Построение процесса обучения ОБЖ на интегрированной основе
методическая разработка по теме
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Тем более, что в условиях внедрения ФГОС современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни. В данной работе приведены примеры интегрированный уроков: обж+русский язык, обж+математика и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_mezhpredmetnykh_svyazey_interesovala_pedagogov_eshchyo_v_dalyokom_proshlom.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема межпредметных связей интересовала педагогов ещё в далёком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк – истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновали В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н.К.Крупская. «Комплексность комплексности рознь, - писала она в 1932 г. в «Методических заметках». Есть комплексность, способствующая пониманию существующих реальных связей между различными областями явлений и тем способствующая выработке цельного материалистического мировоззрения».
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Тем более, что в условиях внедрения ФГОС современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни.
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщённым характером познавательной деятельности. Все разделы ОБЖ логически взаимосвязаны и взаимообусловлены не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, таким образом можно сказать, что ОБЖ – самый интегрируемый предмет.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает обучающимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.
Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.
В современных условиях возникает необходимость формирования у обучающихся не частных, а обобщённых умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются обучающимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Одним из наиболее полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их ограниченном пространстве.
Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.
Формы межпредметных связей | Типы межпредметных связей | Виды межпредметных связей | |
1) по составу (оказывают – что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы) | 1) содержательные | по фактам, понятиям, законам, теориям, методам наук | |
2) операционные | по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям | ||
3) методические | по использованию педагогических методов и приёмов | ||
4) организационные | по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса | ||
2) по направлению (показывают: 1) Является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов. 2) Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана (обратные или восстановительные связи) | 1) односторонние; 2) двусторонние; 3) многосторонние | прямые, обратные, восстановительные | |
3) по способу взаимодействия связеобразующих элементов ( многообразие вариантов связи) (показывают: какие знания, привлекаемые из других дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал ещё только предстоит изучать в будущем (хронологические связи); какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи); как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей) | Временной фактор | 1) хроно-логические | 1) преемственные 2) синхронные 3) перспективные |
2) хроно-метрические | 1) локальные 2) среднедействующие 3) длительнодействующие |
Вышеприведённая классификация межпредметных связей позволяет устанавливать внутрикурсовые связи, а также внутрипредметные связи между темами определённого учебного предмета, например,
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:
- Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у обучающихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о её целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы;
- Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний обучающихся, как системность, глубина, осознанность и гибкость, межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями;
- Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления обучающихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть инертность мышления и расширяют кругозор обучающихся;
- Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию;
- Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
Обучение – двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и учеников неодинаковы. Учитель преподает обучающимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания обучающимися протекает под руководством учителя, что ещё раз подчёркивает различие видов их деятельности.
Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей:
I – начальный, или подготовительный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе.
II – основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.
Суть этих этапов заключается в следующем:
I, подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию обучающихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале её изучения ведётся работа, которая подводит обучающихся к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии её ведущих положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе. Так в период проведения недели по ОБЖ, были запланированы интегрированные уроки: ОБЖ и математика, ОБЖ и русский язык, ОБЖ и география, ОБЖ и история, внеклассное мероприятие с использованием презентаций, которые выполнили учащиеся по теме: «Моя земля – моё богатство».
На II этапе, в соответствии с разработанными учителем совместно с обучающимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содержание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций.
Но в тоже время можно выделить ряд трудностей, возникающих при реализации межпредметных связей. Они заключаются в следующем:
1. Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий.
2. Не всегда правильно оценивается роль изучаемого предмета в формировании у обучающихся умений и навыков, необходимых для смежных предметов.
3. При обучении дисциплинам довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении других предметов.
Таким образом, для реализации межпредметных связей преподаватель (учитель) должен:
- знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;
- понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;
- иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;
- иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;
- знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;
- понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;
- иметь представление о структуре построения и функционирования дидактической системы межпредметных связей;
- знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения;
Преподаватель должен обладать:
- знаниями программных средств, методов и приёмов, способствующих реализации межпредметных связей;
- умениями применять эти знания на практике, то есть соответствующей технологией обучения;
- навыками ведения педагогического исследования.
