Публичная лекция. Эссе "Я-учитель"
материал

Рамазанова Анжелика Робертовна

Публичная лекция "Быть или не быть". Эссе "Я-учитель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичная лекция

Молодое учительство. Быть или не быть.

        Незнакомый поселок. Незнакомые улицы. Незнакомые люди вокруг. В утренней прохладе августа чувствуется приближение осени. Я поднимаюсь по ступенькам и иду по свежевыкрашенному коридору. Меня охватывает волна новых эмоций, непонятной тревоги и ожидание чего-то неизвестного. Что ждет меня в этой школе? Радость или неудача? Падение или успех? Возможно, каждый молодой учитель задумывается над этим, когда впервые после института переступает порог школы. Но каждый ли?

        По статистике на сегодняшний день в школах работает лишь 15% выпускников педагогических вузов. Возникает вопрос, почему молодые педагоги, так необходимые сегодня школе, с новыми знаниями, с огромными возможностями и творческим потенциалом не идут работать в школу. Так что? Молодое учительство. Быть ему или не быть? И поэтому сегодня я выношу эту проблему как основу моей публичной лекции.

- Уважаемые коллеги! Согласны ли вы с таким утверждением: «Процедура вхождения в профессию потребует от молодого педагога определенных усилий и, прежде всего, желание стать учителем?» (диалог с залом). 

- Спасибо. Существуют разные мнения, но, тем не менее, я считаю, что желание стать учителем формируется у будущего педагога еще в институте, когда он постигает азы методики и дидактики, так необходимые его профессии.

Но даже если у молодого педагога есть желание, огромный творческий потенциал, интерес к работе, почему, проработав год или два, он уходит.

- Есть ли в этом зале молодые специалисты? Поднимите, пожалуйста, руки. Скажите, сколько вы работаете в школе? Возникало ли у вас желание уйти?

1) Нет.

- Почему? (нравится работать, люблю детей)

- А все-таки, есть ли среди вас люди, которые хотели бы сменить работу на другую?

- Я вижу, что большинство молодых педагогов нашли себя.

- Да, в этом плане нашему городу действительно повезло. Можно сказать, что молодые специалисты закрепились в школах и успешно там работают.

2) Да.

- Почему? Не могли бы вы назвать причины? (нет жилья, не оказывают методическую помощь, трудно, дети, которые слишком много себе позволяют)

- Спасибо. Но все же существует множество различных факторов, которые не задерживают молодого педагога в школе.

Во-первых, это достаточно весомое расхождение между тем, что преподавали в институте и тем, что действительно происходит на практике в школе. Молодой педагог приходит в школу с незнанием того, как, например, заполнить журнал, как строить отношения в новом коллективе. Всему этому молодой педагог учится сам на своих ошибках. Ведь для того, чтобы провести хороший методически правильный урок, молодому педагогу, безусловно, необходима помощь мудрого и опытного наставника.

Во-вторых, это дети. Поработав, молодой специалист уходит из школы, узнав современных детей, которые сегодня от и до знают свои права, уголовный кодекс и конституцию. Молодому педагогу приходится искать подход к детям, но не каждый его находит. И в такой ситуации проще выбрать более легкий путь – просто уйти.

В-третьих, существует еще один фактор. Это неблагополучные семьи, с которыми молодому учителю очень сложно найти контакт, прийти к согласию и пониманию. Существует две категории родителей: те, которые вынуждены практически круглосуточно находиться на работе, чтобы заработать деньги и прокормить семью, и те, которые абсолютно не принимают участие в воспитании детей, ведя нездоровый, асоциальный образ жизни. В обоих случаях дети предоставлены сами себе. И на плечи молодого учителя ложится нелегкая задача, постараться вложить в этих детей что-то доброе, светлое, чтобы в будущем они принесли пользу обществу.

Это, конечно, неполный перечень тех факторов, которые способствуют уходу молодого педагога из школы. Об этом можно рассуждать долго. Но все же существует доля молодых учителей, которые остаются работать и, действительно, добиваются успехов в своей профессиональной деятельности. Почему? Немалую поддержку оказывают администрация школ, наставники, консультации методистов отдела образования, но и конечно значительная прибавка к заработной плате, осуществляемая администрацией города.

Все же, на мой взгляд, молодому учительству быть. Быть смелому и творческому педагогу. Быть инновационным и современным идеям. Быть высокому полету молодой педагогической мысли, способной разрушить любые преграды и наполнить свежим дыханием традиционные устои жизни. Всему этому быть!

