Школьное радио. Профориентация, воспитание чувств и объединяющее начало
методическая разработка на тему
Наше школьное радио начало свою работу в 2010–2011 году с установки новой системы радиотрансляции, микрофонов и микшерского пульта. Был набран первый состав радиокружка – ученики 5-10 классов.
На тот момент никто, включая руководителя, еще не знал, как организовать работу. Всему учились на равных. Так закладывалась атмосфера редакции школьного радио – мы коллеги, мы делаем общее дело, руководит каждым конкретным направлением тот, у кого это лучше получается.
Сейчас у нас уже сработанный, дружный коллектив, который на протяжении трех лет выпускает передачи,которые все с удовольствием слушают. И мне лично очень интересно быть руководителем школьного радио- это еще одна возможность для реализации своего творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
школьное радио | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьное радио
Профориентация, воспитание чувств и объединяющее начало
Наше школьное радио начало свою работу в 2010–2011 году с установки новой системы радиотрансляции, микрофонов и микшерского пульта. Был набран первый состав радиокружка – ученики 5-10 классов.
На тот момент никто, включая руководителя, еще не знал, как организовать работу. Всему учились на равных. Так закладывалась атмосфера редакции школьного радио – мы коллеги, мы делаем общее дело, руководит каждым конкретным направлением тот,
у кого это лучше получается.
Коллегиальность
Навык отношений делового сотрудничества между людьми разных поколений в учебных буднях позитивного развития практически не имеет. Коллегиальные отношения с учителем в классно-урочной системе просто невозможны, ученическое сотрудничество, встречающееся редко и сейчас в массовой школе, реализуется лишь в групповых проектах. Работа на школьном радио дает ребятам уникальный опыт общей ответственности за общее дело при наличии зоны индивидуальной ответственности за свой участок.
Новые члены кружка не сразу понимают, что именно без их работы все дело станет, что на них рассчитывают всерьез. Рост уважения к себе как к важному и нужному человеку делает ребят терпимее, гибче, собраннее. Ребята со временем хорошо понимают, что участие в кружке, по словам одного из ветеранов, – «это не игра, это работа», и очень этим гордятся.
Постепенно за годы работы сформировалась действующая система редакций, наше кредо, организационная структура. Было утверждено время и продолжительность вещания, названия и позывные. Сформировалась служба инженеров эфира. В техническом оснащении появились диктофоны, фонотека, ноутбук, компьютеры и доступ в Интернет, что резко расширило возможности подбора музыкальных произведений для сопровождения передач и обработки интервью.
Наше кредо
У нас на радио ЕСТЬ:
– оперативность и объективность информации о событиях в школе;
– безусловное уважение к участникам передач и слушателям;
– взаимопомощь и взаимоподдержка;
– спокойное и продуктивно-критическое отношение к ошибкам;
– передача опыта новичкам (независимо от возраста);
– конструктивность, добросовестность и ответственность за свой участок работы.
У нас на радио НЕТ:
– политики;
– сплетен;
– критики и пропаганды религии;
– спортивного и музыкального «фанатства»;
– информации о неудачах учеников в любых видах деятельности;
– обидных слов, грубых высказываний и анекдотов.
Каждая передача, каждая ее часть – авторская, результат творчества человека. Успех каждого – это успех всего школьного радио.
Преемственность (на будущее)
Приходят на школьное радио в разном возрасте, но, как правило, восьми-пятитиклассники, и работают до окончания школы. Всего в кружке около 12 человек. Ежегодно с уходом выпускников состав кружка обновляется, и «ветераны» передают свой опыт «молодежи». Новички сначала присутствуют при создании передачи, потом выбирают интересную для себя редакцию и, наконец, получают первое задание. В зависимости от интересов новых сотрудников работа рубрик может меняться и по форме, и по содержанию.
Ошибки у начинающих неизбежны, ребята осваивают особенности текстов для радио, учатся понимать, как и какие надо расставить акценты, как собирать, обрабатывать и хранить информацию. Шаг за шагом, эфир за эфиром пришедшие на смену выпускникам ребята сами становятся более опытными и уже в свой черед помогают новичкам. Главное – сохранить преемственность и общие принципы работы.
Преемственность – одна из самых педагогически значимых сторон работы школьного радио.
План эфиров
В плане всегда оставляется место для особых вестей: в школьной жизни много неожиданного, как хорошего, так и плохого. Отбор содержания «Особых вестей» происходит в течение учебного года.