Методику обучение обучающихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трёх ступеней. На первой ступени (условно названной воспроизводящей) основная цель учителя – приучить ребят использовать знания, полученные в естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах на уроках ОБЖ. Первая ступень формирования умения обучающихся переносить межпредметные знания может быть использована в большей мере на начальных этапах изучения основ безопасности жизнедеятельности. Но поскольку на этой ступени могут быть решены первые две задачи использования межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий), то и в старших классах учитель может его использовать, но в сочетании с более высокими ступенями.
Вторая ступень – обучение обучающихся переносу знаний из предмета в предмет. Если на первой ступени учитель требовал воспроизведения знаний того материала смежной дисциплины, который он привлекал в процессе объяснения, то теперь основное внимание уделяется самостоятельному применению обучающимися сведений из родственных курсов. Поэтому вторую ступень можно назвать ступенью использования знаний.
Основная цель третей ступени заключается в том, чтобы обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений и процессов изучаемых на уроках. В связи с целями, стоящими перед ступенью, её можно условно назвать обобщающей.
Обобщая сказанное, хотелось бы заметить, что выделенные ступени и этапы довольно условны. В практической работе учителя этапы обучения обучающихся переносу знаний из предмета в предмет могут в значительной мере варьироваться. Основанная цель использования ступеней и этапов, во-первых, в упорядочении работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании, во-вторых, они позволяют судить достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения обучающимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин.
Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цель и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приёмов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности обучающихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.
Значительное место в процессе формирования у учащихся качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
Большое место при изучении данного предмета, на мой взгляд, необходимо уделять мотивации, степени осознания учеником целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.
Преподавание предмета я осуществляю с позиции деятельностного подхода, который реализую через педагогические технологии:
1) проектную;
2) информационную;
3) игровую (деловые и ролевые игры).
Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с такими предметами как: природоведение, география, биология, физика, математика, литература, информатика, история. Например, богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей даёт такой учебный предмет, как химия, например, при изучении раздела в 8 классе «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения», а именно последствий этих аварий прибегаю к помощи учителя химии, который приводит примеры взаимодействия различных веществ и последствия результатов этих реакций на организм человека. Без интеграции с химией и биологией невозможно обойтись и при разборе разделов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины, например, 5 кл., темы: «Погодные условия и безопасность человека», «Рациональное питание, гигиена питания» (природоведение – ОБЖ); 6кл., темы: «Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности» (география, математика – ОБЖ), «Автономное пребывание человека в природной среде» (литература – ОБЖ), «Здоровый образ жизни и профилактика утомления» (биология – ОБЖ); 7 кл., раздел: «Чрезвычайные ситуации природного характера» (география, информатика – ОБЖ), «Лесные пожары» (математика – ОБЖ). Межпредметные связи помогают обучающимся не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень ребят.
Ролевая игра «Ориентирование на местности» (ОБЖ и география) наглядно демонстрирует обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека, тем самым закрепляет знания, полученные на уроках географии.
При работе со старшими классами по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье» (химия и ОБЖ), использую знания ребят по предмету химии, тема: «Свойства спиртов».
Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною используются тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов. В тестовые задания включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, русский язык, физика, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.
При использовании проектной технологии на уроках ОБЖ прослеживается интеграция с информатикой. Простое изложение учебного материала на уроке большой пользы для развития детей не принесёт. Новая информация хорошо усваивается, если она опирается на индивидуальный опыт ребёнка. Компьютерные информационные технологии позволяют выявлять, использовать, согласовывать с научным содержанием задаваемых знаний опыт ученика. Компьютер помогаем ребёнку не просто получить знания, а достигнуть их собственными силами, собственной деятельностью. Изучению и закреплению нового материала способствуют следующие виды работы с компьютером: составление схем, диаграмм, таблиц, алгоритмов, кроссвордов, создание презентаций.
Существуют основные способы применения компьютерной техники на уроках ОБЖ:
подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);
мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
обработка учащимися статистических данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.
При изучении материала учителю ОБЖ необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Программа РоwеrРоint предназначена специально для сопровождения сообщения показом видеоматериалов на большом экране или на мониторе компьютера.
