ПМ РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЁТЫ С ПО (1)
методическая разработка по теме
ПМ РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЁТЫ С ПО (1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПМ РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЁТЫ С ПО (1) | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЁТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ
г. Грязи
2011
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) по профессии 100701.01 Продавец, контролер - кассир
Организация-разработчик: ГООУ НПО Профессиональное училище № 14 г. Грязи
Разработчики: Прыткова Татьяна Станиславовна, заместитель директора по УПР ГООУ НПО Профессиональное училище № 14 г. .Грязи
Кузьмина Ольга Юрьевна, преподаватель п/п ГООУ НПО Про-фессиональное училище № 14 г. Грязи
Енцова Нина Николаевна, преподаватель п/п ГООУ НПО Профессиональное училище № 14 г. Грязи
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 14 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЁТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупнённой группы профессий 100000 Сфера обслуживания по направлению подготовки 100700 Торговое дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчётные операции с покупателями.
2. Проверять платёжеспособность государственных денежных знаков.
3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
4. Оформлять документы по кассовым операциям.
5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессии: 12721 кассир торгового зала, 12965 контролёр-кассир, 17351 продавец непродовольственных товаров, 17353 продавец продовольственных товаров при наличии основного общего образования. Программа может быть использована для подготовки и переподготовки работников в области коммерции и торговли при наличии основного общего образования и без предъявлений
требований к опыту работы
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования
к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей
уметь:
- осуществлять подготовку ККТ различных видов;
- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
- распознавать платёжеспособность государственных денежных знаков;
- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
- оформлять документы по кассовым операциям;
- соблюдать правила техники безопасности;
знать:
- документы, регламентирующие применение ККТ;
- правила расчёта и обслуживания покупателей;
- типовые правила обслуживания ККТ и правила регистрации;
- классификации устройства ККТ;
- особенности технического обслуживания ККТ;
- признаки платёжеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платёжных средств безналичного расчёта;
- правила оформления документов по кассовым операциям
- Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего часов – 206 часов в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов
самостоятельной работы обучающегося – 20 часов
учебной и производственной практики –126 часа
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение видом профессиональной деятельности Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1. | Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчётные операции с покупателями |
ПК 2. | Проверять платёжеспособность государственных денежных знаков |
ПК 3. | Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги |
ПК 4. | Оформлять документы по кассовым операциям |
ПК 5. | Осуществлять контроль сохранности товарно - материальных ценностей |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7. | Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров |
ОК 8. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний ( для юношей) |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего часов (максимальной учебной нагрузки и практики) | Объём времени, отведённый на освоение междисциплинарного курса | Практика | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная часов | Производственная часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||
Всего часов | В том числе лабораторных работ и практических занятий | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 3.1-3.5 | Раздел 1. Осуществление эксплуатации контрольно-кассовой техники | 153 | 82 | 32 | 41 | 30 | |
Производственная практика, часов | 252 | 252 | |||||
Всего: | 405 | 82 | 32 | 41 | 30 | 252 |
7
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МКД) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1.ПМ 03 Осуществление эксплуатации контрольно-кассовой техники | 123 | |||
МКД.03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники | 82 | |||
Тема №1.1 Введение | Содержание | 2 | ||
1 | Значение контрольно-кассовой техники в профессии «продавец, контролёр-кассир». Документы, регламентирующие применение ККТ. | 2 | 1 | |
Тема №1.2 Правила обслуживания покупателей | Содержание | 8 | ||
1 | Правила работы кассира при расчёте с покупателями. Порядок выдачи сдачи, товарного чека, разрешения конфликтной ситуации. Виды расчётов и правила расчёта при обслуживании покупателей в магазинах различных типов. | 4 | 2 | |
Практические занятия | 4 | |||
1 | Составление модели поведения при возникновении конфликтной ситуации: «Нехватка денег у покупателя» | 1 | ||
2 | Составление модели поведения при возникновении конфликтной ситуации: «Жалоба на неправильный расчёт» | 1 | ||
