец к губам Волк

Волк. Иди, иди отсюдова!

Медведь согласился, пошел себе мирно дальше, решив, что пусть себе подрастет еще Теленок. А Теленок доел сено и превратился в упитанного бычка.

Теленочек. Слушай, тот, что с зубами наружу, Кабан его фамилия, говорит, что я тебе не родной…

Волк. Да ты что?!

Задохнулся от возмущения Волк. Вынес во двор зеркало: Во смотри! Ну, вылитый я!

Теленочек. Ага. Только знаешь что… Я теперь есть хочу!

Тут уж Волк всерьез озаботился. Раз он родитель, значит, и вести себя надо солиднее… И вот пошел он в деревню. Стал во дворы заглядывать. Видит, в одном мужичок начал дрова рубить, да умаялся. Сел на завалинку, пригорюнился. Волк тут как тут:

Волк. Разрешите мол помочь!

Быстро все дрова переколол, в поленницу сложил. Чего толь не сделаешь. Чтобы родное дитя покушало! Ну, а мужичок дал ему за работу целую бадью вкусной похлебки. Принес волк бадью домой, а тут Кабан, Лиса и Медведь появились.

Спрятал волк Теленка в доме, бадью перед ним поставил, крепко дверь запер. А сам к гостям вышел.  Прижался для надежности к двери и как закричит:

Волк. Не отдам его! Мой он, мой!

Но Каба, Лиса и Медведь слушать Волка не стали. Перелезли через забор и прямо к волку направились. От двери его отпихнуть хотят да Теленка съесть. Что будет? Один против троих! Тем временем теленок съел всю похлебку и превратился в здоровенного быка! Услышал он, что Волка обижают, выбил рогами дверь, так что Волк даже в сторону отлетел, да как набросится на непрошенных гостей!

Те со страху скорей через забор- да и в лес! Еле ноги унесли! А Волк протянул лапы к Бычку и завопил:

Волк. Сынок мой, умница!!

Бычок. Папаня!

Пробасил Бычок.

Волк. То-то обрадовался Волк.

Волк. А то все «ма-ма, мама»…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Вперед девчонки! Вперед мальчишки"

сценарий конкурсно-игровой программы, посвященнойДню защитника Отечества и международному женскому дню (для учащихся 5-6 классов) Составила классный руководитель Фабер Г.Н. Цели и задачи: - развить...

Вперед, мальчишки,вперед, девчонки!

Конкурсно-игровая программа в форме КВН для учащихся 5 класса...

Музейный урок "Вперед, к звездам!"

Космонавтика – одно из важнейших направлений развития  науки и техники в нашей стране. Эта отрасль играет немаловажную политическую роль, способствует укреплению международного авторитета нашей с...

Концертно - развлекательная программа «Давай Россия! Вперед, вперед!»

Цели и задачи: Развивать патриотические чувства, чувство долга и ответственности  за судьбу своей Родины. Прививать интерес к историческому прошлому своей страны....

Классный час "Вперед, к звездам!"

Классный час посвящен полету первой женщины-космонавта - Терешковой В.В....

Классный час "Вперед к звездам"

Материал для проведения классного часа "Вперед к звездам" ко Дню Космонавтики....