Рабочая программа
рабочая программа по теме
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 060101 Лечебное дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) 01
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_programma_pm_07_dlya_ekspertitzy_firo.docx | 98.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 07
2013 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования профессионального образования 060101 Лечебное дело
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ставропольского края Пятигорский медицинский колледж
Разработчики:
Богданова Г.А., преподаватель высшей категории
Великая И.П., преподаватель высшей категории
Рекомендована методическим советом Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ставропольского края Пятигорский медицинский колледж
Заключение методического совета колледжа № 3 от «12 » января 2012 года.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. 1. ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………………………….. 4 | |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ………….. 6 | |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля……………………………………………………………………………………. 7 | |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………29 | |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) ………………………………………………………………………..33 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
07 «____________________________________________________________»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 060101 Лечебное дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) 01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. /6.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2. / 6.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ПК 4.10. Владеть основами гигиенического питания.
ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
ПК 4.12. Осуществлять сестринский процесс.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации
- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
- обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ;
- применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики;
- соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций
уметь:
- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
- оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
- оказывать помощь при потере, смерти, горе;
- осуществлять посмертный уход;
- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
- проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;
- использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного
знать:
- способы реализации сестринского ухода;
- технологии выполнения медицинских услуг
- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
- принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
- основы профилактики внутрибольничной инфекции;
- основы эргономики
1.3.Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – часов;
самостоятельной работы обучающегося – часов;
учебной и производственной практики часов
- 2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности младшая медицинская сестра по уходу за больными, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1 | Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности |
ПК 4.2. | Соблюдать принципы профессиональной этики. |
ПК 4.3. | Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. |
ПК 4.4. | Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. |
ПК 4.5. | Оформлять медицинскую документацию. |
ПК 4.6. | Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. |
ПК 4.7. | Обеспечивать инфекционную безопасность. |
ПК 4.8. | Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала. |
ПК 4.9. | Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения. |
ПК 4.10. | Владеть основами гигиенического питания. |
ПК 4.11. | Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. |
ПК 4.12. | Осуществлять сестринский процесс |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 8. | Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности. |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Раздел 1. Оказание медицинских услуг и уход за пациентом | |||||||||
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | |||||||||
Всего: |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ | |||
МДК | |||
Тема 1. История сестринского дела | Содержание | ||
Основные вехи истории сестринского дела Основоположники сестринского дела. Участие А. Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны. Российское общество Красного Креста. Развитие сестринского дела в первые годы советской власти. Создание системы среднего специального медицинского образования. Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе. | 1 | ||
Тема 2. Философия сестринского дела | Содержание | ||
Принципы философии сестринского дела в России. Фундаментальные понятия философии сестринского дела. Этические компоненты как основа философии сестринского дела. Сестра как независимый специалист в сфере здравоохранения. Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер и Этического Кодекса медицинских сестер России | 1 | ||
Тема 3. Общение в сестринском деле | Содержание | ||
Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна». Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения. Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения. Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные | 1 | ||
Практическое занятие | |||
Типы и каналы общения, эффективное общение. | 2 | ||
Тема 4. Обучение в сестринском деле | Содержание | ||
Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная. Способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д. Цели обучения: промежуточные конечные. Реалистичность целей. Условия достижения целей | 1 | ||