3 | Заполнение товарного чека по предложенному кассовому чеку | 1 | ||
4 | Способы работы с покупателями | 1 | ||
Тема №1.3 Правила эксплуатации, обслуживания и регистрации ККТ | Содержание | 14 | ||
1 | Правила эксплуатации ККТ. Техника безопасности при работе на ККТ. Реестр контрольно-кассовой техники. Порядок применения ККТ. Закон «О применении ККТ в России». Штрафные санкции за нарушение ведения кассовых операций. | 2 | 1 | |
2 | Порядок регистрации ККТ. Порядок составления и подачи заявления на постановку ККТ на учёт в налоговой инспекции. Порядок составления и подачи договора на техническое обслуживание. Сроки и методы регистрации. | 1 | 2 | |
3 | Правила обслуживания ККТ Заправка контрольной и чековой ленты. Порядок работы на начало рабочего дня. Порядок работы в течении рабочего дня. Порядок возврата товара. Окончание рабочего дня. | 6 | 2 | |
Практические занятия | 5 | |||
1 | Закон о применении ККТ в России. | 1 | ||
2 | Составление заявления на постановку ККТ на учёт | 1 | ||
3 | Оформление договора на техническое обслуживание | 1 | ||
4 | Проведение операций по возврату товара покупателю | 1 | ||
5 | Зачет | 1 | ||
Тема №1.4.Устройство ККТ | Содержание | 8 | ||
1 | Устройство ККТ различных видов. Основные сходства и различия в отдельных видах ККТ. Механизмы ККТ, их взаимодействие друг с другом, особенности технического обслуживания ККТ. Неисправности, возникающие в процессе работы. | 5 | 2 | |
Практические занятия | 3 | |||
1 | Основные сходства и различия в отдельных видах ККТ | 1 | ||
2 | Исследование механизмов ККТ и изучение конструктивных особенностей ККТ | 2 | ||
Тема №1.5. Виды и технические характеристики ККТ: автономных, пассивных, активных системных и фискальных регистраторов и выполнение работ на ККТ | Содержание | 9 | ||
1 | Классификация ККТ | 1 | 1 | |
2 | Виды и основные технические характеристики автономных контрольно-кассовых машин (ККМ) | 1 | 2 | |
3 | Виды и основные технические характеристики пассивных ККМ | 1 | 2 | |
4 | Виды и основные технические характеристики активных ККМ | 1 | 2 | |
5 | Виды и основные технические характеристики фискальных регистраторов | 1 | 2 | |
Пратические занятия | 4 | |||
1 | Виды и основные технические характеристики пассивных ККМ | 1 | ||
2 | Виды и основные технические характеристики активных ККМ | 1 | ||
3 | Виды и основные технические характеристики фискальных регистраторов | 2 | ||
Тема №1.6 Порядок получения, хранения и выдачи денежных средств | Содержание | 18 | ||
1 | Признаки платёжеспособности государственных денежных знаков. Средства безналичного расчёта. Отличительные признаки платёжных средств безналичного расчёта. | 4 | 2 | |
2 | Порядок подсчёта и сдачи денежной выручки. Инкассация денежных средств. Правила хранения денежных средств. Правила выдачи денежных средств. | 7 | 2 | |
Практические работы | 7 | |||
1 | Определение фальшивости купюр по представленным образцам | 1 | ||
2 | Составление по-купюрной ведомости | 2 | ||
3 | Проведение инкассации денежных средств | 2 | ||
4 | Средства безналичного расета | 1 | ||
5 | Контрольная работа | 1 | ||
Тема №1.7 Правила оформления кассовой документации | Содержание | 23 | ||
1 | Виды кассовой документации. Порядок заполнения кассовой книги, книги или журнала кассира-операциониста. Виды книг или журналов кассира-операциониста. Приходный и расходный кассовые ордера. Акты. Хранение кассовой документации | 15 | 2 | |
Практические работы | 8 | |||
1 | Виды кассовой документации | 1 | ||
2 | Оформление книги кассира-операциониста | 2 | ||
3 | Вычисление выручки по книге кассира-операциониста | 2 | ||
4 | Оформление приходного ордера по сданной выручке | 1 | ||
5 | Оформление расходного ордера для выплаты денег поставщику за реализованный товар | 1 | ||
6 | Оформление расходного ордера для покупки инвентаря | 1 | ||
7 | Зачет | 1 | ||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ Систематическая работа с конспектами, с учебной и специальной литературой по вопросам, составленными преподавателем Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя Подготовка к лабораторным занятиям: составление карточек-заданий по рекомендациям преподавателя Подготовка к лабораторным занятиям: составление папок-заданий с использованием штрих-кода по заданной преподавателем форме Оформление лабораторных работ Работа над рефератами ,докладами и презентациями Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| 41 | |||
Учебная практика Виды работ: - подготовка ККТ различных видов к работе; - работа на ККТ различных видов с соблюдение техники безопасности; - устранение мелких неисправностей при работе на ККТ; - проверка платёжеспособности государственных денежных знаков; - оформление и учет расчётных операций за наличный расчёт; - оформление и учёт расчётных операций по безналичному расчёту - оформление возврата товара - осуществление заключительных операций работы на ККТ. | 30 | |||
Производственная практика Виды работ: - подготовка рабочего места кассира; - обслуживание покупателей с применением ККТ; - оформление кассовой документации по наличному и безналичному расчётам и инкассация денежных средств | 252 | |||
Всего: | 405 |
11
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие лаборатории торгово-технического оборудования.
