программа для элективного курса
методическая разработка (9 класс) на тему
программа элективного курса для 9 класса " выбор прфессии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_pof.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» “Согласовано” “Утверждаю”
Руководитель МО Заместитель Директор МОУ – Кулле Киминская СОШ
_________/ ___________________/ директора по УВР им. С.Хакима
ФИО МОУ – Кулле Киминская СОШ ________ / ____________________________/
Протокол № ___ от «__» им. С.Хакима ФИО
__________________20___г. _________/ ___________________/ Приказ № __________ от
ФИО __________________20___г.
__________________20___г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Кулле-Киминская средняя общеобразовательная школа имени Сибгата Хакима Атнинского муниципального района Республики Татарстан
Программа
элективного курса
«Я И МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН».
9 класс.
Составила: учитель русского языка и литературы
Сафина Р.Р.
2012-2013год
Пояснительная записка.
Данная программа представляет собой ориентационный курс по выбору для учащихся 9-х классов (14-15 лет).
На современном этапе развития Российского общества перед подрастающим поколением особенно остро стоит проблема свободы выбора. Это отражается на профессиональном самоопределении, которое возникает на границе старшего подросткового возраста.
Основной вопрос этого возраста - стремление понять самого себя, выяснить «Кто Я?», «Какой Я», «Для чего я живу?». Главной чертой старшеклассников является обращенность в будущее, построение жизненных планов, обдумывание перспектив дальнейшей жизни. Рост самосознания перестраивает весь внутренний мир ребенка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом. Однако это возрастное новообразование не вызревает само собой. Старшеклассники испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.
При построении данной программы автор опирался на теорию возрастного развития Л.И. Божович, согласно которой в юношеском возрасте основные переживания связаны с определением своего места в жизни; формированием мировоззрения и его влиянием на познавательную деятельность; самосознанием и моральным сознанием.
Главная роль отводится динамике отношения к себе, окружающим, делу в настоящем и к будущей перспективе.
Переход к информационному обществу, обществу с открытой предпринимательской инициативой, изменение традиционных деловых отношений потребовал модернизации образования.
Одним из основных направлений модернизации образования является профилирование, включающее в себя предпрофильный этап, профильные и
элективные курсы. В процессе предпрофильной подготовки важную роль играет и ориентационная работа.
Программа предлагаемого ориентационного курса призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся.
Принципы построения программы:
- интерактивное взаимодействие участников;
- системность;
- целостность;
- образность;
- реалистичность ( знания, умения, навыки, получаемые на занятиях, тесно связаны с реальностью).
Этапы реализации программы:
1) ознакомительно-ориентировочный (1-2-е занятие);
2) коррекционный (3- 5-е занятия);
3) основной, развивающий (6- 15-е занятия);
4) заключительный (16 занятие).
Теоретическая часть включает в себя знания из психологии целеполагания и планирования; информацию о рынке труда, профессиях и учебных заведениях.
Практическая часть состоит из разнообразных активизирующих методик и диагностических процедур, комплекс которых и является отличительной особенностью данного ориентационного курса.
Цель курса: способствовать формированию у учащихся навыков анализа ситуации, планирования, конструирования результата деятельности для реализации себя как организатора собственной деятельности.
Задачи: - совершенствовать знания подростков о самих себе, своих психологических особенностях и интересах, а также выработать навыки рефлексии и самоанализа как основу сознательного профессионального выбора;
- формировать положительный образ будущего, навыки конструктивного целеполагания;
- расширить систему представлений подростков о мире современных профессий, их содержании и востребованности в настоящее время.
Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, может быть реализована педагогами, психологами во внеклассной работе по профориентации.
Продолжительность курса - 16 занятий по 1 учебному часу.
Сроки проведения занятий - в течение учебного года (сентябрь - май).
Условия проведения: рекомендуется занятия проводить с группой из 10-12 человек, рассаживая участников в круг. Структура занятия состоит из настроя на работу в группе, основной части (теоретической или практической), рефлексии, получения обратной связи.
Форма занятий - коррекционно-развивающая. Это практические занятия с элементами тренинга. Результаты наблюдения, анкетирования 9-классников в нашей гимназии говорят о их желании, чтобы на занятиях курсов по выбору преобладали практические знания и задания.