Практическое занятие | |||
Организация и оценка обучения. | 2 | ||
Тема 5. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела | Содержание | ||
Основные концепции теории А. Маслоу. Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела. Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента. Сравнительная характеристика основных положений моделей Д. Орэм и В. Хендерсон. Принципы выбора модели сестринского ухода | 2 | ||
Тема 6. Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу | Содержание | ||
Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи, Эффективность и качество сестринского ухода. Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах | 1 | ||
1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки 2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем. 3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств. 4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода. 5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка. Документация к сестринскому процессу | |||
Тема 7. Потребность пациента в нормальном дыхании | Содержание | ||
Первичная оценка потребности в нормальном дыхании. Признаки нарушения функций нормального дыхания. Особенности потребности в нормальном дыхании в разных возрастных группах Возможные проблемы пациента в связи с нарушением удовлетворения потребности в нормальном дыхании. Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании. Возможные сестринских вмешательств при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании. Оценка сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании. Документирование всех этапов сестринского процесса | 1 | ||
Тема 8. Потребность пациента в адекватном питании и питье | Содержание | ||
Первичная оценка потребности в адекватном питании и питье. Основы гигиенического питания. Особенности потребности в адекватном питании и питье в разных возрастных группах Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в адекватном питании и питье Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в адекватном питании и питье Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в адекватном питании и питье Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в адекватном питании и питье Документирование всех этапов сестринского процесса | 1 | ||
Тема 9. Потребность пациента в физиологических отправлениях | Содержание Первичная оценка потребности в физиологических отправлениях Особенности потребности в физиологических отправлениях в разных возрастных группах Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в физиологических отправлениях Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в физиологических отправлениях Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в физиологических отправлениях Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в физиологических отправлениях Документирование всех этапов сестринского процесса | 1 | |
Тема 10. Потребность пациента в движении | Содержание Первичная оценка потребности в движении Особенности потребности в движении в разных возрастных группах Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в движении Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в движении Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в движении Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в движении Документирование всех этапов сестринского процесса | 1 | |
Тема 11. Потребности пациента в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены | СодержаниеПервичная оценка потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены Особенности потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены в разных возрастных группах Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены Документирование всех этапов сестринского процесса | 1 | |
Тема 12. Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды. | Содержание | ||
Первичная оценка потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды Особенности потребностей в поддержании нормальной температуры тела и безопасной окружающей среды в разных возрастных группах Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды Документирование всех этапов сестринского процесса | 1 | ||
Тема 13. Потребности пациента в общении; труде и отдыхе. | Содержание | ||
Первичная оценка потребностей в общении; труде и отдыхе Особенности потребностей в общении; труде и отдыхе в разных возрастных группах Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в общении; труде и отдыхе Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в общении; труде и отдыхе Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребностей в общении; труде и отдыхе Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в общении; труде и отдыхе Документирование всех этапов сестринского процесса | 1 | ||
Тема 14. Сестринский процесс при боли | Содержание | ||
Виды и характеристика боли. Эмоциональная и физическая сторона боли. Первичная оценка боли Возможные проблемы пациента, связанные с болью Определение целей сестринского ухода при боли Возможные сестринские вмешательства при боли Оценка результатов сестринского ухода при боли Документирование всех этапов сестринского процесса | 1 | ||
Тема 15. Внутрибольничная инфекция | Содержание Масштаб проблемы ВБИ, структура ВБИ Способы передачи инфекции в медицинском учреждении Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции Группы риска ВБИ: пациенты хирургических, урологических, реанимационных отделений и т.д. Резервуары возбудителей ВБИ: руки персонала, инструментарий, оборудование, лекарственные средства и т.д. Санитарно-противоэпидемический режим различных помещений медицинского учреждения | ||
2 | |||
Практические занятие | 2 | ||