Передачи выходят обычно раз в 1–2 недели. Продолжительность каждой передачи – 10 мин. Информационные блоки проходят перед первым уроком и длятся 5 минут.
На каждый эфир собирается своя команда: авторы текстов, дикторы, инженеры эфира, музыкальный редактор – всего человек десять.
Инженеры эфира
Любители и знатоки техники постоянно следят, чтобы не было сбоев на эфире. Именно они решают все острые ситуации.
Ребята, работавшие в группе, успешно смогут поступить в вузы, связанные с компьютерной или радиотехникой. Работа в кружке служит для них профориентацией. Ведь им приходится обрабатывать интервью, переносить материал с диктофонов на компьютер, готовить (вместе с музредакторами) музыкальные вставки, позывные, фоновую музыку, монтировать на компьютере и выводить передачу в эфир.
Соцопросы
Повернуть школьников лицом к имеющимся трудностям, помочь выбрать путь решения, подтолкнуть к размышлениям помогает вовремя проведенный, корректно и вдумчиво составленный социологический опрос.
Например, применяется «метод неоконченных фраз», опросы с выбором ответа из предложенных вариантов, используются информационно-оценочные опросы и т.д.
Опросы проводятся часто. Школьникам нравится, что вопросы неожиданные и подчас сложные, требующие раздумий. Нравится, что к их мнениям, к мнению каждого, прислушиваются. Листы опросов подписываются по желанию. Никогда ничье личное мнение не выходит за пределы редакции, поэтому ребята достаточно искренне пишут, иногда скрывая текст от одноклассников, но доверяя школьному радио.
Для педагогического коллектива итоги опроса позволяют отслеживать настроения учеников, выделять возникшие проблемы и вместе с учениками их решать. Примерно два раза в год «Социологический опрос» анкетирует и учителей.
Наиболее интересный и трудный этап работы – формирование выводов и написание статьи по итогам опроса.
Ребятам надо очень четко понимать, что ответы определяются вопросами, и заранее планировать результаты. Возникающая при обработке анкет необходимость проведения сравнительного анализа развивает аналитические возможности членов редакции. Любопытно, что эти ребята особенно внимательно начинают относиться к своим словам и оценкам.
«Просвещение»
Члены редакции «Просвещение», работая в сотрудничестве с группой «Социологический опрос», узнают, какие предметы вызывают затруднения у учеников разных классов, какие домашние задания отнимают много времени и почему. (Итоги соцопросов не раз послужили основой для больших педсоветов.)
На основе полученной информации члены редакции по рекомендации учителей предлагают в эфире советы по организации продуктивного режима работы, делятся личным опытом. Особенно хорошо были приняты передачи: «Зачем и как писать шпаргалки, чтобы ими не пользоваться», «Как выжить при подготовке к переводным и выпускным экзаменам», «Учиться хорошо легче, чем плохо?!».
Школьное радио работает в сотрудничестве с кружком «Школьный сайт»: итоги опросов и самые интересные материалы размещаются в Сети.
Интервью
Редакция «Герой дня». Это интервью. На интервью традиционно приглашаются новые учителя и ученики, у них члены редакции спрашивают об их впечатлениях о школе, ее порядках и людях.
В течение учебного года члены редакции берут интервью у участников интересных экскурсий и поездок, победителей конкурсов и олимпиад, у спортсменов, проявивших себя в индивидуальных и командных соревнованиях в округе и в городе. Учителя-ветераны рассказывают об истории школы, а молодые учителя – о своих школьных шалостях и своей школьной первой любви. В школе много интересных людей! Интересен каждый.
Все очень серьезно относятся к интервью, тщательно продумывают вопросы, которые им заранее дает интервьюер, готовят ответы, следят за своей речью и очень гордятся, услышав запись интервью в эфире. Любопытно, но взрослые – учителя и родители – волнуются и теряются перед микрофоном не меньше, а больше детей.
Интервью с «Героем дня» зачастую продолжается в коридоре: «А где этот парень, который…»
Музредакция
Одно из главных направлений работы – озвучка передач. Но воспитание музыкального вкуса школьников – тоже задача немаловажная.
Рубрика «Музыка на переменах» работает в нескольких формах. Члены редакции планируют на одну-две недели музыкальные жанры. В расписании могут стоять: понедельник – джаз, вторник – рок, среда – классика, четверг – популярная эстрадная музыка, пятница – «фолк» и русские народные песни, суббота – ассорти. Или готовятся концерты по заявкам.
