Подготовка к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме
В 2002 г. в общеобразовательных учреждениях России впервые была апробирована новая форма государственной (итоговой) аттестации по математике выпускников основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_podgotovka_k_gia.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ГИА
Выполнила Бывшева В.В.
Нижний Новгород
2012 г.
Содержание:
1. Что такое ГИА
2. Подготовка к ГИА
3. Литература
1. Что такое ГИАВ 2002 г. в общеобразовательных учреждениях России впервые была апробирована новая форма государственной (итоговой) аттестации по математике выпускников основной школы.
Целями государственной итоговой аттестации являлись оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по математике и дифференциация их по готовности к обучению в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы проводится на основе системы контрольных измерительных материалов, принципиально новых по сравнению с теми материалами, которые использовались для оценки учебных достижений выпускников при традиционных формах экзамена.
Экзаменационные материалы разрабатывается на основе следующих документов:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»);
- Государственный стандарт основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
В соответствии с этими документами одной из важнейших задач обучения математике в основной школе является усвоение каждым обучающимся той совокупности знаний, которая предусмотрена требованиями к уровню подготовки выпускников.
По подходам к определению содержания экзаменационной работы новая форма государственной (итоговой) аттестации по математике выпускников основной школы является аналогичной единому государственному экзамену.
Варианты состоят из трёх модулей: «Алгебра», «Геометрия» «Реальная математика».
Следует заметить, что трудность для выпускников обусловлена не только особенностями проверяемого учебного материала, но и спецификой умений, которыми необходимо овладеть для выполнения этих заданий,
Проведение государственной (итоговой) аттестации в новой форме позволило выявить определенные пробелы в знаниях выпускников по некоторым разделам курса математики основной школы, поэтому на каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы: с выбором ответа, на установление соответствия, с развернутым ответом. Важно подчеркнуть, что предлагаемые задания должны предполагать различные виды деятельности учащихся, следовательно, и различные уровни их сложности.
2. Подготовка к ГИА
Подготовка к ГИА должна быть направлена на формирование умения работать с различными видами тестовых заданий, рационально планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы ее оценивания.
Систематическая работа учителя при подготовке учащихся к ГИА требует большой подготовки.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче выпускного экзамена по математике в форме ГИА выделяют следующие компоненты:
- Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.).
- Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания).
- Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Основываясь на выделенных компонентах, отнесем к актуальным вопросам подготовки к ГИА следующие:
- Организация информационной работы по подготовке выпускников к ГИА.
- Мониторинг качества.
- Психологическая подготовка учащихся к ГИА.
Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА обеспечивает повышение эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом понимают целенаправленное сотрудничество администрации, психолога, учителя-предметника, учащихся и их родителей.
Содержание информационной деятельности по вопросам ГИА
В информационной деятельности по подготовке к ГИА выделяют три направления:
- Информационная работа с педагогами.
- Информационная работа с учениками.
- Информационная работа с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
Эту работу в образовательном учреждении проводят Директор, заместители директора, руководители методических объединений.
- Информирование учителей на производственных совещаниях:
- Нормативно-правовыми документами по ГИА
- О ходе подготовки к ГИА в школе, районе, городе и области.
- Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
- Проведение пробных экзаменов по ГИА, обсуждение результатов пробных экзаменов.
- Творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА (на методическом совещании или конференции в школе)
- Выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся).
- Психологические особенности девятиклассников.
- Педагогический совет по теме: «Подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов».
- Направление учителей на районные, городские и областные семинары и курсы по вопросам ГИА.
Содержание информационной работы с учащимися
- Организация информационной работы (в форме инструктажа учащихся):
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинетов информатики (часы свободного доступа к ресурсам сети Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные экзамены ГИА.
5) У заместителя директора по УВР:
- папка с материалами по ГИА (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы сети Интернет по вопросам ГИА, рекомендации по подготовке к экзаменам).
- информационный стенд с пособиями по подготовке к ГИА.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
- Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи выпускных экзаменов, информирование о ресурсах сети Интернет;
- ознакомление родителей с нормативными документами по подготовке к ГИА;
- информирование о результатах пробных внутришкольных экзаменов ГИА;
- о пункте проведения экзамена и о подготовке к пробным внутришкольным экзаменам ГИА в школе.
2) Индивидуальное консультирование родителей (учителями-предметниками, классным руководителем, педагогом-психологом).
Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА
№ п/п | Название | Электронный адрес |
1. | МО и Н РФ | www.mon.gov.ru |
2. | Российский образовательный портал | www.school.edu.ru |
3. | Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) | www.fipi.ru |
4. | Московский институт открытого образования (МИОО) | www.mioo.ru |
5. | Открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий | www.mathgia.ru |
6. | Федеральный портал «Российское образование» | www.edu.ru |
7. | Портал о пособиях по подготовке к КИА, об экзаменационных билетах | www.alleng.ru |
Система мероприятий по повышению качества подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА включает следующие направления деятельности:
- Посещение администрацией уроков учителей-предметников, осуществление методической помощи.
