Конспект "Ярмарка"
план-конспект урока по теме
Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о предметах (игрушках). Закреплять умение детей выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов (гжель, дымка), знать характерные особенности этих промыслов. Активизировать словарь детей словами: барышня, гжель, дымковские игрушки, кокошник.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа; эстетическое отношение к народному прикладному искусству. Прививать интерес к различным видам народных промыслов. Развивать желание расписывать игрушки, посуду своими руками, проявляя при этом самостоятельность и творчество. Продолжать развивать интерес и любовь к русскому народному фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.-yarmarka.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
заведующая МДОУ
«Детский сад
комбинированного вида №113»
___________/Середа И.А./
КОНСПЕКТ
КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
с элементами изобразительной деятельности, устного народного творчества, русской народной музыки и ознакомления с окружающим миром.
в СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
ПОПОВА
ТАТЬЯНА
БОРИСОВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ
МДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 113»
Заводского района
г. Саратов
Тема: «ЯРМАРКА»
Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о предметах (игрушках). Закреплять умение детей выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов (гжель, дымка), знать характерные особенности этих промыслов. Активизировать словарь детей словами: барышня, гжель, дымковские игрушки, кокошник.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа; эстетическое отношение к народному прикладному искусству. Прививать интерес к различным видам народных промыслов. Развивать желание расписывать игрушки, посуду своими руками, проявляя при этом самостоятельность и творчество. Продолжать развивать интерес и любовь к русскому народному фольклору.
Оборудование: Русская изба и предметы быта: горшки, миски, скатерть, вязаные дорожки, лапти, вышитые полотенца, ухват, веник, платки, сарафаны, рубахи; изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, гжельские изделия; заготовки для расписывания силуэтов посуды гжель, дымковских игрушек, гуашь, кисточки, салфетки, баночки с водой, палитра.
Предшествующая работа: Посещение русской избы, рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Познакомили детей разнообразными изделиями народно-прикладного искусства: дымковские, городецкие, филимоновские игрушки, гжельские изделия. Беседовали о дымковском промысле, гжели, учились расписывать изделия этих промыслов.
Организация и методика проведения занятия
Занятие проводится в «русской» избе с печью. Входят дети, их встречает Хозяйка (воспитатель одетая в сарафан).
- Здравствуйте, гости дорогие! Для дорогого гостя и ворота настежь. Хорошему гостю хозяин рад! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому,
Кто к нашему дому, –
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И здоровьицем!
(Дети отвечают на приветствие известными им пословицами).
— Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
— Много гостей, много и новостей.
—Ребята, издавна русский народ славится своим трудолюбием. Люди всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, строили города, делали оружие, украшения, игрушки и многое другое. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам – от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Все было неповторимо. Недаром о труде есть много пословиц.
- А вы, знаете пословицы о труде? (Дети отвечают).
— Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
— Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
— Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Рабочие руки не знают скуки.
— Разговорами каши не сваришь.
— Сделал дело — гуляй смело.
(Можно попросить детей объяснить какую-либо пословицу).
- Молодцы, знаете пословицы. А раньше ребята, не было магазинов, выставок, а все свои изделия, товары мастера приносили на ярмарки. Ярмарки славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве. На ярмарке было все. Посмотрите, вот все что здесь находится можно было купить на ярмарке.
- Давайте с вами поиграем, как будто мы попали на ярмарку. Вы будете разными народными умельцами, которые предлагают свой товар. Но только надо суметь расхвалить свой товар так, чтобы его захотели купить. (Вызываю по желанию детей 2-3 чел., они выбирают изделие и готовятся его расхваливать).
- Ребята, представьте, что на ярмарку приехал чужеземец (за чужеземца буду я), он ходит и смотрит на ваш товар. И спрашивает: «А это, что за изделие?» И вы ребята, должны ему рассказать все про свое изделие.
- Готовы? (Да).
Чужеземец подходит к ребенку с дымковской барышней.
- Что за чудо эта вещь? И откуда она у вас?
1 ребенок с дымковской барышней отвечает:
Волшебницам вятской родной стороны
Большое спасибо сказать мы должны.
За то, что их руки не устают
И сказочных кукол для всех создают.
2 ребенок добавляет:
- Это дымковская игрушка.
Посмотри, как хороша, эта девица – душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поют.
- А как же мне определить, что это именно дымковская барышня, а не какая-нибудь другая?
3 ребенок:
- В дымковской росписи присутствуют самые разнообразные цвета и всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки и клетки. Но мастера придумывают самые разнообразные узоры и украшают свои изделия очень ярко, празднично.
4 ребенок:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
- А это что же дымковский индюк? (Да).
- А почему вы так решили? (Ребенок доказывает, что эта дымка, присутствуют элементы росписи дымки).
- Молодцы! Ай да умельцы! Как интересно рекламировали вы свой товар!
- Ну, что я вижу! Что это за диковинная посуда и откуда?
Ребенок с гжельской посудой в руках:
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
- Гжель? Не слышал о ней ничего.
- Ну-ка, расскажите мне о ней?
Ребенок:
- Белоснежные фарфоровые чайники, фигурки животных, украшенные синей росписью, - называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель.
Другой ребенок добавляет:
- Изделия гжельских мастеров сделаны из белого фарфора и расписаны голубовато-синими мазками, излюбленный узор – гжельская роза, иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает, что розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.
Другой ребенок добавляет:
- Гжельские мастера – большие фантазеры. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники и другие диковинные игрушки. (Показывает изделия).
- Молодцы, ребята! Помогли чужеземцу разобраться в изделиях дымковских и гжельских мастеров.
- На ярмарке не только продавали товар, но и смотрели различные представления, участвовали в играх, состязаниях, развлечениях. А раз мы с вами на ярмарке, то давайте поиграем в игру «Горелки». (Проводится игра «Горелки»).
- Ребята, сегодня на ярмарке мы пробовали себя в роли продавцов товара, а хотели бы вы попробовать себя в роли мастеров гжельской или дымковской росписи, которые сами расписывают свой товар? (Да).
- Тогда выберете любую заготовку (силуэт) изделия и самостоятельно распишите ее, но будьте внимательны, чтобы не ошибиться в выборе росписи на заготовке (силуэте). (Дети берут силуэты и расписывают. После окончания работы мы раскладываем расписанные силуэты и любуемся ими).
- Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какие красивые у вас получились изделия.
- Ребята я предлагаю вам подарить свои изделия малышам, чтобы они глядя на них, учились рисовать элементы гжельской или дымковской росписи. И они будут гордиться, что им подарили свои работы мастера из группы «Ласточка».