1. Работа с кровью и биологическими жидкостями | 2 | ||
2 | |||
2.Обработка рук персонала. | |||
3. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала | |||
Тема 16. Дезинфекция | Содержание | ||
Понятие «дезинфекция». Виды и методы дезинфекции Общие требования к дезинфекционному режиму в ЛПУ Приказы, регламентирующие способы, режимы и средства для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации Характеристика современных средств дезинфекции Токсичность дезинфицирующих препаратов. Меры предосторожности. Структура и классификация медицинских отходов Организация системы сбора и удаления отходов в ЛПУ Функциональные обязанности должностных лиц ЛПУ по сбору, хранению и удалению отходов | 3 | ||
2 | |||
1 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
1 | |||
Практические занятие | |||
1. Подготовка и использование дезинфицирующих растворов. | 2 | ||
2. Дезинфекция. Правила обращения с медицинскими отходами | 2 | ||
Тема 17. Предстерилизационная очистка инструментов. Стерилизация. Принципы работы централизованного стерилизационного отделения | Содержание Значимость предстерилизационной очистки инструментария многоразового использования, аппаратуры. Стерилизация: понятие, методы и режимы. Документы, регламентирующие способы стерилизации. Стерилизаторы: паровой, воздушный, газовый Устройство и функции ЦСО. Преимущества стерилизации в ЦСО: постоянный контроль качества стерилизации, современная аппаратура, механизация предстерилизационной очистки Недостатки при стерилизации вне ЦСО: отсутствие постоянного бактериологического контроля, ручная предстерилизационная очистка. Неполный цикл контроля качества предстерилизационной очистки | ||
2 | |||
Практическое занятие | |||
1. Стерилизация. | 2 | ||
2. Устройство и функции ЦСО. | |||
Тема 18. Организация безопасной среды для пациента и персонала | Содержание Факторы риска для пациентов в ЛПУ. Выявление пациентов с высоким риском несчастных случаев. Помощь сестринского персонала, направленная на снижение риска падений, травм, ожогов, отравлений и поражений электрическим током Вредное воздействие на организм хлор- и фенолсодержащих дезинфектантов, сенсибилизаторов (лекарственных средств), фотосенсибилизаторов Симптомы, связанные с чрезмерным воздействием некоторых токсичных химических препаратов. Способы защиты от воздействия токсичных веществ: использование защитной одежды, вентиляции, обучение персонала, уход за кожей. Правила техники безопасности при работе с ртутьсодержащим оборудованием. | ||
Неблагоприятное воздействие на организм сестры фармацевтических препаратов Неблагоприятное воздействие на организм сестры отходов анестезирующих газов Неблагоприятное воздействие на сестру вредных микробиологических факторов: виды возбудителей, беременность и опасность воздействия микробиологических факторов на плод Неблагоприятное воздействие облучения. Меры, направленные на предупреждение облучения сестринского персонала | 2 | ||
Тема 19. Воздействие на организм сестры физической нагрузки. Профилактика заболеваний, связанных с физической нагрузкой | Практические занятие 1. Биомеханика тела, эргономика. | ||
2. Перемещение пациента одним, двумя и более лицами в кровати. | |||
3. Перемещение пациента одним, двумя и более лицами вне кровати. Помощь пациенту при ходьбе. | 3 | ||
Тема 20. Участие в санитарно-просветительской работе среди населения | Содержание | ||
Роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья человека Консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья – одна из новых обязанностей среднего медперсонала Цели и принципы консультирования по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды | 2 | ||
Тема 21. Прием пациента в стационар. Ведение документации. | Содержание | ||
Устройство и функции приемного отделения стационара. Пути госпитализации пациентов в стационар | 1 | ||
Практические занятие | |||
1. Документация приемного отделения. | 2 | ||
2. Определение массы тела и роста пациента Осмотр на педикулез. | |||
3. Санитарная обработка пациента. | |||
4. Транспортировка пациента | |||
Тема 22. Оценка функционального состояния пациента | Содержание | ||
Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи. Понятие о лихорадке. Виды, периоды лихорадки. Нормальные показатели АД, ЧДД, пульса. | 2 | ||
Практические занятие | |||
1. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки | 2 | ||
2. Измерение АД. | |||
3. Определение ЧДД, регистрация | |||
4. Определение пульса. | |||
Тема 23. Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации | Содержание | ||
Организация питания в стационаре Понятие и основные принципы лечебного питания Контроль санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроки хранения пищевых продуктов | 2 | ||
Практические занятие | |||
Составление порционного требования. (Приказ Минздрава ССС от 23.04.85 № 540 «Об улучшении организации лечебного питания в ЛПУ», Приказ Минздрава СССР от 14.06.1989 № 369 «Об изменениях и дополнении приказа Минздрава СССС от 23.04.85 № 540) Раздача пищи Кормление тяжелобольного пациента в постели: сервировка стола, кормление из ложки и поильника Техника введения назогастрального зонда. Кормление пациента через назогастральный зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жанэ Питьевой режим; помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости. Определение водного баланса Дезинфекция использованного оборудования | |||
2 | |||
Тема 24. Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней. | Содержание | ||
