"Повышение педагогической компетентности на уровне современных требований"
статья на тему
Подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bereslavtseva.docx | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
"Повышение педагогической компетентности на уровне современных требований"
“Обучать – значит вдвойне учиться.”
Ж.Жубер
"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой среде. Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. В Концепции модернизации российского образования на период до 2015 г. подчеркивается, что основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д.
А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики?
Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога:
1 подход
Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога.
Главной целью методической работы является –
- непрерывное совершенствование квалификации педагога,
- непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания, в связи с корректировкой учебно–воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования.
Этот вариант развития профессионализма реализуется через следующие формы работы:
1. Повышение профессионального и культурного уровня педагога;
2. Стимулирование его служебной и общественной активности;
3. Обновление и совершенствование знаний в области художественной педагогики;
4. Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов новаторов и творческих работ педагогов;
5. Совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации, гласности;
6. Формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно – воспитательной деятельности в частности ;
7. Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик;
Практические формы научно – методической работы:
Лектории, конференции, научно – методические семинары, научно – практические и проблемные семинары, работа творческих лабораторий и временных творческих групп формального и неформального характера, дискуссии, круглые столы, организационно – деятельные игры, организация курсов повышения квалификации на базе высших учебных заведений, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, работа МО, школы молодого педагога, индивидуальные консультации, признание потенциальных возможностей каждого педагога, адресное планирование повышения квалификации, обобщение опыта индивидуальной работы с каждым педагогом.
2 подход.
Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца.
Данная форма может быть реализована очно и заочно на основании договоров с учреждениями, имеющими лицензию на повышение квалификации. Такие курсы решают проблему срыва учебного процесса. Ежегодно с 1 апреля начинается прием на дистанционные (заочные) курсы повышения квалификации Педагогического университета“Первое сентября”. В этом учебном году ведущие специалисты предлагают учителям 56 курсов по 19предметам. Обучение начинается с сентября и проводится совместно с отделением педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова. Возможность учиться у первоклассных специалистов оказалась чрезвычайно востребована учителями страны. В нашей школе в прошлом учебном году на подобных курсах обучался один, в этом году такую форму повышения квалификации выбрали уже три педагога. Хорошо что и наш Краснодарский КИДППО начал проводить дистанционные курсы.
3 подход.
Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога.
Вот уже второй год проводится фестиваль “Открытый урок”. Он сразу же стал самым массовым педагогическим форумом. В первый год было прислано и опубликовано 2 600 работ. В этом году – 4 700. Такая популярность связана с тем, что все присланные на фестиваль работы публикуются. Поэтому у всех участников появилась возможность поучиться друг у друга, т.к. сборник тезисов и диски с работами разосланы всем участникам фестиваля. В нашей школе эти диски с разработками участников фестиваля уже завоевали свою популярность, т.к. опыт коллег со всей страны представленный в виде разработок уроков, докладов, статей и т.д. помогает не только воспользоваться какой-то идеей или педагогическим приемом, но и сравнить свой педагогический опыт с опытом других учителей. С 2005 года Издательский дом открыл новый фестиваль - фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. Цель фестиваля: предоставить площадку для публикации работ учащихся, выполненных под руководством педагогов. По аналогии с фестивалем “Открытый урок” будут публиковаться все материалы. Сборник тезисов и диски с работами будут высылаться каждому участнику. В нашей школе пятеро учеников под руководством троих педагогов приняли участие в фестивале. Мне кажется, что представление открытой трибуны любому ученику так же важно, как и предоставление ее для учителя.
Результаты прогнозных исследований ученых, показывают, что в наступившем веке образование должно стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека. Ведь только таким образом он сможет адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям, которые будут требовать не только постоянного совершенствования орудий труда, но также самого его содержания, способности овладевать новыми знаниями и специальностями профессиональной деятельности. Критерием оценки эффективности развития профессионализма будет являться положительная динамика в уровне профессионализма педагогов, а также уровень удовлетворенности учителей и востребованность предлагаемых услуг.
