"Ребёнок его права и обязанности"
классный час (8 класс) по теме
Тема: Ребёнок его права и обязанности.
Цель: Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям.
Сформировать чёткие представления о правах ребёнка и его обязанностях.
Уточнить понятие «Конвенция о правах ребёнка».
Ход занятия.
Организационный момент.
Создание психоэмоционального настроя детей на занятие.
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Поприветствуем друг друга улыбкой. Мы все улыбнулись, и жизнь пусть на самую капельку, стала радостней и интересней. Думаю, и занятие наше сегодня пройдёт интересно, слажено, с пользой для всех. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать тему занятия.
КРОССВОРД
1 | п | р | а | в | д | и | в | о | с | т | ь | |||||
2 | р | а | з | у | м | н | о | с | т | ь |
| |||||
3 | а | к | к | у | р | а | т | н | о | с | т | ь | ||||
4 | в | е | ж | л | и | в | о | с | т | ь | ||||||
5 | о | т | в | е | т | с | т | в | е | н | н | о | с | т | ь | |
ВОПРОСЫ:
1. Качество человека любящего говорить правду. (Правдивость)
2. Качество человека, свидетельствующее о рассудительности, толковости. (Разумность)
3. Антоним существительному «неряшливость». (Аккуратность)
4. Качество учтивого человека соблюдающего правила приличия. (Вежливость)
5. Качество человека с высоко развитым чувством долга, добросовестно относящегося к своим обязанностям. (Ответственность)
Какое слово выделилось ПРАВО.
Право – это всё то, что истинно и справедливо.
В.Гюго.
Работа по теме.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. Ребята задайте себе вопрос: Когда у вас появились права и обязанности?
Примерные ответы дети: когда пошли учиться, когда получили паспорт.
Воспитатель. Многие из вас скажут: «Нет пока у нас прав и обязанностей – до совершеннолетия, до 18 лет». Скажите, правильное ли утверждение? Права и обязанности есть всегда, даже у самых маленьких детей. А что же такое права человека?
Примерные ответы дети: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, бесплатное обучение, бесплатное лечение.
Воспитатель. Какой организацией и в каком году была провозглашена Всеобщая декларация прав человека?
Примерные ответы дети: В 1948г Организацией объединенных наций ООН.
Воспитатель. Сколько лет прошло со дня принятия этой декларации?
Примерные ответы дети: Свыше 50 лет.
Воспитатель. 20 ноября 1989г. Россия признала очень важный документ
«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ» – МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ.
В конвенции сказано, что, ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста. По российским законам совершеннолетие наступает с 18 лет. Россия опирается на конвенцию в вопросах законности о правах детей. Законов в Российской Конституции много, а самый строгий из них – Уголовный кодекс Российской Федерации.
К сожалению, с некоторыми детьми случается то, что записано в статьях Уголовного кодекса. Ребёнок может стать участником или жертвой преступления. Чтобы не испортить себе жизнь, нужно вовремя сообразить, что происходит, и вспомнить - на стороне ребёнка Закон.
Какие статьи Конституции РФ описывают права человека? (Работа с книгой.)
Статья 20: каждый имеет право на жизнь.
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность.
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания.
Статья 40: каждый имеет право на жилище.
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 43: каждый имеет право на образование.
Дети находят статьи в Конституции РФ (раздел 2 «Права человека и гражданина») по очереди зачитывают их и объясняют свое понимание.
Воспитатель. У каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и дадим оценку действиям их участников.
Ситуация № 1
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Воспитатель: Кто в этой ситуации не прав и почему?
Приблизительные ответы учеников: Не прав сын, так как он нарушает право соседей на отдых, не уважает права других людей. Тем более что по закону шум разрешён до 21 часа.
Ситуация № 2
Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией запрещено насилие над детьми!
Воспитатель: Объясните, в чём неправа Оля?
Приблизительные ответы учеников: Кроме прав у ученицы есть и обязанности дежурного, как и у всех детей в классе, а так же обязанности уважать права других людей на чистоту в классе.
Ситуация № 3
Учитель: Петров, почему на математике ты бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Воспитатель: Правильно ли рассуждает Петров?
Приблизительные ответы учеников: Одноклассники Петрова имеют право на образование. Петров своим бегом отвлекал одноклассников от процесса обучения.
Ситуация № 4
Мама: Сынок, почему ты не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?
Сын: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!
Воспитатель: Прав ли борец за права ребёнка?
