Устный журнал для 6- 7 кл. посвященный дню славянской письменности
классный час (6 класс) по теме
Устный журнал для 6- 7 кл. посвященный дню славянской письменности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_dlya_6-7.docx | 915.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал для 6- 7 кл. посвященный
дню славянской письменности
Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи).
Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род,
родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.
Сегодня мы при помощи нашего устного журнала еще раз обратимся к своим
истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные
празднику славянской письменности. Будьте внимательны, мы будем задавать вам
вопросы учитывать ответы и подводить итоги в конце нашей совместной работы.
Первая страница: «Дорога к письменности».
1-ый Ведущий. Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка:
«Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».
- А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?
Сейчас мы поиграем в старинную русскую игру «Баранья голова».
Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен
повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например:
1-й—дом,
2-й—дом, улица,
3-й—дом, улица, хлеб и т. д.
Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое,
выходит из игры с прозвищем «баранья голова».
Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого
нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с
медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов
еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей
из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ
какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда
точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать
какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.
2-й Ведущий. Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по
дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не
все можно выразить с помощью рисунков.
Около пяти тыс. лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—
иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф означает
слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.
Вторая страница: «Бессмертный след Кирилла и Мефодия».
1-й Ведущий. Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и
Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия
славяне уже имели некий прообраз письменности.
Более 1114 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет
письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в
городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с
детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло
наполовину из греков, наполовину из славян.
Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и
прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили
духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший
брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил
школой, писал гимны и поэтические проповеди.
2-й Ведущий. - Ну, а как же была придумана азбука славян?
Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый
неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему
неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой—легкой для
письма. Ведь книг славянам потребуется множество.
1-й Ведущий.- В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где
проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. НЕ
смогли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и
пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к
братьям, принял славянские книги, освятил их.
Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял
постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и
остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были
мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив
день свой. Не смей оставлять учительство свое…»
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был
заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет
людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его
просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.
2-й Ведущий. Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы
пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда
наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее.
- Посмотрите инсценированный эпизод из повести М.Горького «Детство».
«Помню был тихий вечер; мы с бабушкой пили чай в комнате деда…
Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ее по
ладони и бодро позвал меня:
- Ну – кА, ты, пермяк, солены уши, поди, сюда! Садись, скула калмыцкая.
Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
- Буки.
- Попал! Это?
-Веди…»
-Какую пословицу можно подобрать к этому сюжету?
( Азбуку учат, во всю губу кричат!).
Страница третья: «Из жизни русского алфавита».
1-й Ведущий. Следующая страничка поможет нам осуществить переход от славянской
азбуки к русскому алфавиту.
Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что
они обозначили.
( Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).
Расшифруйте это слово: Славянский алфавит был создан на основе
греческой письменности. Строго говоря - кириллица это не единственная
раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица
существовала еще до Кирилла. Вот перед вами самая ранняя письменность –
глаголица. Посмотрите, какими значками обозначились буквы. Этими значками
можно было записать простые слова.
А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему названная
книга, по которой вы учились читать - Азбука?
-Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.
Аз – я; Буки – буквы, книги;
Веди – ведать, знать; Глаголь - говорю, слово; Добро – добро;
Есть – есть; Живете – жизнь; Земля - земля; И – и; Како - как;
Люди - люди; Мыслите – мыслите;
-Почему буквы стоят именно в таком порядке?
Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?
Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?
Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.
(Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.
Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)
То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.
2-й Ведущий. - Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?
«Ъ» занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О.И. Сенковский очень
сердился на букву «ъ»:. «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских
слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги».
1-й Ведущий. Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен
лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный
русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А
сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так
часто употребляем.
Игра «Собери пословицу»
(От каждого класса выходит по 3 человека, получают полоски бумаги с частью
пословицы.)
Задание: составить целую пословицу.
2-й Ведущий. - Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо
святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
Солунские братья – гордость всего славянского народа. Ведь благодаря им мы узнали
жемчужины народной мудрости.
Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры».
1-й Ведущий.-Что такое праздник? -День торжества, установленный в честь или память
кого- либо или чего - либо.
Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24
мая День славянской письменности. В 1885 году такой праздник отмечался и в России.
Он был посвящен 1000- летию со дня смерти Мефодия.
С мая 1986 года в Мурманске по инициативе писателей Кольского полуострова чествуют
письменную историю славян.
В школах города и области проводятся встречи с писателями, литературные вечера,
конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов.
2-й Ведущий. Будем же, как клятву повторять заповедные нам строки великого русского
поэта Анны Ахматовой, написанные в феврале грозного 1942 года:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем навеки.
Далее проводится викторина.
1.Какой язык является родоначальником современного языка? (Праславянский).
2. Второе название восточно-славянского языка. (Древнерусский).
3.С каким именами связано возникновение славянской письменности? (Кирилл и
Мефодий.)
4.Когда и где солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского
алфавита? (24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии).
5. До какого века употребляется славянский язык в качестве церковного и литературного?
(до 17 века на Руси.)
6. Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. ( Глаголица и кириллица)
7. Какая азбука древнее? (Глаголица? )
8. Сколько букв было в глаголице? (40 ). В кириллице? ( 43 ).
( Награждение активных участников праздника.)__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка", 5 класс.
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка" для учащихся 5 классов. Помогает воспитывать любовь к родному языку. Знакомит учащихся с предпосылками возник...
Игра, посвященная Дню Славянской письменности
Данная разработка представляет собой задания в виде игры и посвящена празднику Славянской письменности и культуры. Ее можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях, в рамках недели русского ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА),ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ...
Классный час посвященный Дню славянской письменности.
Фотографии кс классного часа, посвященного Дню славянской писменности....
Игра «Кто хочет быть миллионером», посвященная Дню славянской письменности и культуры
Игра составлена по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Предварительно дети получают задание подготовит...
«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры
Цель: воспитание уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....