Занятие по спецкурсу "Истоки". Тема "Храм Покрова на Нерли"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Петренко Вера Петровна

Материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Храм Покрова на Нерли". Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hram_pokrova_na_nerli.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Петренко Вера Петровна,

учитель русского языка и литературы

             

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения

основная общеобразовательная школа №6 с.Донского

Труновского района Ставропольского края.

Тема занятия по спецкурсу «Истоки» : «Храм Покрова на Нерли»

Цели:

- создать условия для восприятия культурологических понятий «мир природный», «мир рукотворный», Покров, гармония;

- дать представление о внешнем виде, архитектурных особенностях, истории создания Храма Покрова на Нерли;

- учить детей видеть красоту в архитектуре, в поэзии;

- способствовать расширению кругозора уч-ся на основе знакомства с новыми понятиями и терминами, связанными с архитектурным памятником.

Ход занятия.

1.        Слово учителя. Начать сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими словами « И не знали – на небе или на земле мы:  ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…» Так неизвестный летописец «Повести временных лет» первым описал необыкновенное творение архитектуры – Храм Покрова на Нерли. Это тема нашего занятия. Запишите. Хотелось бы, чтобы каждое слово вам было понятно.

 - Что такое храм? ( Храм – освященное место, где совершается Богослужение.)

- Чем отличается он от собора? ( Собор – храм, где служит духовенство нескольких храмов.)

- А что такое Покров?  С чем связано это название? Подберите синонимы.

Перед вами тексты.

1. В первой половине X века неприятели подступили к стенам Константинополя. Днем и ночью служили священники в храмах осажденного Царьграда, моля о спасении города и народа.

И свершилось чудо. Во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, стояли на молитве вместе с другими горожанами юродивый блаженный Андрей и ученик его, отрок Епифаний. И только они двое видели: раскрылись Царские врата, и, ступая по воздуху, Пресвятая Богородица в сияющем покрывале, сотканном из мягкого, золотого света, вошла в храм. Преклонив колени, молилась Она вместе со всеми о спасении осажденного города, обо всех, кто стоял в тот час на молитве во Влахернах, о том, чтобы услышана была в небесах всякая молитва человеческая...

А после Она сняла с Себя покрывало, сотканное из света, и окутала Покровом Своим всех бывших во храме.

2. Праздник Покрова Богородицы возник на Руси. В середине XII века установил этот праздник князь Андрей Боголюбский. Он хорошо знал старое византийское предание о том, как однажды Богородица спасла христиан, собравшихся в храме и горячо молившихся о спасении от врагов. Помогла Пресвятая Дева и самому князю Андрею, когда тот собирался в опасный поход. Накануне ему приснился сон. Богородица простирала над ним Свой Покров. Князь понял, что одержит победу. И когда это случилось, он задумал построить в память о победе храм.

Праздник Покрова отмечается 14 октября. Послушайте стихотворение С.Высоцкой.

Покров Богородицы

Убывает день осенний,

Умолкает птичье пенье.

И сегодня выпал в срок

Первый беленький снежок.

В этот день Андрей блаженный

Видел свет неизреченный:

Богоматерь во Влахернах

Богу молится о верных.

Всех невидимым покровом

Благодатно осеняет

И в земном пути суровом

От несчастий сохраняет.

- Как вы понимаете слова блаженный, неизреченный, верных., благодатно? Запишите их в тетрадь, в наш глоссарий. Что такое глоссарий?

С праздником Покрова связано много поговорок, пословиц, примет. Они были собраны и обработаны В.И.Далем.

На Покров ветер с востока – зима холодная.

Покров землю покроет где листом, где снежком.

Придет Покров , девке голову покроет.

Если снег выпадет на Покров , счастье молодым.

Не покрыл Покров ,не покроет и Рождество.

Покров – конец хороводам, начало посиделкам.

Осталось у нас слово Нерль. Это река, впадающая в Клязьму.

