КРАСОТА ВОКРУГ НАС…
статья на тему
В данной работе авторы рассматривают понятия симметрии и асимметрии в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozhered.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСОТА ВОКРУГ НАС…
(XXXV научно-практическая конференция Донской Академии наук юных исследователей. Подсекция общей математики).
Симметрия является одной из наиболее фундаментальных и общих закономерностей мироздания: неживой, живой природы и общества. С симметрией мы встречаемся всюду. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Так же существует такое явление как асимметрия.
Люди редко задумываются о том, что наш мир является совокупностью этих двух понятий, а так же, что именно симметрия является основой гармонии. Но в то же время, мы практически не можем представить свою жизнь и окружающий нас мир без асимметрии. Возникает вопрос, почему эти понятия практически неразделимы? Симметрия – это абстракция или реальность? Для того, чтобы разобраться в том, является ли симметрия фундаментальным свойством природы, или понятием чисто математическим, понадобилось множество соответствующей литературы, так же был проведён ряд опросов среди старшеклассников МОУ лицея № 57, который позволил сделать некоторые выводы по данной теме.
В разных странах и в разные времена симметрия определялась по-разному. Аристотель писал, что симметрия это: «Состояние, которое характеризуется соотношением крайностей». В «Кратком Оксфордском словаре» симметрия определяется как «…красота, обусловленная пропорциональностью частей тела или любого целого, равновесием, подобием, гармонией, согласованностью» (сам термин «симметрия» по-гречески означает «соразмерность», которую древние философы понимали как частный случай гармонии - согласования частей в рамках целого). А Дж. Ньюмен говорил: «Симметрия устанавливает забавное и удивительное родство между предметами, явлениями и теориями, внешне, казалось бы, ничем не связанными: земным магнетизмом, равновесными конфигурациями кристаллов, романскими соборами, снежинками, музыкой, теорией относительности...».
Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир? Существуют, в принципе, две группы симметрий. К первой группе относится симметрия положений, форм, структур. Это та симметрия, которую можно непосредственно видеть. Она может быть названа геометрической симметрией. Вторая группа характеризует симметрию физических явлений и законов природы. Эта симметрия лежит в самой основе естественнонаучной картины мира: ее можно назвать физической симметрией.
Целью этой работы являлось выяснить: Можно ли представить друг без друга понятия симметрии и асимметрии? Было проведено много опросов, исследований, прочитано большое количество книг и теперь можно смело сказать: «Нет, понятия симметрии и асимметрии не разделимые, а друг друга дополняющие!» С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии. Существует множество видов симметрии в растительном и в животном мире, но при всем многообразии живых организмов, принцип симметрии действует всегда, и этот факт еще раз подчеркивает гармоничность нашего мира
Помимо симметрии существует также понятие асимметрии: Симметрия лежит в основе вещей и явлений, выражая нечто общее, свойственное разным объектам, тогда как асимметрия связана с индивидуальным воплощением этого общего в конкретном объекте.
Исследовательская часть.
1.Среди учеников МОУ лицея № 57 был проведён опрос на тему «Симметрия и асимметрия вокруг нас». Им было предложено назвать предметы, которые, по их мнению, ассоциируются с понятиями симметрия и асимметрия. Результаты данного опроса представлены в таблице:
Фамилия, Имя | класс | Симметрия | Асимметрия |
Попова Елена | 9 «Б» | Бабочка | Границы чего-либо |
Зубкова Ирина | 8 «В» | Сердце | Ветки деревьев |
Воробьёва Алина | 9 «Б» | Правая и левая рука | Погодные явления |
Казарова Светлана | 9 «Б» | Ромашка | Пизанская Башня |
Конопельцев Денис | 9 «Б» | Звезда | Облака |
Сергеева Наталья | 9 «Б» | Снежинка | Причёска |
Милютина Злата | 8 «А» | Лист | Орнамент |
Зуза Дмитрий | 3 «В» | Квадрат | Камни |
Вывод: В ходе проведения опроса ребята с лёгкостью называли предметы, связанные с понятием симметрии, а вот асимметрия вводила их в некоторое затруднение, следовательно, несмотря на то, что наш мир, казалось бы, полон асимметрии, красота и гармония нам все-таки ближе.
2.Суть этого исследования заключалась в том, чтобы выявить интерес к проблеме симметрии среди учеников старших классов. В процессе этой работы ученикам 9-11-х классов предлагалось ответить на вопрос: «Вы задумывались над многогранностью симметрии?». После анализа полученных результатов была составлена диаграмма (числа являются процентами опрошенных).
Вывод: Если посмотреть на данную диаграмму, то можно сказать о том, что подростки практически не задумываются над проблемой симметрии, но чем старше мы становимся, тем больше хотим познать окружающий нас мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Красота вокруг нас"
Один из самых удивительных видов творчества - макраме. История и изделия, изготовленные в этой технике....
Красота вокруг нас
Материал к урокам изобразительного искусства...
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ГОЛУБЬ ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ МИРА. 108 ДНЕЙ ВОКРУГ ЗЕМЛИ"
Сохранение гармонии и красоты внешнего мира и внутреннего мира человека, а так же мира между народами....
Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.
Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...
Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Цель урока: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», комплексный анализ стихотворения...
Элективный курс "Красота вокруг нас"
Настоящая программа предназначена для знакомства учащихся 10 классов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «человек - художественный образ» и рассчитана на 17 часов. Она вк...
Консультация "Красота вокруг"
для родителей...