"Избирательное право"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Избирательное право.
1. Какие цензы могут существовать в избирательных системах различных стран? Что вы знаете об избирательных цензах современной России?
Избирательные цензы - это условия и ограничения для получения и осуществления активного и пассивного избирательного права.
Избирательные цензы устанавливаются конституцией или избирательным законом.
В истории избирательного права использовались различные цензы: возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, сословный, служебный, языковой и другие.
В настоящее время во многих странах применяются цензы: возрастные, социальные, политические, оседлости.
В Российской Федерации существует ряд цензов. В частности возрастной ценз:
• для кандидатов в Президенты РФ — 35 лет, срок проживания в РФ не менее 10 лет;
• для кандидатов в депутаты Государственной думы — 21 год;
• для глав исполнительной власти субъектов федерации в зависимости от региональных законов — от 20 до 30 лет;
• для кандидатов в депутаты законодательных органов субъектов федерации — 21 год при постоянном проживании на территории соответствующего региона и т.д..
2. Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы. Как этого можно добиться?
Международное право налагает на государства и избирательные органы определенные обязанности по проведению выборов. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие международные документы устанавливают два необходимых условия демократических выборов: (1) всеобщее и равное избирательное право; (2) тайное голосование. Международные конвенции, запрещающие дискриминацию по расовому или половому признаку, еще более усиливают право участвовать в выборах на основе "всеобщего и равного избирательного права". Однако, чтобы быть "свободными и честными", выборы должны также соответствовать ряду других стандартов. Чтобы избирательный процесс был свободным, граждане должны иметь право и возможность выбирать. Должна быть свобода собраний, объединений, передвижения и слова для кандидатов, партий, избирателей, средств массовой информации, наблюдателей и других. Политическая обстановка должна исключать запугивание. Такая свобода - необходимая предпосылка осмысленных выборов. Чтобы быть честными, выборы должны проводиться при честном голосовании и подсчете голосов, без фальсификаций и манипуляций, беспристрастными избирательными органами. Политические партии и отдельные лица должны иметь достаточные возможности участвовать в выборах, а связанные с выборами споры и претензии должны быстро и справедливо решаться до или после дня выборов. Честность требует также равных условий. В частности, не может быть злоупотреблений государственными ресурсами в агитационных целях, и все партии и кандидаты должны иметь достаточную возможность общаться с избирателями и завоевывать их поддержку, включая равный доступ к средствам массовой информации.
3. Почему установлены возрастные барьеры для депутатов?
В Российской Федерации установлены возрастные барьеры:
• для кандидатов в Президенты РФ — 35 лет, срок проживания в РФ не менее 10 лет;
• для кандидатов в депутаты Государственной думы — 21 год;
• для глав исполнительной власти субъектов федерации в зависимости от региональных законов — от 20 до 30 лет;
• для кандидатов в депутаты законодательных органов субъектов федерации — 21 год при постоянном проживании на территории соответствующего региона;
• для кандидатов в главы местного самоуправления — в зависимости от законов региона и положений о выборах
Возрастные ограничения имеют целью оградить ключевые органы власти от участия в них людей, не имеющих жизненного опыта и профессиональных знаний.
Работа президента, например, требует определенной концентрации и отдачи значительной части физических и психических сил. Физиологический ресурс человеческого организма ограничен, а потому непомерные по возрасту нагрузки негативно влияют на эмоциональное состояние и рабочий климат.
4. Чего следует избегать в предвыборной агитации?
В предвыборной агитации следует избегать противоречий между федеральными и местными правилами проведения агитационных мероприятий, сомнительной деятельности избирательных организаций, нарушений со стороны средств массовой информации, чрезмерного влияния государственных органов.
Я считаю, что нельзя прибегать к запрещённым законом формам предвыборной агитации, методам агитационного воздействия.
Нельзя ставить кандидатов в такие условия, когда они на практике получают неравные возможности проведения предвыборной агитации
Нельзя допускать широкого подхода к определению содержания предвыборной агитации, так как он позволяет квалифицировать как предвыборную агитацию любую деятельность, имеющую целью побудить граждан к участию в выборах, призывы к выполнению ими своего гражданского долга, в том числе и исходящие от избирательных комиссий.
Нельзя допускать деятельность побуждающую к отказу граждан от реализации активного избирательного права.
Обсуждение политических. личностных, деловых качеств кандидатов необходимо вести в корректной форме.