Значение личной гигиены пациента. Задачи сестринской помощи в зависимости от состояния пациента Бельевой режим стационара Пролежни, места образования, стадии развития. Факторы, способствующие развитию пролежней. Шкалы оценки риска развития пролежней (Ватерлоу). Профилактика пролежней. (Приказ Минздрава РФ от 17 апреля 2002 г. N 123 "Об утверждении отраслевого стандарта "Протокол ведения больных. Пролежни") Особенности личной гигиены в различные возрастные периоды | 2 | ||
Практическое занятие Требование к постельному белью. Приготовление постели Смена нательного и постельного белья Размещение пациента в постели в положениях Фаулера, Симса, на спине, на боку, на животе Проведение туалета тяжелобольного пациента: уход за слизистыми полости рта, чистка зубов, уход за зубными протезами, удаление корочек и носовой полости, удаление выделений из ушей, уход за глазами (промывание глаз), умывание, уход за кожей и естественными складками, опрелости (причины, места образования, меры профилактики), смена подгузника, уход за наружными половыми органами, уход за волосами (мытье головы, расчесывание) Подача судна и мочеприемника (мужчине и женщине) Техника мытья рук, ног, стрижки ногтей на руках и ногах пациента. Бритье пациента. Универсальные меры предосторожности при стрижке ногтей, бритье Дезинфекция использованного оборудования Консультирование пациента и его семьи по вопросам личной гигиены тяжелобольного пациента | |||
2 | |||
Тема 25. Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия | Содержание | ||
Понятие «простейшая физиотерапия» Виды и цели простейших физиотерапевтических процедур. Противопоказания для тепловых физиотерапевтических процедур, применения холода Возможные осложнения физиотерапевтических процедур и их профилактика Оксигенотерапия. Цели и методы оксигенотерапии. Техника безопасности при работе с кислородом | 2 | ||
Практическое занятие | |||
Постановка горчичников Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом Приготовление и применение холодного, горячего, согревающего, лекарственного компрессов Осуществление оксигенотерапии с помощью носовой кислородной канюли, лицевой маски, носового катетера Дезинфекция использованного оборудования | 2 | ||
Тема 26. Клизмы. Газоотводная трубка. | Содержание | ||
Газоотводная трубка. Цели ее применения, противопоказания и возможные осложнения Клизмы. Виды клизм: очистительная, послабляющая (масляная и гипертоническая), сифонная, лекарственная Механизм действия различных видов клизм, показания, противопоказания и возможные осложнения | 2 | ||
Практическое занятие | |||
Постановка газоотводной трубки (на фантоме) Подготовка пациента и постановка различных видов клизм (на фантоме) Наблюдение и уход за пациентом после окончания процедуры. Дезинфекция использованного оборудования | 2 | ||
Тема 27. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного мочевого катетера и уход за ним. | Содержание | ||
Цели катетеризации, противопоказания и возможные осложнения | 2 | ||
Практическое занятие | |||
Виды катетеров, размеры Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме) Введение постоянного катетера Фолея у мужчин и женщин (на фантоме) Уход за промежность пациента с постоянным мочевым катетером Уход за постоянным мочевым катетером. Применение различных мочеприемников Обучение пациента и его родственников уходу за постоянным катетером и мочеприемником Дезинфекция использованного оборудования | 2 | ||
Тема 28. Промывание желудка. | Содержание | ||
Цели проведения промывания желудка Противопоказания и возможные осложнения | 2 | ||
Практическое занятие | |||
Виды желудочных зондов Промывание желудка Особенности проведения манипуляции пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии Взятие промывных вод для исследования Дезинфекция использованного оборудования Уход при рвоте | 2 | ||
Тема 29. Медикаментозное лечение в сестринской практике | Содержание | ||
Правила хранения и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту, в процедурном кабинете Выписка, учет и хранение наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств. Хранение препаратов списка «А» и «Б» Правила раздачи лекарственных средств. Понятия «до еды», «во время еды», «после еды» Пути введения лекарственных средств. Способы наружного применения лекарственных средств. Информация, необходимая пациенту для осознанного участия в лекарственной терапии Осложнения инъекций и взятия венозной крови и меры, направленные на предупреждение осложнений | 2 | ||
Практическое занятие | |||
Выборка назначений из медицинской карты стационарного больного Выписывание требований на лекарственные средства и порядок получения их из аптеки Оформление журнала учета лекарственных средств Введение лекарственных средств per os, сублингвально. Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей. Обучение пациента приему различных форм лекарственных средств энтерально, сублингвально Закапывание капель в глаза, нос, уши Наружное применение лекарственных средств: на кожу, на слизистые Применение на кожу мазей различными способами, присыпок, пластырей, растворов, настоек. Техника безопасности при применении мазей Ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и нос. Обучение пациента технике применения дозированного и не дозированного аэрозоля в ингаляторе. Техника безопасности при применении ингалятора Введение лекарственных средств в прямую кишку: свечи Виды шприцов и игл, емкости шприцов и размеры игл. «Цена» деления шприца. Выбор объема шприца и размера иглы для различных видов инъекций Сборка шприца однократного применения Набор лекарственного средства из ампулы. Техника безопасности при работе с ампулой Разведение порошка во флаконе. Лекарственные средства, используемые в качестве растворителя. Сенсибилизирующее действие антибиотиков на сестринский персонал Заполнение системы для в\в капельного введения жидкости: техника, возможные осложнения Транспортировка шприца (системы для внутривенного капельного вливания) к пациенту Соблюдение универсальных мер предосторожности при работе со шприцом Информирование пациента о предстоящей инъекции Анатомические области для внутрикожной, подкожной, внутримышечной, внутривенной инъекции и техника инъекции Взятие крови на биохимическое исследование, на RW и ВИЧ: техника, возможные осложнения; меры, направленные на предупреждение осложнений Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов | 2 | ||