Методы, используемые в программе.
Известно, что источником формирования убеждения школьников является яркое эмоциональное переживание, поэтому в программе используются методические средства, позволяющие воздействовать не только на познавательную, но и эмоциональную сферу учащихся:
- психологические игры и упражнения;
- деловые игры;
- творческие задания;
- диагностика;
- беседы;
- моделирование ситуаций;
- работа в микрогруппах.
Квалификационные требования к ведущему программы: опыт работы в образовательном учреждении не менее 1 года; высшее педагогическое или психологическое образование.
Знание и умения учащихся:
- расширение знаний подростков о своих интересах, способностях, индивидуально-типологических особенностях;
- владение информацией о мире современных профессий, их содержании и востребованности на рынке труда;
- умение планировать, анализировать свою деятельность, направленную на профессиональное и личностное самоопределение.
Механизм оценки полученных результатов.
Анализируются данные анкет и опросника построения личной профессиональной перспективы, заполненные каждым учащимся в начале занятий и в конце курса. Исходя из этих данных делается вывод о динамке отношения учащихся к себе, окружающим, выбору профессии.
Учебно-тематический план.
№ | Тема, разделы | Количество теоретич. часов | Количество практич. часов |
1. | Введение. | 1 | |
2. | Целеполагание и планирование: | ||
2.1. | Начало жизненного и | 1 | |
профессионального пути. | |||
2.2. | Моделирование ситуации. | 1 | |
2.3. | Как достичь своей цели? | 1 | 1 |
2.4. | Прошлое-настоящее-будущее . | 1 | |
2.5. | Прекрасное далеко. | 1 | |
3. | Личность и профессия: | ||
3.1. | Мои профессиональные склонности. | 1 | |
3.2. | Мой психологический портрет. | 1 | |
3.3. | Взгляд на профессию с различных | 2 | |
сторон. | |||
3.4. | Формула успеха в профессии. | 2 | |
3.5. | Деловая игра «Кадровый вопрос». | 1 | |
3.6. | Совет друзей. | 1 | |
3.7. | Заключительное занятие. | 1 | |
Итого - 16 часов | 4 | 12 |
Содержание программы.
1. Введение.
Выяснение ожиданий учащихся. Определение основных целей занятий. Установление групповых норм и правил поведения. Сбор и анализ информации о профессиональных намерениях учащихся ( опросник личной профессиональной перспективы).
2.Целеполагание и планирование:
2.1. Начало жизненного и профессионального пути.
Составление индивидуальных графиков жизненного профессионального пути. Анализ взаимосвязи событий жизни, их важности и профессиональными планами, интересами. Понятие рефлексии.
2.2. Моделирование ситуации.
Индивидуальное творческое задание: каким образом учащиеся могут устроить свою жизнь в незнакомом городе, каковы их действия, что они умеют и готовы делать. Создание настроя на самопознание, развитие навыков рефлексии. Осознание необходимости получения профессионального образования.
2.3. Как достичь своей цели?
Понятие своей и чужой (навязанной) цели. Взаимосвязь целей и потребностей. Создание позитивного образа цели. Правила оптимального планирования. Факторы, мешающие реализации плана. «Поглотители» времени. Что делать при неудачах ? Шесть способов эффективного мышления. Составление «списка самоподдержки».
2.4. Прошлое - настоящее - будущее.
Проведение активизирующей методики для прогнозирования образа возможного будущего с учетом прошлого и настоящего опыта учащихся. Определение отношения учащихся к себе, людям, окружающему миру.
2.5. Прекрасное далеко.
Творческое задание в микрогруппах - создание коллажа на тему «Наше будущее». Презентация их перед всей группой. Обсуждение получившихся работ: насколько они интересны, оптимистичны, реалистичны, какие представлены на них сферы жизни.
3. Личность и профессия:
3.1. Мои профессиональные склонности.
Принцип согласования «хочу-могу-надо» при выборе профессии. Понятие «интерес» и «Склонность». Выявление с помощью опросника Йовайши (в модификации Резапкиной) профессиональных склонностей учащихся. Обсуждение насколько совпадают полученные результаты учащимися с их собственными представлениями о себе.