Музыка звучит на двух больших переменах, после второго и третьего уроков. Ребята в коридорах танцуют и поют, получая отличную разрядку, привыкая слушать разную музыку и уважать чужой вкус.
Мир искусств
Эта редакция старается оказывать положительное влияние на художественный вкус и интересы учеников. Члены группы дают в эфир информацию о посещенных ими самими спектаклях, выставках, концертах, анонсируют интересные культурные мероприятия и приглашают поделиться впечатлениями других. Желающих высказаться, выразить свое мнение всегда много, приглашения на интервью получают и любители классического балета, и поклонники попсы.
Многие ученики школы учатся играть на самых разных инструментах. Фрагменты их выступлений в записи звучат на радио.
Спорт в школе
Эта редакция всегда на пике событий. Корреспонденты присутствуют на спортивных мероприятиях в школе и на выездах, а таких событий много – школа занимает первое место по спортивной работе в округе. Из первых рук слушатели узнают, как и что происходило на спортивных площадках, узнают о победах и, бывает, поражениях «наших». Спортсменов приглашают на интервью, школа знает своих героев.
Экологический вестник
Члены редакции весело и иронично проводят пропаганду против курения и наркотиков, за нормальный режим дня, за выполнение правил поведения на дорогах, правил техники безопасности дома и в школе. Члены этой редакции ведут мониторинг внутришкольной среды (температура, влажность, проветривание, чистота), работают над анализом школьного и внешкольного травматизма.
Открытый микрофон
В дни больших праздников и дни принятия серьезных решений (8 Марта, День учителя, День влюбленных, выборы Совета старшеклассников, обсуждение плана каникул) в школе работает «Открытый микрофон», передачи поддерживает служба инженеров эфира. По предварительной записи каждый член школьного коллектива может высказать свое мнение, поздравить с праздником, передать привет. Цензура не требуется, но нужно хоть раз прорепетировать выступление, подготовить текст, чтобы не запинаться с непривычки и не сбиваться – ведь у каждого оратора не более 30 секунд.
Горячие новости
Особое место на школьном радио занимает «Информационная служба». Ее работа – «горячие» новости. Все самое важное и интересное должно быть в эфире в эту же неделю. Информация поступает от корреспондентов из классов, педагогического коллектива, администрации.
Задача редакции – отбор главного, важного, первостепенного, а это тоже требует знания обстановки, умения анализировать. Материал дается очень коротко и без оценок. Также даются и текущие объявления, которые по распоряжению администрации делает дежурный диктор. Голос диктора школьного радио записан и для пожарного и аварийного предупреждений в школе.
Вопрос директору
В специальный почтовый ящик, расположенный в школе, ученики и родители могли отправить письмо, содержащее вопрос к администрации, и получить ответ на школьном радио.
Члены редакции группируют вопросы и записывают для радио ответы. Умение обратиться в вышестоящую инстанцию, толково и четко задавать вопросы, добиваться исчерпывающих ответов очень нужно молодому человеку. Так же, как и умение классифицировать, систематизировать поступающую информацию, вычленить важное и второстепенное.
Дикторские команды
Каждая передача обретает свой голос, индивидуальную интонацию в устах диктора. Дикторские команды собирают из материалов, подготовленных корреспондентами, единый текст, находят место в передаче для записи интервью.
От слаженности работы дикторской команды зависит очень многое, ведь передача рождается во время монтажа. В дикторы ребята попадают как из корреспондентов, так и по рекомендации классных руководителей и учителей литературы. Приглашение для работы на школьном радио считается весьма престижным и серьезным предложением.
Дикторы работают по двое-трое, юноши и девушки в команде подменяют друг друга в случае необходимости. Обычно состав команды постоянен, но в форс-мажорных случаях ребята работают в смешанных командах. Дикторские команды иногда сотрудничают в одном и том же составе несколько лет подряд, становятся близкими друзьями.
В командах работают как сверстники, так и ребята из разных классов. Это делается специально, что бы не оголять направление работы, когда ребята оканчивают школу.
Работа в дикторской команде служит мощным стимулом для развития: улучшаются грамотность и культура речи, нарабатывается навык анализа текста и выбора главного в нем, растут организованность и ответственность за порученное дело.
Приведем для примера несколько фрагментов эфиров.
Жизнь продолжается
Школьное радио продолжает свою работу. Уже невозможно представить себе, как это начнется новый учебный год без привычных слов: «Здравствуйте, в эфире школьное радио «Новая волна»!»
Новички будут преодолевать свои трудности и учиться на своих и чужих ошибках, ветераны – указывать новичкам на их ошибки и помогать. Школа – живой организм, ей жить дальше вместе со школьным радио.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО РАДИОКРУЖКА «НОВАЯ ВОЛНА»
на 2010-2011 учебный год.
Руководитель Иванова О.В.
Номер занятия | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи работы кружка | 1 | |
2 | Как организовать работу школьного радио | 1 | |
3 | Экскурсия на районный радиоузел | 1 | |
4-5 | Подготовка радиопередачи ко Дню пожилых людей (октябрь) | 2 | |
6-7 | Подготовка радиопередачи ко Дню учителя (октябрь) | 2 | |
8-9 | Подготовка радиопередачи «Мы выбираем здоровый образ жизни (октябрь) | 2 | |
10-11 | Подготовка радиопередачи ко Дню матери (25 ноября) | 2 | |
12-13 | Подготовка радиопередачи ко Дню Конституции (12 декабря) | 2 | |
14-15 | Подготовка радиопередачи к Новому году и Рождеству (30 декабря) | 2 | |
16-17 | Подготовка радиопередачи «Татьянин день» (25 января) | 2 | |
18-19 | Подготовка радиопередачи ко Дню Святого Валентина (14 февраля) | 2 | |
20-21 | Подготовка радиопередачи ко Дню Защитника Отечества (23 февраля) | 2 | |
22-23 | Подготовка радиопередачи «Широкая Масленица» | 2 | |
24-25 | Подготовка радиопередачи к Международному женскому дню (8 марта) | 2 | |
26-27 | Подготовка радиопередачи ко Дню Смеха (1 апреля) | 2 | |
28-29 | Подготовка радиопередачи ко Дню Космонавтики (12 апреля) | 2 | |
30-31 | Подготовка радиопередачи ко Дню Победы (9 мая) | 2 | |
32-33 | Подготовка радиопередачи «Ура, каникулы!» | 2 | |
34 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка | 1 |
Тематический выпуск, посвящённый Дню Учителя радиостанции «Новая волна»
1 Ведущий:
- Радиостанция «Новая волна» начинает свою передачу.
- Сегодня мы отмечаем День Учителя. Только в нашей стране есть такой праздник. Ровно 16 лет назад президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин подписал указ о праздновании Дня Учителя 5 октября.
Праздник учителей - это и наш праздник, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, всех людей, потому что они учились в школе.
2 Ведущий:
Учитель! Труд твой кропотливый,
С каким трудом ещё сравнишь?
Ты словно сеятель над нивой,
Бесценный урожай растишь!
Ведёшь по жизни молодёжь,
Ты в тоннах знаний, как старатель,
Крупицу золота найдёшь!
1 Ведущий:
У нас в гостях директор школы Нина Михайловна Виниченко. Её должность требует постоянного напряжения всех душевных сил, мудрого терпения и великой любви к детям и своему делу.
- Нина Михайловна легко ли быть директором?
- что бы вы хотели бы пожелать нашим слушателям?
- спасибо за хорошие пожелания. А мы продолжаем нашу передачу.
2 Ведущий:
- Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Образ любимого учителя, доброго и строгого, хранят в памяти его ученики.
В нашей школе трудится _____ учителей самому молодому учителю ___ лет. Мы провели опрос среди учителей «Почему они выбрали профессию учитель?» и получили такие ответы:
- мне очень хотелось быть похожей на свою учительницу.
- я не представляла, как я буду жить без школы, когда её закончу.
- я очень люблю детей и не представляю себя в другой профессии.
2 Ведущий:
Дорогие учителя!
Сердечное вам спасибо. Ребята, будьте похожи на своих учителей! Во всем учитесь у них и вы станете теми, кем хотите стать!
1 Ведущий:
Мы понимаем, видим сами,
Как дорог вам любой наш класс
Как вам бывает трудно с нами
И как трудней ещё без нас.
Где найти слова достойные,
Как сказать без лишних фраз,
Что мы очень благодарны вам,
Что мы очень любим вас!
2 Ведущий:
Примите это музыкальное поздравление.
1 Ведущий:
Дорогие наши учителя!
Вам от души спасибо!
Вечно будет земля,
Вашим трудом красива!
Наши учителя! Сердечное вам спасибо!
