Занятие по спецкурсу "Истоки". Тема "Храм Покрова на Нерли"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Храм Покрова на Нерли". Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hram_pokrova_na_nerli.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Петренко Вера Петровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
основная общеобразовательная школа №6 с.Донского
Труновского района Ставропольского края.
Тема занятия по спецкурсу «Истоки» : «Храм Покрова на Нерли»
Цели:
- создать условия для восприятия культурологических понятий «мир природный», «мир рукотворный», Покров, гармония;
- дать представление о внешнем виде, архитектурных особенностях, истории создания Храма Покрова на Нерли;
- учить детей видеть красоту в архитектуре, в поэзии;
- способствовать расширению кругозора уч-ся на основе знакомства с новыми понятиями и терминами, связанными с архитектурным памятником.
Ход занятия.
1. Слово учителя. Начать сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими словами « И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…» Так неизвестный летописец «Повести временных лет» первым описал необыкновенное творение архитектуры – Храм Покрова на Нерли. Это тема нашего занятия. Запишите. Хотелось бы, чтобы каждое слово вам было понятно.
- Что такое храм? ( Храм – освященное место, где совершается Богослужение.)
- Чем отличается он от собора? ( Собор – храм, где служит духовенство нескольких храмов.)
- А что такое Покров? С чем связано это название? Подберите синонимы.
Перед вами тексты.
1. В первой половине X века неприятели подступили к стенам Константинополя. Днем и ночью служили священники в храмах осажденного Царьграда, моля о спасении города и народа.
И свершилось чудо. Во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, стояли на молитве вместе с другими горожанами юродивый блаженный Андрей и ученик его, отрок Епифаний. И только они двое видели: раскрылись Царские врата, и, ступая по воздуху, Пресвятая Богородица в сияющем покрывале, сотканном из мягкого, золотого света, вошла в храм. Преклонив колени, молилась Она вместе со всеми о спасении осажденного города, обо всех, кто стоял в тот час на молитве во Влахернах, о том, чтобы услышана была в небесах всякая молитва человеческая...
А после Она сняла с Себя покрывало, сотканное из света, и окутала Покровом Своим всех бывших во храме.
2. Праздник Покрова Богородицы возник на Руси. В середине XII века установил этот праздник князь Андрей Боголюбский. Он хорошо знал старое византийское предание о том, как однажды Богородица спасла христиан, собравшихся в храме и горячо молившихся о спасении от врагов. Помогла Пресвятая Дева и самому князю Андрею, когда тот собирался в опасный поход. Накануне ему приснился сон. Богородица простирала над ним Свой Покров. Князь понял, что одержит победу. И когда это случилось, он задумал построить в память о победе храм.
Праздник Покрова отмечается 14 октября. Послушайте стихотворение С.Высоцкой.
Покров Богородицы
Убывает день осенний,
Умолкает птичье пенье.
И сегодня выпал в срок
Первый беленький снежок.
В этот день Андрей блаженный
Видел свет неизреченный:
Богоматерь во Влахернах
Богу молится о верных.
Всех невидимым покровом
Благодатно осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет.
- Как вы понимаете слова блаженный, неизреченный, верных., благодатно? Запишите их в тетрадь, в наш глоссарий. Что такое глоссарий?
С праздником Покрова связано много поговорок, пословиц, примет. Они были собраны и обработаны В.И.Далем.
На Покров ветер с востока – зима холодная.
Покров землю покроет где листом, где снежком.
Придет Покров , девке голову покроет.
Если снег выпадет на Покров , счастье молодым.
Не покрыл Покров ,не покроет и Рождество.
Покров – конец хороводам, начало посиделкам.
Осталось у нас слово Нерль. Это река, впадающая в Клязьму.
Скажите, а какие вопросы у вас возникают в связи с темой урока?
- Когда построена и кем построена;
- где построена;
- какие особенности;
- какие тайны и секреты связаны.
Но раз столько вопросов, давайте разделимся на группы.
1 Историки.
Стены храма белы как снег. А в солнечный день кажется, что они излучают свет. Это не случайно. Белый цвет — символ душевной внутренней чистоты, безгреховности. Именно такой православные люди представляют Богородицу. Плывущим по реке были видны издалека белые стены храма среди летней зелени. В утренней дымке тумана могло показаться, что сама Пречистая Дева, поднявшись на холм, встречает путников и хранит их от опасностей.
Когда и кем был построен Храм?
2. Геодезисты
Как выбирали и готовили место?
Место для храма было выбрано неподалеку от Боголюбова. Оно располагалось при впадении реки Нерли в реку Клязьму.
Место это невысокое, в половодье водой заливается. Древние мастера нашли мудрый выход. Они стали строить толстые стены. Присыпали землю снаружи. Так вырос искусственный холм четырехметровой высоты, в глубине которого скрывается мощный фундамент. На нем и стали воздвигать храм. Холм же вскоре зазеленел травой и не стал казаться искусственным. Лишь очень внимательный взгляд мог заметить, что уж слишком правильна его четырехугольная форма. Храм же благодаря холму был приподнят надо всей округой. Вот и призывал он людей стремиться к горнему миру, чистому и священному.
3. Архитекторы
Докажите, что Храм построен по формуле Витрувия.
4. Литературоведы.
По какой ты скроена мерке
Чем твой облик манит в дали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты –
Так в округе твой очерк точен,
Ты так здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землёй рождена.
Н.Коржавин.
Борис Чичибабин
Храм Покрова
Мы пришли с тобой и замерли
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова,
Что не камен, а из света весь,
Из любовей, из молитв...
Прочитайте стихотворения Коржавина и Чичибабина. Что их объединяет?
Учитель. Но не только поэты описывал церковь. Хочу познакомить вас с описанием историка Евгения Осетрова из книги « Живая древняя Русь». Как бы вы озаглавили этот текст? Каким чувством он проникнут?
5.Любители тайн и загадок.
Какие тайны связаны с Храмом?
Учитель. Но есть еще одна тайна. Говорят, что в рукотворном холме спрятаны сокровища . И вот вам задача: как их достать? Стоит ли ради сокровищ разрушить церковь? Аргументируйте свой ответ.
3. Заключение. Храм Покрова на Нерли – великий памятник русского и мирового искусства. Более восьми веков стоит он на берегу небольшой речки. И все это время мы замираем в тихой сердечной радости от той неложной красоты , которой наполнено это дивное место. Храм ста видимым знаком согласия между миром духовным. Природным и рукотворным. Такое согласие и лежит в основе устремлений нашей культуры.
4. Рефлексия. Закончите мое предложение : « Храм Покрова на Нерли – это ….»
Задание: прочитать на стр.72-73 дополнение к теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Храм Покрова на Нерли"
При изучении темы "Meine Heimat" в 7классе обучающиеся пользуются данной презентацией, рассказывающей о памятнике древнерусской архитектуры - храме Покрова Богородицы на реке Нерль. Презентация содерж...
Изложение. Описание архитектурного памятника. Церковь Покрова на Нерли"
Цель урока: на примере описания храма Покрова на Нерли (по книге С.Голицына "Сказание о белых камнях") подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием архитектурного памят...
Презентация "Храм Покрова на Нерли".
Презентация может быть использована как на уроках истории, так и на занятиях по внеклассной работе....
подготовка к сочинению "Храм Покрова на Нерли"
презентация к уроку...