Нельзя создавать образ настоящего врага или негативную установку на восприятие оппонента.
Нельзя допускать агитацию, возбуждающую социальную. расовую. национальную. религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению целостности государства.
5. Какую роль играет гласность в ходе избирательной кампании?
Основной задачей обеспечения открытости и гласности избирательного процесса является создание условий для справедливых и свободных выборов, выборов, где гражданин имеет право быть кандидатом, голосовать за поддерживаемого им кандидата при соблюдении тайны голосования и своевременно получать результаты выборов, в которых он принимал участие.
Существуют два основных способа обеспечения открытости и гласности избирательного процесса.
- Законы о выборах могут создаваться так, чтобы различные положения о выборах основывались на принципе открытости и гласности.
- Могут быть приняты регламентирующие положения для организаторов избирательного процесса.
В любом случае, когда избирательный процесс предоставляет свободу действия или построен на разрешительном принципе и не является четко регламентированным, существует опасность, что при толковании и обеспечении действия законов о выборах будут возникать разногласия и споры.
Для избежания таких разногласий:
- устанавливайте ясный порядок по всем пунктам избирательного процесса;
- работайте с заинтересованными группами, политическими партиями и организациями.
Открытость и гласность в избирательном процессе обеспечивают свободные и справедливые выборы, поскольку сам процесс является открытым, доступным и подотчетным электорату.
Конституция и государство.
1. Как преамбула Конституции описывает наше общество?
Конституция Российской Федерации начинается словами: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации..."
Это торжественная преамбула, в которой выражены важнейшие государственно-правовые идеи Конституции.
Говорится о народе России, многонациональном, соединённом общей судьбой на своей земле, проникнутом чувством ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями.
Формулируются исторические предпосылки и условия принятия основного закона.
Определяются цели. на достижение которых направлено принятие Основного Закона: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства. возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости её демократической основы. обеспечение благополучия и процветания России.
3. Почему для Конституции установлен сложный порядок изменения?
Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
12 декабря всеобщей волей российского народа Конституция была принята.
Порядок изменения Конституции следующий: Президент может внести предложение об изменении основного закона на обсуждение в Государственную Думу, затем решение передается в Совет Федерации, и там утверждается окончательно.
Эта процедура такая сложная, потому что парламент, избранный народом, должен выражать волю народа, а не отдельно взятого представителя власти. Поэтому только после обсуждений, принимается необходимое решение. В 2008 году были внесены изменения в Конституцию государства: Президент будет избираться сроком на 6 лет, а члены Государственной Думы – на 5 лет.
4. Какова процедура принятия федеральных законов в России?
Конституция Российской Федерации, регламентируя законодательный процесс, определяет, что законопроекты, в том числе законопроекты ФКЗ, вносятся в Государственную Думу (ч.2 ст.104 Конституции РФ), федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч.1 ст.105 Конституции РФ). Законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, что призвано обеспечить учет его мнения в законодательном процессе и предоставляет ему возможность выразить свое согласие либо несогласие с Государственной Думой в отношении ФКЗ.
Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены ст.104 Конституции РФ. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Законопроект рассматривается Государственной Думой в трех чтениях по правилам главы 13 Регламента Государственной Думы РФ.
Поступивший в Государственную Думу законопроект и сопроводительные документы регистрируются, законопроекту присваивается номер, он передаются профильному комитету (комиссии) Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального конституционного закона. Комитет «ведет» законопроект, дает предложения и заключения по включению проекта в сессию, направлению в Совет Федерации и т.д.
5. Должны ли органы исполнительной власти субъектов федерации непосредственно подчиняться федеральному правительству? Почему?
Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов входят в единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принцип единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Это разнообразие обусловлено не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но и, прежде всего, конституционно-правовыми различиями в положении таких субъектов.
В организации исполнительной власти республик - субъектов Федерации отражаются специфические черты их конституционного положения и особенностей развития. Основными элементами их системы на уровне органов общей компетенции являются чаще всего единоличный орган - глава исполнительной власти (Президент, председатель Правительства, глава республики) и коллегиальный орган - Правительство. На уровне органов государственной администрации специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми формами являются министерства, государственные комитеты, комитеты,
местные государственные органы субъектов Федерации общей компетенции в первичных административно-территориальных единицах, в тех, на которые непосредственно делится территория субъекта (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и др.). В этих случаях главы местной государственной администрации либо назначаются Президентом, губернатором, либо избираются непосредственно населением. В соответствии с Законом "О местных органах государственной власти" 1994 г. Республики Саха (Якутия) главы местных администраций улуса, (района) и городов республиканского подчинения подлежат утверждению Президентом республики.