Тема 30. Участие сестры в лабораторных методах исследования | Содержание | ||
Цели различных исследований и правила подготовки к ним Ошибки, приводящие к недостоверности результата исследования | 2 | ||
Практическое занятие Беседа с пациентом о цели предстоящего исследования и правила подготовки к нему Обучение и подготовка пациента для получения достоверного результата Универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического материла в лабораторию Правила хранения различных видов проб Взятие мокроты на общий анализ, для бактериологического исследования, на туберкулез, хранение и доставка Взятие мочи для клинического анализа, по Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, ацетон, диастазу. 17 КС (17 ОКС, 11 ОКС, кортизол), для бактериологического исследования Определение водного баланса Взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, на наличие гельминтов, простейших, для исследования на энтеробиоз Техника взятия содержимого зева, носа и носоглотки для бактериологического исследования | |||
2 | |||
Тема 31. Участие сестры в инструментальных методах исследования | Содержание | ||
Цели инструментальных методов исследования и правила подготовки к ним | 2 | ||
Практическое занятие | |||
Подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительного тракта и мочевыделительной системы Подготовка пациента к ультразвуковым методам исследования | 2 | ||
Тема 32. Сердечно-легочная реанимация | Содержание | ||
Причины, приводящие к внезапной остановке сердца Признаки клинической и биологической смерти, смерти мозга Причины обструкции дыхательных путей. Частичная и полная обструкция дыхательных путей. Признаки обструкции | 2 | ||
Практическое занятие Последовательность действий при обнаружении пострадавшего без признаков жизни: осмотр места происшествия, определение наличия признаков жизни и т.д Оказание помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточной массой тела, беременным. Самопомощь при обструкции дыхательных путей Освобождение дыхательных путей у ребенка и младенца при обструкции дыхательных путей инородным телом в сознании и без сознания Сердечно-легочная реанимация взрослого, ребенка, младенца одним или двумя спасателями Особенности проведения ТВЛ у пациента с зубными протезам, повреждением головы, шеи и позвоночника Универсальные меры предосторожности при проведении ИВЛ Возможные осложнения при проведении сердечно-легочной реанимации их профилактика Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации | |||
2 | |||
Тема 33. Потери, смерть, горе. | Содержание | ||
Потери, смерть, горе. Понятие и принципы паллиативной помощи. Хосписное движение. Стадии горевания Оценка реакции пациента на потери и его способности адаптироваться к ним. Сестринская помощь. Этико-деонтологические особенности общения с обреченным человеком, его родными и близкими Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обреченного человека. Уход за обреченным человеком в стационаре и на дому. Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа. Психологическая помощь семье и близким обреченного. Обучение их элементам ухода и психологической помощи Стадии терминального состояния их основные клинические проявления. | 2 | ||
Практическое занятие | |||
Посмертный уход в условиях ЛПУ и на дому | 2 | ||
Самостоятельная работа при изучении раздела
Схемы по темам: «Сферы обучения», «Факторы эффективного обучения»
Схемы по темам (алгоритм действия): «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести».
Составление схемы по темам: «Различные положения пациента в постели», «Различные перемещения пациента», «Беременная медсестра: вредные влияния»;
Схема по теме (алгоритм действия): «Обработка пациента с педикулезом». «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести». «Измерение АД», «Исследование пульса», «Исследование дыхания», «Измерение температуры тела», «Места постановки банок», «Места постановки горчичников», «Схема постановки согревающего компресса», «Постановка клизм», «Виды клизм», «Подготовка пациента к проведению катетеризации мягким мочевым катетером», «Промывание желудка», «Подготовка и выполнение внутримышечной (подкожной, внутрикожной, внутривенной) инъекции», «Подготовка и взятие анализа мочи (клиничнского, по нечипоренко, по Зимницкому)», «Подготовка и взятие анализа кала (копрология, на скрытую кровь и т.д.)», «Подготовка пациента к ЭГДС(колоноскопия, рентгенологичнское исследование желудка и т.д.), «Сердечно-легочная реанимации новорожденного» Схемы по темам: «Организация питания в стационаре», «Диета при заболеваниях желудка и кишечника», «Диета при заболеваниях печени», «Диета при заболеваниях почек», «Диета при сахарном диабете», «Диета при сердечно-сосудистых заболеваниях» | |||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «Как сделать обучение эффективным», «Что такое эффективное обучение»
Реферативные сообщения по темам: «Проблемы пациентов и родственников при уходе за тяжелобольным пациентом», «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести», «Педикулез», «Проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в стационаре».
