Мы выстояли!
план-конспект урока (10 класс) по теме

Красавина Наталья Николаевна

Классный час посвященный 70 летию снятия блокады Ленинграда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА: «МЫ ВЫСТОЯЛИ!»

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:

 Обучающие:

  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
  • формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие:

  • развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
  • создавать ситуацию для самовыражения ребенка;

Воспитывающие:

  • познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
  • воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

№ П/П

СЛАЙД

ТЕКСТ

1

Слайд № 1

  Приближается самая знаменательная дата, самый великий праздник всего нашего города – это День снятия Блокады. Каждый человек должен знать историю той страшной трагедии, которую пережил весь город. Проходят десятилетия, уходят из жизни ветераны, дети блокады стираются из памяти события, даты, имена, лица…И вот для многих эти страшные дни кажутся далёким и, возможно, не столь значимым событием. Многие политики пытаются переписать историю, уменьшить роль советского солдата в победе над фашизмом, а то и вытравить из людской памяти эти события. Этого нельзя допустить. Сегодня мы собрались для того чтобы поговорить  о тех трагических событиях, узнать правду о блокаде, о людях, мужественно переносивших все тяготы сурового времени и ковавших победу на фронте и в тылу.

     В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда (С-Петербург), который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю жителей выпали неимоверные трудности. Они жили под постоянными бомбёжками, мерзли, умирали от голода. Нет ни одной ленинградской семьи, которая бы не потеряла своих близких. Жизнь ленинградцев - это каждодневный подвиг. Вместе с взрослыми защищали город и юные ленинградцы. Они тушили зажигалки, работали на заводах, помогали людям, ослабевшим от голода, были сынами полков, партизанами.

2

Слайд № 2

В 27 января мы отмечаем  70 лет снятия блокады Ленинграда. Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, его традиции, патриотизм жителей. В секретном документе говорилось: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии и непрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей». Для достижения этого к Ленинграду бросили огромные силы: 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов. В помощь советским войнам создавалось народное ополчение и партизанские отряды. Несмотря на героизм и отвагу, в сентябре 1941г. враг подошел к городу и окружил его. На защиту города поднялись все жители и в короткий срок превратили его в крепость. Школьники помогали рыть окопы, проверяли светомаскировку. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога танков. Школьники за неделю собрали более 1 млн. бутылок для смеси. Школьники дежурили в госпиталях, помогали раненым и медперсоналу, выступали с концертами. Наравне с взрослыми, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

3

Слайд № 3

В газете «Смена» была помещена заметка школьника Вовы Иванова: «Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг слышу шум самолета, потом какой-то свист, и  рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва немного растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул её в бочку с водой. Зашипела она как змея и погасла. В бочку я бросил ещё штуки три, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришел Вова Крашилин. С ним мы погасили последние 4 бомбы. Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много, ни мало - 12 зажигательных бомб. За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тыс. тяжелых снарядов, 5 тыс. фугасных и 10 тыс. зажигательных бомб. Была уничтожена третья часть жилья.

ЧТЕЦ: Мы отомстим за все: за город наш,

Великое творение Петрово,

За жителей, оставшихся без крова,

За мертвый, как гробница, Эрмитаж,

 За виселицы в парке над водой,

Где стал поэтом Пушкин молодой.

За гибель петергофского «Самсона»,

За бомбы в Ботаническом саду,

Где тропики дышали полусонно

(Теперь они дрожат на холоду).

За все, что накопил разумный труд,

Что немцы превратили в груды груд.

4

Слайд № 4

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941г. они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и ИТР получали по 250г. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети по 125г. в день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей и целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

5

Слайд № 5

Смерть входила во все дома. Люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода. Все эти нечеловеческие тяготы наравне со взрослыми переносили и дети.

ЧТЕЦЫ: Склонившись над мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется…  

А за Невою клубится пожарища дым.

 А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

 - «Где твоя мама, мальчик?»

- «Дома».

- «А где твой дом, сынок?»

- «Сгорел».

Он сел. Его снежком заносит

В его глазах мутится свет

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Блокада - далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи вмерзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

6

Слайд № 6

Учитель: Гитлер надеялся взять город измором, что ленинградцы не выдержат и перестанут защищать город. Но фашисты просчитались. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят человечность страдавших людей, их уважение друг к другу.

ЧТЕЦ: В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом...» есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой и Зари Александровны Малютиной, бывших в блокадные дни школьницами.

«Помню, в булочной мне сделалось плохо, - рассказывает Ольга Николаевна, - я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«А мне запомнилось, - рассказывает Заря Александровна,- как в страшную зиму 1941г. стояла в уголке булочной маленькая девочка лет 7. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба  по 5-10 грамм. А ведь это был для каждого кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла её мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для неё.

