Учебно-методический комплекс по теме: Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов, бесплодии и нарушении менстируального цикла
методическая разработка на тему

В данном комплексе даны методические разработки трех теоретических занятий и одного практического для преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГОУ СПО «Амурский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема   Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов, бесплодии и  нарушении менструальной функции

Специальность:   060109 Сестринское дело

Составлена преподавателем

Васильевой Т.В.  в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта

г. Благовещенск 2009 г.


Рассмотрено

на заседании ЦМК

«___» ___________  2009 г.

Председатель ЦМК _____________

                                   И.В.Рабинович

Утверждаю

Экспертный совет

при информационно-

методическом центре АМК        

«__» __________ 2009 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка состоит из:

  • Организационно -  методического блока;
  • Блока учебной информации
  • Блока закрепления

Рекомендации по работе с методической разработкой:

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического и

практического занятия по дисциплине «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» на 4 курсе специальностей «Сестринское дело» с  учетом знаний, сформированных при изучении общепрофессиональных дисциплин: латинского языка, анатомии и физиологии, основ сестринского дела, фармакологии, здорового человека и его окружения.

                Методическая разработка содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Имеется общая цель и конкретные цели достижения. Конкретные цели выражены в виде алгоритмов деятельности. Основной критерий контроля – решение профессиональных ситуационных задач с применением активных методов обучения.

Новый материал освещен в разделе «Блок учебной информации», в нем подробно рассмотрены все аспекты, касающиеся данной патологии, а также стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры при выполнении санитарно-просветительной работы. Блок включает мотивацию, обзор литературы.

В блок контроля включены тесты с эталонами ответа на  задания для определения исходного уровня знаний, проблемно-ситуационные задачи.

Количество часов на тему:

Теория – 6 час

Практика 6 час.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Цели занятия:

Общая цель:  Познакомить студентов с основными проявлениями нарушений менструальной функции, воспалительных заболеваний женских половых органов, бесплодии и причинами их возникновения. Научить осуществлять этапы сестринского процесса.

Конкретная цель

Исходный уровень

1. Уметь применить знания о  причи-нах нарушений менструальной функ-ции, воспалительных заболеваний женских половых органов, бесплодии для проведения мероприятий по профилактике данных заболеваний.

Знание причин нарушений менструальной функции, воспалительных заболеваний женских половых органов, бесплодия.

2. Уметь использовать полученные знания для проведения лечения при нарушениях менструальной функции, воспалительных заболеваниях жен-ских половых органов, бесплодии.  

Оказывать помощь пациенткам, учитывая конкретное задание и знания, полученные на основах сестринского дела.

2. Уметь оказывать первую медицин-скую помощь при неотложных состоя-ниях.

Применять знания, полученные на основах сестринского дела.

4. Уметь собрать анамнез, провести объективное исследование, доступное медицинской сестре, интерпретиро-вать полученные данные, поставить сестринский диагноз, определить цели,  наметить план сестринского ухода.

Применять знания по сестринского процессу, полученные на основах сестринского дела.

5. Уметь брать мазки на гормональную кольпоцитологию

Применять знания, полученные при изучении раздела «здоровая женщина».

6.Уметь производить ванночки, спринцевания.

Применять алгоритмы выполнения манипуляций, полученные на данном уроке.

Место проведения занятия: кабинет на базе городского родильного дома

Оснащение занятия:

  • Пособие для студентов;
  • Таблица «Анатомия женских половых органов»
  • Стенд: «Регуляция менструального цикла»
  • Муляжи матки
  • Кружка Эсмарха

Тип занятия: теоретические и практическое занятия с использованием элементов проблемного обучения.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Анатомия и физиология человека – анатомия женских половых органов.

Методика исследования гинекологических больных.

Основы сестринского дела – внутри-мышечные, внутривенные инъекции, в/в капельное введение лекарственных в-в, разведение антибиотиков.

Планирование семьи.

Здоровый человек и его окружение – регуляция менструального цикла.

Консервативные и оперативные методы лечения гинекологических больных.

СТРУКТУРА   ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1.

  1. Организационный момент 2 мин.;
  2. Контроль исходных знаний – 20 мин.;
  3. Мотивация и изучение нового материала  – 51 мин ;
  4. Закрепление - 10 мин.
  5. Подведение итогов занятия – 5 мин.
  6. Задание на дом   - 2 мин.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1.

  1. Организационный момент.

Контроль готовности аудитории и внешнего вида студентов, проверка отсутствующих на занятиях студентов.

2. Контроль исходных знаний  - (приложение № 1).

3. Мотивация занятия и конспект теоретического материала по воспалительным заболеваниям женских половых органов (информационный блок).

4. Закрепление в форме  (приложение № 2).

5. Преподаватель подводит итоги занятия, акцентируя внимание студентов на наиболее важных вопросах темы и ответах студентов при закреплении материала.

6. Задание на дом: Л.А.Лысак «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии»

Стр.   218-235.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы: приготовить рефераты к первому практическому занятию.

СТРУКТУРА   ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2.

  1. Организационный момент 2 мин.;
  2. Контроль исходных знаний – 20 мин.;
  3. Мотивация и изучение нового материала  – 56 мин ;
  4. Закрепление - 5 мин.
  5. Подведение итогов занятия – 5 мин.
  6. Задание на дом   - 2 мин.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2.

  1. Организационный момент.

Контроль готовности аудитории и внешнего вида студентов, проверка отсутствующих на занятиях студентов.

2. Актуализация базовых знаний - (приложение №3).

3. Мотивация занятия и конспект теоретического материала по нарушению менструальной функции (информационный блок).

4. Закрепление  (приложение № 4)

5. Преподаватель подводит итоги занятия, акцентируя внимание студентов на наиболее важных вопросах темы и ответах студентов при закреплении материала.

6. Задание на дом: Л.А.Лысак «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии»

Стр.252-264.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы: приготовить рефераты к первому практическому занятию:

СТРУКТУРА   ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3.

  1. Организационный момент 2 мин.;
  2. Контроль исходных знаний – 20 мин.;
  3. Мотивация и изучение нового материала  – 58 мин ;
  4. Закрепление - 3 мин.
  5. Подведение итогов занятия – 5 мин.
  6. Задание на дом   - 2 мин.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3.

  1. Организационный момент.

Контроль готовности аудитории и внешнего вида студентов, проверка отсутствующих на занятиях студентов.

2. Контроль исходных знаний  -

1. Блиц-опрос по предыдущей теме (приложение № 5)

3. Мотивация занятия и конспект теоретического материала бесплодному браку.

4. Закрепление (приложение № 6 )

5. Преподаватель подводит итоги занятия, акцентируя внимание студентов на наиболее важных вопросах темы и ответах студентов при закреплении материала.

6. Задание на дом: конспект теоретического занятия, В.А.Загребина,  А.М.Торчинов «Гинекология» стр.111-136.

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ .

  1. Организационный момент и мотивационная установка        5 мин.;
  2. Актуализация опорных знаний                                        40 мин.;
  3. Самостоятельная работа                                              215 мин ;
  4. Закрепление темы                                                         3 мин.
  5. Подведение итогов занятия                                                  5 мин.
  6. Задание на дом                                                                    2 мин.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Преподаватель знакомится со студентами, проводит контроль готовности аудитории и внешнего вида студентов и наличие у них дневников, проверку отсутствующих на занятиях. Предлагает записать в дневниках тематический план практических занятий. Сообщает о мотивации изучения данной  темы.

