Программа факультативного курса "Православная культура"
рабочая программа (6 класс) по теме
Программа составлена на основе программы курса "Православная культура"автор Шевченко Л.Л. и предназначена для работы в 5,6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.fakult.pravoslavnaya_kultura.zip | 71.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рожковская средняя общеобразовательная школа Сосновского муниципального района
Нижегородской области
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2013г | Согласовано Зам.директора по УР __________ О.В.Швечкова 02.09.2013 | Утверждаю Директор школы _______ Т.В.Стойкова Приказ № от 02.09.2013 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Православная культура»
5 класс
Составила: Трифонова Т.В.
С.Рожок
2013
Пояснительная записка.
В настоящее время существует целый ряд трудностей и проблем в области воспитания подрастающего поколения, обусловленная кризисными явлениями в духовно – нравственной и социокультурной сферах жизни общества. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки поменять традиционные ценности на неолиберальные лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого равновесия страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.
Учитывая вышеизложенное, особо следует выделить важность постановки задачи интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, решение которой может способствовать качественному росту уровня воспитанности школьников на основе сформированного исторического сознания. Данная позиция вполне соответствует интересам государства в области повышения качества образования и воспитания.
Успешная личностная самореализация и социализация учащихся в современном обществе возможна через формирование у учащихся устойчивого нравственного стержня. Обогащению духовного мира современного школьника будет способствовать глубокое погружение в море духовного, исторического и культурного наследия русского и других народов России, расширение социально-гуманитарного знания традиций духовной культуры.
1
Рабочая программа по курсу «Православная культура» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, концепции и программы учебного предмета «Православная культура» авт.Л.Л.Шевченко. Базовыми учебными пособиями служат учебники Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011, а так же учебно-методический комплект: Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008, Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие. Православная культура» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
Цели курса:
- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;
- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
- уметь выделять особенности русской православной культуры;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 3 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие в себя - творческие работы, тестирование и т.д.
Темы для творческих работ:
1 четверть : Преподобный Сергий Радонежский (конкурс рисунков),
2 четверть.: Монастыри Нижегородского края
3 четверть Тестирование по теме: «Утверждение христианской веры»;
4 четверть Защита проектов и рефератов; Итоговое тестирование за курс 5 класса: «Ценности жизни христиан»
Учебно-методический комплект
Название курса | Класс | Учебно – методическая литература. Название, автор. | Издательство, год издания. |
Православная культура | 5 | Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения» Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие. Православная культура» | М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
В рамках требований учащиеся должны:
- называть и показывать;
- определять и измерять, фиксировать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Календарно-тематическое планирование курса «Православная культура» В 5 классе
1час в неделю Всего 34 часа
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
I четверть Основы православной культуры | ||||
1 | Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный | 1 | 3.09 | |
2 | О чем рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан | 1 | 9.09 | |
3 | О чем рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке | 1 | 16.09 | |
4 | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры | 1 | 23.09 | |
5 | Монастырь - центр христианской православной культуры. О христианской радости | 1 | 30.09 | |
6 | Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном? | 1 | 07.10 | |
7 | Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан | 1 | 14.10 | |
8 | Религиозная живопись. О чем рассказывает икона? | 1 | 21.10 | |
9 | Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена | 1 | 28.10 | |
II четверть История христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская Церковь входит в мир | ||||
10 11. | Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы | 2 | 11.11 18.11 | |
12, 13. | Святые дети — мученики за веру. Вифлеемские младенцы. | 2 | 25.11 2.12 | |
14 15 | Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая мученица Татьяна | 2 | 9.12 16.12 | |
16 | Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Защита исследовательских работ. | 1 | 23.12 | |
IIIчетверть | ||||
17, 18 | Святые воины. Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат | 2 | 13.01.14 20.01 | |
19 20 | Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеймон | 2 | 27.01 3.02 | |
21 22 | Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви | 2 | 10.02 17.02 | |
23 24 | Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст | 2 | 24.02 3.03 | |
25 26 | Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивеиский. Тестирование по теме: «Утверждение христианской веры» | 2 | 10.03 17.03 | |
IV четверть | ||||
27 28 | Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин | 2 | 7.04 14.04 | |
29 30. | Пути к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый | 2 | 21.04 28.04 | |
31 32 | Просветители славянские Кирилл и Мефодий (10- 17 вв.) | 2 | 5.05 12.05 | |
33 | Защита проектов и рефератов «Твое святое имя» , «Святые имена в моей семье» | 1 | 19.05 | |
34 | Контрольная работа за курс: «Ценности жизни христиан» | 1 | 26.05 |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»
Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...
Программа факультативных занятий по физической культуре
Программа факультативных (дополнительных) занятий по ФК...
Авторская программа, факультативный курс для учащихся 5-9 классов " Культура здоровья"
факультативный курс для учащихся 5-9 классовТезисы...
Рабочая программа факультативного курса "Культура речи"
Цель курса:сделать процесс межличностной коммуникации уч-ся более успешным;научить использовать в речи нормативные языковые факты;Указанные цели реализуются решением следующих задач:познакомить уч-ся ...
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"
Рабочая программа I вида факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...
Будем говорить правильно.(Программа факультативного курса по культуре речи)
Учащиеся знакомятся с общими требованиями к письменной и устной речи, работают над вопросами произношения, ударения, интонации, над определённым кругом фонетических, лексических и грамматических понят...
Программа факультативного курса "Православная культура"
Данная программа разработана на основе программы курса "Православная культура" автора Шевченко Л. программа предназначена для работы с учащимися 5,6 классов...