Приблизительные ответы учеников: Нет, он не прав. Хлеб он должен
купить для себя, мусор вынести за собой. Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Мать тоже имеет право на отдых и сын должен уважать её право и помогать ей.
Воспитатель: С каким документом, повествующим о правах детей, хорошо знакомы действующие лица данных ситуаций? И чего они не знают?
Приблизительные ответы учеников: Этот документ называется Конвенция о правах ребёнка. Действующие лица данных ситуаций не знают, что обязаны уважать права других людей.
Воспитатель: Верно ли утверждение: ПРАВ ТОТ, У КОГО БОЛЬШЕ ПРАВ.
Словарная работа.
ПРАВО - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
С.И. Ожегов.
Физминутка:
а) Упражнение для расслабления и укрепление глазных мышц. «Листопад»
Цель: для восстановления работоспособности глаз.
б) Упражнение для коррекции осанки. «Индийская походка»
Цель: коррекция осанки.
Воспитатель. Сегодня на занятии мы с вами будем говорить не только о правах, но и поговорим об обязанностях. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях. Что обозначает слово обязанность?
ОБЯЗАННОСТЬ - согласие исполнять определённые действия, при определённых условиях. Обязанность - это регламентированные действия, возложенные на кого-нибудь и обязательные для выполнения. Например, служебные, общественные, всеобщие воинские и школьные обязанности.
Давайте вместе запишем на ватмане ваши обязанности как учащихся.
1. Учащийся приходит в школу за 15 - 20 минут до начала занятий, чистым, опрятным, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
3. Нельзя без разрешения классного руководителя или медицинской сестры уходить из школы в урочное время.
4. В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.
5. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.
6. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.
7. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.
8. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы.
9.Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.
10. Учащиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
11. Учащимся не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
Итог занятия.
Воспитатель. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Рефлексия.
Кого заставило задуматься сегодняшнее занятие? (Ответы детей.)
Воспитатель. Для вас пришло письмо - памятка от выпускников нашей школы.
Дети читают письмо вслух по цепочке.
Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в замечательной школе. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основы правового воспитания.
Тема: Ребёнок его права и обязанности.
Воспитатель: Ковалёва А.В.
Тема: Ребёнок его права и обязанности.
Цель: Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям.
Сформировать чёткие представления о правах ребёнка и его обязанностях.
Уточнить понятие «Конвенция о правах ребёнка».
Ход занятия.
Организационный момент.
Создание психоэмоционального настроя детей на занятие.
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Поприветствуем друг друга улыбкой. Мы все улыбнулись, и жизнь пусть на самую капельку, стала радостней и интересней. Думаю, и занятие наше сегодня пройдёт интересно, слажено, с пользой для всех. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать тему занятия.
КРОССВОРД
1 | п | р | а | в | д | и | в | о | с | т | ь |
2 | р | а | з | у | м | н | о | с | т | ь |
3 | а | к | к | у | р | а | т | н | о | с | т | ь |
4 | в | е | ж | л | и | в | о | с | т | ь |
5 | о | т | в | е | т | с | т | в | е | н | н | о | с | т | ь |
ВОПРОСЫ:
- Качество человека любящего говорить правду. (Правдивость)
- Качество человека, свидетельствующее о рассудительности, толковости. (Разумность)
- Антоним существительному «неряшливость». (Аккуратность)
- Качество учтивого человека соблюдающего правила приличия. (Вежливость)
- Качество человека с высоко развитым чувством долга, добросовестно относящегося к своим обязанностям. (Ответственность)
Какое слово выделилось ПРАВО.
Право – это всё то, что истинно и справедливо.
В.Гюго.
Работа по теме.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. Ребята задайте себе вопрос: Когда у вас появились права и обязанности?
Примерные ответы дети: когда пошли учиться, когда получили паспорт.
Воспитатель. Многие из вас скажут: «Нет пока у нас прав и обязанностей – до совершеннолетия, до 18 лет». Скажите, правильное ли утверждение? Права и обязанности есть всегда, даже у самых маленьких детей. А что же такое права человека?
Примерные ответы дети: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, бесплатное обучение, бесплатное лечение.
Воспитатель. Какой организацией и в каком году была провозглашена Всеобщая декларация прав человека?
Примерные ответы дети: В 1948г Организацией объединенных наций ООН.
Воспитатель. Сколько лет прошло со дня принятия этой декларации?
Примерные ответы дети: Свыше 50 лет.
Воспитатель. 20 ноября 1989г. Россия признала очень важный документ
«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ» – МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ.