Скажите, а какие вопросы у вас возникают  в связи с темой урока?

- Когда построена и кем построена;

- где построена;

- какие особенности;

- какие тайны и секреты связаны.

Но раз столько вопросов, давайте разделимся на группы.

1 Историки.

 Стены храма белы как снег. А в солнечный день кажется, что они излучают свет. Это не случайно. Белый цвет — символ душевной внутренней чистоты, безгреховности. Именно такой православные люди представляют Богородицу. Плывущим по реке были видны издалека белые стены храма среди летней зелени. В утренней дымке тумана могло показаться, что сама Пречистая Дева, поднявшись на холм, встречает путников и хранит их от опасностей.

Когда и кем был построен Храм?

2.        Геодезисты

Как выбирали и готовили место?

 Место для храма было выбрано неподалеку от Боголюбова. Оно располагалось при впадении реки Нерли в реку Клязьму.

Место это невысокое, в половодье водой заливается. Древние мастера нашли мудрый выход. Они стали строить толстые стены. Присыпали землю снаружи. Так вырос искусственный холм четырехметровой высоты, в глубине которого скрывается мощный фундамент. На нем и стали воздвигать храм. Холм же вскоре зазеленел травой и не стал казаться искусственным. Лишь очень внимательный взгляд мог заметить, что уж слишком правильна его четырехугольная форма. Храм же благодаря холму был приподнят надо всей округой. Вот и призывал он людей стремиться к горнему миру, чистому и священному.

3.        Архитекторы

Докажите, что Храм построен по формуле Витрувия.

4.     Литературоведы.

По какой ты скроена мерке

Чем твой облик манит в дали?

Чем ты светишься вечно, церковь

Покрова на реке Нерли?

Невысокая, небольшая,

Что во всех навек зароняешь

Ощущение высоты –

Так в округе твой очерк точен,

Ты так здесь для всего нужна,

Будто создана ты не зодчим,

А самой землёй рождена.  

                Н.Коржавин.

                Борис Чичибабин

 Храм Покрова

Мы пришли с тобой и замерли

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова,

Что не камен, а из света весь,

Из любовей, из молитв...

Прочитайте стихотворения Коржавина и Чичибабина. Что их объединяет?

Учитель.  Но не только поэты описывал церковь. Хочу познакомить вас с описанием историка Евгения Осетрова из книги « Живая древняя Русь». Как бы вы озаглавили этот текст? Каким чувством он проникнут?  

5.Любители тайн и загадок.

Какие тайны связаны с Храмом?

Учитель. Но есть еще одна тайна. Говорят, что в рукотворном холме спрятаны сокровища . И вот вам задача: как их достать? Стоит ли ради сокровищ разрушить церковь? Аргументируйте свой ответ.

3. Заключение. Храм Покрова на Нерли – великий памятник  русского и мирового искусства. Более восьми веков стоит он на берегу небольшой речки. И все это время мы замираем в тихой сердечной радости от той неложной красоты , которой наполнено это дивное место. Храм ста видимым знаком согласия между миром духовным. Природным и рукотворным. Такое согласие и лежит в основе устремлений нашей культуры.

4. Рефлексия. Закончите мое предложение : « Храм  Покрова на Нерли – это ….»

Задание: прочитать на стр.72-73 дополнение к теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Храм Покрова на Нерли"

При изучении темы "Meine Heimat" в 7классе обучающиеся пользуются данной презентацией, рассказывающей о памятнике древнерусской архитектуры - храме Покрова Богородицы на реке Нерль. Презентация содерж...

Изложение. Описание архитектурного памятника. Церковь Покрова на Нерли"

Цель урока: на примере описания храма Покрова на Нерли (по книге С.Голицына "Сказание о белых камнях") подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием архитектурного памят...

Презентация "Храм Покрова на Нерли".

Презентация может быть использована как на уроках истории, так и на занятиях по внеклассной работе....