Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов
на тему
Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.rar | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов
Самойленко А.С. МБОУ Гимназия № 39
Напомню в начале, уважаемые коллеги, что Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные. Добиваться их на уроке учителю помогают грамотно формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные. Раньше всё это назвалось: знания, умения и навыки, формируемые, применяемые и сохраняемые в тесной связи с активными действиями самих учащихся. (слайд 2)
^ Регулятивные УУД
(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)
^ Личностные УУД
(самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание)
^ Познавательные УУД
(умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности,
^ Коммуникативные УУД
(постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества)
Как и другие коллеги, получив предложение о проведении интегрированного урока для участников республиканского семинара, мы с Асией Ханифовной были в недоумении: как можно в принципе соединить историю с математикой? Даже Сагида Аглямовна засомневалась в успешности подобного эксперимента.
Получив от методической службы четкое задание: продемонстрировать и оценить на уроке степень сформированности метапредметных результатов учащихся, мы с Асией Ханифовной решили сконцентрироваться на 6-ти: (слайд 3,4) Извлекать необходимую информацию из источника. Учиться высказывать свои предположения. Делать предварительный отбор информации: ориентироваться в учебнике, добывать новые знания из источников, созданных в различных знаковых системах; выделять главное в тексте, уметь конкретизировать выделенные главные положения фактами. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Теперь попробуйте представить все это хотя бы мысленно в контексте выбранной нами темы: (слайд 5 ) «Внешняя политика Ивана Грозного: взятие Казани». … Решению возникшей педагогической проблемы помогли 2 фактора: 1) нам стало безумно интересно; 2) историки несколько лет работают по проблемно-диалоговой методике УМК «Школа 2100».
(слайд 6 ) Основной принцип работы на уроке – это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах. Весь процесс нашей совместной работы по подготовке и реализации плана урока дал мне возможность понять очень важные моменты. Согласно этой методике, дети обязательно должны знакомиться с темой, которую будут изучать на уроке, самостоятельно. И если они этого не сделают, то урок просто не получится. Наш урок проводился в 7д классе, который, как вы знаете, считается довольно слабым в параллели. Однако, к подготовке к уроку ребята подошли на удивление ответственно и показали себя с лучшей стороны.
Для того, чтобы математика логично вписалась в изучаемый исторический материал, мне, должна признаться, пришлось этот материал основательно проработать. Объем информации, получаемый детьми на уроке, был очень значительный. (слайд 7,8 – все вопросы, которые обсуждались на уроке). В результате мной была выбрана тема, оптимальная для интеграции и для учащихся 7 класса – это решение уравнений и задач с помощью уравнений. За основу заданий по математике были взяты:
1) дата взятия Казани (составлены уравнения, результатами которых была именно эта дата). (слайд 9) Дети получили задание по рядам, у каждого ряда – свои уравнения, решив которые и поставив ответы по порядку, все получили важную дату (слайд 10) – 1552, Взятие Казани.
2) историческая информация (о численности воинов различной национальности в войске Ивана Грозного, об укреплении Казанской крепости), (слайд 11,12,13,14) по которой придуманы и составлены задачи на составление уравнений). (показать отрывки урока)
При подведении итогов ребятам было задано несколько значимых вопросы: (слайд 15) что нового они узнали на уроке? Какие знания при этом использовали? При ответах на эти вопросы ребята особенно подчеркнули, что были очень удивлены, как математика гармонично дополняла историю и помогла раскрыть интересные исторические факты.
Мои личные впечатления от урока только самые положительные:
Во-первых, очень приятно было работать с Асией Ханифовной,
Во-вторых, я познакомилась с эффективной интерактивной методикой «изнутри» и
В-третьих, сделала для себя вывод, что соединить практически несоединяемые уроки оказывается не так сложно, если подключить самый главный в нашем арсенале инструмент - активное педагогическое творчество.
На новые свершения нас вдохновляют и (слайд 16) отзывы, полученные об уроке от очень взыскательных гостей:
«Урок методически выверен на формирование УУД. Хорошо вписалась математика.» зам.директора по НМР, МБОУ лицей № 60
«Продумана интеграция предметов, гармонично переплелись история и математика»
Директор МБОУ СОШ № 29
Присутствующие гости также оставили свои оценки, и по критериям получилось, что уровень урока «очень высокий» (ср.балл = 9 из 10 возможных).
Опыт активного СОтрудничества и Сотворчества убедил нас в том, что «образование – это то, что навсегда останется с нашими ребятами, когда они забудут все, чему научились в школе». А это утверждал великий А.Энштейн.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция предметов гуманитарного цикла
О интеграции предметов музыки и изобразительного искусства...
Исследовательская работа "Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла"
Исследовательская работа "Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла"...
Доклад" Интеграция предметов гуманитарного цикла"
Республиканская научно-практическая конференция" Традиции и инновации в образовании".Выступление с докладом на тему:" Интеграция предметов гуманитарного цикла"...
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МХК
Действующие учебные планы и программы предусматривают знакомство ребят с различными компонентами культуры, с различными ее пластами и функциями. Объект...
Технологии интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся (из опыта работы)
Данная статья обращена широкому кругу читателей...
Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...
Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов
Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов...