Презентация "Толерантность"
презентация к уроку по теме
Презентация раскрывает понятие толерантности, рассматривает вопросы взаимоотношений учителей, родителей, учащихся. В работе также содержатся данные анкетирования учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.ppt | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Толерантность
?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
- особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения
Потребностно- Мотивационный критерий
Когнитивный критерий
Эмоционально – Волевой критерий
Практический критерий
Представления и знания способов понимания и принятия себя (интерперсональные). 2. Представления и знания способов понимания и принятия другого (интерперсональные).
Позитивные личностные и социальные установки. 2. Позитивные Коммуникативные установки.
1.Устойчивость эмоциональных реакций. 2. Эмпатия. Волевое регулирование состояния.
1. Владение взаимодействия. 2. Владение техникой Конструктивного поведения в критических ситуациях.
Функции толерантности
Мирообеспечивающаяопределяет многомерность среды и разнообразных взглядов;- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;- служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.
Регулирующая
- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
Психологическая
- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);- формирует и развивает этническое самосознание;- обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;- снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
Воспитательная
- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;- обеспечивает успешную социализацию;- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
Коммуникативная
- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
Культуросохраняющая
обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
Креативная
- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;- создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;- создает условия для творческого самоутверждения.
Фелицитологическая
- позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.
Как воспитать толерантность?
Цель - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;5) формирование умения определять границы толерантности.
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей и подростков.
Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход
Подход:
Деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
Принципы воспитания толерантности:
ОбщепедагогическиеПринцип целенаправленностиУчет индивидуальных и половозрастных особенностейПринцип культуросообразностиПринципы связи воспитания толератности с жизньюПринцип уважительного отношения к личностиПринцип опоры на положительное в ребенке
Частные
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантностиПринцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенкаПринцип единства знания и поведенияПринцип создания толерантной среды в образовательном учрежденииПринцип диалогичности и сотрудничестваПринцип воспитывающей рефлексии
Правила воспитания толерантности у детей
Отношения учитель- ученик
Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание.
Для размышлений:
Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности.
Для размышления:
В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш. А. Амонашвили выделил такие слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям".Давайте же дарить детям как можно больше подарков!
Подход к постановке урока должен основываться на следующих принципах:
1. СВОБОДА ВЫБОРА (оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками).- выбирать, в каком порядке выполнять задания;- распределять своё время;- выбирать формы работы;2. СОТРУДНИЧЕСТВО.Учащийся не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.Важнейшие аспекты сотрудничества:- умение прислушиваться друг к другу;- принимать совместные решения;- доверять друг другу;- ощущать свою ответственность за работу группы; (см. приложение 2).3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.- возможность самостоятельно добывать знания, работая над творческими заданиями, побуждает учащихся к деятельности, к собственным маленьким открытиям, что запоминается намного лучше.
Анкетирование учащихся
1. Если ты получаешь оценку ниже, чем ожидал, то обычно винишь в этом учителя?
2.Ты считаешь, что учителя относятся к тебе доброжелательно и терпеливо?
3.У тебя обычно остаются приятные впечатления от общения с учителями?
4.Какие качества должны быть, по-твоему, у хорошего учителя?
ДобрыйОтзывчивыйТерпеливыйУмныйПонимающийЧувственныйС хорошим чувством юмораСтрогийВнимательныйСклонный к уговорам в пользу ученикаВежливый
Требующий на том уровне, на котором мы можем пониматьСексуальныйЧестныйНе делящий учеников на хороших и плохихКоммуникабельный;Интересно подающий материал;Опрятный;Серьезный;Эмоционально устойчивыйМолодой
Начальные классы
Учитель должен быть:Добрым;Терпеливым;Хорошим;Вежливым;Справедливым;Спокойным;С чувством юмора;Внимательным;Умным;Общительный;интересный…
Среднее звено
Учитель должен быть:Добрым;Умным;Красивым;Понимающим детей;Строгим;Вежливым;Веселым;Терпеливым…
Выводы:
Наибольшая толерантность у детей к учителям и друг другу проявляется в начальном звене Все учащиеся хотят видеть учителя прежде всего добрым и понимающим, терпимым!
Взаимоотношения учитель – администрация.
Причины конфликтов
Неравные требования со стороны администрации к членам коллектива;Необъективное оценивание результатов работы педагогов и классных руководителей;Плохая просветительная работа в школе ;Администрацией не создается в коллективе ситуация успеха («больше кнута, чем пряников»)Тщательно не продумывается планирование мероприятий.
Взаимоотношения учитель- учитель
Взаимоотношения между членами одного коллектива должны быть основаны на взаимном уважении, сотрудничестве, толерантности, однако…
Причины конфликта учитель-учитель
Зависть;Не выполнение своих должностных обязанностей;Перекладывание своих обязанностей на другого;Желание угодить администрации…
Что делать?
Срочно! Администрации создать ситуацию успеха в коллективе;использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение и др.; недопущение в общении нот морализаторства и назидания. использование демократического стиля педагогического руководства, но не либерализмаорганизация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.
Важнейшие аспекты сотрудничества:- умение прислушиваться друг к другу;- принимать совместные решения;- доверять друг другу;- ощущать свою ответственность за работу группы;
Девизы толерантности
Один за всех и все за одного!Познай себя!Не будь мстительным!Больше пряников, чем кнута!
Галерея толерантности:
Правила толерантности в коллективе:
организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах; создание ситуации успеха; изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; использование в деятельности таких методов, как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.; недопущение в общении нот морализаторства и назидания; создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся; использование демократического стиля педагогического руководства; организация диалога и сотрудничества в коллективе; организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.