физминутки
материал по теме
Предварительный просмотр:
Физминутки
(упражнения
для снятия усталости
и активизации внимания учащихся
на уроке)
Физкультурные минутки - эта форма двигательной нагрузки, используется всеми учителями в школе. Время начала физкультурной минутки определяет сам учитель, т.е. при проявлении первых признаков утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока можно включением в урок двигательных упражнений средней интенсивности. .Для снятия напряжения, вызванного длительным поддерживанием рабочей позы за партой, выполняются упражнения: потягивание, разведение плеч, поднимание головы, вращение головой, наклоны и полунаклоны, выпрямление ног. Дыхательная гимнастика. Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования используем специальную гимнастику для глаз. Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям. Длительность физкультурных минуток составляет 1-2 минуты.
Проводим на различных уроках
1. По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
и по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
по тропинке побежим, до лужайки добежим.
на лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
стоп! немного отдохнем и домой пешком пойдем.
2. Вышли мыши как-то раз
посмотреть, который час?
раз, два, три. четыре,
мыши дернули за гири.
вдруг раздался страшный звон –
убежали мыши вон!
3 Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
4. Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.
5. Вы, наверное, устали? (Да.)
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи И,
как гуси зашипели: Ш-ш-ш-ш…
Пошипели, помолчали,
И, как зайцы поскакали,
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
6. Дружно встали – раз, два, три,
Мы теперь богатыри,
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
7. Капли играли в прятки (хлопок в ладоши)
капли ныряли в грядке (прыжок) в клумбы,
ручьи и лужи (приседание).
все исчезли тут же (закрываются руками, прячутся).
звонкие капли-дождинки прыгали вдоль тропинки (прыжки).
прятали их травинки (приседание).
прятал в иголках ежик (приседание).
капли играли… (дождик).
8. Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише; высоко
Прыгай на ногах легко.
9. Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Данные упражнения освобождают ребенка от накопившейся энергии, помогают активизировать внимание, а главное «разминают» уставшие части нашего тела.
1. Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
Раз - согнуться – разогнуться,
Два нагнуться, подтянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
2. Раз, два - выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем
И работать вновь начнем.
3. Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
4. К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
5.Руки в стороны -в полёт отправляем самолёт,
Правое крыло -вперёд, левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре -полетел наш самолёт.
6. На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
Соберем в корзинки ягоды,
грибы – дружно наклоняемся
По команде «три»,
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть.
7. А теперь ,ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
8. Утром стрекоза проснулась,
Подтянулась, улыбнулась,
Раз -росой она умылась,
Два -изящно покружилась,
Три -нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась.
9. Одолела вас дремота,
Шевельнуться не охота?
Ну – ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
10. Всем друзьям
Физкультпривет, (Прогнуться назад, потянуться.)
Сделать паузу
Иль нет? (Поморгать глазами, несильно потереть лаза)
Быстроногому гонцу (Бег на носках, сидя.)
И отважному борцу, (Наклоны вправо – влево, руки согнуты – в стороны)
И гимнасту, (Руки вниз, спину выпрямить, подбородок поднять)
И пловцу – (Движения руками «брасс»)
Всем друзьям
Физкультпривет! (Встать, руки вверх)
Ты готов к работе? Нет? (Сесть, руки за парту, головой кивнуть или покачать и еще раз повторить)
11. Солнце глянуло в тетрадку,
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте)
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать, (Приседания)
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре. (Наклоны)
И на месте поскакать. (Прыжки)
На носок потом на пятку. (Ходьба на месте)
Все мы делаем зарядку.
12. Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна рука прямая поднята вверх, другая опущена, рывком руки меняются)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны)
Вправо – влево наклонились,
И вперед – назад прогнулись. (Наклоны влево – вправо, вперед – назад)
По команде приседаем –
Упражненье выполняем. (Приседания)
А теперь на месте ходим
Но от парты не отходим. (Ходьба на месте)
Снова сесть за парты рады,
Приступить к учебе надо. (Дети садятся за парты)
Пальчиковая гимнастика
Упражнения для кистей рук.
1. поочередное сгибание пальцев ведущей руки, начиная с мезинца, с проговариванием рифмовки: Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не сбросит.
Ну а этот - средний, длинный, он как раз посередине.
Этот - указательный, пальчик замечательный.
Большой палец хоть не длинный, среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.
(массаж пальцев правой и левой руки.)
2. Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней и внутренней стороне, начиная с большого:
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
этот пальчик для того, чтоб показывать его.
этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!
(после массажа кисти рук интенсивно растираются, а затем встряхиваются.)
3. Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца. Мизинчик идти на прогулку решил,
но безымянный не разрешил,
а средний об этом услышал –
едва из терпенья не вышел.
И печально сказал указательный:
«Огорчится большой обязательно».
досталось мизинцу от всех по гостинцу.
4. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия, гимнастика для кистей и пальцев рук.:
«Кулак – ребро – ладонь».
ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть распрямленной ладонью по столу. (проводится сначала с учителем, затем по команде детьми, сначала правой, потом левой, затем - двумя руками.)
5. «Колечко» - (быстро перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д., сначала в прямом, а затем обратном порядке) выполняется поочередно каждой рукой, затем - двумя одновременно.
6. «Гонки двуногих» - на край стола встают выпрямленные указательные и большие пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони. По сигналу «двуногие» бегут к противоположному краю стола.
7. «Гонки слонов» - указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона. Большой палец и мизинец - задние ноги. Вытянутый вперед средний палец - хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго запрещено. когда слон научится ходить и бегать, можно устраивать гонки.
8. «Замок»
На двери висит замок. (соединение пальцев рук в «замок».)
