Исследовательская работа ученицы 6 класса
творческая работа учащихся (6 класс) по теме
Работа ученицы посвящена исследованию родового древа, истории семьи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школьная научно-практическая конференция
«Открытия юных»
Судьба моей семьи в истории страны
Работу выполнила
Ученица 6Б класса
МБОУ «СОШ» №2
Яклашкина Ирина
Научный руководитель
Преподаватель:
русского языка и литературы
Субботина Валерия Юрьевна
МБОУ «СОШ №2»
Чебоксары 2013
Содержание:
- Введение
1.1.Тема исследования
1.2.Актуальность исследования
1.3.Цели исследования
1.4.Методы исследования
1.5.Предмет исследования
1.6.Источники
1.7.Задачи исследования
1.8.Гипотеза
1.9.Этапы исследования
- Теоретическая часть
2.1.Генеалогия
2.2. Родословная
2.3.Генеалогическое древо (родословное древо)
- Практическая часть
3.1.Этимология фамилии
3.2.Мои известные родственники
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
«Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу –тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет возрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.»
Василий Песков.
Введение
Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обустраивался его край. «Иван, непомнящий родства»– существовало в народе прозвище по отношению к человеку, который неизвестно откуда прибыл и скрывал, кто его предки. Такой человек не пользовался уважением окружающих. Мы не должны быть «Иванами Непомнящими», не знающими истории своего края и своей родословной.
Каждый из нас обязан знать историю своего рода, так как мы являемся её продолжателями.
Этими исследованиями занимается генеалогия- раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов. Раньше я не придавала никакого значения родословной, пока не задумалась, а почему я такая и кто были мои предки. Мне много рассказывали про моих прадедушек, прабабушек, потом я стала записывать интересные истории из их жизни, таким образом, я собрала много данных. Эта работа интересная и увлекательная.
Тема исследования: «Моя семья в истории страны».
Актуальность исследования:
- получить знания о своих корнях;
- чувствовать себя звеном большой исторической цепи;
- через изучение своей родословной, истории своей семьи изучить историю своей страны;
- сохранить истории семьи для потомков.
Цели:
- создание генеалогического древа, сбор данных по происхождению фамилии
- развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям;
Методы исследования:
- поиск достоверных источников информации с помощью книг
- опрос близких родственников;
Предмет исследования: родословная ученика, генеалогическое древо, семейные архивы.
Источники устной информации: рассказы близких родственников;
Источники документальной информации: семейный архив;
Задачи исследования:
- познакомиться с историей создания и развития семьи;
- способствовать пониманию генеалогической терминологии;
- научиться составлению родословной семьи, генеалогического древа;
- развивать поисково – исследовательские умения;
- развивать личностные качества, необходимые для сбора воспоминаний родных , для доверительного общения с представителями старших поколений;
- воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за родственников и предков.
Гипотеза исследования:
В результате работы повысится осведомлённость о судьбе моей семьи в судьбе страны; повысится интерес к своей семье, уважительное отношение к родителям и предкам.
Этапы исследования:
1 этап – теоретический:
- подбор информационных материалов по теме;
- работа с книгой и Интернет-ресурсами;
- подбор материалов из семейного архива;
- работа с фотографиями родственников;
- интервью с родственниками;
- запись воспоминаний о предках.
2 этап – практический:
- составление родословной;
- описание известных фактов из жизни родственников и предков;
- составление генеалогического древа семьи.
Теоретическая часть
Генеалогия— (греч. genealogia, от genea рождение, род, и logos слово). Наука о происхождении и взаимной связи родов, также родословная таблица; вообще происхождение чего-либо.
Генеалогия во многих странах Европы стала популярна в исторический период, который связан с развитием феодализма. Феодальное общество в те времена разделялось на замкнутые группы – сословия, каждое из которых имело свои особые права, обязанности и привилегии. Деление на сословия не случайно. Земля и крестьяне являлись богатством, собственностью феодала, которую необходимо было фиксировать за конкретным человеком (феодалом) и передавать в дальнейшем права на наследство потомкам. Соответственно, потомки при получении наследства, должны были подтвердить, что они являются родственниками и наследниками, предоставить родословную, доказательства родства. Именно в период феодализма окрепла традиция родословия, о которой мы говорим сейчас.