2. Актуализация опорных знаний.:

  • Фронтальный опрос (приложение № 7);
  • Тестовый контроль (приложение № 8);
  • Обосновать действия и назначения (приложение № 9)

3. Самостоятельная работа:

А) студенты разбиваются по парам и отрабатывают первый этап сестринского процесса (паспортные данные, жалобы, анамнез жизни, акушерско-гинекологический анамнез, анамнез настоящего заболевания);

Б) студенты решают задачи приложение № 10.

4. Для  закрепления студентам предлагается заполнить таблицу с терминологией (приложение №  11 ).

5. Преподаватель подводит итоги занятия, акцентируя внимание студентов на наиболее важных вопросах темы и ответах студентов при закреплении материала. Отмечает лучшие и неудачные ответы. Выставляет оценки за урок.

6. Задание на дом: Подготовиться по теме «Сестринский процесс при доброкачественных и злокачественных опухолях женских половых органов».

конспект теоретического занятия, В.А.Загребина,  А.М.Торчинов «Гинекология» стр.118-159.

Л.А.Лысак «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» Стр. 265- 306.

БЛОК УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

К теоретическому занятию № 1.

Мотивация темы:

        В структуре гинекологических заболеваний ВЗОМТ занимают первое место, составляя 60-65 %. Наибольший пик заболеваемости наблюдают у лиц в возрасте от 15-24 лет; после 30 лет частота ВЗОМТ значительно уменьшается, что может быть обусловлено как изменением полового поведения, так и появлением защитных антител в канале шейки матки. Острое начало воспалительного процесса в современных условиях наблюдают редко. Как правило, имеет место постепенное развитие, нередко без выраженных клинических проявлений, приводящее к хроническому течению. Медицинская сестра должна знать основные проявления ВЗОМТ, первую помощь при неотложных состояниях, принципы терапии.

Под воспалительными заболеваниями органов малого таза (ВЗОМТ) понимают весь спектр воспалительных процессов верхнего отдела репродуктивного тракта у женщин. Эти воспалительные процессы могут быть представлены как одной нозологической формой (эндометрит, сальпингит, оофорит, тубоовариальный абсцесс, пельвиоперитонит), так и любым их сочетанием.

Возбудители ВЗОМТ

  • Возбудители ИППП:

- N, gonorrhoeae в 40-50 %;

- C. Trahomatis в 30 %;

- Trichomonas vaginalis$

- Ureaplasma urealiticum;

- представители рода Micoplasma

  • Неспорообразующие гр.(-) бактерии – фузобакктерии, бактероиды.
  • Грамм (+) анаэробные микроорганизмы – пептострептококк, клостридии.
  • Аэробные гр.(-) бактерии ;
  • Аэробные гр.(+) бактерии ;

Пути распространения инфекции

  • Восходящий (в большинстве случаев) – через канал шейки матки, полость матки, маточные трубы в брюшную полость.
  • Лимфогенный.
  • Гематогенный,
  • Контактный – по брюшине из первичного патологического очага

Основные клинические проявления ВЗОМТ

  1. болезненность в нижних отделах живота, в области придатков матки с иррадиацией в область промежности, поясничный и крестцовый отделы.
  2. Бели: слизисто-гнойные, реже слизистые.
  3. Дизурия.
  4. Частая дефекация (как проявление дисфункции прямой кишки).
  5. Диспареуния.
  6. Повышение температуры тела.
  7. Общая утомляемость, слабость

Острое начало воспалительного процесса в настоящее время наблюдается редко. Как правило, имеет место постепенное развитие, нередко без выраженных клинических проявлений, приводящее к хроническому течению.

ВЗОМТ часто протекает бессимптомно, длительное время, оставаясь нераспознанным, в связи, с чем клиническая диагностика представляет значительные трудности, поэтому лабораторные и инструментальные методы носят определяющий характер.

Критерии диагностики ВЗОМТ

  • Минимальные критерии:

- болезненность при пальпации нижней части живота;

- Болезненность в области придатков

- болезненные тракции шейки матки

  • Дополнительные критерии:

- температура тела выше 38 о;

- патологические выделения из шейки матки или влагалища;

- лейкоцитоз, изменение лейкоцитарной формулы (смещение влево), повышение СОЭ и содержания С-реактивного белка;

- лабораторное подтверждение цервикальной инфекции, вызванной гонококками, трихомонадами, хламидиями.

  • Определяющие критерии   

- патоморфологическое подтверждение эндометрита при биопсии эндометрия;

- утолщение маточных труб, налоичие в брюшной полости свободной жидкости или тубоовариального образования по данным УЗИ;

Отклонения, соответствующие ВЗОМТ, обнаруженные при лапароскопии.

Дифференциальная диагностика

  • Внематочная беременность
  • Острый аппендицит
  • Эндометриоз
  • Перекрут кисты яичника

Этапы лечения ВЗОМТ

  1. Первый – устранение этиологического фактора, т.к. при наличии повреждающего агента не происходит завершения заключительной фазы воспаления – регенерации (острая и подострая фазы).
  2. Второй – восстановление морфофункционального потенциала тканей и устранение последствий вторичных повреждений (метаболических нарушений и последствий ацидоза), восстановление гемодинамики и активности рецепторного аппарата тканей (хронический процесс).

Алгоритм лечения ВЗОМТ должен учитывать все звенья патогенеза.

Этиотропная терапия (острая и подострая фазы) 

  • Госпитальный (парентеральный путь введения препаратов)
  • Амбулаторный (пероральные формы препаратов).

Смешанные генитальные инфекции и ВЗОМТ:

- амоксициллин по 1000 мг 2 раза в сутки + офлоксацин 400 мг 2 раза в сутки или доксициклин 100 мг 2 раза в сутки 14 дней.

ВЗОМТ в сочетании с кандидозом:

- Перорально: флуконазол 150 мг однократно или 50 мг 1 раз в день в течение 7 дней.

Неспецифические ВЗОМТ.

- Перорально:  офлоксацин 400 мг 2 раза в день + метронидазол 500 мг 2 раза в день 14 дней.

ВЗОМТ на фоне хламидийной инфекции. Перорально: кларитромицин 250 мг 2 раза в сутки, джозамицин 1-2 г/сут в 2-3 приема.

ВЗОМТ на фоне герпетической инфекции. Перорально: валацикловир в дозе 500 мг 2 раза в сутки с последующим переходом на 500мг в сутки однократно в течение 3 месяцев и более.

Ферментотерапия

Препараты протеолитических фераментов потенцируют действие антибиотиков: «Вобензим» перорально по 3-5 драже 3 раза в сутки, не менее 10 дней

Иммуномодулирующая терапия (хроническая фаза)

Показания:

  • Длительное течение хр. рецидивирующего процесса;
  • Микст-инфекции (при отсутствии эффекта от предыдущей терапии).

Применяют препараты: «Галавит» , «Иммуномакс», «Циклоферон» , «Ликопид».

Метаболическая терапия

Она направлена на  усиление тканевого обмена и устранение последствий гипоксии. Назначают:

- Актовегин по 1 др. 2 раза в день, 25 дн.

- витамин Е 200МЕ 2 раза в сутки внутрь

- Аскорбиновая к-та 0,1 г 3 раза в сутки

- Метионин 0,5 3-4 раза в сутки внутрь

- Глутаминовая к-та 1 г 2-3 р/сут внутрь.