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- мультимедийная установка;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- автономные ККМ;
- пассивные ККМ;
- компьютеризированные кассовые машины;
- фискальные регистраторы;
- комплект учебно-методической документации в т.ч. и на электронных носителях;
- бланки документации;
- кассовая лента;
- детектор банкнот
.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы
1. Основные источники
Федеральный закон от 22.05.2003 №54-Ф3 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт»
Учебники:
Миронова М.Б., Парфентьева Т.Р., Петухова А.А. Оборудование торговых предприятий: учебное пособие для начального профессионального образования. – М: Академия , 2010
2.Дополнительные источники:
1. Сенькин В.Д. Применение ККТ. Практические советы: учебное пособие. – СПб: Питер, 2006
2. Иванова С.П. Работа с кассовым аппаратом. Пошаговые действия.
– М: А-Приор, 2008
3.Яковенко И.В. Кассир торгового зала: учебное пособие – М: Академия, 2008
4. Сысоева С.В. Тренинг продажи и обслуживания покупателей в розничных магазинах. – СПб: Питер, 2008
12
5. Тюнюков Б.К. Электронная техника предприятий торговли. – М: Киобус, 2009
6. Каретина А.В. Кассовые операции: журнал.- М: Горячая линия бухгалтера, 2010
7. Емельянова Ю.В., Маканова И.Н., Семенихин В.В. Кассовые операции. – М: Эксмо, 2006
8. Косарева Г.С. Контролёр торгового зала: учебное пособие.- М: Академия, 2008
9. Косолапова Н.В., Рыжикова И.О. Оборудование предприятий торговли для продажи товаров: учебное пособие.- М: Академия, 2008
10. Новосёлова Н.А. Учёт и контроль в розничных магазинах: учебник.- СПб: Питер, 2007
11. Электронная версия журнала Торговое оборудование: pressa.ru/izdanie/37324
12. Ведение кассовой книги: www.my-otchet.ru/kassa.htm
13.Реестр ККТ 2011: www.kkm.ru/reestr.htm
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение данного модуля реализуется параллельно с дисциплинами общепрофессионального цикла и ПМ.01, ПМ.02. Учебная практика проводится в лаборатории торгово-технологического оборудования. Производственная практика проводится в лаборатории торгово-технологического оборудования и (или) организациях, осуществляющих расчётно-кассовые операции с населением. В процессе обучения используются современные виды ККТ, информационно-коммуникационные технологии. Контроль знаний обучающихся осуществляется в форме текущей и промежуточной аттестации. Промежуточная аттестации по МДК проводится в форме диф.зачёта. Диф.зачёт может проводиться в форме теста и практической работы на ККТ. По окончанию модуля проводится квалификационный экзамен, результаты которого защитываются или не защитываются. В том числе на экзамен могут быть представлены работы, позволяющие оценить готовность обучающегося к выполнению данного вида профессиональной деятельности. Консультации проводятся в соответствии с графиком консультаций, составленным учебным заведением.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю модуля. Мастера производственного обучения должны иметь на разряд по профессии выше, чем предусмотрено
13
образовательным стандартом для выпускников. Опыт работы в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающихся профессионального модуля, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчётные операции с покупателями | - соблюдение правил эксплуатации ККТ - соблюдение последовательности операций и точности расчёта, рациональность распределения времени на задание | Наблюдение за проведением контрольно-кассовых операций и последовательностью расчётов. Экспертная оценка Отзывы с мест практики, грамоты, карточки-задания, папки штрих-кодов, диф.зачёт, квалификационная работа |
Проверять платёжеспособность государственных денежных знаков | - правильность определения подлинности купюры по органолептической оценке и путём проверки на детекторе банкнот | Наблюдение в процессе практических работ и практики Экспертная оценка Отзывы с мест практики |
Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги | -правильность и своевременность определения качества и подсчёта количества товара в соответствии с правилами - соответствие маркировки продаваемому товару - правильность цен на товар, рациональность распределения времени на проверку | Наблюдение за подготовкой и продажей товара, за правильностью нанесения маркировки и цены на товар Экспертная оценка Отзывы с мест практики, оформленные накладные, диф.зачёт, квалификационная работа |