3.2. Мой психологический портрет.
Составление индивидуального психологического портрета учащимися с учетом результатов диагностики. Упражнение «Письмо самому себе»: осознание, что можно изменить в себе и как это сделать, а что изменить нельзя и нужно это в себе принять.
3.3. Взгляд на профессию с различных сторон.
Основные правила выбора профессии, типичные ошибки при выборе профессии.
Современный рынок труда. Требования к профессионалу. Самостоятельная работа учащихся с газетами, журналами.
3.4. Формула успеха в профессии.
Упражнение «Гол»: выделить сильные стороны успешного человека; выписать для себя те качества, которые есть, проранжировать их по степени развитости; дописать качества успешного человека, которые необходимо в себе развить.
Творческое задание в микрогруппах: составление памятки «Как добиться успеха», на основе изученного ранее материала.
3.5. Деловая игра «Кадровый вопрос».
Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Развитие навыков целеполагания и планирования посредством деловой игры.
3.6. Совет друзей.
Обобщение представлений о профессиональном будущем учащихся на основании групповых рекомендаций, сделанными товарищами. Каждый записывает на листке бумаги имена и фамилии одногруппников и напротив каждого записывает наиболее подходящие для него профессии, рекомендуемые учебные заведения или место работы после школы и какие качества необходимо развить для успеха своих профессиональных намерений. Затем листки собираются и по очереди зачитываются.
3.7. Заключительное занятие.
Аттестация в форме заполнения опросника личной профессиональной перспективы.
Письменные ответы на анкету: Чтонового ты узнал на занятиях ? Чему научился?
Сделал ли ты профессиональный выбор? Какой ? Каковы впечатления от занятий? Что запомнилось больше всего?
Литература, рекомендуемая для педагогов
1. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка.-С-Пб, 1996.
2. Кардашина О. Я и мой выбор.- Ярославль: Академия развития, 2002.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов н/Д: Феникс, 1996.
4. Критерии готовности учащихся к профессиональному
самоопределения. /Под ред. С.Н.Чистяковой.- М.: Филология, 1998.
5. Матвеева Л. Практическая психология для родителей.- М.: АСТ-Пресс, 1999.
6. Прутченков А. Школа жизни. Специализированный тренинг-марафон / в газ. «Школьный психолог» №27-30/1998.
7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального
самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием.- М.: Институт практической психологии. Воронеж: НТК) «Модэк», 1997.
8. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.- М.: Генезис, 2005.
9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М.: Просвещение, 2002.
10. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.- М.: Вако, 2005.
11. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. /Под ред. Е.Ананьевой.-М.: Аванта, 2003.
Литература для учащихся
1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность.- М.: Кошто-Центр, 2000.
2. Берг В. Карьера - Суперигра: нетривиальные советы на каждый день.-М.: Интер-эксперт, 1998.
3. Бэррон-Тигер Б., Тигер П.Д. Делай то, для чего ты рожден: путь к успешной карьере через самопознание.- М.: Армада, 1996.
4. Донецкий А.М., Дружинина В.Н. Психология общих способностей.-М.: Лантериа-Вита, 1995.
5. Жариков Е. Для тебя и о тебе.- М.: Просвещение, 1991.
6. Зюзько М.Б. Пять шагов к себе.- М.: Просвешение, 1992.
7. Лакейн А. Как стать хозяином своей судьбы.- М.: Рипол Классик, Вече, 1997.
8. Маркова А.Г. Психология профессионализма.- М.: Знание, 1996.
9. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии.- М.: Просвещение,1995. 10.Ю.Швальбе Б. и X. Личность, карьера, успех: психология бизнеса.-_М.:
Прогресс, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса
Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...
Программа по элективному курсу "Конституционное право" 10 класс
Элективный курс является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу « Обществознание» 10 класса, дополняет и расширяет знания учащихся, носит практико-ориентировочный характер и спосо...
ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (английский язык и экология) «World around us»
Программа курса по английскому языку «World around us» в рамках предпрофильной подготовки, построенная с учетом межпредметных связей, рассчитана на 17 часов в неделю и направлена на обеспечение дополн...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)
Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...