Показания для стационарного лечения:

  • Высокая вероятность для срочного хирургического вмешательства
  • Беременность
  • Неэффективность или невозможность проведения амбулаторного лечения
  • Тяжелое состояние больной
  • Тубоовариальный абсцесс
  • Пельвиоперитонит
  • Наличие иммунодефицита
  • Возникновение ВЗОМТ после гинекологических вмешательств

Вульвиты и вагиниты

Вагинальные инфекции относятся к числу наиболее частых воспалительных заболеваний женских половых органов. В репродуктивном возрасте вагиниты в 40-50 % случаев обусловлены бактериальными инфекциями, в 20-25 % - грибами рода Candida, а также инфекциями, передающимися половым путем и вирусами. У 15-80% женщин вагинит обусловлен 2 и более возбудителями (смешанная  инфекция).

Вагиниты и вульвиты подразделяют на:

  • Специфические (вызванные ИППП – трихомонады, хламидии, ВПГ, ВПЧ и др.);
  • Неспецифические (вызванные неспецифической инфекцией – кокковой флорой, кишечной палочкой, протеем).

По клиническому течению вульвиты подразделяют на :

- острый

-хронический

На основании этиологического фактора:

- первичный

-вторичный

        Первичный вульвит чаще выявляют у девочек. Причинами его возникновения могут являться:

- химические, термические и механические воздействия;

- несоблюдение гигиены;

- аллергические реакции, в т.ч. на парфюмерные и косметические средства, гигиенические прокладки;

- опрелость;

- наличие свищей;

- гельминтозы

Вторичные вульвиты, как правило, возникают в результате обильных выделений из влагалища при вагините, эндоцервиците и эндометрите.

Клиническая картина.

При остром течении заболевания возникают: боли, жжение и зуд в огбласти НПО, усиливающиеся при ходьбе и мочеиспускании, обильные выделения, общее недомогание, иногда повышение температуры.

При осмотре в острой стадии выявляют:

  • Гиперемию и отечность в области вульвы;
  • Серозно-гнойные или гнойные налеты;
  • Склеивание малых половых губ;
  • Образование язв;
  • Увеличение паховых лимфатических узлов

Лабораторно-инструментальные исследования: микроскопическое и бактериологическое исследование отделяемого вульвы.

Лечение:

  1. Немедикаментозное – в острой стадии ограничение двигательной активности, половой покой, в редких случаях половой покой. Местное лечение – подмывания дезинфицирующим р-ром фурациллина, калия перманганата. При уменьшении болезненности и переходе вульвита в п/острую стадию показаны теплые сидячие ванночки (38-39 о С) с настоем ромашки, шалфея, эвкалипта 2-3 раза в день по 10-15 мин в комплексе с основной терапией.
  2. Медикаментозное:

 - общая и местная антибактериальная терапия (мазь эритромициновая, тетрациклиновая, крем с изоконазолом), при выявлении ИППП – а/бактериальная терапия в соответствии с выделенным возбудителем.

- Общеукрепляющая терапия (поливитамины, адаптогены),

     - десенсибилизирующая терапия (дифенгидрамин, лоратадин, клемастин),

     - седативная терапия (препараты валерианы).

Вагиниты

Этиологическими факторами их возникновения являются:

  • Инфекции;
  • Аллергические реакции (на спермициды, антисептические  свечи, таблетки);
  • Химические агенты (концентрированные р-ры для спринцевания);
  • Физические факторы (инородное тело);
  • Анатомические (выпадение стенок влагалища и матки);
  • Эндогенные (снижение иммунитета, нарушения функции яичников, щитовидной железы, поджелудочной , ЖКТ);
  • Экзогенные (использование ВМК, стрессовые воздействия, экологические факторы, санитарно-гигиенические факторы).

Клиническая картина вагинита типична. При остром вагините беспокоят различные по характеру, количеству выделения, зуд, жжение, дискомфорт во влагалище, внизу живота, дискомфорт при мочеиспускании, нарушение сна и общего самочувствия, раздражительность. Жалобы больных зависят от степени выраженности воспалительной реакции. При переходе острого вагинита в хронический основным симптомом являются выделения из половых путей (творожистые, серозные, гнойные).

При объективном исследовании определяют гиперемию вульвы, вагины, аногенитальной области, их отечность.

Лабораторные исследования

- Определение РН содержимого влагалища.

- Микроскопия отделяемого влагалища с окраской мазков по Грамму.

- Бактериологическое исследование отделяемого влагалища.

Забор материала рекомендуется производить из заднего свода влагалища.

Лечение

Лечение сводится к ликвидации основных и способствующих развитию патологии факторов.

Методы лечения

  • Санация влагалища и вульвы;
  • Антибактериальная терапия;
  • Лечение сопутствующих заболеваний;
  • Прекращение половых контактов до полного выздоровления;
  • Обследование и лечение партнера;
  • Соблюдение гигиены.

Антибактериальная терапия назначается с учетом выявленной микрофлоры и ее чувствительности к антимикробным препаратам.

При ассоциации с анаэробами используют сочетание с метронидазолом.

При  трихомонадном вагините назначают препараты метронидазола (2 г внутрь однократно или по  600 мг/сутки в течение 7 дней и таблетки метронидазол + миконазол 100 мг + 100 мг в течение 8-10 дней во влагалище).

При первичном эпизоде кандидозного вагинита применяют клотримазол по 100 мг/сутки в течение 7 дней, миконазол в аналогичной дозе, нистатин по 1-2 млн ЕД 7-14 дней. При рецидивирующем кандидозном вагините показано лечение системными антимикотиками (флуконазол, кетоконазол) в сочетании с местным лечением. Если причиной вагинита являются коринебактерии, применяют антибиотики группы тетрациклинов, макролиды.

При выявлении хламидий назначают антибиотики широкого спектра действия (тетерациклины, макролиды, фторхинолоны). Местно используют свечи с хлоргексидином или тернидазол + неомицин + нистатин+ преднизолон («Тержинан») или неомицин + полимиксин В+ нистатин («Полижинакс»).

После курса антибактериальных препаратов с целью восстановления микрофлоры влагалища показаны пробиотики в течение 10-14 дней                                                                                                                                                                                  

Бартолинит

Бартолинит – воспаление большой (бартолиновой) железы преддверия влагалища

Классификация:

  • По клиническому течению

- острый

- хронический

- ложный абсцесс

- истинный абсцесс

Этиология и патогенез

Причины бартолинитов:

  • Специфические возбудители (гонококки, трихомонады);
  • Неспецифические возбудители

Механизм развития заболевания: При попадании инфекции в выводной проток бартолиновой железы развивается воспаление с выделением слизисто-гнойного секрета. Отек наружного отверстия протока приводит к его облитерации, задержке секрета железы в ее протоках с образованием ретенционной кисты. При проникновении инфекции в паренхиму железы и окружающую клетчатку развивается истинный абсцесс. При инфицировании и нагноении содержимого кисты образуется ложный абсцесс. При переходе воспалительного процесса в хроническую форму стенки выводного протока железы неравномерно уплотняются, что характерно для каналикулита, чаще наблюдаемого при гонорейной инфекции.

Клиническая картина

Жалобы:

- болезненность в области средней трети большой половой губы;

- повышение температуры тела;

Осмотр (большие половые губы в области железы):

- гиперемия

- отечность

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ:

  • Физиопроцедуры (на 3-4 день заболевания): УВЧ, УФО
  • Прикладывание льда к наружным половым органам.
  • Медикаментозная терапия: антибиотики широкого спектра действия, фторхинолоны, тетерациклины, растворы аетисептиков (хлоргексидин, калия перманганат).
  • Хирургическое лечении е показано при кисте и абсцессе бартолиновой железы.

