Возрастные особенности школьника
презентация к уроку по теме
Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личночти, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений. (Психологический словарь).
Успех воспитания зависит прежде всего от знания учителями (воспитателями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_shkolnikov_hudyakova_v.i.pptx | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Младший школьный возраст
Ведущий вид деятельности - учебный Происходит анатомо-физиологическое созревание организма: нервные процессы становятся более подвижны и уравновешены, тем не менее возбуждение преобладает над торможением. Возрастает физиологическая выносливость, работоспособность.
Трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе. Резкое изменение режима дня. Трудность, которая проистекает из характера взаимоотношений с учителем и с товарищами по классу. Учитель – тот человек, который постоянно оценивает ребенка. Функциональные отклонения: нарушения сна, аппетита, дети капризны, возрастает интерес к игрушкам, увеличивается количество заболеваний.
Факторы, которые благоприятно влияют на процесс адаптации. Полная семья. Высокий уровень образованности родителей. Правильные методы воспитания. Положительный стиль общения с учителями. Отношения со сверстниками.
Трудности, которые связаны с отрицательным отношением к школе и нежеланием учится. У ребенка сформирована установка на отказ от усилий. Дома заранее сформировали страх перед школой. Когда рисуют школьную жизнь и успехи ребенка в радужных тонах, а реальность оказывается совершенно другой.
Потребности детей младшего школьного возраста Потребность в свободных действиях и движениях. Потребность познания действительности в новых впечатлениях. Потребность в игре.
Динамика мотивов у младших школьников. Сначала у ребенка проявляется интерес к внешней стороне пребывания в школе. Возникает интерес к первым результатам учебной деятельности. Возникает интерес к процессу и содержанию учения. Интерес к способам добывания знаний.
Особенности познавательной сферы. Внимание: преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание неустойчиво очень узкое по объему. Уровень распределения внимания невысокий (не справляются с написанием диктанта ). Трудности с переключением внимания (переход от одного урока к другому ).
Память носит наглядно-образный характер. Более развито непроизвольное запоминание. Преобладают приемы механического запоминания. Воспроизведение чаще всего дословно. Преобладает наглядно-образное мышление.
Основные новообразования детей младшего школьного возраста. Формирование произвольности: произвольность психических процессов и произвольность поведения. Формирование внутреннего плана действия и рефлексии. Это способность выполнять действия в уме.
Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Учитель является ключевой фигурой. Это центр всей его жизни. На учителе завязано эмоциональное самочувствие ребенка. На отношения со сверстниками оказывает влияние учитель.
Факторы, которые оказывают влияние на формирование самооценки Оценка взрослыми учебной деятельности и самого ученика. Уровень притязаний ребенка должен. соответствовать уровню его возможностей. Если у ребенка низкая самооценка, то формируется мотив избегания неудач.
Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
Объективные сложности этого возраста Изменяется социальная ситуация развития, ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, выполняет новые функции Подростковый возраст это период бурного полового созревания. Дефекты воспитания становятся заметными Появляется интерес к противоположному полу и к самому себе
Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение. Учение отходит на второй план, но остается главным видом деятельности.
Основные потребности детей этого возраста Потребность в самоутверждении ( в определенном социометрическом статусе). Потребность в общении со сверстниками.
Динамика мотивов общения подростков со сверстниками 4 класс – главное просто желание быть среди сверстников, вместе что-то делать, играть. 5-6 класс – появляется мотив занять определенное место в коллективе. 7-8 класс – стремление к автономии в коллективе сверстников, желание быть значимым в глазах сверстников.
Противоречия подросткового возраста Социализация с одной стороны, врастание в мир человеческой культуры, а с другой стороны индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я».
Основные интересы детей подросткового возраста Интерес к своей внешности. Интерес к противоположному полу. Познавательный интерес.
Особенности познавательной сферы Готовность ко всем видам учебной деятельности. Привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный материал, необычные формы работы. Развивается познавательный мотив. Избирательное отношение к предмету (интерес к предмету связан с личностью учителя). Вызывают интерес те предметы, где можно высказать свою точку зрения.
Основные новообразования возраста Развитие самосознания. Формирование самооценки. Формирование внутренней психологической среды. Переживания, связанные с отношением к собственной личности (как правило отрицательные). Подростки находят у себя все новые недостатки. Важно давать положительную обратную связь. Самооценка крайне неустойчива. Появляется чувство «взрослости». Надо уважать это чувство и перестраивать свои отношения с детьми. Формируются нравственные понятия, суждения.
Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Более значимо общение со сверстниками. Мнение родителей менее значимо. Ощущение того, что ребенок «уходит». Между подростками складываются различные по степени близости отношения: просто товарищ, близкий товарищ, личный друг. Очень ревностно относятся к изменам.
Особенности эмоциональной сферы Подростки обличаются большой страстностью и вспыльчивостью. Характерны упрямство, своеволие, немотивированные поступки При столкновении с трудностями могут бросать начатое дело. Поэтому важно давать посильные задания и вооружать способами их выполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности школьников
Характеристика индивидуальных особенностей в зависимости от их возраста....
Возрастные особенности школьников.
Материал для родителей и классных руководителей....
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
Возрастные особенности младших школьников, при изучении бега на уроках физической культуры
Это статья о формировании навыков бега у учащихся начальных классов. Уже в начальных классах следует обращать внимание на укрепление мышц ног, несущих основную нагрузку в беге, и на постепенное ф...
Возрастные особенности школьников и приемы положительного педагогического воздействия
Возрастные особенности учащихся начальной, средней и старшей школы. Приемы положительного педагогического воздействия.Презентация для педагогического совета...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтоб...
Программа повышения квалификации педагогов "Возрастные особенности школьников в контексте реализации ФГОС"
Предлагаемая вашему вниманию программа была разработана для повышения квалификации педагогов.В основе реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС лежит системно-деятельностный подход, к...