Первые родословные возникли в средних веках, когда возникло рыцарство. Рыцарем был тот, кто был дворянином по двум поколениям. Свое дворянство он мог доказать родословной. Родословные создавались, чтобы отделить “чистых” от “нечистых” и сохранить свое богатство.
В России традиция составления родословных датируется XV веком, в 16 веке появляются первые частные родословцы или родословные росписи, заключающие списки членов одного рода или нескольких близких родов. Первыми документами, описывающими родословие, стали родословные росписи. Это было исторически обосновано, так как княжества, составлявшие Единое Русское государство (Русь) являлись фамильным достоянием княжеских семейств, наследовались князьями по нисходящей линии и последовательно дробились между сонаследниками.
Выстраивание родословных связей – один из самых древних способов познания человеком окружающего мира. В древности первобытный человек считал своим предком какое-то животное, которое определяло род и племя и отличало его от соседей. В Библии говорится, что все народы, населяющие Землю, происходят от Ноя и его детей Сима, Хама и Иафета.
В русской и европейской традиции родословная ведется от предка мужского пола, и новые ветви в родословной начинаются также по мужской линии. По такому принципу от самого дальнего известного предка к его потомкам, составляются родословные росписи (называемые ещё поколенными росписями).
Каждая родословная линия связана с определённой фамилией, которая передаётся от отца к детям.
Однако значительная часть фамилий появилась достаточно поздно: среди значительной части крестьянского населения фамилии появились лишь во второй половине XIX века. До появления фамилий при составлении родословной мы опираемся на прямые родственные связи – указания, что человек приходится каким-либо родственником другому. На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40-х годов XX века, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда.
Род, семья, дети и родители. Все наши родственные связи напоминают огромное дерево, или, по крайней мере, ветвистый куст. И не прав тот, что говорит, что у него мало родственников. Это маловероятно, почти невозможно. Просто он, скорее всего, не знает свою родословную. А ведь может так оказаться, что он тот самый потомок древнерусского князя, которому завещали 50 Га или сундук с золотом. |
Составить родословную сейчас стремятся все больше и больше людей. Они либо сами Тратят уйму времени на то, чтобы перелистать древние архивы в совсем не близкой Областной библиотеке. Либо отдают баснословные деньги специалистам, которые в короткий срок предоставят вам всю имеющуюся информацию, хранящуюся под толстым слоем времени. И дело ведь не в золоте. Мало кто из составителей задается именно этой целью, хотя эта версия и достаточно привлекательна, а потому имеет право на существование. Узнать родословную фамилии можно, проведя генеалогическое исследование, основанное на архивных документах. Оно позволит установить не только имена и сословие предков, но и определить время появления фамилии, проследить её изменения. Во многих случаях можно достоверно предположить происхождение фамилии, а также, если фамилия происходит от имени вашего предка – найти сведения о нём. Генеалогическое древо — (родословное древо), так называют схематическое древовидное изображение родственных связей, где у «корней» расположен родоначальник, а «ветви» представляют линии его потомков.
Составление генеалогического древа может коренным образом изменить жизнь всей Вашей семьи, будет оказывать влияние на все последующие поколения. Наличие великих предков позволит поддерживать уважение и подражание среди младших поколений фамилии. В настоящее время специалисты рекомендуют иметь генеалогическое древо в каждой семье, ибо оно окажет положительное влияние на отношение к прошлому семьи и истории в целом. Следовательно, очень сложно переоценить значение генеалогического древа для современного человека. Оно способно выполнять познавательные, воспитательные, стимулирующие и многие другие функции. |
Практическая часть
ЭТИМОЛОГИЯ ФАМИЛИИ.
По рассказам моего отца, его дед Яклашкин Игнатий Федорович о происхождении фамилии, говорил, что Яклашкины держали лошадей. У них лошади всегда были ухоженные. И сами Яклашкины были всегда аккуратными. Все в деревне говорили - «яка лашасем», что в переводе с чувашского означает - выхоленный, откормленный, гладкий.
Мой прадедушка Яклашкин Николай Михайлович родился 1 марта 1923 года в простой крестьянской семье в селе Чутеево Янтиковского района Чувашской Республики. Его очень интересовала история, культура, фольклор родного народа, поэтому он занялся исследованием, начал писать книги. Яклашкин Николай Михайлович – автор книг «Чутейпе Ҫĕнĕ Ишпуҫ», «Дела и люди Янтиковкого района», «Тӑвай районĕн паллӑ ҫыннисем».
Николай Михайлович с женой Еленой Порфирьевной вырастили сына. Морис Николаевич Яклашкин – заслуженный деятель культуры Российской Федерации, руководитель Чувашской государственной капеллы.
Яклашкин Морис Николаевич - один из талантливейших дирижеров современной Чувашии и Российской Федерации. Музыкальной общественности он известен как художественный руководитель и главный дирижер Чувашской государственной академической симфонической капеллы. По инициативе профессора М.Н.Яклашкина в 2005 году на базе кафедры искусств создан факультет искусств.
Факультет искусств Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова является первым высшим музыкальным учебным заведением в Чувашской Республике по подготовке национальных кадров в области музыкально- исполнительского творчества.
За 15 лет существования факультет искусств зарекомендовал себя, как центр музыкально – педагогического направления, сохраняющий лучшие традиции, складывавшиеся на протяжении всей истории развития профессионального музыкального образования, и преумножающий их новыми достижениями.
Лучшие традиции российского профессионального музыкального образования, заложенные выдающимися отечественными музыкантами и педагогами получили развитие в деятельности преподавателей факультета искусств, возглавляемого профессором Яклашкиным М.Н.
Яклашкин М.Н. – один из талантливейших дирижеров современной Чувашии и Российской Федерации. Музыкальной общественности он известен как художественный руководитель и главный дирижер Чувашской государственной академической симфонической капеллы.
Стороны его дарования, умение и энергия организатора ярко проявились в создании по его инициативе в 2000 году симфонического оркестра в составе хоровой капеллы – одного из ведущих профессиональных коллективов республики.
Под управлением Яклашкина М.Н. Чувашская государственная академическая капелла становится лауреатом Государственной премии Чувашской Республики им. К.В.Иванова, дипломантом международных фестивалей в Венгрии, 1-го фестиваля «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» (Санкт-Петербург).
В 2008 и 2009 годах Яклашкин М.Н. принял участие в ХХХ и ХХХI Международном музыкальном фестивале современной музыки «Московская осень», где дирижировал оркестром «Русская филармония» г. Москвы и Государственным оркестром «Новая Россия».
В 2009 году провел концерт симфонической музыки с Ульяновским государственным симфоническим оркестром «Губернаторский».
По приглашению Секретариата Союза композиторов Российской Федерации выступления капеллы неоднократно проходили на съездах и пленумах композиторов Чувашии и Российской Федерации в Рахманиновском зале Московской консерватории, Колонном зале Дома Союзов, Доме композиторов и литераторов, концертном зале «Россия», в Нижнем Новгороде, Казани, Тюмени, Уфе, Ульяновске и Саранске.
Большое место в творческой деятельности М.Н.Яклашкина занимает воспитание молодых хормейстеров и дирижеров. Многие из его учеников — выпускники факультета ведут хормейстерскую практику и педагогическую работу в учебных заведениях и творческих коллективах не только в Чувашской Республике, но и в регионах Поволжья и Урала.
Яклашкин М.Н. курирует работу студенческого хорового коллектива факультета искусств. Совместно с Академической симфонической капеллой Чувашии хор факультета принимал участие в фестивалях музыки «Марийская осень» (г.Йошкар-Ола, 2006-2008гг.).
Неоднократно хоровой коллектив факультета принимал участие в концертных программах Чувашской государственной академической симфонической капеллы. В последних концертных сезонах совместно были исполнены кантата «Иоанн Дамаскин» С.И.Танеева, кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, поэма «Казнь Степана Разина» Д.Д. Шостаковича, сценическая постановка оперы «Алеко» С.В.Рахманинова.
Музыкальная критика всегда выражала высокий исполнительский уровень и профессиональное мастерство дирижера: «Морис Яклашкин – выдающийся музыкант и дирижер современности».
В 2002 году Яклашкину М.Н. присвоено ученое звание «Профессор».
Заключение
Знаменитый писатель М.М.Пришвин сказал, что « человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как в дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листе есть нечто общее с другими. И эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего ДЕРЕВА».
Изучив историю своей семьи, я составила своё собственное родословное древо, узнала очень много интересной и полезной для меня информации. Я наконец-то с уверенностью могу сказать, что мне есть чем гордиться, что у моей семьи легендарное прошлое, о котором не стыдно рассказать. Но это только начало. Для завершения работы мне предстоит узнать о родственниках и по материнской линии. Надеюсь, что впоследствии будет кому продолжить моё дело.
Многие психологи, по профессиональным наблюдениям, описывают тех, кто не знает своих родных и своей семейной истории как менее уверенных в жизни и обладающих, как правило, большими внутренними проблемами.
Большое культурное наследие оставили нам предки, и все лучшее, что дошло к нам сквозь века, мы заботливо должны сохранять, чтобы лучшие традиции прошлого не уходили в небытие.
В заключение хотелось бы сказать, что пока мы чтим историю, она чтит нас. Пока мы помним ошибки наших предков, они не повторяются. Пока мы живем, живут и они.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Список литературы
- «Моя родословная» В.С. Василевская
- «Тӑвай районĕн паллӑ ҫыннисем» Н.М. Яклашкин
- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
Приложение
Предварительный просмотр:
Яклашкин Николай Михайлович родился 1 марта 1923 года в простой крестьянской семье в селе Чутеево Янтиковского района Чувашской Республики. После окончания семилетней школы он поступил в Канашское педагогическое училище. Получив диплом учителя начальных классов, Николай Михайлович начал работать в Кармалинской восьмилетней школе.
Началась война. В школе младших офицеров Николай Михайлович получил специальность связиста. Быть связистом на фронте очень ответственно, потому что армию нужно обеспечивать связью постоянно. Когда на линии случался обрыв, приходилось, рискуя жизнью, находить место обрыва и восстанавливать связь.
В январе 1944 года Николай Михайлович был ранен, после выздоровления в госпитале вновь вернулся на фронт. Участвовал в освобождении Белоруссии, Латвии, Литвы. Награждён медалью «За отвагу».
В ноябре 1945 года Н.М.Яклашкин приехал на родину и начал работать в родной школе директором, учителем родного языка и литературы. Его очень интересовала история, культура, фольклор родного народа, поэтому он занялся исследованием, писать книги. Яклашкин Николай Михайлович – автор книг «Чутейпе Ҫĕнĕ Ишпуҫ», «Дела и люди Янтиковкого района», «Тӑвай районĕн паллӑ ҫыннисем».
Сейчас Николай Михайлович пенсионер, но он не теряет связи со школой. Мы часто бываем у него в гостях, помогаем по хозяйству. Ветеран делится воспоминаниями о войне, рассказывает о боевых буднях солдата-связиста. Николай Михайлович с женой Еленой Порфирьевной вырастили сына. Морис Николаевич Яклашкин – заслуженный деятель культуры Российской Федерации, руководитель Чувашской государственной капеллы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.
Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....
Исследовательская работа ученицы 5 класса Садыковой Альфиназ МБОУ "Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа" на тему "Пионерское детство моей мамы"
экскурсия в пионерское наследие....
исследовательская работа ученицы 10 класса "Домодедовская земля в 1812 году"
Представленная работа выполнена в рамках гражданско-патриотического воспитания молодежи. Это – исследовательская работа, посвященная изучению истории родного края, будущему 200-летию Отечественной вой...
Исследовательская работа ученицы 4 класса
ХеллоуинХеллоуин праздновать или нет?...
Исследовательская работа ученицы 9 класса на тему "Одежда в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Исследовательская работа на тему "Одежда в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" рассказывает о моде времен Пушкина, о видах одежды в произведении. На основаниии данного исследования был создан словарь ...
Исследовательская работа ученицы 6 класса по изучению экосистемы города Набережные Челны
Ученица 6 класса Махмуриева К. изучила качество воды, контролируемой ООО Челнывождоканал в г. Набережные Челны и выяснила, что - питьевая вода по всем показателям соответствует СанПиНу....
Исследовательская работа ученицы 9го класса Лапсарь Маргариты по теме "Егорлыский район-район многонациональной культуры?"
Данная исследовательская работа победила на заседании естественнонаучной кафедры НОУ "Академия" МБОУ ЕСОШ №1...