Экзо и эндоцервициты

Экзоцервицит - это инфекционно-воспалительное заболевание влагалищной части шейки матки.

Эндоцервицит - это инфекционно-воспалительное заболевание слизистой оболочки канала шейки матки.

Причины:

  • Специфические возбудители (хламидии, гонококки, трепонемы, микобактерии, вирусы папиллом человека, цитомегаловирус и др.)
  • Неспецифические возбудители (стафилококк, стрептококк, кишечная палочка);
  • Механическая травма;
  • Физические и химические воздействия;
  • Системные заболевания

Клиническая картина : Жалобы:

– дискомфорт и зуд в области вульвы,

- выделения из половых путей – слизистые или гнойные

- тупая боль внизу живота.

Осмотр шейки матки в зеркалах:

- гиперемия влагалищной части шейки матки;

- отечность тканей экзоцервикса и наружного отверствия канала шейки матки;

- мелкие кровоизлияния слизистой оболочки волагалища и шейки матки;

- Изъязвления эпителия слизистой оболочки влагалища и шейки матки.

Лабораторно- инструментальные исследования:

- микроскопия мазков отделяемого влагалища

- ЦПР и ИФА для выявления возбудителей инфекций;

- бактериоскопическое и бактериологическое исследование отделяемого из шейки матки и влагалища

- чувствительность к антибиотикам

- цитологическое исследование мазков-отпечатков с экзо- и эндоцервикса и переходной зоны;

- расширенная кольпоскопия;

Лечение

  1. Купирование воспалительного процесса
  2. Устранение факторов, порддерживающих рецидивирующий характер заболевания.
  3. Восстановлениие нормальной микрофлоры влагалища.
  4. Этиотропная терапия.

К теоретическому занятию № 2.

Мотивация темы:

Нарушения менструальной функции нужно рассматривать как результат заболевания всего организма. Они могут возникать в период становления менструальной функции у девочек- подростков, у женщин детородного возраста и в климактерическом периоде. Знание причин, вызвавших данную патологию, позволит медицинской сестре успешно проводить санитарно-просветительную работу среди подростков и женщин  старшего возраста. Умения, полученные на уроке, позволят квалифицированно ассистировать при проведении обследований и лечебных процедурах.

Нарушения менструальной функции

Клинические формы нарушений менструального цикла обусловлены уровнем поражения регулирующей системы: гипоталамус – гипофиз – яичники - матка

Классификация нарушений менструальной функции

(в зависимости от клинических проявлений)

  1. Аменорея – отсутствие менструаций 6 месяцев и более.
  2. Циклические нарушения:
  1. Изменения количества крови:

- гиперменорея – обильные менструации

- гипоменорея – скудные менструации

2.2 Нарушение продолжительности менструации:

- полименорея – длительные менструации более 7 дней

- олигоменорея – короткие менструации 1-2 дня

2.3 Нарушение ритма менструации:

- пройоменорея – частые менструации (цикл менее 21 дня)

- опсоменорея – редкие менструации (цикл более 35 дней)

3. Ановуляторные маточные кровотечения.

4. Альгодисменорея – болезненные менструации с нарушением общего состояния (тошнота, рвота, головная боль, боли внизу живота).

Причины нарушения менструального цикла

  1. Нервные и психические заболевания;
  2. Нарушения питания;
  3. Перемена климата;
  4. Профессиональные вредности;
  5. Болезни крови;
  6. Возрастная перестройка в пубертатном периоде и в климактерическом;
  7. Гинекологические заболевания;
  8. Заболевания эндокринных желез и т.д.

Гипоменструальный синдром

Гипоменструальный синдром  характеризуется гипоменореей - скудными, олигоменореей – короткими, опсоменореей – редкими менструациями.

При отсутствии менструации 6 месяцев и более возникает аменорея.

Различают истинную и ложную аменорею.

При ложной аменорее происходят циклические изменения в системе органов, регулирующих менструальный цикл, но есть препятствие для оттока менструальной крови (атрезия девственной плевы, атрезия цервикального канала).

При истинной аменорее отсутствуют циклические процессе в системе органов, регулирующих менструальный цикл. Она бывает физиологической и патологической.

Физиологическая аменорея наблюдается в детском возрасте, в период беременности и кормлении грудью, в период постменопаузы.

Патологическая аменорея возникает при патологических процессах в любом звене регуляции менструального цикла. Она бывает первичная и вторичная. При первичной аменорее у женщины в период половой зрелости отсутствуют менструации (аплазия матки, гипоплазия яичников).

О вторичной аменорее говорят, когда месячные прекращаются на срок 6 месяцев и более после нормальной менструальной функции (опухоли гипофиза).

В зависимости от уровня поражения различают следующие формы аменореи: гипоталамическую (центральную), гипофизарную, яичниковую, маточную и аменорею при нарушениях функции надпочечников и щитовидной железы.

Гипоталамическая аменорея возникает как результат воздействия неблагоприятных факторов на  ЦНС. Такая форма может быть обусловлена тяжелыми психическими травмами (смерть близких, стихийные бедствия, война) и психическими заболеваниями (шизофрения).

Аменорея может возникнуть при чрезмерном умственном и физическом напряжении, гиповитаминозе и неполноценном питании.

Гипофизарная аменорея вызвана поражением аденогипофиза, обусловлена опухолями или дистрофическими процессами, связанными с нарушением кровообращения в этой области.

Гипоталамическая и гипофизарная аменорея м.б. результатом перенесенных инфекционных заболеваний или  интоксикаций.

Симптомокомплекс в виде аменореи, гипотрофии половых органов, исчезновения оволосения на лобке, гипотиреоза, снижения функции коры надпочечников возникает в ответ на нарушение кровообращения в зоне гипофиза после большой кровопотери в родах, сепсиса в послеродовом периоде и называется синдромом Шихена.

В предупреждении развития этого синдрома большое значение имеют рациональное ведение родов, профилактика кровопотери в родах и  инфекционных септических осложнений в послеродовом периоде.

Клиническая картина гипоталамической и гипофизарной аменореи: ожирение, гирсутизм, вегето-сосудистые нарушения, могут быть гигантизм и акромегалия при опухолях гипофиза.

Яичниковая форма аменореи бывает вызвана врожденным отсутствием и врожденной или приобретенной недостаточностью функции яичников (дисгенезия гонад, склерокистозные яичники, тестикулярная феминизация).

Дисгенезия гонад (синдром Шерешевского-Тернера) – врожденные порок развития гонад, обусловленный неполным набором хромосом (45х0). Характеризуется первичной аменореей, отсутствием вторичных половых признаков, недоразвитием молочных желез, недостаточным половым оволосением, короткой шеей, низким ростом, умственной отсталостью.

Синдром склерокистозных яичников (Штейна-Левенталя) характеризуется нарушением биосинтеза гормонов в яичниках, в результате чего увеличивается содержание андрогенов в организме. Характерно утолщение белочной оболочки, наличие множества кистозно-атрезирующихся фолликулов, отсутствие овуляции. Клинически это проявляется гипоменструальным синдромом или аменореей, гирсутизмом, 2-х сторонним увеличением яичников при наличии правильного женского телосложения и хорошо развитых вторичных половых признаков.

