Статья "Зимушка-зима"
статья по теме

Мисарчук Ирина Геннадьевна

методические рекомендации к проведению уроков по теме "Зимушка - зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zimushka_-_zima.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Зимушка-зима это самое волшебное время года. Природа одевается в серебристо голубой наряд, превращаясь в сказку. Поля и луга окутаны белым, пушистым покрывалом, а деревья одеты,  словно в кружевные платья. Дома утопают в высоких сугробах, крыши домов покрыты голубыми шапками снега.

   Зимой мы отмечаем самые любимые и долгожданные праздники – Новый год и Рождество. В это время улицы городов и деревень украшают красавицы – елки и искристые гирлянды огней.

  В начале декабря уроки по композиции всегда посвящены зиме. Дети охотно рисуют: «Зимние узоры», «Зимние забавы», «Зимний пейзаж», «В царстве Матушки Зимы».

  Знакомство с этой темой начинается с наблюдения и обсуждения изменений природы в это время года. В первом задании «Зимние узоры» или «Мороз рисует на стекле» ученики создают причудливые узоры зимы.  Это снежинки, сугробы, кружевные деревья и цветы. Главное в этой теме развитие чувства цвета и представление о  разнообразии холодной цветовой палитры и оттенков. Понимание того, что морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, а если присмотреться, то они переливаются всеми цветами радуги.  

  Следующее задание «Зимний пейзаж». Цель этой темы показать красоту русской природы, воспитать любовь к родному краю. Нужно обязательно обратить внимание учеников, что при разной погоде, в разное время суток природа, как красавица - девица, меняет свои наряды. Вечером все проникнуто теплым светом, небо то розовое, красное, то золотое. Снег становится не белым, а принимает все оттенки неба, только более разбеленных тонов. В окнах домов горят разноцветные огни. В дневное время суток снег сверкает всеми оттенками голубого цвета. Небо ясное и чистое, ярко светит солнце. Деревья и дома отбрасывают синие тени.

  Эта тема создает хорошие условия для экспериментирования с техниками. Можно рисовать пальцами, сухой кистью, губкой. Дети любят использовать техники  «набрызга» и «раздувания клякс», превращая их в фантастические деревья. Так же рисуем  гуашью по цветному фону. Выбираем для этого пастельные тона бумаги, они наиболее подчеркивают красоту  зимнего пейзажа.

  Обязательно на уроках говорим  о играх и развлечениях,  которые бывают только зимой. Это катание  на санках, на коньках, лыжах и игры в снежки. Ребята  с  удовольствием вспоминают  и рассказывают свои истории, как стали первый раз на коньки и лыжи.  Эти эмоции отражаются  в многофигурных композициях «Зимние забавы», «Мороз и солнце день чудесный».

 Зимние праздники особенные. Новый год  и Рождество самые волшебные дни в году. На уроках ученики с удовольствием слушают рассказы о рождении младенца  в городе Вифлееме и о традициях празднования Нового года. Дети  рисуют   елку,  хоровод, рождественских ангелов и Рождество Христово.

  В качестве наглядных пособий в данном цикле уроков можно использовать репродукции картин  А. А. Пластова  «Первый снег», Н.П. Крымов «Зима»,  Б.М. Кустодиев «Масленица», И. Грабарь «Февральская лазурь». Стихотворения, загадки по теме.

Чтение стихотворения В. Фетисова:

Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю – лучшие белила.
Зорям – алые чернила.
Всем деревьям – чистые блестки серебристые.

стихотворение Е. Трутневой:

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
На заборе, на крылечке
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело!

А.С.Пушкин

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит!

Загадки про зиму

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима)

Хоть сама - и снег и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

Она покрыта белой бумагой
и листьев нет на деревьях
что же это за мадам?
(Зима)

Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
(Снежная баба)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз, зима)

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года» (декабрь, январь, февраль в качестве фона)

 Темы: зима, Рождества и Нового года  очень близка юным художникам. Стоит их только заразить красотой, и на бумаге появляются удивительные сказочные фантазии, которые вы видите на наших страницах.

Литература:

  1. Г. В. Беда «Основы изобразительной грамоты» изд. «Просвещение» 1989г.
  2. И, А. Грошенков «Уроки рисования» изд. «Просвещение» 1995г
  3. Н. А. Горяева «Первые шаги в мире искусства» изд. «Просвещение» 1991г
  4. Е.И. Коротеева «Искусство и ты» изд. «Просвещение» 2005г
  5. В. С. Кузин «Изобразительное искусство» изд. «Дрофа» 1995г.