Права человека.
1. является ли соблюдение прав человека внутренним делом каждой страны?
Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся, средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.
Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы,если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу;он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.
Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.
2. По Конституции Российской Федерации Россия является суверенным государством. В чём заключается суверенитет государства?
Суверенитет - это народовластие.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Народный суверенитет означает:
принадлежность народу всей полноты власти в данной стране;
возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Суверенитет - это властное пространство. Суверенен тот, кто никому кроме закона не починяется. Народ свободно выражая свою волю. наделяет государственную власть необходимыми правомочиями: правом властвовать, правом принимать необходимые решения.
Единственным ограничителем свободного проявления суверенной воли народа является требование строгого соблюдения прав человека.
2. Что такое "второе поколение прав"?
Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную.
Эти права различаются не только по структуре, но и по времени возникновения.
Первое поколение прав человека - либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе буржуазной революции, а позже закреплены и расширены в демократических государствах. Это такие права как: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина участвовать в управлении государством, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и законное рассмотрение дела судом. Эти права реализуют негативную свободу и обязывают государство не вмешиваться в сферы, регулируемые данными правами.
Второе поколение прав человека - права сформулированные в процессе борьбы человека за улучшение своего экономического положения, за повышение культурного статуса (позитивные права). К данным правам относятся: право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование.
3. Нужно ли легализовать эвтаназию?
Наше общество с течением времени становится все более демократичным, более гуманным, так не будет ли гуманнее позволить человеку умереть, а не продлевать его страдания? Думаем, что со временем эвтаназия будет легализирована и неизлечимые больные получат возможность в полной мере осуществить свое право на жизнь, в том числе и на распоряжение ею.
На мой взгляд, со временем "убийство из сострадания" не будет признаваться преступлением, ибо лицо, осуществляющее эвтаназию по желанию неизлечимо больного, действует по его просьбе, в его интересах и это является актом милосердия по отношению к больному. Возможные злоупотребления могут быть предупреждены жесткими условиями процедуры осуществления эвтаназии. Полагаем, что в силу ряда объективных причин, и прежде всего, это наличие неизлечимых болезней, перед которыми медицина бессильна, возможна легализация права на эвтаназию, но легализация осмысленная, осторожная и в высшей мере рациональная, жестко профессионально регламентированная, в основу которой следует положить представление об эвтаназии как об исключительной мере, применяющейся лишь после тщательного профессионального анализа ситуации. Безусловно, последний должен пройти строгую селекцию и быть адаптирован к современным условиям российской правовой действительности.
4. Что такое феминизм?
Большой Энциклопедический словарь - "ФЕМИНИЗМ"
ФЕМИНИЗМ, 1) в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в. 2) Параллельные явления в современном изо-искусстве и искусствознании. Периодом расцвета женского творчества в России явились 1910-20-е г г., когда выдвинулась блестящая плеяда художниц-авангардисток (Л. С. Попова, О. В. Розанова, В. Ф. Степанова, Н. А. Удальцова, А. А. Экстер и др.), однако особым художественным направлением российский феминизм стал лишь в годы перестройки.
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ФЕМИНИЗМ"
Феминизм [феминизм] м. Женское движение за уравнивание женщин в правах с мужчинами.
5. Является ли право на жизнь абсолютным
Право на жизнь — основное, неотъемлемое (принадлежащее от рождения) и неотчуждаемое право, гарантирующее и защищающее одну из основополагающих ценностей личности и общества — человеческую жизнь, недопустимость ее произвольного лишения. П. на ж. — это личное, абсолютное, естественное и неотчуждаемое право каждого человека. Согласно международно-правовым документам, в частности принятой 4 ноября 1950 г. в рамках Совета Европы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 2), П.на ж. не включает запрещения смертной казни. Указывается лишь, что наказание в виде смертной казни может быть вынесено только на основании закона. Кроме того, Конвенция (п. 2 ст. 2) предусматривает три исключения — случаи лишения жизни человека, которые не рассматриваются как умышленное лишение жизни и как нарушение данной статьи Конвенции, поскольку являются результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой: а) для защиты любого лица от незаконного насилия; б) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях; в) в случае действий, предусмотренных законом, для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
Впервые право на жизнь было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 22 ноября 1991г. Юридическое содержание данного права, закрепленного в Конституции (ст. 20), заключается в формуле: "никто не может быть произвольно лишен жизни". Из этой формулы вытекает комплекс обязательств государства по обеспечению права на жизнь. Это прежде всего отказ государства от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов.