Маточная аменорея может быть первичной (аномалии развития и вторичной, возникающей в результате повреждения эндометрия во время искусственного аборта или диагностического выскабливания (повреждение базального слоя эндометрия), после перенесенного туберкулеза эндометрия, а также введения в матку йода.

Лечение проводится в зависимости от выявленного уровня повреждения.

При аменорее центрального генеза рекомендуется седативная терапия, физиотерапия (эндоназальный электрофорез 2 % р-ра вит. В1, 0,25% р-ра димедрола), витаминотерапия.

Лечение аменореи яичникового генеза проводится с целью развития вторичных половых признаков, нормализации процессов в системе гипоталамус-гипофиз-яичники-матка. Рекомендуется полноценное питание, витаминотерапия, соблюдение гигиенического режима, занятия физкультурой, диета, направленная на снижение веса.

Лечение синдрома склерокистозных яичников заключается в назначении непрямых и прямых стимуляторов овуляции, а при отсутствии эффекта – в клиновидной резекции яичников.

Гиперменструальный синдром

Увеличение кровопотери и удлинение менструаций может быть результатом гипофункции яичников, развившейся на почве инфантилизма, истощения, нарушений обмена, гиповитаминоза, перегиба матки, воспалительных процессов.

Лечение проводится в зависимости от причины и заключается в терапии основного заболевания. Из симптоматических средств применяют сокращающие и гемостатические (котарнина хлорид, эрготал, экстракт водяного перца, кальция хлорид, питуитрин, маммофизин).  

       

К теоретическому занятию № 3

Бесплодный брак

Брак считается бесплодным в том случае, если  при продолжительности супружеской жизни 12 мес и более  беременность не наступает.

Частота бесплодия в браке колеблется от 8 до 29 %. По оценке специалистов в Европе бесплодны около 10% супружеских пар, в США – 8-15%, в Канаде – около 17%, в Австралии – 15,4%. В России доля бесплодных браков достигает 17,5% и не имеет тенденции к снижению. В России бесплодны 4-4,5 млн супружеских пар. В 40-60% случаев бусплодие обусловлено нарушениями репродуктивной функции женщины, в 27-48% - нарушениями у обоих супругов, приблизительно в 5 % причину бесплодия выявить не удается.

Классификация

Различают женское и мужское бесплодие.Кроме того бесплодие подразделяют на первичное и вторичное, абсолютное и относительное.

  • Первичное бесплодие – отсутствие беременности с началом половой жизни.
  • Вторичное бесплодие – бесплодие при наличии в анамнезе женщины одной или нескольких беременностей (роды, аборты, внематочная беременность).
  • Абсолютное бесплодие – бесплодие. Связанное с необратимыми патологическими изменениями в половых органах, исключающими возможность зачатия (при врожденном отсутствии внутренних половых органов или их хирургическом удалении, 2-х сторонней окклюзии маточных труб.)
  • Относительное бесплодие – женщина и мужчина способны иметь детей каждый в отдельности, но при совместной жизни их брак бесплоден.

Основные факторы бесплодного брака:

  • Трубно-перитонеальные;
  • Эндокринное;
  • Маточное
  • Иммунологическое;
  • Мужское;
  • Эндометриоз-ассоциированное бесплодие

Профилактика бесплодия заключается в улучшении качества оказания медицинской помощи, а также общей и медицинской культуры населения.

Наиболее важны:

- уменьшение абортов и их осложнений;

- своевременная диагностика и лечение ИППП;

- пропаганда здорового образа жизни;

- борьба со стрессом;

- отказ от необоснованных оперативных вмешательств на органах малого таза;

- своевременное планировании е детородной функции;

- развитие детской и подростковой гинекологии и андрологии;

- совершенствование эндоскопической хирургии;

- совершенствование гормонотерапии эндокринных нарушений

Клиническая картина

  • Анамнез
  • Менструальная функция
  • Сбор семейного и наследственного анамнеза
  • Лабораторно-инструментальные исследования

- оценка овуляции (ультразвуковой мониторинг с использованием вагинального датчика, мочевой тест на овуляцию «Клиаплан» - регистрация преовуляторного пика ЛГ в моче; овуляция возникает обычно через 24-36 ч после положительного теста, исследование концентрации прогестерпона в сыворотке крови в середину лютеиновой фазы цикла.)

- оценка состояния маточных труб и полости матки;

- гистеросальпингография;

- кимографическая пертубация оценка сократительной активности мышечной оболочки трубы.

- трансабдоминальная лапароскопия;

- трансвагинальная гидролапароскопия (стационар одного дня);

- гистероскопия;

- оценка параметров спермы;

УЗИ органов малого таза

Лечение основано на восстановлении нарушенной репродуктивной функции женщины и мужчины.

 Поскольку основной причиной трубного бесплодия являются органические изменения в маточных трубах, спаечные процессы в малом тазу, возникающие в результате различных воспалительных заболеваний женских половых органов, терапия данного вида бесплодия должна проводиться длительно, поэтапно с учетом чувствительности микрофлоры к антибиотикам.

Консервативное (противовоспалительное) лечение трубного бесплодия включает антибактериальную терапию, лечение продигиозаном или пирогеналом, физиотерапию, грязелечение. Применяют гидротубацию с антибиотиками, лидазой, гидрокортизоном.

 При отсутствии эффекта от консервативного лечения трубного бесплодия применяют оперативные методы: лапароскопию (для разъединения спаек вокруг маточных труб),  чревосечение (для освобождения маточных труб из спаек, образования отверстия в трубе – сальпингостомия, резекция непроходимой части трубы   с наложением анастомоза). В последние годы применяют методы микрохирургической пластики маточных труб.

При бесплодии, вызванном инфантилизмом половых органов, проводят общеукрепляющее лечение, физиотерапию, грязелечение, гормональную коррекцию, назначают эстроген-гестагенные препараты, кломифенцитрат и др.

В настоящее время применяется искусственная инсеминация (введение спермы в задний свод влагалища или полость матки в случае мужского бесплодия). Применяют методы экстракорпорального оплодотворения, при котором оплодотворение, полученной при лапароскопии яйцеклетки производят в пробирке, а затем в определенных стадиях развития плодного яйца производят подсадку его в полость матки.

Мужское бесплодие лечат в специальных учреждения.

Литература для преподавателя:

  1. Бодяжина В.И. «Акушерство», М., «Медицина», 1985.
  2. Бодяжина В.И., Семенченко В.И. «Акушерство», Ростов – на – Дону «Феникс», 2003.
  3. Лысак Л.А. «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии», Ростов – на – Дону «Феникс», 2004.
  4. Левеллин Джонс Д. «Каждой женщине», М.: Аквариум. 1994.

Литература для студентов: 

Лысак Л.А. «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии», Ростов – на – Дону «Феникс», 2004.

БЛОК КОНТРОЛЯ

Приложение № 1.