И чтобы в молодом педагоге загорелась искра познания профессии учителя, чтобы потом из нее разгорелся костер мастерства, таланта, творчества, нужно постараться помочь молодому педагогу преодолеть злободневные причины и осознать правильность выбора своей профессии.

Отрадно, что в нашем городе существует школа молодого специалиста, которая содействует качественному овладению педагогической профессии и наполняет яркими красками школьную жизнь молодого педагога.

В начале моей педагогической деятельности, к сожалению, не было школы молодого специалиста, но преодолеть все трудности мне помогли мои коллеги- ШМО учителей русского языка и литературы, мои наставники, мудрые завучи. И мы сейчас работаем вместе, мы единомышленники.

Я верю, настанет день, когда большинство выпускников педагогических вузов пойдет работать в школу и осознает, что это одна из самых лучших профессий на земле.

Каждый день, из года в год, я вхожу в класс и понимаю, что это мое призвание, моя профессия, мой мир. Не бойтесь идти в учителя, ибо в наших руках дети, обучая и воспитывая которых, мы исцеляем общество.

                                                                                 Рамазанова А.Р.



Предварительный просмотр:

Эссе

Я - учитель

                                                                                 Рамазанова А.Р.

        Незнакомый поселок. Незнакомые улицы. Незнакомые люди вокруг. В утренней прохладе августа чувствуется приближение осени. Я поднимаюсь по ступенькам и иду по свежевыкрашенному коридору. Меня охватывает волна новых эмоций, непонятной тревоги и ожидание чего-то неизвестного. Что ждет меня в этой школе? Я иду по аллее, заполненной розовой весенней дымкой. Позади институт, 5 лет нелегкой, но самой незабываемой жизни, радость которой всего лишь миг. Я иду неторопливо, вспоминая самые яркие моменты жизни, понимая, что все это скоро станет таким далеким, что новая встреча будет совсем иной. Но вдруг неожиданно встает вопрос: что ждет меня впереди? Проходит какое-то время, вернее пролетает – последние летние каникулы. Передо мной взрослая жизнь, где нужно будет решать самые важные проблемы.

И вот я открываю новый для меня в мире уголок. Но найду ли я там место? Проходит день, другой. Мысли вертятся вокруг меня, не дают покоя. Мне предстоит трудная задача. Смогу ли я? Пока не знаю. Меня ждет школа. Для каждого человека существует своя школа. Но в моей жизни появилась еще одна. Я обрела профессию учитель, думаю, одну из самых важных. И теперь мне предстоит воспитывать и учить детей. С нетерпением  жду того момента, когда увижу свой первый  в жизни класс, который никогда невозможно будет забыть, который будет самым дорогим.

Я вхожу в класс и, наконец, вижу их всех – 28 мальчишек и девчонок. По телу пробегает дрожь. Нет, мне не страшно, просто я не могу поверить, что это мой самый первый класс. Какой-то промежуток времени мы смотрим друг на друга, общаемся взглядами. Появляется новая мысль. А примут ли они меня в свой маленький мирок, окутанный жемчужной беззаботностью? Проходит еще какое-то время, за окнами шепчутся снежинки. У них своя жизнь. А в нашем мирке – своя. У нас бывает все: праздники, веселье, смех, недоразумения, прощения. Мы стараемся понимать друг друга, потому что мы – одно целое, одна семья. Мы постигаем границы разума и света, стремимся стать достойными людьми, чтобы в будущем построить свой мир.

Я понимаю, что люблю этих детей и благодарна им за то, что они приняли меня в свой мир, где я тоже его частичка.

В начале профессиональной деятельности учителю предстоит трудная работа.  Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил ВУЗ, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Именно в первые годы работы, с первых дней начинается наиболее интенсивное формирование тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.  Хорошо, если учитель попал в сильный педагогический коллектив. Под рукой и пособия, и методические разработки, опытные учителя, рядом институты, библиотеки. Но здесь свои трудности: в таких школах – высокий уровень требований, развитые ученики, подготовленные родители. Многие сельские школы ни в чем не уступают городским, но существуют и такие, где ниже уровень требований, учитель преподает нередко два-три предмета, с пособиями плохо... Разные условия диктуют и разные формы помощи, но есть и нечто общее, с чем нужно считаться.