Я работаю первый год учителем ОБЖ, и постоянно задумываюсь над тем, как расширить их знания по такому немаловажному предмету, как помочь им осмыслить значимость информации, которую даёт данный курс, ведь жизнь – это самое ценное что есть у человека, а сохранить её самая важная задача для каждого из нас. Тем более, что будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс на уроках ОБЖ в сельской школе возможен только при интеграции информатики и ОБЖ, что позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Для создания настроя на уроке очень важно сразу обозначить актуальность темы, например, при рассмотрение темы «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» в 8 классе, доску делю условно на две части «ЗА» и «ПРОТИВ», и предлагаю ребятам обозначить положительные и отрицательные моменты современного прогресса. Сосредоточить внимание учащихся на главных целях обучения, связать конкретные вопросы с более общими. Направить исследование и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло.
Проектную деятельность я использую на занятиях по ОБЖ при изучении раздела: «Правила дорожного движения», так как в учебнике очень мало материала по данному разделу, и тут на помощь приходит Интернет, материалы газеты «Добрая дорога детства», журнал «Красный, жёлтый, зелёный», ребята учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи, тем самым я закрепляю навыки работы в программе.
Творческую деятельность обучающиеся проявляют при составлении и написании рефератов, сочинений-рассуждений и докладов. Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, развивает познавательный интерес. Учащиеся изучают и закрепляют компьютерную программу Microsoft Word. Проверка подобных работ позволяет не только оценить знания учащихся, выяснить степень усвоения материала. По ним можно проследить образ мысли, интересы, чтобы затем использовать эти наблюдения в индивидуальной работе.
В результате интеграции учебных предметов и ОБЖ в процессе обучения, на мой взгляд, очевидны следующие результаты:
- обучающиеся станут проявлять больше осознанности в изучении предмета, станут увереннее в оценках и выводах.
- как сильные, так и слабые учащиеся будут охотно принимать участие во всех исследовательских работах, в различных внеклассных мероприятиях.
- возрастет уровень обученности и отношение обучающихся к изучению ОБЖ, поднимется рейтинг предмета.
Только с реализацией межпредметных связей можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы.
Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность обучающихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между математическими, физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Приложение 1
7 класс. Предметы: математика – ОБЖ
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным» Б. Паскаль.
Цели урока:
Образовательная: формирование навыка решения задач прикладного характера, обеспечивающих безопасность движения.
Воспитательная: воспитание коллективизма, чувства ответственности, умения делать выводы и не быть равнодушным к чужому горю.
Развивающая: развитие логического мышления, умение работать с литературой, повышение интереса к математике, акцентирование внимания на вопросах безопасности жизнедеятельности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Раскрытие общей цели урока и плана его проведения. Организация внимания школьников.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. На уроке мы будем рассматривать решение задач, применяя правила безопасного движения на дорогах, эта тема актуальна, так как количество машин на дорогах увеличивается и каждый из нас должен обладать повышенным вниманием на дорогах. Класс разбивается на 3 группы, каждой из которой было предложено творческое задание: придумать задачу на движение и решить ее.
3. Этап применения знаний и способов действий и обобщения и систематизации знаний.
Не всегда такие задачи бывают простые. При исследовании ответа на поставленные вопросы надо вдумываться в суть вопроса.
Слово представляется 1 группе. Характерной чертой развития автомобильной техники является стремление передвигаться с возможно более высокой скоростью.
Представьте ситуацию: Пешеход подошел к пешеходному переходу (без светофора). Водитель машины, идущий в первом ряду, остановился. Водитель автомобиля из второго ряда не видит пешехода. Успеет ли пешеход благополучно перейти на другую сторону?
Условие задачи: Пешеход движется так, как показано на рисунке. Успеет ли он благополучно перейти на другую сторону, если скорость его движения 1 м/с, ширина дороги 6 м? Водитель дальнего автомобиля не видит светофор и едет со скоростью
36 км/ч. На момент начала движения пешехода расстояние между автомобилями и пешеходной дорожкой было 12 м.
Ученик комментирует решение задачи: 6:1=6с нужно пешеходу чтобы пересечь дорогу.
36 км/ч=10 м/с
12:10=1,2 с потребуется автомобилю.
Ответ: такой переход для пешехода является опасным, т.к. водитель дальнего автомобиля в момент появления перед ним пешехода уже не успеет затормозить. Задача для самостоятельного решения: Скорость автомобиля 36 км/ч. Скорость движения пешехода 1 м/с, ширина дороги 6 м, расстояние между автомобилями и пешеходной дорожкой было 12м. Успеет ли он благополучно перейти дорогу?