Реферативные сообщения по темам: «Дезинфекция: зачем она нужна?», «Виды дезинфекции», «Методы дезинфекции», «Химическая дезинфекция»; «Стерилизация: зачем она нужна?», «Почему ЦСО лучше?»
Составление санпросвет бюллетеня
| |||
Учебная практика Виды работ
| |||
Производственная практика итоговая по модулю Виды работ
| |||
Всего |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов доклинической практики «Основы сестринского дела».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основы сестринского дела»:
- комплект изделий медицинского назначения;
- комплект муляжей;
- комплект бланков медицинской документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения: устройства для прослушивания и визуализации учебного материала.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрировано.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Аппаратура и приборы:
- весы,
- ростометр,
- биксы разных размеров,
- тонометры,
- фонендоскопы,
- стерилизатор,
- секундомеры,
- песочные часы.
Медицинское оборудование и принадлежности:
- пробирки разные,
- чашки Петри,
- штативы для пробирок,
- мерная посуда,
- емкости (разнообразные) для сбора лабораторных анализов,
- емкости для дезинфицирующих средств разные,
- мешки для сбора обходов классов А и Б,
- иглосъемники разнообразные,
- стойки-тележки для сбора отходов в отделении
- комбинированные упаковки (пленка + бумага) для стерилизации,
- пакеты бумажные для стерилизации,
- крафт-пакеты для стерилизации медицинского инструментария,
- дозатор для жидкого мыла
- полотенцедержатель
- бумажное полотенце
- аварийная аптечка,
- штативы для капельниц,
- маски медицинские,
- жгуты,
- подушечки клеенчатые,
- ведра,
- мензурки,
- комплект маркированных контейнеров (емкостей) для проведения уборки,
- ершики,
- ветошь,
Медицинский инструментарий
- шприцы разные,
- системы для внутривенного капельного вливания,
- иглы разные,
- корнцанги,
- ножницы,
- пинцеты,
- шпатели,
- мандрены,
- лотки разные
- пипетки глазные,
- стеклянные глазные палочки
- маски кислородные,
- конюли носовые,
- газоотводные трубки разные,
- грушевидные баллоны разные
- грелки,
- системы для промывания желудка,
- кружки Эсмарха,
- клизменные наконечники
- мочевые катетеры разные,
- пузыри для льда,
- перчатки медицинские (чистые и стерильные)
- бумага компрессная,
- термометры медицинские,
- термометры водяные,
- клеенчатая шапочка или косынка
- шпатель,
- система для проведения сифонной клизмы,
Предметы ухода:
- бинты,
- вата,
- клеенки,
- впитывающие пеленки,
- противопролежневый матрац,
- мочеприемники разные
- комплекты постельного белья,
- комплекты нательного белья,
- простыни,
- пеленки,
- полотенца,
- комплект столовой посуды для кормления тяжелобольного пациента,
- салфетки марлевые разные
- марля,
- судна подкладные,
- фартуки клеенчатые,
- подгузники,
- кувшины.
- тазы,
- гребешок.
Лекарственные средства и другие вещества:
- жидкое мыло
- педикулоциты разные,
- 3% раствор перекиси водорода,
- вазелиновое масло,
- вазелин,
- «стерильный» глицерин,
- лекарственные формы для энтерального и наружного применения.
- ампулы с физиологическим раствором различной емкости,
- флаконы с физиологическим раствором различной емкости,
- флаконы с антибиотиком,
- детская присыпка,
- защитный крем (для профилактики пролежней),
- горчичники.
