"Ребёнок его права и обязанности"
классный час (8 класс) по теме

Ковалёва Альбина Владимировна

Тема: Ребёнок его права и обязанности.

Цель:  Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям.

        Сформировать чёткие представления о правах ребёнка и его обязанностях.

        Уточнить понятие «Конвенция о правах ребёнка».

Ход занятия.

Организационный момент.

Создание  психоэмоционального  настроя детей на занятие.

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Поприветствуем друг друга улыбкой. Мы все улыбнулись, и жизнь пусть на самую капельку, стала радостней и интересней. Думаю, и занятие наше сегодня пройдёт интересно, слажено, с  пользой  для всех. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать тему занятия.

КРОССВОРД   

1

п

р

а

в

д

и

в

о

с

т

ь

2

р

а

з

у

м

н

о

с

т

ь

 

3

а

к

к

у

р

а

т

н

о

с

т

ь

4

в

е

ж

л

и

в

о

с

т

ь

5

о

т

в

е

т

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

                 

         ВОПРОСЫ:

1.     Качество человека любящего говорить правду. (Правдивость)

2.     Качество человека, свидетельствующее о рассудительности, толковости. (Разумность)

3.     Антоним существительному «неряшливость». (Аккуратность)

4.     Качество учтивого человека соблюдающего правила приличия. (Вежливость)

5.     Качество человека с высоко развитым чувством долга, добросовестно относящегося к своим обязанностям. (Ответственность)

Какое слово выделилось  ПРАВО.

 

Право – это всё то, что истинно и справедливо.

                                                        В.Гюго.

 

Работа по теме.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. Ребята задайте себе вопрос: Когда  у  вас   появились  права  и   обязанности?      

Примерные ответы  дети: когда пошли учиться, когда получили паспорт.

Воспитатель.  Многие из вас скажут: «Нет пока у нас прав и обязанностей – до совершеннолетия, до 18 лет». Скажите, правильное   ли  утверждение? Права и обязанности есть  всегда, даже у самых маленьких детей. А что же такое права человека?

Примерные ответы  дети: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, бесплатное  обучение, бесплатное лечение.

Воспитатель. Какой  организацией и в каком году была провозглашена Всеобщая декларация прав человека?

 

Примерные ответы  дети: В 1948г Организацией объединенных  наций ООН.

 

Воспитатель. Сколько лет прошло со дня принятия этой декларации?

 

Примерные ответы  дети: Свыше 50 лет.

 

Воспитатель. 20 ноября 1989г. Россия признала очень важный документ

«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ» – МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ.

В конвенции сказано, что, ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста. По российским законам совершеннолетие наступает  с 18 лет. Россия опирается на конвенцию в вопросах законности  о правах детей. Законов в Российской Конституции  много, а самый строгий  из них – Уголовный кодекс Российской Федерации.

К сожалению, с некоторыми детьми случается то, что записано в статьях Уголовного кодекса. Ребёнок может стать участником или жертвой преступления. Чтобы не испортить себе жизнь, нужно вовремя сообразить, что происходит, и вспомнить -  на стороне ребёнка Закон.

Какие статьи Конституции РФ описывают права человека? (Работа с книгой.)

Статья 20: каждый имеет право на жизнь.

Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность.

Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания.

Статья 40: каждый имеет право на жилище.

Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43: каждый имеет право на образование.

Дети находят статьи в Конституции РФ (раздел 2 «Права человека и гражданина») по очереди зачитывают их и объясняют свое понимание.

Воспитатель. У каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и дадим оценку действиям их участников.

 

Ситуация № 1

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

 

Воспитатель: Кто в этой ситуации не прав и почему?

 

Приблизительные ответы учеников: Не прав сын, так как он нарушает право соседей на отдых, не уважает права других людей. Тем более что по закону шум разрешён до 21 часа.

 

Ситуация № 2

Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

 Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией запрещено насилие над детьми!

 

Воспитатель: Объясните, в чём неправа Оля?

 

Приблизительные ответы учеников: Кроме прав у ученицы есть и обязанности дежурного, как и у всех детей в классе, а так же обязанности уважать права других людей на чистоту в классе.

 

Ситуация № 3

Учитель: Петров, почему на математике ты бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

 

Воспитатель: Правильно ли рассуждает Петров?

 

Приблизительные ответы учеников: Одноклассники Петрова имеют право на образование. Петров своим бегом отвлекал одноклассников от процесса обучения.

 

Ситуация № 4

Мама: Сынок, почему ты не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?

Сын: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

 

Воспитатель: Прав ли борец за права ребёнка?

 

Приблизительные ответы учеников: Нет, он не прав. Хлеб он должен   

купить для себя, мусор вынести за собой. Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Мать тоже имеет право на отдых и сын должен уважать её право и помогать ей.

