Программа факультативных занятий по противодействию терроризму.
методическая разработка по теме
Программа факультативных занятий по противодействию терроризму с конспектами для преподавателей для проведения классных часов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа факультативных занятий
по противодействию терроризму.
Пояснительная записка.
Образовательно-просветительская программа направлена на обучение и воспитание обучающихся мероприятиям по противодействию терроризму.
Программа составлена во исполнении п.35 Комплексного плана информационного противодействия терроризму в РФ на 2008-2012 г.г., утвержденного Президентом РФ 13.05.2008 г. № Пр-955.
Программа составлена преподавателем Тарутиной Н. М.
Программа реализуется в форме проведения бесед на классных часах. Количество бесед в каждой группе обучающихся определено тематическим планом в количестве 11.
Содержание программы.
Тема № 1: Из истории терроризма. Понятие о терроризме, «международный терроризме».
Тема № 2: Сущность, виды терроризма.
Тема № 3: Нормативные правовые и организационные основы противодействия терроризму.
Тема № 4: Особенности терроризма в современной России. Тема № 5: Факторы, влияющие на развитие терроризма в современной России.
Тема № 6: Система мер борьбы с терроризмом. Принципы борьбы с терроризмом.
Тема № 7: Система безопасности.
Тема № 8: Памятка для населения: действия в случае обнаружения ВУ, ВОП, подозрительных предметов.
Тема № 9: Памятка для населения: при поступлении угрозы теракта по телефону руководителю, секретарю, диспетчеру необходимо.
Тема № 10: Памятка для населения: при поступлении угрозы теракта в письменном виде. В случае захвата в заложники.
Тема № 11: Мероприятия по снятию возникшего стресса и выработке психологической устойчивости у пострадавших при чрезвычайных ситуациях и террористических акт.
Тематический план
№ п./п. | Наименование тем | Количество часов |
1. | Из истории терроризма. Понятие о терроризме, «международный терроризме». | 1 |
2. | Сущность, виды терроризма. | 1 |
3. | Нормативные правовые и организационные основы противодействия терроризму | 1 |
4. | Особенности терроризма в современной России. | 1 |
5. | Факторы, влияющие на развитие терроризма в современной России. | 1 |
6. | Система мер борьбы с терроризмом. Принципы борьбы с терроризмом. | 1 |
7. | Система безопасности. | 1 |
8. | Памятка для населения: действия в случае обнаружения ВУ, ВОП, подозрительных предметов. | 1 |
9. | Памятка для населения: при поступлении угрозы теракта по телефону руководителю, секретарю, диспетчеру необходимо | 1 |
10. | Памятка для населения: при поступлении угрозы теракта в письменном виде. В случае захвата в заложники. | 1 |
11. | Мероприятия по снятию возникшего стресса и выработке психологической устойчивости у пострадавших при чрезвычайных ситуациях и террористических акт. | 1 |
Итого: 11 часов
Литература:
- Федеральные законы от:
- 6.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 153-ФЗ);
- 13.06.1996 № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ).
- Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму».
- Постановления Правительства РФ от:
- 15.09.1999 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- 06.06.2007 № 352 «О мерах по реализации федерального закона «О противодействии терроризму».
- Приказ Минобрнауки России от 4.06.2008 № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки».
- Постановление Администрации Ростовской области от 15.10.2004 № 409 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности на объектах социальной сферы и жизнеобеспечения, а также в местах массового пребывания людей».
- Рекомендации Департамента гражданской защиты МЧС России от 28.03.2003 № 14/6/156.
- Учебно-методическое пособие. С.Ю.Блинов. Действия населения по предупреждению террористических акций. –М.: Библиотечка «Военные знания», 2004.
- Брошюра. Как не стать жертвой террора. – Ростов-на-Дону: Издательство «Папирус», 2004.
Предварительный просмотр:
Конспекты для преподавателя для проведения классных часов по противодействию терроризму.
Тема №1: Из истории терроризма. Понятие о терроризме, «международный терроризм».