Учитель: (раздаёт учащимся маленькие кусочки хлеба, держит в руках хлеб весом 125 грамм) Ребята, у меня в руках кусочек хлеба, весом 125 грамм. Это была дневная норма хлеба в блокадном Ленинграде. У каждого из вас в руках хлеб. Мягкий, душистый, вкусный. Каждый день мы привыкли видеть его на своём столе в изобилии. Порой мы относимся к хлебу небрежно, выбрасываем недоеденные куски, не ценим его и не думаем о том, что когда- то это был шанс выжить, не умереть с голода для тысяч ленинградцев. Помните об этом всегда и берегите хлеб. В городе не было света, тепла, не работала канализация.

7

Слайд № 7

За водой приходилось ходить на Неву и набирать её из замерзающих прорубей. Не работал транспорт. Основным транспортным средством были детские саночки. На них перевозили мебель для отопления из разрушенных домов, воду их проруби, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гроб не было).

8

Слайд № 8

«Все для фронта, все для победы!» - боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 дней блокады они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 12000 минометов, 10 млн. снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. На заводы пришли выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, вчерашние школьники, многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки  рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

ЧТЕЦ: Да, мы не скроем - в эти дни

        Мы ели клей, потом ремни,

        Но, съев похлебку из ремней,

        Вставал к станку упрямый мастер,

        Чтобы точить орудий части.

        Необходимые войне.

        И он точил, пока рука

        Могла производить движенья.

        А если падал - у станка,

        Как падает солдат в сраженье.

9

Слайд № 9

Вся страна помогала Ленинграду в его борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни. 2 ноября 1941 года на ещё неокрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку.

ЧТЕЦ: И было так: на всем ходу машина задняя осела.

        Шофер вскочил, шофер на льду.

        Ну, так и есть, мотор заело.

        Ремонт на 5 минут - пустяк.

        Поломка эта - не угроза,

        Да рук не разомкнуть никак: их на руле свело морозом.

        Чуть разогнешь - опять сведет.

        Стоять? А хлеб? Других дождаться?

        А хлеб - 2 тонны? Он спасет 16 тысяч ленинградцев.

        И вот в бензине руки он смочил, поджег их от мотора  

        И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.

        Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони.

        Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари.

        16 тысяч матерей пайки получат на заре,

        125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

        О, мы познали в декабре:

        Не зря «священным даром» назван

        Обычный хлеб, и тяжкий грех

        Хотя бы крошку бросить наземь.

10

Слайд № 10

Вплоть до 23 апреля 1942г. по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от смерти эта легендарная ледовая трасса.

11

Слайд № 11

18 января 1943г. в результате наступательной операции блокада Ленинграда была прорвана. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

27 января 1944г. в Ленинграде прогремел салют в честь полного освобождения города.

12

Слайд № 12

Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе с взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

Год 41... Год 42...

Полгорода лежит в земле сырой.

13

Слайд № 13

Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений.

Люди!

Покуда сердца стучат, - помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песнь свою, отправляя в полет, - помните!

О тех, кто уже никогда не споет, - помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам, ведя корабли,  

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю:

Помните!

14

Слайд № 14

Никто не забыт ни что не забыто!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они выстояли!"

Классный час "Они выстояли!" посвящен  событиям, завершившимся более 64 года назад: 900 дневной блокаде Ленинграда, Героям Ленинградцам....

Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде

Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград"  p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...

ТЫ ВЫСТОЯЛ, КРАЙ МОЙ РОДНОЙ!

разработка внеклассного занятия...

Сценарий фестиваля детского творчества "Ты не могла не выстоять, Москва!"

Предлагаем вниманию коллег сценарий "Ты не могла не выстоять, Москва!", проведенный в форме фестиваля детского творчества. Мероприятие посвящено памятной датет в истории Отечества -70-летию битвы под ...

Мы выстояли, мы победили. Снятию блокады Ленинграда посвещается…

Мы выстояли, мы победили. Снятию блокады Ленинграда посвещается…Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, посвященное 70-летию освобождения Республики Адыгея от немецко-фашистских захватчиков «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, посвященное 70-летию освобождения Республики Адыгея от немецко-фашистских захватчиков  «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважен...

Литературно-исторический журнал в 10 классе «Но выстоял великий наш солдат, и выстоял бессмертный Сталинград»

Данное мероприятие посвящено 70-ти летию Сталинградской битвы. Можно проводить классах среднего и старшего звена. Целью является развитие чувства гордости и сопричастности к прошлому своего народа, а ...