Программа факультативного курса "Православная культура"
рабочая программа (6 класс) по теме

Трифонова Татьяна Васильевна

Программа составлена на основе программы курса "Православная культура"автор Шевченко Л.Л. и предназначена для работы в 5,6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon progr.fakult.pravoslavnaya_kultura.zip71.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рожковская средняя  общеобразовательная  школа  Сосновского муниципального района

Нижегородской области

«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета

Протокол № 1  от 30.08.2013г

Согласовано

Зам.директора по УР

__________ О.В.Швечкова

02.09.2013

Утверждаю

Директор школы _______

Т.В.Стойкова

Приказ №      от 02.09.2013  

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

факультативного курса

 «Православная культура»        

5 класс      

Составила: Трифонова Т.В.

С.Рожок

2013

Пояснительная записка.

В настоящее время существует  целый ряд трудностей и проблем в области воспитания подрастающего поколения, обусловленная кризисными явлениями в духовно – нравственной и социокультурной сферах жизни общества. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей  и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки поменять традиционные ценности на неолиберальные лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого равновесия страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.

Учитывая вышеизложенное, особо следует выделить важность постановки задачи интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, решение которой может способствовать  качественному росту уровня воспитанности школьников на основе сформированного исторического сознания. Данная позиция вполне соответствует интересам  государства в области повышения качества образования и воспитания.

Успешная личностная самореализация и социализация учащихся в современном обществе возможна через формирование у учащихся устойчивого нравственного стержня. Обогащению духовного мира современного школьника будет способствовать  глубокое погружение в море духовного, исторического и культурного наследия русского и других народов России, расширение социально-гуманитарного знания традиций духовной культуры.

1

Рабочая программа  по курсу «Православная культура» разработана на основе Федерального  компонента государственного стандарта общего образования, концепции и программы учебного предмета «Православная культура» авт.Л.Л.Шевченко. Базовыми учебными пособиями служат учебники Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011, а так же учебно-методический комплект: Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008, Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие.  Православная культура» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Цели курса:

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;

- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

- уметь выделять особенности русской православной культуры;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа,  3 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие в себя - творческие работы, тестирование и т.д. 

Темы для творческих работ:

1 четверть  : Преподобный Сергий Радонежский (конкурс рисунков),

2 четверть.: Монастыри Нижегородского края

 3 четверть   Тестирование по теме:  «Утверждение христианской веры»;

 4 четверть Защита проектов и рефератов; Итоговое тестирование    за курс 5 класса: «Ценности жизни христиан»

Учебно-методический комплект

Название курса

Класс

Учебно – методическая литература. Название, автор.

Издательство, год издания.

Православная культура

5

Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения»

Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя»

Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие.  Православная культура»

М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008

М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008


                Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Календарно-тематическое планирование  курса «Православная культура» В 5 классе

1час в неделю Всего 34 часа

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

I четверть

Основы православной культуры

1

 Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный

1

3.09

2

 О чем рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан

1

9.09

3

 О чем рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке

1

16.09

4

 Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

1

23.09

5

Монастырь - центр христианской православной культуры. О христианской радости

1

30.09

6

Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном?

1

07.10

7

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан

1

14.10

8

 Религиозная живопись. О чем рассказывает икона?

1

21.10

9

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена

1

28.10

II четверть

История христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская Церковь входит в мир

10

11.

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы

2

11.11

18.11

12,

13.

Святые дети — мученики за веру. Вифлеемские младенцы.

2

25.11

2.12

14

15

 Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая мученица Татьяна

2

9.12

16.12

16

Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара.

Защита исследовательских работ.

1

23.12

IIIчетверть

17,

18

Святые воины. Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат

2

13.01.14

20.01

19

20

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеймон

2

27.01

3.02

21

22

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви

2

10.02

17.02

23

24

Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

2

24.02

3.03

25

26

 Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивеиский.

Тестирование по теме:  «Утверждение христианской веры»

2

10.03

17.03

IV четверть

27

28

Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин

2

7.04

14.04

29

30.

Пути к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый

2

21.04

28.04

31

32

Просветители славянские Кирилл и Мефодий (10- 17 вв.)

2

5.05

12.05

33

Защита проектов и рефератов «Твое святое имя» , «Святые имена в моей семье»

1

19.05

34

Контрольная работа за курс: «Ценности жизни христиан»

1

26.05

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Магнитофон, (музыкальный центр) -  даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»

Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...

Программа факультативных занятий по физической культуре

Программа факультативных (дополнительных) занятий по ФК...

Рабочая программа факультативного курса "Культура речи"

Цель курса:сделать процесс межличностной коммуникации уч-ся более успешным;научить использовать в речи нормативные языковые факты;Указанные цели реализуются решением следующих задач:познакомить уч-ся ...

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"

Рабочая программа I вида  факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов  составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...

Будем говорить правильно.(Программа факультативного курса по культуре речи)

Учащиеся знакомятся с общими требованиями к письменной и устной речи, работают над вопросами произношения, ударения, интонации, над определённым кругом фонетических, лексических и грамматических понят...

Программа факультативного курса "Православная культура"

Данная программа разработана на основе программы курса "Православная культура" автора Шевченко Л. программа предназначена для работы с учащимися 5,6 классов...