  1. Для раннего гестоза характерны отеки.
  2.  При неукротимой рвоте беременных в моче появляется ацетон.
  3. Поздний гестоз чаще бывает у женщин с пиелонефритом нежели у здоровых.
  4. Для борьбы с обезвоживанием при неукротимой рвоте беременных применяют эуфиллин.
  5. Противорвотным действие обладает церукал.
  6. Для лечения рвоты беременных применяют гепарин.
  7. Для позднего гестоза характерна пиурия.
  8. Признаком раннего гестоза является гипертензия.
  9. В триаду признаков при ОПГ гестозе не входит гипертензия.
  10. Для выявления белка в моче применяют сульфасалициловую кислоту.
  11. Для лечения позднего гестоза Бровкиным предложен кофеин.
  12. При тяжелых гестозах сернокислую магнезию вводят внутривенно.
  13. Процентное содержание сернокислой магнезии 24%.
  14. При гестозах легкой степени не вводят мочегонные средства.
  15. Во время типичного приступа эклампсии вслед за фибриллярными подергиваниями следуют тонические судороги.
  16. При подозрении на предлежание плаценты медсестра обнаружит гипертонус матки.
  17. Для угрозы разрыва матки характерна бурная родовая деятельность.
  18. Рубцовые изменения эндометрия не являются причиной преждевременной отслойки плаценты нормально расположенной.
  19. Патологическая кровопотеря в родах составляет 0,3% от массы тела.
  20. Вздутие живота является признаком  послеродовых скептических заболеваний 1 этапа.

Эталон ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

-

+

+

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

-

Приложение № 2.

Перевод и клинические проявления:

  • Бартолинита;
  • Вульвита;
  • Вагинита;
  • эндометрита

 Приложение № 3.

  1. Какие физиологические факторы защищают организм женщины от воспалительных заболеваний?
  2. Какие причины могут вызвать воспалительные заболевания нижнего этажа половых органов?
  3. Какие причины могут вызвать ВЗОМТ?
  4. В какой форме могут протекать ВЗОМТ?
  5. Какие клинические признаки возникают при воспалении влагалища и цервикального канала?
  6. Какие клинические признаки возникают при воспалении вульвы и бартолиновых желез?
  7. Какова классификация ВЗОМТ по возбудителю?
  8. Какие методы диагностики применяются при ВЗОМТ, влагалища?
  9. Перечислите основные принципы лечения ВЗ ОМТ.

Приложение № 4.

  1. Перечислить звенья регуляции менструального цикла.
  2. Причины меноррагий.
  3. Причины метроррагий.
  4. Привести пример аменореи искусственно вызванной.

Приложение № 5.

Самостоятельная работа:

Вариант 1.

  1. Что означает термин «аменорея вторичная патологическая»?
  2. Каким будут у больной кольпитом пульс, температура и АД?

Вариант 2.

  1. Какие данные будут получены при изучении менструальной функции женщины с гиперменструальным синдромом?
  2. Какие симптомы вагинита обнаружит при исследовании медицинская сестра?

Вариант 3.

  1. Что означает аменорея первичная ложная?
  2. Какие будут у больной с двухсторонним сальпингоофоритом пульс, АД и темепература?

Вариант 4.

  1. Какие симптомы воспаления можно обнаружить при осмотре наружных половых органов?
  2. Какие симптомы цервицита доступны для исследования медсестре?

Приложение № 6.

В чем заключается профилактика бесплодия? Назвать не менее 3 предложений.

Приложение № 7

Фронтальный опрос к практическому занятию № 1.

  1. Перечислите основные симптомы воспалительных заболеваний женских половых органов, нарушений менструальной функции и бесплодия.
  2. Какие физиологические факторы защищают организм женщины от воспалительных заболеваний?
  3. Каковы причины воспалительных заболеваний жпо?
  4. В какой форме протекают воспалительные заболеваний жпо?
  5. В чем разница специфических и неспецифических воспалительных заболеваний жпо?
  6. С какой целью и при какой патологии проводятся методы провокации?
  7. Перечислите основные принципы лечения гинекологических заболеваний.
  8. С какой целью применяется холод и тепло при воспалительных заболеваниях?
  9. Дать определение понятию «бесплодие».
  10. Какие причины бесплодия может выяснить медицинская сестра при беседе с пациенткой?
  11.  С какой целью при бесплодии проводится МСГ?
  12.  С какой целью при бесплодии проводятся тесты функциональной диагностики яичников?
  13.  С какой целью при бесплодии проводится гидротубация?
  14. Каковы принципы лечения бесплодия?

- вызвать овуляцию (кломифен);

- восстановить проходимость маточных труб (гидротубации, пертубации, лечение антибиотиками, физиотерапия);

- оперативное лечение (разъединение спаек, освобождение маточных труб из спаек, микрохирургическая пластика маточных труб);

- искусственная инсеминация (введение спермы в задний свод или в матку) или экстракорпоральное оплодотворение;

        15. Менархе – время наступления. Какова характеристика менструаций (продолжительность, длительность циклов, количество менструальных выделений).

        16. Какие нарушения МФ определит медицинская сестра при гиперменструальном синдроме?

        17. Какие нарушения МФ определит медицинская сестра при гипоменструальном синдроме?

        18. Каков алгоритм оказания неотложной помощи при маточных кровотечениях?

Приложение № 8

Тестовый контроль

1 вариант

  1. Обильные пенистые выделения желтого или зеленоватого цвета характерны для:

а) гонореи;       б) трихомониаза;        в) эрозии шейки матки

А) повышение температуры тела;    б) зуд и жжение в области наружных половых органов;       в) обильные бели

  1. Наиболее выраженный симптом пациентки, страдающей вульвитом:
  2. Первоочередная задача медицинской сестры при лечении вульвита:

А) спринцевание; б) введение антибиотиков;    в) бережная гигиеническая обработка наружных половых органов раствором перманганата калия

  1.  Выбрать препарат для специфического лечения трихомонадного кольпита

А) анальгин;                  б) но-шпа;                     в) трихопол

  1. Диагноз «гонорея» можно поставить:

а) при обнаружении слизисто-гнойных   выделений;

б) если  выяснен контакт пациентки с заболевшим гонореей мужчиной;

в) при обнаружении в мазках диплококков внутриклеточно

  1. Менструация является физиологической провокацией на гонорею

             А) да;           б) нет

  1. Спринцевание показано при:

А) эндометрите                б) вагините                в) параметрите  

  1. Причиной вторичного бесплодия чаще является:

А) аборт в анамнезе       б) аплазия матки       в)   недостаточность желтого тела

  1. Метросальпингография проводится с целью определения

а ) овуляции       б) патологии шейки матки   в) проходимости маточных труб

  1.   ЭКО – это

А) электрокардиологическое обследование     б) энцефалокардио обследование

В) экстракорпоральное оплодотворение

  1.   Абсолютное бесплодие – это

А) наличие в организме женщины нарушений, исключающих всякую возможность зачатия;

Б) отсутствие беременности в течение 2-3 лет брачной жизни;

В) иммунологическое бесплодие

  1.   Употребление соленой и острой пищи является провокацией

А) химической       б) физиологической     в) алиментарной

  1.   К восходящей гонорее относится

А) гонорейный  сальпингоофорит    б) гонорейный бартолинит    

в) гонорейный уретрит

  1.  Физиологическая аменорея – это отсутствие менструации из-за

А) патологического процесса в системе органов, регулирующих менструальный цикл;    б) наличия препятствия к оттоку менструальной крови;

В) кормления ребенка грудью  

  1.   Гиперменструальный синдром характеризуется

А) опсоменореей    б) гипоменореей       в) пройоменореей

  1. Для лечения маточных кровотечений  применяют

А) грязелечение    б) отвар листа крапивы     в) дибазол

  1.   Что применяется для лечения острых воспалений жпо

А) грязелечение       б) горячие спринцевания      в) пузырь со льдом

  1.  Выбрать эстроген-гестагенные препараты для лечения нарушений менструальной функции:

А) Но-шпа         б) Ярина       в) Депо-Провера

  1. При ювенильном кровотечении не применяют:

А) выскабливание полости матки       б) гормональное лечение    

в) кровоостанавливающие средства

  1.  При дисфункциональных маточных кровотечениях лечение начинают с

А) выскабливания полости матки     б) гормональной терапии   в) кровоостанавливающих средств

Эталон ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

б

в

в

в

а

б

а

в

в

а

в

а

в

в

б

в

б

а

а

2 вариант

Приложение № 1

  1. Обильные пенистые выделения желтого или зеленоватого цвета характерны для:

а) гонореи  б) трихомониаза   в) эрозии шейки матки  г) являются нормой  

  1. причиной неспецифических воспалительных заболеваний  является

а)   трихомонада   б)  хламидии   в) стафилококки    г) бледная трепонема

  1. Приоритетная проблема пациентки, страдающей вульвитом

а) повышение температуры тела  б) зуд, жжение в области наружных половых органов  в) обильные бели   г) кровотечение из половых органов

  1. Первоочередная задача м/с при лечении вагинита

а)  нанесение анестезиновой мази   б) введение антибиотиков    в) спринцевание раствором ромашки     г) консультация по проведению сидячей ванночки с раствором ромашки

  1. Препарат для специфического лечения  трихомонадного кольпита

а) анальгин    б) но-шпа  в) трихопол  г) тавегил

  1.  В анамнезе у больной гонореей методы контрацепции,  кроме

а) внутриматочной  б) физиологической  в) гормональной   г) кондома

  1. Спринцевание проводится для воздействия на

а) слизистую оболочку влагалища и часть шейки матки

б) слизистую оболочку полости матки     в) наружные половые органы

г) канал шейки матки

  1. Не относится к основным симптомам гинекологических заболеваний

А) кровотечение  б) бели   в) боли   г) повышение артериального давления

9. При гонорее нижнего этажа поражается

А) влагалище   б) матка   в) маточные трубы   г) яичники

10) Что является физиологической провокацией на гонорею?

А) прием алкоголя  б) смазывание слизистой цервикального канала нитратом серебра  в) индуктотермия     г) менструация  

  1. При бесплодии, вызванном ановуляцией необходимо

А) восстановить проходимость маточных труб   б) пертубация

В) проводить лечение кломифеном    г) противовоспалительное лечение

  1. Причины абсолютного бесплодия

А) отсутствие матки   б) аборты в анамнезе   в) ановуляторные циклы

 г) перенесенное воспаление придатков

  1. Является причиной относительного бесплодия

А) врожденное отсутствие матки   б) ампутация матки   в) ановуляторные циклы

 г) двухсторонние внематочные беременности

14. Гиперменорея – это

а) частые меструации   б) обильные менструации  в) болезненные менструации  г) длительные менструации

15. Альгоменорея –это

а) частые менструации   б) обильные менструации  в) болезненные менструации  г) длительные менструации

16. Ювенильные кровотечения возникают в возрасте

А) 13-15 лет         б) 18-20 лет    в) 30-35 лет    г) после 40 лет

17. Меноррагии – это кровотечения

а) циклические   б) ациклические   в) из распадающейся раковой опухоли

  г) из поврежденной капсулы миоматозного узла

18. Метроррагии – это кровотечения

а) циклические   б) при интерстициальном расположении узлов в матке   в) из распадающейся раковой опухоли   г) при эндометрите

19. При маточных кровотечениях не назначают

А) отвар листа крапивы   б) эстроген-гестагенные препараты   в) сокращающие средства    г) антигистаминные препараты

20. Приоритетная проблема пациентки с кровотечением

а) боль внизу живота    б) головокружение    в) гипертензия    г) тошнота и рвота

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

в

б

в

в

г

а

г

а

г

в

а

в

б

в

а

а

в

г

б

Приложение № 9.

Обосновать действия и назначения:

  1. Больной с острым гонорейным эндометритом назначено тепло на низ живота. Правильно ли сделано назначение?
  2. Больной с обострением хронического сальпингоофорита была предложена горящая путевка на грязевой курорт. Можно ли пациентку воспользоваться этой путевкой?
  3. Больной с трихомонадным кольпитом назначены антибиотики. Правильно?
  4. В процедурном кабинете медсестра взяла из вены больной 5 мл крови и ввела ее в ягодицу. Как называется этот метод лечения?
  5. Больной с послеродовым тромбофлебитом назначен антистафилококковый гамма-глобулин. С какой целью?
  6. Акушерка взяла чистую сухую пробирку, пипеткой ввела в нее 2 капли сыворотки реципиента, 2 капли жидкого желатина и одну каплю крови донора. Пробирку поместила на водяную баню при температуре 48оС на 10 мин. Каковы дальнейшие её действия?
  7. Доктор назначила больной с бартолинитом тепло на область промежности. Женщина сделала настой ромашки, налила в тазик и села в него на 10 мин. Температура воды в настое 40-50оС. Можно ли таким образом применить тепло?
  8. Пациентка спросила у медсестры перечень средств для спринцевания. Медсестра назвала средства, применяемые для полоскания зева при ангине (раствор фурациллина, настой листьев эвкалипта, цветков ромашки, солевой раствор). Она права?
  9. Какие гормоны применяются в гинекологии для временного отдыха эндокринной железы?
  10. Врач назначила пациентке настой листа крапивы. При какой гинекологической патологии применяется это растение. Как приготовить настой?

Приложение № 10.

Решение ситуационных задач

Задача № 1.

Пациентка К., 32 года. Проживает в г. Благовещенске. Работает оператором.

С ее слов находится на обследовании в гинекологическом отделении по поводу первичного бесплодия. Предъявляет жалобы на  задержку менструации, недомогание, боли внизу живота, обильные гнойные выделения, отсутствие беременностей.

Из анамнеза медицинская сестра выяснила, что пациентка имеет ребенка в возрасте 2 лет, извлеченного путем операции кесарева сечения. После рождения ребенка сделала два медицинских аборта. После последнего аборта отмечает повторное  выскабливание по поводу остатков плодного яйца и воспаление придатков. В итоге  не может забеременеть 5 лет. Это вызывает у нее беспокойство.

Объективно: температура 38,7оС, пульс 90 в минуту, АД 140/80 мм рт ст.

Задания:

  1. Какие данные, указанные в задаче подтверждают диагноз, с которым находится на обследовании пациентка?
  2. Какие причины могли вызвать бесплодие у нашей пациентки?
  3. Подтверждают ли диагноз данные объективного исследования, выявленные медсестрой.
  4. Внимательно прочитайте задачу и определите, какие их представленных данных не могли иметь место?

Ответ на задачу:  

  1. Отсутствие беременностей в течение 5 лет.
  2. Воспаление, возникшее после второго аборта.
  1. Эти данные могли иметь место, но они не подтверждают диагноз.
  2. Пациентка не могла лечиться по поводу первичного бесплодия, т.к. у нее была беременность. У пациентки, находящейся на лечении по поводу бесплодия, не могут быть жалобы на боли внизу живота, гнойные выделения и температура 37,7оС.

Задача № 2.

Пациентка Б, 28 лет. Работает медицинской сестрой.

Находится на лечении в гинекологическом отделении по поводу воспаления придатков справа. Предъявляет жалобы на обильные болезненные менструации, бели слизисто-гнойного характера, постоянные ноющие боли внизу живота, отдающие в крестец, повышение температуры до 38 оС.