        По статистике на сегодняшний день в школах работает лишь 15% выпускников педагогических вузов. Возникает вопрос, почему молодые педагоги, так необходимые сегодня школе, с новыми знаниями, с огромными возможностями и творческим потенциалом не идут работать в школу. Так что? Молодое учительство. Быть ему или не быть?

Процедура вхождения в профессию потребует от педагога определенных усилий и, прежде всего, желание стать учителем? Существуют разные мнения, но, тем не менее, я считаю, что желание стать учителем формируется у будущего педагога еще в вузе, когда он постигает азы методики и дидактики, так необходимые его профессии.

Но даже если у педагога есть желание, огромный творческий потенциал, интерес к работе, почему, проработав год или два, он уходит?

Существует множество различных факторов, которые не задерживают учителя  в школе. Во-первых, это достаточно весомое расхождение между тем, что преподавали в институте и тем, что действительно происходит на практике в школе. Учитель приходит в школу с незнанием того, как, например, заполнить журнал, как строить отношения в новом коллективе. Всему этому педагог учится сам на своих ошибках. Ведь для того, чтобы провести хороший методически правильный урок, безусловно, необходима помощь мудрого и опытного наставника. Во-вторых, это дети. Поработав, специалист уходит из школы, узнав современных детей, которые сегодня от и до знают свои права. Ему  приходится искать подход к детям, но не каждый его находит. И в такой ситуации проще выбрать более легкий путь – просто уйти. В-третьих, существует еще один фактор. Это родители, с которыми  не всегда просто найти контакт, прийти к согласию и пониманию.

Это, конечно, неполный перечень тех факторов, которые способствуют уходу учителя из школы. Об этом можно рассуждать долго. Но все же существуют педагоги, которые остаются работать и, действительно, добиваются успехов в своей профессиональной деятельности. Почему? Немалую поддержку оказывают администрация школ, наставники, консультации методистов.

 Всё же, на мой взгляд, учительству быть. Быть смелому и творческому педагогу. Быть инновационным и современным идеям. Быть высокому полету педагогической мысли, способной разрушить любые преграды и наполнить свежим дыханием традиционные устои жизни. Всему этому быть! И чтобы загорелась искра познания профессии учителя, чтобы потом из нее разгорелся костер мастерства, таланта, творчества, нужно постараться помочь педагогу преодолеть злободневные причины и осознать правильность выбора своей профессии.

В современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Конечно, учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего педагога  прошел успешно, многое зависит от администрации школы, которая должна помнить: плохой хозяин выращивает сорняки, хороший - рис, умный возделывает почву, дальновидный растит помощников (японская пословица). Хороший руководитель всегда готовит и воспитывает смену.

Мне посчастливилось, что в начале моей педагогической деятельности произошла встреча с великим человеком, создателем гуманной педагогики        Ш.А. Амонашвили. Его живое и проникновенное Слово, особая философия помогли мне в формировании педагогического мировоззрения.      

Я верю, настанет день, когда большинство выпускников педагогических вузов пойдет работать в школу и осознает, что это одна из самых лучших профессий на земле. Каждое утро, идя в школу,  я с радостью жду встреч с моими учениками. И когда они здороваются, улыбаются, торопятся рассказать о том, что было без меня, хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило, значит, я выбрала правильно свою профессию, значит, Я-учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

публичная лекция

Напечатанный материал может быть использован для родителей на родительских собраниях, учителями 1-5 классов на методических объединениях...

Публичная лекция для родителей. Тема: «Спортивная игра против компьютерной».

Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависит от весёлых и живых игр. Эти слова Платона я взяла эпиграфом к своей лекции,  тема, которой «Спортивная игра против компьютерной»....

публичная лекция "Миссия учителя"

выступление на фестивале Методических идей в г. Балаково...

Публичная лекция для родителей "Формирование личности подростка в семье"

Каждый человек с легкостью согласится со мной, что быть родителем – тяжелая работа. Кое-кто даже вздохнет: мол, ужасно жаль, что нас заранее не предупреждают о тяготах родительской миссии. Предупрежда...

Публичная лекция "Миссия учителя".

 С  этой лекцией я выступала на конкурсе педагогических достижений учителей Красносельского района "учитель должен быть крылатым и обязательно с мечтой." Почему я выбрала эту професси...

презентация к публичной лекции по теме"Нефть и нефтепереработка"

Данная презентация была создана для проведения публичной лекции в рамках Ломоносовских чтений, которые проводятся в МБОУ "Брянский городской лицей №2 им. М.В. Ломоносова" с 2011 года....