Статья на тему: Право ребенка на уважение
статья по теме

Право ребенка на уважение

С ранних лет мы растем с предубеждением, что большое всегда важнее малого.

Ø  Я большой! – радуется малыш, залезший на стул.

Ø  Я выше тебя!  - говорит кроха с гордостью, меряясь с вами ростом.

Неприятно встать на цыпочки и не дотянуться, трудно мелкими шажками поспевать за взрослым, сложно в маленькой ручонке удержать большую чашку. В толпе тебя заслоняют, могут не заметить и толкнуть. Маленьким быть так неудобно.

А еще хуже быть слабым. Мы можем поднять ребенка, подбросить вверх,  усадить против воли, остановить на бегу, свести на « нет »  любые его усилия. Когда ребенок не слушается, у нас про запас есть сила, мы говорим: « Не трогай, подвинься, отдай …» Ребенок уже знает, что обязан уступить.

Кто осмелиться толкнуть взрослого? А какими  невинными кажутся нам шлепки, волочение за руку, грубые « ласковые » объятия.

Когда ты слабый, ты непроизвольно испытываешь уважение к сильному.  Каждый ребенок постарше уже может выразить в грубой форме неудовольствие, подкрепить требование физически, обидеть. Важно, чтобы мы на собственном примере не научили детей пренебрежительно относить к тем, кто меньше и слабее.

Неприязнь

Конечно, мы любим своих детей.  Несмотря ни на что, они наша услада, бодрость,  радость, отдых, надежда. Но откуда временами берется неприязнь к собственному ребенку, ощущение, что он бремя, помеха?

Еще прежде, чем малыш появился на свет, в нашу жизнь вкрались растерянность и ограничения. Безвозвратно ушло время беззаботного веселья. Длительный период неповоротливого недомогания завершают боль, беспокойные ночи без сна, дополнительные расходы, отсутствие личного пространства и свободного времени.

Но такова участь всех родителей, и надо научиться ждать, терпеливо и вот малыш начал ходить, потом говорить, вроде бы должно стать легче? Но нет, он путается под ногами, все хватает, везде лезет, капризничает, вносит беспорядок.

Неприязнь к детям складывается из мелочей: спит не тогда, когда нам удобно; ест не так, как  нам хочется ; мы-то думали – ему будет смешно, а он испугался и теперь плачет! Любой  недосмотр грозит болезнью, суля новые трудности родителям.

Когда ребенок бывает таким, каким хотят видеть родители! Как часто мы подменяем желания и потребности малыша собственными ожиданиями? Возможно, стоит проще смотреть на весь процесс воспитания, сбавить обороты, не настаивать на своем всякий раз, как мы сочтем поведение малыша неуместным?

Шумные и любознательные дети нас утомляют. Их вопросы и удивление, открытия и попытки научиться – часто с неудачным результатом – иногда раздражают нас.

Редкий родитель – советчик, утешитель; чаще – судья. Но помните, что немедленный приговор и наказание дают один результат: проявления бунта будут реже, зато сильнее и упорнее. Так катится воспитание по наклонной. Участие  и помощь пробуждают нежность, сила возмущает и оскорбляет.

Существует ложное мнение, что от дружеского обращения дети наглеют и что ответом на доброту будут недисциплинированность и беспорядок. Но не надо путать доброту с беспечностью, неумением и глупостью. Бывает, что кто-либо из родных заигрывает с детьми, хочет быстро, дешево, без труда вкрасться в доверие. Так удобнее: порезвиться, если в хорошем настроении, а не терпеливо и с умом выстраивать ежедневный семейный быт. Но когда у такого родителя плохой день, то это видно и в его общении с ребенком: заигрывания сменяются  злобой и раздражением. Такой воспитатель не завоюет доверие и любовь ребенка.

Дети заслуживают уважения, дружеского отношения.  Нам приятно быть с ними в этой атмосфере простоты, ясных, ласковых ощущений, веселого, искреннего смеха, первых побед, открытий, чистых, светлых, милых радостей. Такая жизнь плодотворна и красива.

Тяжелая работа расти

Мы говорим: « Вот станешь взрослым, тогда …» Говорим про будущего гражданина, будущего работника… Кем они станут, будет известно лишь через несколько лет. А пока мы милостиво позволяем им резвиться у нас под ногами.

Конечно, порой хочется от детей немного отдохнуть, но надолго не получится и это правильно. От своего ребенка нельзя отмахнуться, ведь его жизнь теперь – самое важное, что должно вас волновать. И делить его взросление на периоды, в которых можно принимать активное участие и в которых  необязательно так уж стараться – пример плохого, равнодушного родителя.

Ребенок – растет. Интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс. Ребенок строит себя – физически и духовно, растет ночью и днем, и когда спит и когда бодрствует, и когда весел и когда печален, когда шалит и когда стоит перед вами виноватый.

Бывают периоды удвоенного темпа развития, за ними непременно следует затишье. Вот ребенок пошел в рост, а сердце не поспевает. То недостаток, то избыток, то ему  надо бегать, бороться, поднимать тяжести, добывать, то затаиться, грезить, предаться меланхолии. Попеременно: то закалка, то жажда покоя. То непреодолимое стремление действовать, то желание тепла, удобств и уюта.

Энергия, движение, усталость, недомогание, жарко, холодно, сонливость, чувство голода, дикая жажда, недостаток или избыток чего-либо – все это не капризы и не отговорки. Все это самые настоящие потребности. Уважайте потребности тяжелой работы роста.

Жизнь сегодня и завтра

 Любите текущий час и сегодняшний день. Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, полной, ответственной жизнью?

Не топтать, не помыкать, не осуждать, перестать спешить и подгонять! Уважайте каждую минуту, потому что она пройдет и больше никогда не повторится ни в вашей жизни, ни в жизни вашего ребенка.

Позволяйте детям упиваться радостью утра и верить! Делать все так, как хочет именно он! Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовывании буквы – ведь все это он делает с любовью! Порой нам есть, чему поучиться у собственных детей.

Играем ли мы или говорим с ребенком, сердимся или радуемся, тоскуем или отдыхаем – делите каждый момент с вашим малышом и наслаждайтесь этими мгновениями. Ведь детство так скоротечно!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Права ребенка в новом веке»

Возраст детей: 15-16 лет.Тема:«Права ребенка в новом веке»Перспективная цель: Познакомить детей с основным законом – Конституцией России.Актуальная цель: Дать представление о правах ребенка.Зада...

Родительское собрание на тему: "Права ребенка в школе".

Права ребенка в школеВаш ребенок ходит в школу? Значит Вам следует знать его права, чтобы в случае неприятной ситуации действовать быстро и правильно. Проблема доступности и бесплатности образованияВ ...

Буклет по теме "Права ребенка- право на образование"

Буклет содержит перечисление основных прав детей в области образования и пречислены основные документы по правам ребёнка...

Конспект урока по теме "Права ребенка"

Урок обществознания по теме "Права ребенка"...

Януш Корчак "Право ребенка на уважение"

ЯНУШ КОРЧАК. ПРАВО РЕБЕНКА НА УВАЖЕНИЕ.10 заповедей воспитания. 10 заповедей для родителей...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"

Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...