При обследовании медсестра выяснила, что у пациентки менструации с 12 лет по 4 дня через 28 дней умеренные. Замужем. От нежелательной беременности в течение последних трех лет предохраняется внутриматочной спиралью. Имела две беременности, первая закончилась абортом, а вторая - рождением здорового ребенка.

Пациентка беспокоится из-за появившихся симптомов, Сильные боли внизу живота, отдающие в крестец, вызывают нарушение работоспособности.

Объективно: Пульс 88 в мин., АД 120/80 мм рт. ст. Кожные покровы розовые.

Задания:

  1. О какой клинической патологии может идти речь в данной задаче?
  2. Какие симптомы заболевания нашла медсестра при сестринском обследовании?
  3. Нашла ли отражение в задаче причина, вызвавшая данную патологию?
  4. Какие данные объективного исследования, подтверждающие диагноз не нашла медсестра?

Ответ:

  1. О воспалении матки или придатков, учитывая данные жалоб.
  2. Учащение пульса.
  3. Можно предположить, что это ВМС. Медсестра не опросила развитие настоящего заболевания.
  4. Медсестре нужно было пропальпировать живот. Из истории болезни взять данные бимануального исследования, измерить температуру.

Задача № 3.

Пациентка В., 23 лет находится на лечении в гинекологическом отделении по поводу эндометрита. Предъявляет жалобы на  сильную боль внизу живота, повышение температуры, рези при мочеиспускании.

При сестринском обследовании медсестра выяснила, что пациентка работает продавцом фруктов в палатке на улице, часто переохлаждается. Перед госпитализацией не могла работать из-за сильных болей в животе. Появившиеся симптомы вызывают у нее беспокойство.

Медсестра при беседе с пациенткой узнала, что пол года назад пациентке был сделан аборт. Настоящие боли, беспокоящие пациентку, появились 3 дня назад одновременно с кашлем и насморком после очередного переохлаждения.

Объективно: живот напряжен, болезненный, контуры придатков матки медсестра определила недостаточно отчетливо, они увеличены и ограниченно подвижны, болезненны.

Задания:

  1. Внимательно прочитайте задачу и определите, что из представленных данных не могло иметь место?

2. Выяснила ли медсестра причину, вызвавшую данную патологию?

3. Полностью ли она провела сестринское обследование, учитывая сестринский диагноз?

4. Какие данные медсестра должна была взять их истории болезни?

Ответ:

  1. Медсестра не могла определить контуры придатков матки, их болезненность и подвижность, т.к. они находятся в малом тазу и не определяются через переднюю брюшную стенку.
  2. Да, причиной эндометрита, по всей вероятности, является частое переохлаждение, связанное с работой пациентки.
  3. Нет, медсестра не определила температуру, не сосчитала пульс.
  4. Данные влагалищного исследования, произведенные врачом, анализы мазка на флору, клинический анализ крови.

Задача № 4.

В г.о. находится пациентка И., 30 лет с диагнозом: Острый метроэндометрит после медаборта.

При сестринском обследовании медсестра получила сведения о том, что пациентка родилась вторым ребенком в семье. Росла и развивалась, не отставая от сверстников,  в удовлетворительных материально-бытовых условиях. В детстве перенесла корь, ветряную оспу. С 15 лет страдает хроническим гастритом. Наследственность не отягощена. Аллергологический анамнез не отягощен. Болезнь Боткина, туберкулез, венерические заболевания отрицает.

Из вредных привычек – курение с 15 лет, по 5-7 сигарет в день.

Акушерско-гинекологический анамнез. Менархе с 13 лет по 5 дней через 28 дней,  безболезненные, умеренные.

Последняя менструация 2 месяца назад.

Половая жизнь с 16 лет, состоит в браке. От беременностей не предохранялась.

Всего беременностей 2:  роды – 3 года назад и медицинский аборт неделю назад. Половую жизнь начала сразу после выписки из стационара 4 дня назад.

Анамнез настоящего заболевания. Считает себя больной в течение 2 дней, когда впервые появились гнойные выделения из влагалища и  боли внизу живота. Выпила таблетку анальгина, облегчения состояния не появилось. Через день поднялась температура до 38, что заставило пациентку обратиться к врачу.  

Во время пребывания в стационаре пациентка не посещала столовую, объясняя это тем, что на больничную пищу у нее появляется изжога.

Объективно: Кожные покровы розовые, температура 37,2, пульс 90 в минуту ритмичный, полный. АД 120/80 мм рт ст. Живот мягкий, болезненный в нижнем отделе.

В стационаре пациентке назначено:

  • Палатный режим.
  • Стол 15.
  • Антибиотики широкого спектра действия.
  • Десенсибилизирующая и дезинтоксикационная терапия.
  • Витамино-  и тканевая терапия.

Задания:

  1. Какие физиологические потребности нарушены у нашей пациентки?
  2. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациентки.
  3. Поставьте цели.
  4. Наметьте сестринские вмешательства.
  5. Какие проблемы привели нашу пациентку на больничную койку?
  6. Какие вмешательства при работе с пациенткой будут зависимыми, независимыми и взаимозависимыми?
  7. Какие препараты мог назначить врач с целью десенсибилизирующей терапии? Дезинтоксикационной? Тканевой?

Ответ по форме:

Нарушенные физиологические потребности:

Проблема

Цель

Сестринские вмешательства

Конечный результат

5,6, 7    письменно без таблицы.

Приложение 11.

Для закрепления к практическому занятию

Терминологический диктант

  1. Вульвит
  1. Воспаление придатков матки
  1. Бартолинит
  1. Воспаление слизистой канала шей-ки матки, вызванное гонококком
  1. Метроэндометрит
  1. Отсутствие менструации из-за атрезии цервикального канала
  1. Аменорея
  1. Рентгенологическое исследование

полости матки и маточных труб

  1. Параметрит
  1. Электрокардиография
  1. Сальпингоофорит
  1. Воспаление наружных половых органов
  1. Пельвиоперитонит
  1. Короткие месячные
  1. Гонорейный цервицит
  1. Циклические кровотечения
  1. Ложная аменорея
  1. Введение лекарственного вещества в маточную трубу
  1. Физиологическая аменорея
  1. Специфическое средство для лечения трихомониаза
  1. опсоменорея
  1. Воспаление клетчатки малого таза
  1. олигоменорея
  1. Воспаление брюшины малого таза
  1. метроррагии
  1. Воспаление больших желез преддверия влагалища
  1. меноррагии
  1. Редкие месячные
  1. метросальпингография
  1. Экстракорпоральное оплодотворение
  1. пертубация
  1. Воспаление слизистого и мышечного слоев матки
  1. гидротубация
  1. Продувание маточных труб
  1. ЭКО
  1. Отсутствие менструации из-за беременности
  1. ЭКГ
  1. Кровотечения, возникающие не из раневой поверхности, образущей-

ся при менструации, а из патологичес-ки измененной слизистой

  1. Трихопол
  1. Отсутствие менструации 6 мес. и более

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

F

M

P

T

K

A

L

B

C

R

N

G

S

H

D

Q

I

O

E

J


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

методическая разработка к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при нарушении удовлетворении потребностей пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены".

Изучение данной темы имеет большое, как теоретическое, так и практическое значение. Методическая разработка практического занятия по предмету "Основы сестринского дела" предназначена для помощи препод...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса....

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса....

ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕНСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ. Иппп.

ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ  ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕНСКИХ  ПОЛОВЫХ  ОРГАНОВ.  Иппп....