Оформлять документы по кассовым операциям | - правильность оформления и соответствие документа определённому виду работы | Экспертная оценка Диф.зачёт, квалификационная работа, отзывы с мест практики, заполненная документация |
Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей | - соблюдение правил сохранности - правильность и своевременность инкассации денежных и материальных средств | Наблюдение в процессе практики и практических занятий Отзывы с мест практики |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
15
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического обучения, учебной практики, производственной практики, внеаудиторной работы - участие в конкурсах профессионального мастерства | Наличие приказа или протокола приёмной комиссии. Материалы приёмной комиссии Характеристика с места практики Собеседование Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач на основе анализа конкретных ситуаций |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем | - своевременная сдача работ; - рациональная организация рабочего места во время производственного обучения и практики; - соблюдение правил внутреннего распорядка учебного заведения; - осуществление самоанализа и самооценки собственной деятельности в процессе учёбы и практики | |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач на основе анализа конкретной ситуации; - использование современных технологий в процессе учебной и | |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | - эффективный поиск необходимой информации; - анализ и систематизация информации для определённых видов работ; - использование различных источников информации - скорость поиска информации, объём и качество информации | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - использование ПК и работа на POS-терминалах в процессе обучения, учебной и производственной практики - качество обмена информацией в тестовом и графическом режиме обучающегося и преподавателя; - соответствие презентации установленным учебным заведением требованиям - понимание роли дистанционного обслуживания по безналичному расчёту | Экспертная оценка. Электронная презентация, рефераты, доклады |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,клиентами | - эффективное взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами в процессе обучения; с покупателями и руководством торговых предприятий во время производственной практики - быстрота адаптации в новом рабочем коллективе; - корпоративная этика, деловая культура | Наблюдение в процессе теоретического обучения, проведения декады по профессии, практики, проф.ориентации |
Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами торговли | - соблюдение правил и сроков хранения; - соблюдение норм размещения товара на торговом оборудовании; - соблюдение сроков возврата и замены товара | Наблюдение в процессе обучения и практики Отзывы с мест практики |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - своевременная постановка на воинский учёт; - участие в учебных сборах; - активное участие в военно-патриотических мероприятиях; - участие в военно-спортивных объединениях | Наблюдение в процессе обучения. Наличие приписного свидетельства. Сведения военкомата. Сопроводительная и распорядительная документация |
18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную о...
Программа профессионального модуля "Работа на контрольно-кассвой технике и расчеты с покупателями"
Паспорт рабочей программы, результаты освоения, структура и примерное содержание, условия реализации программы, контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля...
Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники».
Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники». Дифференцированный зачёт в форме игры....
Практическая работа по химии "Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием"
Предложенный материал представляет собой методическую разработку урока по химии по программе О.С.Габриеляна. В конспекте описаны все этапы урока с предполагаемой деятельностью обучающихся....
Методическая разработка для индивидуальной работы с детьми в технике "коллаж"
Цель:- расширить представление о себе -найти свои ресурсы и возможности...
«Работа с бумагой в технике оригами- птица счастья»
Конспект можно использовать на уроках технологии на занятиях кружка.Возраст детей 2 класс.К уроку есть презентация....
Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.
Цели: сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п...