Необычная школа "Озерки"
статья по теме
Необычная школа Озерки.
В начале 90-х годов в Санкт-Петербурге насчитывалось четыре тысячи детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, из них шестьдесят процентов ребят перемещаются с помощью ходунков или коляски и нуждаются в помощи взрослых. Серьезной проблемой было обучение этих ребят, так как они просто сидели дома и не имели возможности учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_samostoyatelnye_raboty_na_urokakh_geografii.doc | 29 КБ |
statya_neobychnaya_shkola_ozerki.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа на уроках географии.
Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Самостоятельная работа учащихся – один из самых важных путей повышения эффективности урока, способствующий активизации учащихся.
Понятие самостоятельная работа рассматривается в педагогике и методической литературе различными авторами.
По мнению К.Д.Ушинского, Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, А.В. Усовой и других авторов самостоятельная работа является методом обучения, «при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность».
По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учётом этих ошибок. После изучения и закрепления определённого блока нового материала можно предложить учащимся небольшую самостоятельную работу воспроизводящего типа.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
- Работа с книгой;
- Работа с атласом и контурной картой;
- Практические, лабораторные работы;
- Проверочные, самостоятельные работы;
- Сообщения и рефераты;
- Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях;
- Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Рассмотрим подробнее виды самостоятельной работы.
Работа с книгой систематически должна проходить на уроке. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, текст параграфа, задавать вопросы при затруднениях, учить выделять главные мысли параграфа, работать с иллюстрациями, статистическим материалом, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике. Также периодически давать задания на самостоятельную работу с учебником. Задания могут быть следующего направления: ответить на вопросы, составить плана параграфа или его части, найти основные понятия, составить схему или заполнить таблицу на основе текста учебника, проанализировать статистический материал.
Практические и лабораторные работы направлены на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках и с умением отбирать нужную информацию и правильно оформлять её. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися знаний по географии, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.
Экскурсии также являются важной формой организации обучения географии. На данных уроках устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые малодоступны изучению в классе. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека.
Сообщения и рефераты также можно использовать как один из видов самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, интернет ресурсами, научно-популярными журналами. Работая над сообщением, ребята самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы и составляют презентацию. Только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.
Предварительный просмотр:
Необычная школа Озерки.
В начале 90-х годов в Санкт-Петербурге насчитывалось четыре тысячи детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, из них шестьдесят процентов ребят перемещаются с помощью ходунков или коляски и нуждаются в помощи взрослых. Серьезной проблемой было обучение этих ребят, так как они просто сидели дома и не имели возможности учиться.
В 1991 году родители, имеющие таких детей, объединились и создали ассоциацию «Озерки», в которую вошли три северных района города: Выборгский, Калининский и Приморский. Среди этих родителей были: Безбородова О.Ф., Габелева Н.А., Антипова И.А., Бойцова Л.А., Морозова О.В. и другие.
В этом же году была разработана программа комплексной реабилитации для детей, которую утвердили в городском Комитете по образованию, а в 1993 году она была включена в государственную программу «Дети России».
Первые 29 учеников занимались с учителями у себя дома. И это уже была школа, которая называлась МАДИО «Озерки» (Межрайонная ассоциация детей-инвалидов опорников «Озерки»). Директором стала Ольга Федоровна Безбородова.
В 1992 году КУГИ включило МАДИО «Озерки» в некоммерческий конкурс нежилых помещений, и ассоциация этот конкурс выиграла. Ей досталось здание на улице Руднева дом № 8 корпус 3, которое требовало перестройки. Много сил и средств было потрачено на реконструкцию будущей школы.
1 ноября 1993 года школа распахнула свои двери, и ребята впервые пришли в классы и сели за парты.
С ноября 1994 года было организовано негосударственное общеобразовательное учреждение ОШПК «Озерки» (Общественный школьно-производственный комплекс «Озерки»), получившее лицензию на право образовательной деятельности. На базе школы работает и развивается программа комплексной реабилитации и адаптации, которая способствует интеграции наших учеников в общество. Программа развивается по трем направлениям: обучение, медицинская реабилитация и социализация.
Признанием достигнутых результатов проделанной работы стало решение Комитета по образованию о присвоении 27 июня 1998 года ОШПК «Озерки» – номера 584 и включение в городскую сеть общеобразовательных учреждений.
К этому времени школа вся отремонтирована, строится лифт, чтобы ребятам было удобнее перемещаться с этажа на этаж. В период проведения учебного процесса учащиеся проходят 2-3 курса реабилитации, включающие в себя разнообразные виды физиотерапевтических процедур, массаж и лечебную физкультуру, которые способствует оздоровлению организма детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Физиотерапевтические процедуры направлены на оживление и усиление функции мало пострадавших нервных клеток, которые берут на себя функцию погибших клеток. Организм ребенка характеризуется пластичностью и высокими репаративными возможностями, поэтому, чем раньше начать лечение, тем выше лечебный эффект.
Гидромассаж оказывают на тело эффект массажа, снижает мышечное напряжение и расслабляет тело, что очень важно для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Массаж направлен на снижение напряжения с нервно-мышечного аппарата, понижает мышечный тонус, а также улучшает кровообращение, уменьшает боль. Во всех случаях заболевания методика сеанса массажа определяется строго индивидуально для каждого ребенка, исходя из его особенностей клинической формы заболевания.
Лечебная физкультура для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является составной частью комплексного воздействия. Первой задачей лечебной физкультуры является развитие и нормализация движений, развитие зрительно-моторной координации, преодоление неправильных поз и положений. На занятиях лечебной физкультуры используется сухой бассейн, который способствует развитию общей двигательной активности, укрепляет мышцы брюшного пресса и спины. Так же на занятиях ребята выполняют фитбол-гимнастику – упражнения на больших упругих мячах, которые изготовлены из ледрапластика, и выдерживают вес до 200 кг. Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм ребенка: вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку, увеличивают сократительную способность мышц. Условия выполнения упражнений на мяче гораздо тяжелее, чем на полу, так как упражнения выполняются в постоянной балансировке, для того чтобы не упасть, и позволяет за короткое время получить быстрые результаты. Также он способствует хорошей релаксации мышц, а выпуклость мяча может использоваться для коррекции деформации позвоночника.
С сентября 2008 года после капитальной реконструкции школы открылся школьный бассейн. Он играет немаловажную роль в комплексном лечении ребят. Лечебная физкультура и плавание в бассейне способствуют: укреплению мышц скелета; формируют и укрепляют опору нижних конечностей, что очень значимо для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, корректируют дефекты позвоночника, укрепляют сердечно-сосудистую систему; развивают дыхательную мускулатуру и органы дыхания.
В период реабилитации у школьников проходят индивидуальные занятия со специалистами службы сопровождения – логопедом, психологом и социальным педагогом. Весь этот комплекс процедур способствует активизации двигательной и мыслительной деятельности учащихся.
Обучение в школе идет по общеобразовательной программе VI, VII и VIII вида. При поступлении в школу ребенок проходит медико-педагогическую комиссию, для выбора образовательного маршрута.
С первых лет обучения вводятся такие предметы как: русский язык, математика, чтение, природоведение, иностранный язык, труд, рисование и музыка. Все ученики посещают индивидуальные логопедические занятия.
В начальной школе уроки письма и чтения начинаются с «Букваря», идет постепенное изучение звуков и букв – от «легких» к «трудным», формируются элементарные грамматические понятия, орфографические навыки, развивается устная речь. На уроках математики закладываются основы важнейших понятий, такие как «число», «величина», происходит ознакомление с элементами буквенной символики и геометрии. В начальной школе ребята знакомятся с иностранными языками: немецким или английским, где на уроках преобладает игровая форма деятельности. Важной частью системы обучения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата является физическая культура, где на уроках развиваются двигательные функции ребенка, корректируются их нарушения.
В основной школе прибавляется много новых предметов: история, обществознание, МХК, ИКП, информатика, физика, химия, биология, география – ребятам из-за особенностей заболевания довольно сложно их усваивать, так как у многих малая социализация, отсутствие опыта общения в социуме и практических навыков. Для лучшего восприятия тем на уроках используется наглядный материал, яркое образное описание, подробный рассказ учителя, с обращением внимания учащихся на терминологию. Многие уроки проходят с элементами информационных технологий, то есть уроки-презентации, уроки-практикумы и другое. На этих уроках перед учащимися предстают не только статические иллюстрации, но и динамика самого процесса. Это облегчает усвоение, осмысление и запоминание изучаемого материала. На протяжении всего обучения в школе проходят занятия по социально-бытовой ориентации, основная цель которого адаптация и интеграция учащихся в современном обществе.
Для развития творческого потенциала ребят в школе активно ведется кружковая работа по следующим направлениям: «Танцы на колясках», «Вокал», «Гончарная мастерская», «Шашки», «Литературный театр», «Кулинария», «Бисероплетение», «Оркестр», «»Спортивная секция», «Краеведение» и работает музей «История школы».
17 апреля 2007 года нашу школу посетила с рабочим визитом губернатор Валентина Ивановна Матвиенко. По её распоряжению в школе прошел капитальный ремонт, переоснащение классов новой мебелью и оборудованием. Открыт бассейн, пристроенный к зданию школы, проведено благоустройство территории. Успехами школы являются: достижения учащихся при сдаче экзаменов и итоговой аттестации в формате ЕГЭ, выступления учащихся на районных и городских конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и концертах, где ребята неоднократно занимали призовые места, а так же дальнейшее обучение выпускников в высших и профессиональных учебных заведениях.
« Пусть в «Озерки к нам стекаются люди,
Двери открыты для доброго сердца.
Вы обретете здесь чуточку детства,
Ваша любовь нам опорою будет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайбо - необычная разминка.
Как наиболее правильно и эффективно провести разминку на уроке физкультуры? Универсальным средством здесь могут послужить многие упражнения из фитнеса...
Необычные свойства обычной воды
Урок по теме "Необычные свойства обычной воды" В 4 классе по УМК Вахрушева А.А. и др.Данная презентация демонстрируется на этапе открытия знаний и способствует более осознанному пониманию данной темы...
Презентация к уроку технологии: Необычная «пицца» по выходным
Дидактический материал к урокам технологии....
Внеклассное мероприятие по географии "Необычные дома мира"
презентация по географии...
Внеклассное мероприятие по географии "Самые необычные озера мира"
презентация по географии...
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...
Урок гимнастики в 4 классе "Необычные палочки"
В нашей школе несколько лет проводятся уроки с применением метода сопряженного психофизического развития детей младшего школьного возраста. Эти уроки называются "необычными", потому что для их проведе...