Демократия и гражданственность.
1. Как вы понимаете служение обществу?
С чего может начинаться служение обществу?
Да с любого доброго дела. Ты можешь помочь нищему на паперти (и не надо разговоров, про то, что это только развратит и унизит его, вы не знаете, почему он здесь и как сюда попал, и вы ведь не приемлете, когда кто-то вместо того, чтобы дать вам то, что вы просите, начнет рассказывать, как вам лучше поступить и как правильнее жить, так почему вы пройдете мимо него решив, что вы лучше понимаете как правильно ему строить свою жизнь, окинув его взглядом, и решив что он негодяй недостойный?), помочь другу, помочь детскому дому, пожертвовать на операцию, на восстановление памятников и зданий, помыть свой подъезд, убрать за сбой, не на мусорить, сделать что-то от души, от чистого сердца, не требуя ничего в замен, тем самым вы уже сделаете что-то хорошее, принесете какое-то благо обществу. Если бы каждый это осознавал, то жизнь была бы совсем другой, похожей более на утопию.
Служение обществу, в сущности, может проявляться в любом правильном, моральном добром поступке, будь то усердное выполнение своей работы, учебы или какой-либо иной функции, возложенной на вас (как мы все любим критиковать халтурщиков, которые плохо отштукатурили стену, криво положили асфальт, не продумали дизайн, не создали качественной машины, не произвели качественных услуг, не написали хороших законов, не оказали хорошей медицинской помощи, и при этом через час, придя на работу, мы спокойно халтурим или уклоняемся от работы сами, облегчая себе жизнь, так чем мы лучше?)
Служение обществу также может проявляться в не преподавании плохих примеров, в вежливости, в помощи прохожему, в чем угодно.
2. Что значит уважать права и мнение меньшинства?
Меньшинства - группы населения, определяемые этническим происхождением, религиозной принадлежностью, географическим положением, уровнем дохода или просто образовавшиеся в результате поражения на выборах или в политическом споре - пользуются гарантированными основными правами, которые не должно отбирать у них ни одно правительство и ни одно выборное или какое-либо иное большинство.
Меньшинства должны быть уверены в защите своих прав и своего самосознания со стороны правительства. Как только у таких групп появляется подобная уверенность, они могут участвовать в работе демократических институтов своей страны и вносить вклад в их работу.
В число основных прав человека, которые обязано защищать любое демократическое правительство, входят свобода слова и самовыражения; свобода религии и вероисповедания; наличие надлежащей правовой процедуры и равной защиты со стороны закона, а также свобода создания организаций, выражения своих взглядов, выражения несогласия по любому вопросу и полноправного участия в общественной жизни своей страны.
3. Каково значение посещения исторических мест для воспитания гражданственности?
На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания - воспитание "граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов". При посещении исторических мест мы видим, что материалы музеев подобраны так, что любой человек, работающий с ними, может заняться самостоятельным исследованием и попытаться разобраться, чем определялись успехи и неуспехи людей разных эпох, народов, профессий; что отличает людей, сыгравших важную роль в развитии своих народов, стран и мира, от людей, не оставивших заметного следа в истории человечества. В музеях представлены публикации о советских и российских космонавтах, героях Великой Отечественной войны, деятелях отечественной и мировой науки, писателях, художниках, композиторах, музыкантах, о мастерах других профессий. Вникая в судьбы известных во всём мире людей, мы примеривает на себя профессии, стили жизни, ценности и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сканворд "Избирательное право, избирательный прцесс"
Данный сканворд, в основном, содержит слова касающиеся избирательного права. Файл содержит также сканворд с ответами....
Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.
Разработка урока обществознания в 10 классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...
Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"
Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...
Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..
Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....
Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса
Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....
«Избирательное право. Избирательный процесс»
Данный материал содержит лекцию, пресс-конференцию с детьми, лабораторную работу и практикум...