Один ученик из этой группы работал за компьютером и нашел следующую информацию: По данным управления ГИБДД главного управления внутренних дел Белгородской области основным видом дорожно-транспортных происшествии остается наезд на пешеходов. В 2011 г. в Белгородской области зарегистрировано почти 4200 дорожно-транспортных происшествии. Сотрудники Госавтоинспекции констатируют: в 40% дорожно-транспортных происшествий виноваты пешеходы.
Вывод: важное практическое значение имеют такие задачи на движение, в которых требуется выяснить, какой из способов передвижения является наиболее выгодным в сложившейся ситуации.
Информация к размышлению: Виды дорожно-транспортных происшествий.
Слово представляется 2 группе. 1 ученик объясняет ситуацию, 2 условие, 3 решение. Ситуация: Пешеход, желая сэкономить время, нарушает правила перехода перекрестка. Оцените данную ситуацию.
Задача 2. Путь пешехода – нарушителя равен 16 м. Найти ширину дороги и путь, который пешеход должен был пройти?
Информация из интернета: многие дорожные происшествия случаются как раз на перекрестках, которые никак не регулируются видимо, водители забывают ПДД. Аварии на оживленных перекрестках случаются каждый день. Задача для самостоятельного решения: Могут ли три туриста, имея один двухместный велосипед, преодолеть расстояние 60 км/ч за три часа? Скорость пешехода считайте равной 5 км/ч , а скорость мотоциклиста 50 км/ч.
Вывод: ПДД – залог здоровья. Скорость и опасность взаимосвязаны .Это противоречие – первый закон безопасности движения. Успешное решение всех задач зависит прежде всего от подготовленности участников движения-водителей и пешеходов.
3 группа предлагает следующую задачу: Зачем нужно соблюдать дистанцию? Ситуация: по шоссе движется вереница машин с большой скоростью. Можно ли в целях безопасного движения потребовать, чтобы на более узком участке дороги (на мосту) машины снижали скорость?
Задача 3. По шоссе со скоростью 80 км/ч движется вереница машин. Расстояние между идущими друг за другом машинами равно примерно 15 м, а средняя длина машины составляет 5 м. Можно ли в целях безопасного движения потребовать, чтобы на более узком участке дороги, скажем на мосту, машины снижали скорость до 20 км/ч?
Информация к размышлению:
10,7 % ДТП совершены из-за несоблюдения дистанции.
Задача для самостоятельного решения: Вы едете на автомобиле со скоростью 60 км/ч. На сколько нужно увеличить скорость вашего автомобиля, чтобы проезжать 1 км пути на полминуты быстрее?
Вывод: надо выяснить какой из способов передвижения является выгодным в сложившейся. При увеличении скорости нужно следить за расстоянием до впереди идущей машины на случай непредвиденного замедления ее скорости.
4.Этап применения знаний и способов действий.
А сейчас я вам предлагаю задачу из ГИА. Самое главное без чего нельзя решать ни одну задачу на движение - это понимание физического смысла движения .
Задача: катер прошел по течению расстояние от пункта А до пункта В за 3 часа, а от В до А – 5 ч. За сколько часов проплывет от А до В плот?
Ученики записывают условие в виде таблицы и решают эту задачу.
5. Этап подведения итогов урока.
-решали задачи прикладного характера, обеспечивающие безопасность движения;
-применили интеграцию математики и ОБЖ с использованием ИКТ;
- математика – язык, пригодный для описания различных явлений.
6. Этап информации о домашнем задании.
-творческая работа: в какой ситуации вам приходилось в жизни использовать математические формулы; придумать задачи на безопасность жизнедеятельности; ваши действия на случай эвакуации во время пожара в школе. Вы находитесь в кабинете 208. Какой оптимальный вариант выхода вы найдете? Какие условия нужно проанализировать: пропускную способность выхода, расстояние, время, скорость, очаг возгорания?
Приложение 2
3 класс
Русский язык. Тема урока: Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
ОБЖ. Тема урока: правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Цели урока:
Добиваться усвоения знаний написания безударных гласных в корне слов, проверяемых ударением, учить подбирать проверочные слова.
Закрепить знания детей по безопасному движению по улицам и дорогам, по безопасному переходу проезжей части дороги.
Развивать речь учащихся, внимание.
Воспитывать чувство гражданской ответственности за поведение на дорогах.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
( Дети сидят с закрытыми глазами. Последнее слово каждой фразы повторяют хором.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят (смотрят).
- Уши внимательно слушают и все слышат (слышат).