В конвенции сказано, что, ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста. По российским законам совершеннолетие наступает с 18 лет. Россия опирается на конвенцию в вопросах законности о правах детей. Законов в Российской Конституции много, а самый строгий из них – Уголовный кодекс Российской Федерации.
К сожалению, с некоторыми детьми случается то, что записано в статьях Уголовного кодекса. Ребёнок может стать участником или жертвой преступления. Чтобы не испортить себе жизнь, нужно вовремя сообразить, что происходит, и вспомнить - на стороне ребёнка Закон.
Какие статьи Конституции РФ описывают права человека? (Работа с книгой.)
Статья 20: каждый имеет право на жизнь.
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность.
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания.
Статья 40: каждый имеет право на жилище.
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 43: каждый имеет право на образование.
Дети находят статьи в Конституции РФ (раздел 2 «Права человека и гражданина») по очереди зачитывают их и объясняют свое понимание.
Воспитатель. У каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и дадим оценку действиям их участников.
Ситуация № 1
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Воспитатель: Кто в этой ситуации не прав и почему?
Приблизительные ответы учеников: Не прав сын, так как он нарушает право соседей на отдых, не уважает права других людей. Тем более что по закону шум разрешён до 21 часа.
Ситуация № 2
Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией запрещено насилие над детьми!
Воспитатель: Объясните, в чём неправа Оля?
Приблизительные ответы учеников: Кроме прав у ученицы есть и обязанности дежурного, как и у всех детей в классе, а так же обязанности уважать права других людей на чистоту в классе.
Ситуация № 3
Учитель: Петров, почему на математике ты бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Воспитатель: Правильно ли рассуждает Петров?
Приблизительные ответы учеников: Одноклассники Петрова имеют право на образование. Петров своим бегом отвлекал одноклассников от процесса обучения.
Ситуация № 4
Мама: Сынок, почему ты не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?
Сын: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!
Воспитатель: Прав ли борец за права ребёнка?
Приблизительные ответы учеников: Нет, он не прав. Хлеб он должен
купить для себя, мусор вынести за собой. Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Мать тоже имеет право на отдых и сын должен уважать её право и помогать ей.
Воспитатель: С каким документом, повествующим о правах детей, хорошо знакомы действующие лица данных ситуаций? И чего они не знают?
Приблизительные ответы учеников: Этот документ называется Конвенция о правах ребёнка. Действующие лица данных ситуаций не знают, что обязаны уважать права других людей.
Воспитатель: Верно ли утверждение: ПРАВ ТОТ, У КОГО БОЛЬШЕ ПРАВ.
Словарная работа.
ПРАВО - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
С.И. Ожегов.
Физминутка:
а) Упражнение для расслабления и укрепление глазных мышц. «Листопад»
Цель: для восстановления работоспособности глаз.
б) Упражнение для коррекции осанки. «Индийская походка»
Цель: коррекция осанки.
Воспитатель. Сегодня на занятии мы с вами будем говорить не только о правах, но и поговорим об обязанностях. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях. Что обозначает слово обязанность?
ОБЯЗАННОСТЬ - согласие исполнять определённые действия, при определённых условиях. Обязанность - это регламентированные действия, возложенные на кого-нибудь и обязательные для выполнения. Например, служебные, общественные, всеобщие воинские и школьные обязанности.
Давайте вместе запишем на ватмане ваши обязанности как учащихся.
1. Учащийся приходит в школу за 15 - 20 минут до начала занятий, чистым, опрятным, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
3. Нельзя без разрешения классного руководителя или медицинской сестры уходить из школы в урочное время.
4. В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.
5. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.
6. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.
7. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.
8. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы.
9.Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.
10. Учащиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
11. Учащимся не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
Итог занятия.
Воспитатель. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Рефлексия.
Кого заставило задуматься сегодняшнее занятие? (Ответы детей.)
Воспитатель. Для вас пришло письмо - памятка от выпускников нашей школы.
Дети читают письмо вслух по цепочке.
Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в замечательной школе. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права и обязанности ребёнка в картинках
Плакаты для беседы на соответствующую тему...
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Проект - "Права и обязанности ребёнка"
Каждый ученик обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь, настолько сложна и многообразна, что изучение прав необходимо начинать с раннего детства....
Родительское собрание «Права и обязанности ребёнка: поиск равновесия»
Любой человек на земле обладает своими правами и обязанностями. Свои права и обязанности имеют и наши дети. Жизнь ребенка (как думают некоторые родители) - продолжение и даже часть жизни родителей. Бо...
Викторина «Права и обязанности ребёнка».
Викторина по Конституции...
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...