В 203 году наша страна отметила восемнадцатилетние Российского дистанционного обучения, приведу несколько цифр, взятых из аналитического доклада Всемирного банка “Готовность России к информационному обществу” (данные 2010 – 2011 года):
Индекс готовности регионов России к информационному обществу | |||
Индекс-компонент использования ИКТ для развития | |||
Подындекс "ИКТ в образовании" | |||
Число ПК, имеющих доступ в интернет, на 100 учеников в школах, штук | 2011 | 5.82 | 2.92 |
Доля школ, имеющих электронную библиотеку, % | 2011 | 50.64 | 90.41 |
Доля школ, имеющих собственный сайт в сети Интернет (в % к общему числу школ) | 2011 | 92.95 | 93.03 |
Доля школ, в которых ведется электронный дневник, электронный журнал успеваемости (в % к общему числу школ) | 2011 | 11.35 | 6.10 |
Доля школ, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий (в % к общему числу школ) | 2011 | 9.03 | 5.11 |
Как видно из таблицы, в Краснодарском крае в учебных заведениях дело обстоит несколько лучше, чем в Омской области. В нашей школе дома имеют компьютер 19 человек, что составляет 76% преподавательского состава, доступ к Интернету – 15 человек – это примерно 60%.
Выяснилось, что основную группу (25%) пользователей Интернета составляют подростки в возрасте 16-25 лет, средний возраст преподавателей вуза сейчас 60 лет. Средний возраст педагогов нашей школы – примерно 45 года. Есть повод для размышления.
При содействии Министерства образования РФ сегодня существуют постоянно действующие курсы повышения квалификации учителей с помощью Интернета. Из наиболее популярных можно перечислить следующие образовательные учреждения: Российский государственный институт открытого образования – www.openet.ru.Глобальный открытый университет – www.gou.ru. Федерация Интернет Образования – www.fio.ru. Организация учебного процесса сводится к изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию, возможности консультации с преподавателем. Учебный процесс включает в себя выполнение индивидуальных заданий, электронные семинары и занятия, кроме того, учебный материал дублируется на компакт-диске, который высылается слушателям обычной почтой.
Работа в Интернете может быть нескольких видов:
Организация совместных исследовательских работ учащихся, учителей разных школ.
Обеспечение консультационной помощи из научно-методических центров
Создание сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.
Оперативный обмен информацией, расширение кругозора.
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимой для педагога становится адресная индивидуализированная помощь, которая оказывается ему оперативно и направлена не столько на преодоление дефицита, связанного с недостатком знаний по актуальным вопросам обучения и воспитания, сколько обеспечивает поддержку в поиске и мобилизации собственных ресурсов для решения возникающих профессиональных проблем. Таким характеристикам соответствует виртуальное консультирование, т.е.консультирование педагога по интересующим вопросам, осуществляемое на базе информационно-коммуникационных технологий при помощи технико-технологических и информационных ресурсов Интернета.
Структурные компоненты такого консультирования:
- запросы на консультирование, сформулированные от первого лица (затруднения в области обучения, воспитания учащихся, методической деятельности, непрерывного профессионального педагогического образования или по вопросам личностно-профессионального развития педагога);
- консультационный текст, составленный и оформленный в текстовом редакторе консультантом;
- список литературы или других источников, которые использовались для подготовки текста консультации.
Наиболее масштабно и целостно виртуальное(сетевое) консультирование педагогов осуществляется на консультационной линии портала “Auditorium” – http://www.auditorium.ru/consalt/pedagogics/line9/gb.php?step=view. Консультирование направлено главным образом на удовлетворение предъявленного педагогом(клиентом) информационного запроса. Это своеобразный брифинг специалистов, которые взаимодействуют посредством переписки в режимеon-line или off-line. Кроме “Auditorium” консультирование осуществляют образовательные порталы и сайты:
“Международное образование” - http://www.international.edu.ru,
“Единый государственный экзамен” - http://ege.edu.ru/PortalWeb/index.jsp,
“Российское образование” - http://www.edu.ruи другие.
Виртуальные консультации помогают решать сопутствующую задачу – формировать у педагогов грамотность в использовании Интернета как ресурса непрерывного профессионального педагогического образования – для нахождения информации, ее обработки и использования в целях генерации необходимого знания. Прогресс использования Интернета обусловлен следующими его дидактическими свойствами:
- публикацией учебно-методической информации в гипермедийном варианте;
- педагогическим общением в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;
- открытым во времени и пространстве дистанционным доступом к информационным ресурсам.