 

Воспитатель: С каким документом, повествующим о правах детей, хорошо знакомы действующие лица данных ситуаций? И чего они не знают?

 

Приблизительные ответы учеников: Этот документ называется Конвенция о правах ребёнка. Действующие лица данных ситуаций не знают, что обязаны уважать права других людей.

 

Воспитатель: Верно ли утверждение:  ПРАВ ТОТ, У КОГО БОЛЬШЕ ПРАВ.

 

Словарная работа.

ПРАВО -  совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

                                                                           С.И. Ожегов.

Физминутка:

а) Упражнение для расслабления и укрепление глазных мышц.  «Листопад»

Цель: для восстановления работоспособности глаз.

б) Упражнение для коррекции осанки. «Индийская походка»

Цель: коррекция осанки.

Воспитатель. Сегодня на занятии мы с вами будем говорить не только о правах, но и поговорим об обязанностях. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях. Что обозначает слово обязанность?

ОБЯЗАННОСТЬ - согласие исполнять определённые действия, при определённых условиях. Обязанность - это регламентированные действия, возложенные на кого-нибудь и обязательные для выполнения. Например, служебные, общественные, всеобщие воинские и школьные обязанности.

Давайте вместе запишем на ватмане  ваши обязанности как учащихся.

1. Учащийся приходит в школу за 15 - 20 минут до начала занятий, чистым, опрятным, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2.  Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.

3. Нельзя без разрешения классного руководителя или медицинской сестры уходить из школы в урочное время.

4. В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.  

5. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.

6. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.

7. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.

8. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы.

9.Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.

10. Учащиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

 11. Учащимся не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.

Итог занятия.

Воспитатель. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.           Уважай чужие права!

Рефлексия.

Кого заставило задуматься сегодняшнее занятие? (Ответы детей.)

Воспитатель. Для вас пришло письмо - памятка от выпускников нашей школы.

Дети читают письмо вслух по цепочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка школьнику

 

Дорогой друг, ты  учишься в замечательной школе. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

 

Во-первых, не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

 

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

 

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

 

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

 

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

 

В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

 

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

 

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

 

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

 

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

 

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы правового воспитания.

Тема: Ребёнок его права и обязанности.

Воспитатель: Ковалёва А.В.

Тема: Ребёнок его права и обязанности.

Цель:  Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям.

        Сформировать чёткие представления о правах ребёнка и его обязанностях.

        Уточнить понятие «Конвенция о правах ребёнка».

Ход занятия.

Организационный момент. 

Создание  психоэмоционального  настроя детей на занятие.

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Поприветствуем друг друга улыбкой. Мы все улыбнулись, и жизнь пусть на самую капельку, стала радостней и интересней. Думаю, и занятие наше сегодня пройдёт интересно, слажено, с  пользой  для всех. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать тему занятия.

КРОССВОРД        

1

п

р

а

в

д

и

в

о

с

т

ь

2

р

а

з

у

м

н

о

с

т

ь

3

а

к

к

у

р

а

т

н

о

с

т

ь

4

в

е

ж

л

и

в

о

с

т

ь

5

о

т

в

е

т

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

        ВОПРОСЫ:

  1. Качество человека любящего говорить правду. (Правдивость)
  2. Качество человека, свидетельствующее о рассудительности, толковости. (Разумность)
  3. Антоним существительному «неряшливость». (Аккуратность)
  4. Качество учтивого человека соблюдающего правила приличия. (Вежливость)
  5. Качество человека с высоко развитым чувством долга, добросовестно относящегося к своим обязанностям. (Ответственность)

Какое слово выделилось  ПРАВО.

Право – это всё то, что истинно и справедливо.

                                                        В.Гюго.

Работа по теме.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. Ребята задайте себе вопрос: Когда  у  вас   появились  права  и   обязанности?      

Примерные ответы  дети: когда пошли учиться, когда получили паспорт.

Воспитатель.  Многие из вас скажут: «Нет пока у нас прав и обязанностей – до совершеннолетия, до 18 лет». Скажите, правильное   ли  утверждение? Права и обязанности есть  всегда, даже у самых маленьких детей. А что же такое права человека?

Примерные ответы  дети: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, бесплатное  обучение, бесплатное лечение.

Воспитатель. Какой  организацией и в каком году была провозглашена Всеобщая декларация прав человека?

Примерные ответы  дети: В 1948г Организацией объединенных  наций ООН.

Воспитатель. Сколько лет прошло со дня принятия этой декларации?

Примерные ответы  дети: Свыше 50 лет.

Воспитатель. 20 ноября 1989г. Россия признала очень важный документ

«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ» – МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ.