- Радиостанция «Новая волна» заканчивает свой эфир, С вами были дикторы.
До встречи в эфире!
Заставка «Новая волна»
Тематический выпуск, посвящённый Татьяниному дню радиостанции «Новая волна»
1 Ведущий: Радиостанция «Новая волна» начинает свою передачу.
Сегодня 25 января – Татьянин день. В этот день все Татьяны именинницы. Не забыли ли вы поздравить своих подружек, мам, бабушек, учителей и просто Татьян с праздником?
2 Ведущий:
Татьянин день, Татьянин день,
Еще не радует сирень,
Еще вовсю лежат снега,
Еще за окнами пурга,
Но январю уже пора
Готовить сани со двора
Пойди к Татьяне и скажи
Слова от сердца и души.
Поздравь ее и пожелай
Счастливых дней и долгих лет,
Чтоб радость била через край,
И сбылся свет благих примет.
3 Ведущий: Так случилось, что именно в Татьянин день 12 января (по старому стилю) 1755 года и императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета и 12 января стало официальным университетским днем (тогда он назывался днем основания московского университета). С тех пор святая Татьяна считается покровительницей студентов, учителей и учащихся. Кстати, само имя Татиана в переводе с греческого означает устроительница.
1 Ведущий:
Татьяна, ты нас вдохновляешь и на ученье, и на труд,
И веселиться нам позволяешь, и защитишь от беды.
Прими, Татьяна, поклоненье! Нам покровительницей будь!
Благослови нас на ученье и освети учебный путь.
2 Ведущий: В вопросе, что означает имя Татьяна, ученые филологи сходятся в едином мнении: Татьяна – это очень сильное, эмоциональное женское имя, которое не только своими филологическими корнями означает силу и власть, устроительство, руководство, но и на практике оправдывает свой скрытый смысл, свое значение, свою тайну.
3 Ведущий: Во времена Пушкина имя Таня было редким, нераспространенным, и давалось простым крестьянкам, а не чистопородным барышням-дворянкам. Согласно статистике, в 18 веке именем Татьяна нарекали всего лишь четыре процента девушек. Но в конце двадцатого столетия это имя стало вдруг очень популярным. На окружающих Татьяна часто производит впечатление человека, обладающего тайным знанием, читающего книгу жизни.
1 Ведущий: Из всех Татьян самая спокойная с отчеством Михайловна, Татьяна Николаевна особенно настойчива в достижении жизненного счастья и успеха, Борисовны счастливы в семейной жизни, Геннадьевны - гневливы, а Татьяны Владимировны спокойно рассекают по жизни, как танки, ничего не страшась.
Сегодня у нас в гостях одна из Татьян нашей школы - Берлизова Татьяна Владимировна.
-Скажите, вам нравится ваше имя?
- А вы действительно рассекаете по жизни как танк и вам любое трудное дело по плечу?
- Расскажите, как добиться успеха?
-Спасибо вам за ваши интересные ответы. С праздником!
2 Ведущий: Имя накладывает на человека свой отпечаток, во всех Татьянах есть нечто общее, но каждая из вас – единственный и неповторимый человек со своими уникальными способностями и талантами. Вот только некоторые из них:
Татьяна Доронина –актриса, Татьяна Маврина – художница, Татьяна толстая – писательница, Татьяна Тарасова – знаменитая фигуристка и тренер, Татьяна Миткова – тележурналист и многие- многие другие Татьяны…
3 Ведущий: Это музыкальное поздравление звучит для всех Татьян нашей школы. Еще раз с праздником!!
1 Ведущий : Радиостанция «Новая волна» заканчивает свой эфир, С вами были дикторы…………………………………………………………………………………………………………………………….
До встречи в эфире!
Заставка «Новая волна»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание чувств» в рассказе В.Распутина «Уроки французского».
Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: вед...
Статья "Воспитание чувства гражданственности, патриотизма у обучающихся на уроках музыки».
Современное понимание патриотизма, гражданственности характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоа...
Методические рекомендации по воспитанию чувства ритма у обучающихся
Цель данных методических рекомендаций - помочь разобраться в причинах отрицательных явлений у обучающихся , найти методы развития верного метро-ритмического чувства и в дальнейшем сознате...
Игровые приёмы в воспитании чувства метроритма
В представленном материале предлагается подвести учащихся к пониманию метроритма в музыке с помощью игровых ситуаций, дидактических игр. Учащиеся получают системные представления о метрической пульсац...
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....