- Голова хорошо думает (думает).
Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы с вами проведем два урока в одном. Наша цель – добиться грамотного написания слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением и закрепить знание правил безопасного поведения на дорогах.
Минутка чистописания.
А) Отгадай загадку:
Разных три имеет глаза.
Но откроет их не сразу.
Если глаз откроет красный – стоп!
Идти нельзя - опасно!
Желтый глаз – погоди!
А зеленый – проходи! ( Светофор).
Б) Запись слов « светофор», «свет», « светит», « светлый». (Обратить внимание на каллиграфию)
В) – Какие это слова? Выделите корень. Какие из данных слов проверочные, а какие проверяемые?
Г) Составь и запиши предложение со словом « светофор».
Запись с комментированием:
- Светофор – это устройство для регулирования движения.
Словарная работа.
А) Разгадай ребусы. Слово, обозначающее ответ запиши в тетрадь. ( Улица) (Дорога)
Б) Отгадайте загадку и запишите отгадку:
- Что за чудо – желтый дом –
Окна светятся кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. ( Автобус).
В) Запишите еще два слова из словаря, которые имеют отношение к правилам дорожного движения. ( Пример: машина, трамвай).
Г) Взаимопроверка тетрадей.
5.Работа по новой теме урока.
А) Найдите в стихотворении слова с безударной гласной в корне. Поставьте ударение. Проверьте.
- Свет зеленый появился.
Перекресток оживился.
Стал свободным переход
Смело двигайся вперед.
Б) Беседа: Какие сигналы светофора вы знаете?
Как нужно реагировать на каждый из них?
6.Физминутка. Игра « Светофор» (на внимание).
Дети должны выполнять команды, согласно цвету светофора:
- красный – стоять,
- зеленый – шагать,
- желтый – хлопать.
7. – Ребята, внимательно послушайте загадку, отгадайте ее, подумайте о каком знаке речь. Выпишите только слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Поставьте ударение, выделите корень, проверьте.
Затихают все моторы
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
« Близко школа! Детский сад!» (Знак « Дети»)
- Где устанавливают такие знаки?
8 . Спишите и запомните Правила дорожного движения. Подчеркните слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Переходи улицу спокойным шагом.
На красный и желтый нельзя переходить улицу. Переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все машины остановились.
- Какие еще правила перехода улицы вы должны знать?
9. Физминутка.
Мы побывали с вами в роли пешеходов. А теперь попробуем стать водителями. Для водителя важно хорошее зрение, поэтому выполним упражнение для профилактики утомления глаз:
а )Посмотрите на дорогу перед собой.
б)Перед выездом на главную дорогу посмотрите вправо – влево.
в)Вправо – прямо.
г )Вверх на светофор – прямо.
д )Повторим упражнение : влево – прямо, вправо – прямо, вверх прямо, вниз– прямо.
10. А теперь за дело. Из данных слов составьте предложение, запишите. Вставьте пропущенные буквы, объясните.
( Слова записаны на доске) Опасно, дорогу, перед, близко, идущим, переб-гать, транспортом. Знай, и, знаки, ув-жай, д-рожные.
11. Письмо по памяти.
Самый малый знак дорожный, он стоит не просто так,
Будьте, дети, осторожны. Уважайте каждый знак!
- Подберите к подчеркнутым словам проверочные слова.
12. Итог урока.
- Какие правила дорожного движения мы сегодня вспомнили?
- Над какими правилами правописания безударной гласной мы сегодня работали?
- Чему вас научил сегодняшний урок?
13. Домашнее задание: Составить памятку пешехода.
Повторить правила дорожного движения.
Приложение 3
6 класс. Предметы: география, ОБЖ
Тема: Ориентирование на местности
Цели урока:
1. Образовательная: создать условия для овладения учащимся знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.
2. Развивающая: Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: Развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок.
II. Изучение нового материала.
Географ
Эпиграф к уроку:
Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.
- Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться.
- Для чего нам нужно уметь ориентироваться? (показ презентации)
Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.
-Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
-Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)
Отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.
-Что называют линией горизонта?
( учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске )
Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
Между ними – промежуточные стороны.
На рис. 7 «Начальный курс географии» определите направления промежуточных сторон.
Способы ориентирования
-Ориентироваться можно разными способами.
-Какие способы ориентирования вам известны? (Атлас с.9)
-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.