В конвенции сказано, что, ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста. По российским законам совершеннолетие наступает  с 18 лет. Россия опирается на конвенцию в вопросах законности  о правах детей. Законов в Российской Конституции  много, а самый строгий  из них – Уголовный кодекс Российской Федерации.

К сожалению, с некоторыми детьми случается то, что записано в статьях Уголовного кодекса. Ребёнок может стать участником или жертвой преступления. Чтобы не испортить себе жизнь, нужно вовремя сообразить, что происходит, и вспомнить -  на стороне ребёнка Закон.

Какие статьи Конституции РФ описывают права человека? (Работа с книгой.)

Статья 20: каждый имеет право на жизнь.

Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность.

Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания.

Статья 40: каждый имеет право на жилище.

Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43: каждый имеет право на образование.

Дети находят статьи в Конституции РФ (раздел 2 «Права человека и гражданина») по очереди зачитывают их и объясняют свое понимание.

Воспитатель. У каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и дадим оценку действиям их участников.

Ситуация № 1

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

Воспитатель: Кто в этой ситуации не прав и почему?

Приблизительные ответы учеников: Не прав сын, так как он нарушает право соседей на отдых, не уважает права других людей. Тем более что по закону шум разрешён до 21 часа.

Ситуация № 2

Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

 Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией запрещено насилие над детьми!

Воспитатель: Объясните, в чём неправа Оля?

Приблизительные ответы учеников: Кроме прав у ученицы есть и обязанности дежурного, как и у всех детей в классе, а так же обязанности уважать права других людей на чистоту в классе.

Ситуация № 3

Учитель: Петров, почему на математике ты бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Воспитатель: Правильно ли рассуждает Петров?

Приблизительные ответы учеников: Одноклассники Петрова имеют право на образование. Петров своим бегом отвлекал одноклассников от процесса обучения.

Ситуация № 4

Мама: Сынок, почему ты не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?

Сын: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

Воспитатель: Прав ли борец за права ребёнка?

Приблизительные ответы учеников: Нет, он не прав. Хлеб он должен    

купить для себя, мусор вынести за собой. Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Мать тоже имеет право на отдых и сын должен уважать её право и помогать ей.

Воспитатель: С каким документом, повествующим о правах детей, хорошо знакомы действующие лица данных ситуаций? И чего они не знают?

Приблизительные ответы учеников: Этот документ называется Конвенция о правах ребёнка. Действующие лица данных ситуаций не знают, что обязаны уважать права других людей.

Воспитатель: Верно ли утверждение:  ПРАВ ТОТ, У КОГО БОЛЬШЕ ПРАВ.

Словарная работа.

ПРАВО -  совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

                                                                           С.И. Ожегов.

Физминутка: 

а) Упражнение для расслабления и укрепление глазных мышц.  «Листопад»

Цель: для восстановления работоспособности глаз.

б) Упражнение для коррекции осанки. «Индийская походка»

Цель: коррекция осанки.

Воспитатель. Сегодня на занятии мы с вами будем говорить не только о правах, но и поговорим об обязанностях. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях. Что обозначает слово обязанность?

ОБЯЗАННОСТЬ - согласие исполнять определённые действия, при определённых условиях. Обязанность - это регламентированные действия, возложенные на кого-нибудь и обязательные для выполнения. Например, служебные, общественные, всеобщие воинские и школьные обязанности.

Давайте вместе запишем на ватмане  ваши обязанности как учащихся.

1. Учащийся приходит в школу за 15 - 20 минут до начала занятий, чистым, опрятным, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2.  Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.

3. Нельзя без разрешения классного руководителя или медицинской сестры уходить из школы в урочное время.

4. В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.  

5. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.

6. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.

7. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.

8. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы.

9.Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.

10. Учащиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

 11. Учащимся не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.

Итог занятия.

Воспитатель. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.         Уважай чужие права!

Рефлексия.

Кого заставило задуматься сегодняшнее занятие? (Ответы детей.)

Воспитатель. Для вас пришло письмо - памятка от выпускников нашей школы.

Дети читают письмо вслух по цепочке.

Памятка школьнику

Дорогой друг, ты  учишься в замечательной школе. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности ребёнка в картинках

Плакаты для беседы на соответствующую тему...

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Проект - "Права и обязанности ребёнка"

Каждый ученик обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь,  настолько сложна и многообразна, что изучение прав необходимо начинать  с раннего детства....

Родительское собрание «Права и обязанности ребёнка: поиск равновесия»

Любой человек на земле обладает своими правами и обязанностями. Свои права и обязанности имеют и наши дети. Жизнь ребенка (как думают некоторые родители) - продолжение и даже часть жизни родителей. Бо...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...