Для успешного внедрения Интернета в учебный процесс необходимо решить несколько задач:
определить структуру в образовательном учреждении;
разработать учебно-методическое обеспечение;
спланировать Интернет - обучение;
подготовить преподавателей;
организовать материально-техническое и финансовое обеспечение;
адаптировать документооборот.
Подготовка и повышение квалификации работников образования по информационно-коммуникационным технологиям(ИКТ) является одной из важнейших задач информатизации образования. Без достижения учителями должной квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе и средства, вкладываемые в техническое оснащение школ, подключение их к компьютерным сетям, создание электронных учебных материалов не приносят должной отдачи. Учителю необходимо иметь возможность повысить квалификацию по компьютерным технологиям, уровень которых соответствует потребностям современной школы. В основном формы повышения квалификации учителей по ИКТ, используемые в настоящее время,достаточно традиционны. Несмотря на появление новых форм и технологий обучения, наиболее эффективной остается очная курсовая подготовка.Ее дополняет самообучение в коллективе учителей своей школы.
Можно выделить три этапа самообучения:
первичное ознакомление с компьютером, операционной системой и офисными технологиями
углубленное изучение отдельных информационных технологий (сетевых, создания презентаций и др.)
освоение ИКТ применительно к профессии учителя.
Точка зрения, что учитель, умеющий работать с компьютером на уровне обычного пользователя, сам научится применять его на уроках, представляется чрезмерно оптимистичной. Успешность и эффективность применения компьютерной техники в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель мотивирован на использование компьютера, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, может определить место информационно-коммуникационных технологий в методической системе преподавания предмета.
В этой связи является чрезвычайно важным обучение учителей эффективно пользоваться имеющимся виртуальным инструментарием для самостоятельного проектирования учебного процесса. Информацию для разработки методических и дидактических материалов можно найти на сайтах российской информационно-образовательной сети:
- “Кирилл и Мефодий” - http://www.km.ru/,
-“Каталог образовательных интернет-ресурсов” -http://webshere.novsu.ac.ru,
-“Открытый Колледж” - http://www.college.ru/.
Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Они лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности(ИКК) учителя. Такая компетентность учителя понимается как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Интеграция информационных технологий может осуществляться в трех основных аспектах:
использование уроков информатики для закрепления знаний по другим предметам;
проведение занятий по предметам в компьютерном кабинете;
свободный доступ школьников и педагогов во внеурочное время для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.
Участники образовательного процесса должны получить доступ к информационным ресурсам на различных носителях, в том числе и к сети Интернет. В связи с этим в каждой школе необходимо создать условия для повышения квалификации учителей, обеспечить их индивидуальную творческую деятельность, организовать работу по методической поддержке в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Таким образом, необходимо сначала определить:
задачи внутришкольной подготовки педкадров в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности;
типологии целей обучения в условиях внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования: получение новых знаний, новой информации;
овладение информацией на новом уровне;
выработка ИКТ -компетентности педкадров;
удовлетворение познавательных интересов педкадров в области информатизации образования;
цели внутришкольного обучения в области информатизации образования: консультирование, подготовка и переподготовка педкадров в области целенаправленного и осознанного использования средств ИКТ в профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы для повышения эффективности образовательного процесса.
В Моральном кодексе Российского педагога записано: педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться. Мне, как учителю, нужна непрерывная квалификационная поддержка. Из-за высокого темпа обновления информационных технологий существует постоянный риск потери большинства методических накоплений. Обновляется программное обеспечение, компьютерная техника модернизируется почти каждые два года. В связи с этим я определила для себя личную программу повышения квалификации:
в 2010-2011 учебном году окончила заочные курсы повышения квалификации при Московском педагогическом университете “Первое сентября” по темам: “ Методика преподавания современного курса информатики” и “Информационные системы в базовом и профильном курсах обучения информатике”;
приняла участие в фестивале педагогических идей “ 1001интересная идея занятия с детьми”, получила диплом участника Всероссийской видиоконференции по теме « .»
в 2013 учебном году прошла курсы повышения квалификации по технологии; ноябрь 2013года прохожу курсы повышения квалификации по физике;
участвую во Всероссийским КОНКУРСЕ «ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ», который проводится по Интернету для учителей технологии;
руковожу методическим объединением школы, распространяю свой опыт по повышению квалификации средствами информационных технологий. Поэтому используйте возможность выписать или приобрести соответствующую методическую литературу, поступайте на курсы, изучайте компьютерную технику, идите в ногу со временем. “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)
Технологии современного урока
Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно урок, нужен сегодняшним школьникам?»