кто открыть его бы мог? (повторение движений.)
потянули, (пальцы сцеплены, руки потянуть в одну, потом в другую сторону.)
покрутили, (движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе.)
постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о лдруга.)
и - открыли! (пальцы расцепились, ладони в стороны.)
9. «Письмо на ладони»
1. Учитель чертит знак на ладони последнего ученика. тот, поняв, что это за знак, шепотом передает на ухо предпоследнему, тот рисует этот знак на ладони предыдущего, и так далее до первого ученика.
2. В письме можно отправлять несколько знаков.
3. игра проводится в виде соревнования команд.
10. Мышка мылом мыла лапку.
каждый пальчик по порядку.
вот намылила большой,
сполоснув его водой.
не забыла и указку,
смыв с него и грязь и краску.
средний мылила усердно,
самый грязный был наверно.
безымянный терла пастой,
кожа сразу стала красной.
а мизинчик быстро мыла,
очень он боялся мыла.
11. Раз, два, три, четыре, пять – будем пальчики считать!
крепкие дружные, все такие нужные.
на другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять!
пальчики быстрые, хотя не очень… чистые.
12. Две ладошки прижму и по морю поплыву.
две ладошки, друзья,- это лодочка моя.
паруса подниму, синим морем поплыву.
а по бурным волнам плывут рыбки тут и там.
13. Руки в стороны, в кулачок, разожми и на бочок.
руки вверх, в кулачок, разожми и на бочок.
руки вниз, в кулачок, разожми и на бочок.
14. По дорожке белой, гладкой,
скачут пальцы как лошадки.
чок-чок-чок. чок-чок-чок.
скачет резвый табунок.
15. Мои пальчики расскажут,
все умеют, все покажут.
пять их на моей руке.
все делать могут, всегда помогут.
они на дудочке играют,
мячик бросают,
белье стирают,
пол подметают,
они считают,
щиплют,
ласкают.
Упражнения для улучшения осанки
1. И. п. - стойка у стены в положении правильной осанки. Сделав шаг вперед, сохраните позу в течение 2-3 с. Вернитесь в и. п. Проверьте осанку. 8-10 раз.
2. И. п. - то же. Шаг вперед, руки в стороны. Присядьте, руки вперед. Сидя же, переведите руки в стороны, опустите вниз. Вернитесь в и. п. Следите за сохранением правильного положения головы, плеч, живота, таза. 8-10 раз.
Выполняя упражнения 1 и 2, на голову можно положить книгу.
3. И. п. - сидя на стуле. Поднимите руки в стороны - вверх, сведите лопатки. В этом положении согните руки, положите ладони на лопатки как можно ниже. Локти максимально разверните. Вернитесь в и. п. 10-12 раз.
4. И. п. - о. с. Правая рука вверху, левая внизу. Согните руки в локтях и постарайтесь соединить пальцы обеих рук за спиной в замок. Вернитесь в и. п. Повторите упражнение, меняя положение рук. 6-8 раз с каждой руки.
5. И. п. - о. с. На каждый счет подавайте вверх плечи вперед и назад. 10-15 раз.
6. И. п. - сидя на краю стула. Руками обопритесь о сиденье, локти отведены назад. Сильно прогнитесь в грудной части позвоночника, голову назад. Вернитесь в и. п. 10 раз.
7. И. п. - стойка на коленях с опорой на руки, голова опущена. На счет раз - прогнуться, голову вверх, старайтесь сильнее напрячь мышцы поясницы. На счет два - согнуть спину, голову вниз. 10-15 раз.
8. И. п. - о. с. Положите на голову книгу и ходите по комнате с различными движениями рук (в стороны, вперед, вверх) с легкими и глубокими приседаниями.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
1. Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
- Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.
- Второе упражнение. На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо.
Повторить 8 раз.
- Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два – прямо, на три –
смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.
- Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре - вправо.
- Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
3. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
5. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6 Повторить 1-2 раза.
Дыхательные упражнения
1. Глубокий вдох - 6 секунд, задержать дыхание (6 с) и плавный выдох-6 секунд.
2. Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладони вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом.
Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавливать ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперед. Произнести С-С-С.
3. Сделать вдох, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.
Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот, произносить Ф-Ф-Ф-У-У-У-У.
4. Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произнести ХА-ХО-ХУ (левой рукой – на выдохе произнести ФА-ФО-ФУ).
5. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося «ПФФФ».
6. «Китайский болванчик».
-Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произнести четко БА-БО-БЭ.
7. Упражнение можно делать в любой позе: сидя, стоя, лежа.
На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – делаем вдох
На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 – делаем глубокий выдох
Повторить 3 – 5 раз
На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 – делаем вдох
На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 – 8 – 9 – делаем глубокий выдох
Повторить 3 – 5 раз
На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 – 8 – 9 – делаем вдох
На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 – 8 – 9 – 10 - 11 – делаем глубокий выдох
Повторить 3 – 5 раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физминутка "Прогулка по городу"
Двигательная физминутка для релаксации учащихся на уроках и внеклассных занятиях...
Физминутка для глаз, на уроках английского языка
Физминутка,которую я использую на уроках английского языка, хорошо подходит для глаз....
Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...
Физминутка
Физминутка для восстановления работоспособности учащихся....
Рифмовки и физминутки на уроках английского языка.
В статье собраны рифмовки и физминутки, которые я использую на уроках английского языка. Их можно использовать как элемент здоровьесберегающих технологий. Кроме того они помогают решать фонетические з...
Физминутка.
Последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На ...
Физминутка "Облака- белокрылые лошадки"
Физминутка для детей младшего школьного возраста....