Учитель ОБЖ.
-Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.
рис. на с.47 учебник ОБЖ 6 класс.
Просмотр видеоролика (диск «Школа выживания»):
Ориентирование по Луне.
Ориентирование по местным приметам.
Ориентирование по звездам.
Ориентирование по деревьям
Учитель ОБЖ.
-О каких способах ориентирования вы узнали из фильма?
Большинство этих примет не очень точны, так как в каждом регионе свои, присущие данному месту, условия. Множество различных примет стоит запомнить для того, чтобы принять верное решение, лучше воспользоваться различными способами ориентирования
Ориентирование по Солнцу.
-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.
Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам
( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.
Географ
Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса.
При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.
Правила работы с компасом.( дети выполняют инструктаж)
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад. (Атлас с.8, рис. вверху)
Задание.
Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь? Ваш дом?
Учитель географии
После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.
На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.
Задание.
По плану местности (см. форзац 1 учебника «Начальный курс географии») определите:
1.В каком направлении от реки Нара находятся заросли кустарника,
2.В каком направлении от лиственного леса находится деревня Елагино?
3. По физической карте России определите: в каком направлении от Хабаровска находится Москва? Токио? Каир?
Физминутка
Учитель ОБЖ.
Если у вас под рукой нет компаса...
Тогда есть смысл попробовать сделать его из ручных средств прямо в полевых условиях. Это приспособление его изобретатель Анатолий Коваленко назвал «прибором для точного определения на местности в трудных условиях». Он пригоден для ориентации в тех случаях, когда другими способами сделать это не удается.
Технология его изготовления довольно проста. В крышку котелка наливается немного воды. В эту воду опускают обыкновенную булавку с насаженными на нее для плавучести двумя маленькими кусочками коры на концах. Острие булавки будет показывать направление на север. Для проверки рекомендуется в вечернее или ночное время найти Полярную звезду в созвездии Малая Медведица. Потом замечается дерево или другой ориентир, находящийся под этой звездой. Таким образом удается точно установить направление на север. Для верности «лесного компаса» на крышку котелка можно нанести риски, соответствующие направлениям на стороны горизонта.
- Как ориентироваться в пасмурную погоду?
-Чтобы при движении в пасмурную погоду выдержать избранное направление, обычно через каждые 100-150 м маршрута намечают какой-нибудь хорошо заметный ориентир. Это особенно важно, если на пути возникли завал или густая заросль кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления. В лесу, заросшем кустарником с густым подлеском, лучше идти по тропам, придерживаясь нужного направления.
Географ
Азимут и его определение
-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.
Между севером и точкой
Отсчитай по солнцу градус-
Это азимут. Он точно
Курс тебе укажет сразу.
- Что же такое азимут? Прочитайте определение. («Начальный курс географии» с.15)
- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
(учитель показывает на демонстрационной модели компаса приёмы определения азимутов).
Задание.
- Определить азимуты на предметы местности ( рис. 8 с.16 учебника «Начальный курс географии»).
Нахождение азимута по плану.
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.
задание №2 с.15 («Начальный курс географии»)
- Определить азимут от сарая до ольхового леса («Начальный курс географии» форзац ).
III.Рефлексия.
Нарисуйте фигуру, используя следующие данные( на доске):
1: 10 000масштаб: в 1 см -100м
1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?
2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?
3.Н - З, Р=400м, А= ?
4.Н - Ю, Р=500м, А= ?
5.Н –В, Р=400м, А= ?
6. Н-С, Р=500, А= ?
Учитель ОБЖ
(рис. с.50 учебник ОБЖ 6 кл.)
1. На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?
2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
4. С какой стороны на деревьях растет мох?
5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
б. В какой стороне восходит Солнце?
Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?
IV. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий
Итоговая работа по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» учителей информатики МОУ лицей №14 г. Жуковский Бут Л.А., Паньженской О.В....
Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".
В данной работе рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...
Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий
Итоговый практико-значимый проект....
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...
Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий
В настоящее врем в российском образовании термины "инновация", "инновационный процесс" используются весьма широко. В связи с этим в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения.В ...
Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий
В данной статье рассмотрены наиболее характерные иновационные технологии,применяемые на уроках информатики. Студентка некоторыми из них активно пользуется при прохождении практики....
Построение процесса обучения информатики на основе современных технологий
Использование методов активного обучения существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую активность учащихся....