Обращение к педагогической литературе не даёт однозначного ответа на эти вопросы. Правда, многие авторы сходятся в следующем мнении: сегодня отношения преподавателей и учащихся строятся на равноправных позициях субъектов образовательного процесса, в основе которого лежит организация активных форм работы.
В настоящее время студента, трудно "зацепить” то есть задеть за живое при помощи отдельного, пусть даже прекрасно подготовленного урока. И такой урок останется только эпизодом, не влияющим коренным образом на его жизненную позицию
Говоря о современном уроке, педагог должен учитывать, что мыслительная деятельность учащихся опирается на следующие уровни:
уровень понимания;
уровень логического мышления;
уровень творческого мышления.
И чтобы обеспечить глубокое понимание учебного материала необходимо:
организовать восприятия нового материала;
использовать доказательные приемы объяснения;
учитывать методологические требования и психологические закономерности;
и что особенно важно обучить работе с учебником.
При правильно построенном объяснении материала преподаватель не только дает учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность. Большое значение имеет то, как преподаватель вводит тему урока. Тема урока не должна быть просто сообщена. Надо убедить в ее логической необходимости. Так в процессе преподавания экономических дисциплин, объяснение материала я планирую как ответ, на вопрос, поставленный в начале урока. Особенно первые вводные темы. Отвечая на вопрос «Зачем изучать экономику, если специальность себе вы уже выбрали, и она с экономикой никак не связана», студенты приходят к выводу, что современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с проблемами экономического характера: инфляцией, доход семьи, цены и заработная плата. Сформулированные познавательные задачи урока являются целью предстоящей деятельности.
Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критичность мышления, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений. Например, при изучении темы «Конкуренция, рынки, цены» предлагаю студентам выполнить самостоятельную работу: написать сочинение «Рынок и человек», форма написания произвольная, главное показать, как живет человек в условиях рыночной экономики. Какие качества нужно развивать, чтоб достойно жить в условиях рынка?
Выделенные три уровня мыслительной деятельности должны быть положены в систему работы педагога и качественной подготовке специалистов, которые будут жить, и работать завтра. Следовательно, необходимо пересмотреть формы овладения знаниями и их применением. Существующая схема учебного процесса до сих пор позволяет студенту занимать при получении знаний потребительски иждивенческую, не активную позицию. Поэтому очень важно сейчас заинтересовать студентов; использовать что-то новое, придумать то, чего еще ни разу не было.
Хорошо зарекомендовали себя ситуационные задачи. Они занимают особое место в приобретении практического опыта в принятии индивидуальных и совместных решений. В курсе «Основы менеджмента» предусмотрены такие задачи, при рассмотрении которых, во-первых, преодолеваются психологические барьеры, связанные с отсутствием навыков общения, так как задачи для анализа рассчитаны на участие каждого в обсуждении и высказывании своей позиции по предложенной ситуации; во-вторых, развиваются навыки практического мышления. Очень важно педагогу замечать и использовать ситуации, которые происходят в группе и косвенно переносить их на изучаемый материал. Например, дисциплина «Основы менеджмента». Второй урок в группе. И группа, и преподаватель встречаются всего второй раз. Тема урока: «Роли руководителя», одна из групп ролей - это роли связанные с принятием решений.
Произошла следующая ситуация, на самом первом уроке один из студентов, назовем его В., наплевал на пол возле своего стола. Обнаружилось это, когда группа ушла. На следующий урок, преподаватель «разыгрывает» следующую ситуацию. Студент В. вызывается отвечать домашнее задание и в качестве закрепления ему дается аналогичная ситуация, которая косвенно указывает и ему, и группе, что главный герой это он сам, и он как руководитель должен принять решение. Вначале дается право высказаться ему самому, а затем группе. Ему было, что послушать о себе. Так не называя имен, не акцентируя внимание на данной группе, на самом инциденте, эффект оказался замечательным. Воспитательные воздействия на отлично, а также студенты после обсуждения увидели, что изучаемый материал используется на практике, и каждый может применить его в силу своего характера, образования, знания психологии людей и т.д.
