Устный журнал для 6- 7 кл. посвященный дню славянской письменности
классный час (6 класс) по теме

Жирова Раиса Игнатьевна

Устный журнал для 6- 7 кл. посвященный дню славянской письменности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_dlya_6-7.docx915.51 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал для 6- 7 кл. посвященный

дню славянской письменности

Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи).

Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род,

родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.

Сегодня мы при помощи нашего устного журнала еще раз обратимся к своим

истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные

празднику славянской письменности. Будьте внимательны, мы будем задавать вам

вопросы учитывать ответы и подводить итоги в конце нашей совместной работы.

Первая страница: «Дорога к письменности».

1-ый Ведущий. Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка:

«Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».

- А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?

Сейчас мы поиграем в старинную русскую игру «Баранья голова».

Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен

повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например:

1-й—дом,

2-й—дом, улица,

3-й—дом, улица, хлеб и т. д.

Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое,

выходит из игры с прозвищем «баранья голова».

Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого

нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с

медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов

еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей

из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ

какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда

точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать

какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

2-й Ведущий. Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по

дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не

все можно выразить с помощью рисунков.

Около пяти тыс. лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—

иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф означает

слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

Вторая страница: «Бессмертный след Кирилла и Мефодия».

1-й Ведущий. Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и

Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия

славяне уже имели некий прообраз письменности.

Более 1114 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет

письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в

городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с

детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло

наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и

прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили

духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший

брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил

школой, писал гимны и поэтические проповеди.

2-й Ведущий. - Ну, а как же была придумана азбука славян?

Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый

неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему

неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой—легкой для

письма. Ведь книг славянам потребуется множество.

1-й Ведущий.- В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где

проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. НЕ

смогли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и

пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к

братьям, принял славянские книги, освятил их.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял

постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и

остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были

мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив

день свой. Не смей оставлять учительство свое…»

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был

заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет

людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его

просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

2-й Ведущий. Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы

пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда

наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее.

- Посмотрите инсценированный эпизод из повести М.Горького «Детство».

«Помню был тихий вечер; мы с бабушкой пили чай в комнате деда…

Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ее по

ладони и бодро позвал меня:

- Ну – кА, ты, пермяк, солены уши, поди, сюда! Садись, скула калмыцкая.

Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

- Буки.

- Попал! Это?

-Веди…»

-Какую пословицу можно подобрать к этому сюжету?

( Азбуку учат, во всю губу кричат!).

Страница третья: «Из жизни русского алфавита».

1-й Ведущий. Следующая страничка поможет нам осуществить переход от славянской

азбуки к русскому алфавиту.

Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что

они обозначили.

( Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).

Расшифруйте это слово: Славянский алфавит был создан на основе

греческой письменности. Строго говоря - кириллица это не единственная

раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица

существовала еще до Кирилла. Вот перед вами самая ранняя письменность –

глаголица. Посмотрите, какими значками обозначились буквы. Этими значками

можно было записать простые слова.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему названная

книга, по которой вы учились читать - Азбука?

-Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.

Аз – я; Буки – буквы, книги;

Веди – ведать, знать; Глаголь - говорю, слово; Добро – добро;

Есть – есть; Живете – жизнь; Земля - земля; И – и; Како - как;

Люди - люди; Мыслите – мыслите;

-Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

(Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

2-й Ведущий. - Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?

«Ъ» занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О.И. Сенковский очень

сердился на букву «ъ»:. «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских

слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги».

1-й Ведущий. Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен

лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный

русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А

сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так

часто употребляем.

Игра «Собери пословицу»

(От каждого класса выходит по 3 человека, получают полоски бумаги с частью

пословицы.)

Задание: составить целую пословицу.

2-й Ведущий. - Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо

святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

Солунские братья – гордость всего славянского народа. Ведь благодаря им мы узнали

жемчужины народной мудрости.

Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры».

1-й Ведущий.-Что такое праздник? -День торжества, установленный в честь или память

кого- либо или чего - либо.

Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24

мая День славянской письменности. В 1885 году такой праздник отмечался и в России.

Он был посвящен 1000- летию со дня смерти Мефодия.

С мая 1986 года в Мурманске по инициативе писателей Кольского полуострова чествуют

письменную историю славян.

В школах города и области проводятся встречи с писателями, литературные вечера,

конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов.

2-й Ведущий. Будем же, как клятву повторять заповедные нам строки великого русского

поэта Анны Ахматовой, написанные в феврале грозного 1942 года:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем навеки.

Далее проводится викторина.

1.Какой язык является родоначальником современного языка? (Праславянский).

2. Второе название восточно-славянского языка. (Древнерусский).

3.С каким именами связано возникновение славянской письменности? (Кирилл и

Мефодий.)

4.Когда и где солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского

алфавита? (24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии).

5. До какого века употребляется славянский язык в качестве церковного и литературного?

(до 17 века на Руси.)

6. Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. ( Глаголица и кириллица)

7. Какая азбука древнее? (Глаголица? )

8. Сколько букв было в глаголице? (40 ). В кириллице? ( 43 ).

( Награждение активных участников праздника.)__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий праздника, посвященного Дню  славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка", 5 класс.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка" для учащихся 5 классов. Помогает воспитывать любовь к родному языку. Знакомит учащихся с предпосылками возник...

Игра, посвященная Дню Славянской письменности

Данная разработка представляет собой задания в виде игры и посвящена празднику Славянской письменности и культуры. Ее можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях, в рамках недели русского ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА),ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ...

Классный час посвященный Дню славянской письменности.

Фотографии кс классного часа, посвященного Дню славянской писменности....

Игра «Кто хочет быть миллионером», посвященная Дню славянской письменности и культуры

Игра составлена по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Предварительно дети получают задание подготовит...

«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Цель: воспитание  уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....