- различные дезинфицирующие средства* с методическими рекомендациями (*Дезинфицирующие средства – порошки или жидкости, имитирующие дезинфицирующие средства)
- моющие средства для проведения предстерилизационной очистки,
- 1% спиртовой раствор фенолфталеина,
- 3% раствор перекиси водорода,
- раствор азапирама,
Медицинская документация:
- медицинская карта стационарного больного 003/у,
- журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма № 001/у)
- журнал учета инфекционных заболеваний 060у
- статистическая карта выбывшего из стационара 006/у,
- экстренное извещение 058/у,
- квитанция на прием вещей и ценностей,
- температурные лист (форма № 004/у)
- порционник
- тетрадь назначений,
- листок учета движения больных и коечного фонда стационара (форма № 007/у)
- листы назначений
- бланки направлений на анализы
- журнал движения больных,
- журнал передачи дежурств
- журналы лабораторных и инструментальных методов исследования
- журнал учета наркотических веществ,
- журнал контроля работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава) ф.257/у,
- журнал Учета качества предстерилизационной обработки (ф.336/у),
Учебно-наглядные пособия:
- тренажер сердечно-легочной реанимации,
- тренажер сердечно- легочной реанимации ребенка до года,
- тренажер для отработки приема Хеймлиха,
- тренажеры для проведения инъекций,
- тренажер катетеризации мужского и женского мочевого пузыря,
- тренажер для постановки клизм,
- тренажер для зондирования и промывания желудка,
- манекен-тренажер для медицинской сестры,
Мебель и оборудование
- кровать функциональная,
- кресло-каталка,
- каталка,
- раковина,
- кушетки,
- передвижные манипуляционные столики,
- шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий,
- ширмы,
- столик прикроватный,
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008, 399с.
- Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008, 368с.
- Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008, 320с.
- Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар- Медиа» 2009 г.,132 с.
Дополнительные источники:
- Абрамова И.М. Комментарии к методическим указаниям по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. \ Справочник фельдшера и акушера, 2003 №№ 4,5,6. стр 62-87
- Семина Н.А. Ковалева Е.П. Акимкин В.Г., Селькова Е.П., Храпунова И.А. «Профилактика внутрибольничного инфицирования медицинских работников» Практическое руководство Москва Издательство РАМН 2006г.
- Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. ∕ Под общ. ред. С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.
- Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г.
- Ярцева Т.Н., Плешкан Р.Н., Собчук Е.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: – 4.I. – М.: АНМИ, 2005.
- Нормативные документы:
- Законы, СанПиНы. ОСТы
- Приказы Минздрава
- Постановления главного государственного санитарного врача
- Письма Минздрава РФ
- Письма Роспотребнадзора
- Методические указания инструкции и рекомендации, утвержденные Минздравом РФ (СССР)
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы – Интернет ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, в том числе ------
http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;
www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Предшествовать освоению данного профессионального модуля должны: ОП 01. «Основы латинского языка с медицинской терминологией», ОП 02. «Основы анатомии, физиологии и патологии», ОП 06. Основы микробиологии, гигиены и экологии человека.
Обязательным условием допуска к производственной практики в рамках ПМ 04 «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента путем сестринского ухода)» является освоение учебной практики по ПМ 07.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (медицинско-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю:
Наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «_____________________________________________________________». Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели профессионального модуля «________________________________________________»
- Непосредственные руководители: старшие медицинские сестры лечебных отделений лечебно-профилактических учреждений.
- Общие руководители: главные медицинские сестры лечебно-профилактических учреждений.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности |
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики |
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому |
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода |
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
ПК 4.5.Оформлять медицинскую документацию |
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий | Уметь:
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность. |
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала. |
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения. |
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
ПК4.10.Владеть основами гигиенического питания. |
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
ПК 4.11. Обеспечивать производствен-ную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. |
| Отчет о производственной практики. Портфолио, тестирование, собеседование. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
| Наблюдение и собеседование |
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
| Наблюдение и собеседование |
ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
| Наблюдение и собеседование |
ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
| Наблюдение и собеседование |
ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
| Наблюдение и собеседование |
ОК 06. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
| Наблюдение и собеседование |
ОК 07. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
| Наблюдение и собеседование |
ОК 08. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности. |
| Наблюдение и собеседование |
Разработчики:
ГБОУ СПО СК «Пятигорский
медицинский колледж» преподаватель Богданова Г.А.
ГБОУ СПО СК «Пятигорский
медицинский колледж» преподаватель Великая И.П.
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...