Ситуации для анализа, составление кроссвордов, написание сочинений, тезисов к научным статьям, и другие задания предшествуют подготовке и проведению семинаров-дискуссий. Обязательно задолго до семинара группе предлагаются вопросы, которые охватывают как материал, рассматриваемый на лекциях, так и вопросы из дополнительной литературы для самостоятельного изучения. В процессе подготовки к семинару в рабочих тетрадях для самостоятельных работ конспектируется самостоятельно изученный материал. Так как по данным исследований уровень усвоения материала, которое дает дискуссионное обсуждение, составляет 50%, то на семинаре вопросы задают таким образом, чтобы вызвать активную дискуссию, так называемые открытые вопросы. Например, «Почему не существует единого «лучшего» способа управлять организацией», «Как вы думаете, что общего в работе менеджера в фирме, учителя, пилота самолета?», участвуя в обсуждении таких и других вопросов студентам необходимо свободно ориентироваться в изученном материале, так как ответы должны быть аргументированы, и по возможности сопровождаться примерами. Применение такой формы организации учебной деятельности, позволяет разнообразить виды уроков, сделать их более интересными и запоминающимися.
Множество игр придумано человечеством за свою многовековую историю. Любая игра, в особенности интеллектуальная является превосходным тренингом, дает возможность полного самовыражения, дает заряд душевной бодрости. Вызвало интерес студентов, и дает неплохие результаты такая форма зачетных уроков как деловые игры (ДИ): а именно «пресс-конференция». В процессе подготовки и во время пресс-конференции задаются и решаются дидактические и воспитательные цели: активизируется познавательная деятельность студента; обеспечивается мыслительная активность; студенты учатся умению вести беседу, общаться друг с другом, видеть и понимать друг друга.
По сюжету игры определяются «роли» - это журналисты или «акулы пера»; эксперты по тому или иному вопросу, рецензенты или независимая комиссия. Оговариваются правила. Каждый готовится соответственно своей роли. Если все предшествующие виды занятий направлены на проведение игры, то есть дается теория, формируются умения и навыки, опыт действия «в роли» и ДИ подготовлена хорошо, то преподаватель в процессе игры может выполнять как роль ведущего, так и функцию одного из игроков, а ведущий готовится из числа студентов. По окончанию игры независимая комиссия подводит итоги и дает оценку. Таким образом «серьезная» деятельность студентов реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет им интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибиться.
Еще сюжет одной деловой игры разработан на основе закона о тендере, и назвали мы её «Подрядные торги». Предварительная подготовка к торгам позволила для каждого студента подобрать посильное задание. При составлении бизнес-плана каждая мини-группа отвечала за свой раздел, который нужно было согласовать с остальными. Результатом совместных усилий каждой из условно названных фирм было заключение договора с условным заказчиком, в роли которого тоже выступали студенты. Что особенно ценно в этом уроке, что кроме знаний экономики применялись знания по менеджменту и маркетингу, организации управления предприятием, а объектом торга было газовое спец. оборудование, которое студенты изучали по дисциплине автоматика и телемеханика систем газоснабжения. Была смоделирована ситуация, которую студенты не в состоянии были решить репродуктивным образом. Для решения её требовались размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.
Такие урока дают возможность создавать для каждого студента своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем.
Важно, чтобы каждый прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сокурсников.
Таким образом, перечисленные и другие формы и методы обучения и контроля позволяют студентам при получении знаний занять активную позицию, но во многом эта активная позиция зависит от творческой деятельности педагога, которая призвана формировать у студентов интерес к самому процессу учения и расширению знаний.
Следовательно, современный урок – это, прежде всего урок, на котором педагог умело, использует все возможности студента, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ, развития креативных качеств, обеспечивающих повышение их конкурентоспособности на рынке труда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Роль гимназической системы оценки качества образования (ГСОКО) в повышении педагогической компетентности учителя
В статье представлен 2-двухлетний опыт работы педагогического коллектива по формированию системы оценки качества образования в гимназии, которая в настоящее время проходит в рамках эксперимента «Систе...
Доклад "Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований"
"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере об...
Тема "Педагогическая компетентность в условиях современных образовательных технологий"
Цель: содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов школ, колледжей, ВУЗов для достижения более высокого качества образования в условиях современных образовательных техноло...
Повышение педагогической компетентности родителей посредством использования ресурсов интерактивной доски в подготовительной к школе группе
консультация для коллег...
«Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры»
Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это...», пяты...
Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"
quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"...