- Включение в планы работы деятельности ШМО вопросов по подготовке к ГИА, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации.
- Индивидуальные и групповые консультации учителями-предметниками для учащихся.
- Привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов сети Интернет по подготовке к ГИА.
- Широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу школьного курса математики.
- Психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных образовательных маршрутов по подготовке к ГИА.
Мониторинг качества образования
Особое внимание в процессе деятельности образовательного учреждения по подготовке к ГИ А занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по материалам ГИА. Мониторинг качества образования – это комплекс информационно-оценочных средств и структуированных процессов по поводу состояния качества системы образования (В.И. Воротилов, В.А. Исаев). Мониторинг качества образования должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ГИА, отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, отметок пробных внутришкольных экзаменов ГИА. Работа проводится заместителем директора по УВР, руководителем ШМО и учителями-предметниками. Заместитель директора по УВР, ответственный за подготовку и проведение ЕГЭ и ГИА, анализирует отметки параллели 9 классов, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит сведения об отметках родителей учеников 9 классов. Такая работа проводится совместно с учителями-предметниками, классными руководителями. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования будущих отметок на экзамене.
Работа ШМО учителей естественно-математических дисциплин по подготовке к ГИА
Подготовка к итоговой аттестации – это комплекс приобретенных знаний, умений и навыков учащимися. Работа ШМО направлена на то, чтобы учителя и учащиеся были готовы к этому испытанию.
- Работа учителей-предметников начинается с обсуждения и анализа итогов предыдущей ГИА и разработке плана работы в новом учебном году.
- Обобщается опыт учителей школы успешно подготовивших учащихся в предыдущей итоговой аттестации.
- Разрабатываются планы элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий, направленных на подготовку учащихся 9 классов к ГИА.
- В ходе подготовки к ГИА проводятся пробные работы с дальнейшим обсуждением их результатов.
- Вырабатываются рекомендации учителям-предметникам по подготовке учащихся к ГИА.
- Обсуждаются вопросы с курсов повышения квалификации ГОУ ДПО ЧИППКРО и районных, городских и областных семинаров по подготовке к ГИА в 2011-2012 учебном году.
- Изучаются и обсуждаются приказы и методические письма МО и Н РФ, МО и Н Челябинской области, методические рекомендации разработчиков КИМ ГИА, опубликованных на сайте Федерального института педагогических измерений.
- Готовятся, обсуждаются и утверждаются экзаменационные билеты.
- Постоянно включаются вопросы по контролю текущих отметок по предметам, отметок за контрольные работы, отметки промежуточных аттестаций, результатов пробных экзаменов.
Работа с классным руководителем
Классный руководитель является связующим звеном цепочки: учитель-предметник – ученик – родители ученика. Именно классный руководитель осуществляет следующие важные функции:
- Сводит воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к ГИА.
- Сделать все необходимое для создания у родителей учеников положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса.
- Продумать социально-психологическое сопровождение ребенка.
- Постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя защищенным.
Действия, направленные на подготовку учащихся к ГИА, должны быть согласованными, требования к ученикам – едиными.
Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ГИА. Все педагоги , работающие в выпускных классах, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.
Каждый педагог заинтересован в результатах своей деятельности, в частности в успешной сдаче его учениками выпускных экзаменов. Без совместной деятельности с классными руководителями 9 классов это невозможно выполнить.
Работа с родителями учеников
Необходимо шире использовать возможности родительского комитета. Родительский комитет планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями учеников данного класса.
Одно из направлений совместной работы родительского комитета и учителей-предметников, ведущих учебные занятия в данном классе – информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги школы, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов и ГИА как новой форме аттестации их детейи критериях оценивания и т.д.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
К сожалению, научно-методические службы не обеспечивают школы новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.
В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.
Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе.
- Изменение тематического планирования. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
- Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
- В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
- Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
- Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Остановимся подробнее на 4 и 5 пунктах.
Изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя к качеству контроля, является необходимым условием повышения качества обучения.
Не секрет, что в настоящее время контроль ослаб, стал формальным, поэлементный анализ контрольных работ практически исключён из практики учителей. К тому же, использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое.
Проверочные работы учитель составляет в соответствии с обязательными требованиями к уровню знаний по данной теме.
Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне.
Литература:
1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит “уметь учиться”. М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2006.
3. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Рослова Л.О. Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки // газета “Математика”, издательский дом “Первое сентября”, № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 2010 год.
4. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.
5. Лысенко Ф.Ф. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2010. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион – М., 2009.
6. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.
7. http://ege2012.mioo.ru – сайт Московского института открытого образования “Статград”.
8. http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в 2012 году (в новой форме) по математике.
9. http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы для проведения к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2012 году (в новой форме) по математике (алгебре)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...