1. Из истории терроризма. Первые проявления терроризма возникли задолго до появления слова, их обозначающего. Еще в I веке нашей эры на территориях ныне занимаемых Израилем действовала организация сикариев, которые ставили своей задачей убийства представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Затем в средние века мусульманская секта ассошафинов физически уничтожала представителей власти в Сирии. Примерно в это же время в Индии и Китае террористические методы практиковали всевозможные тайные общества. Подлинный ужас на правителей земель, которые сегодня входят в состав Ирана и Афганистана, наводила секта исмаилитов. Новый этап терроризма приходится на середину и вторую половину XIX века. Именно к этому времени относится появление в странах Европы, в США и в России хорошо организованных лево-радикальных движений, ипользующих «пропаганду действием» с целью повлиять на деятельность своих правительств. В России это были народники (позднее эсеры), во Франции, Италии, Испании и США – анархисты. Первая половина XX века отмечена приходом к террористической деятельности уже крайне правых организаций, среди которых можно назвать Румынскую «железную гвардию» и различные национально - сепаратистские, фашистские движения в Германии, Франции и Венгрии. Как отдельный этап развития терроризма следует выделить вторую половину XX века. Совокупность проявлений террористической деятельности этого периода принято обозначать термином «международный терроризм».
2. Понятие о терроризме. Термин «терроризм» и «террор» стал широко употребляться со времен Французской буржуазной революции 1789 – 94 годов. Чуть позже, в 1798 году, словарь Французской Академии Наук определит его как «систему страха». В Великобритании он получит несколько иное значение: «правление ужаса».
Но обратимся к современным источникам. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова предлагает самое общее из определений терроризма: «политика и практика террора», под которым в свою очередь мыслится «устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии вплоть до уничтожения» или, во втором значении, «жестокое запугивание насилие». Таким образом, даже в этой, самой общей, формулировке говорится об опоре терроризма на силу в достижении своих целей – запугать и посеять панику. Здесь стоит сделать существенное замечание. Под это определение подпадает и понятие «государственный терроризм», которое заслуживает отдельного разговора, поэтому в данной работе о нем речи не пойдет. Далее, говоря о терроризме, автор будет иметь в виду ту его часть, которая исходит от негосударственных структур, поэтому словарное определение можно несколько усовершенствовать: терроризм – это «применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть правительство и вызвать политические изменения, он направлен на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности перед лицом насилия, смену в результате этого государственной власти в стране, на осуществление иных политических, религиозных или этнических чаяний». Именно такое определение терроризма будет использоваться далее по ходу работы. Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Понятия "терроризм" и "террорист" появились в конце 18-го века. Если верить одному французскому словарю, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе - и всегда с положительным оттенком. Однако уже в ходе Великой французской революции слово "террорист" стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника". Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово "терроризм", употреблялось очень широко и означало весь спектр различных оттенков насилия.
К 70-м годам 20 века этот термин, наконец приобрел универсальное значение и сейчас используется для обозначения мотивированного насилия со стороны "слабого", оппозиции - и с политическими целями. Для нагнетания страха террористы могут применять также поджоги или взрывы магазинов, вокзалов, штаб-квартир политических партий и т. п. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов. Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на воздействие на общество или на власть. Одновременно террористы быстро осознают ряд особенностей нашего времени: - власть сильно зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения;
- есть мощные СМИ, падкие на "террористические сенсации" и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение;
- люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его.
Cегодня самые ходовые и эффективные методы террора - насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов посредством СМИ.
И, наконец, - предъявление через те же СМИ обществу и лидерам мотивов террора и условий его прекращения. Главное условие такого террора - бурная реакция СМИ.
3. Понятие «международный терроризм».
Если еще до Второй Мировой войны экстремистские и террористические организации в различных точках земного шара не были связаны (или были, но слабо) меж собой идеологически, информационно или финансово, то современное состояние терроризма характеризуется, прежде всего, интеграцией этих отдельных организаций в более крупные структуры на религиозной, этнической, идеологической основах. Как правило, эти структуры прекрасно организованы, используют современные средства связи для координации своих действий, имеют надежные источники финансирования и поставщиков оружия, в роли которых, хотят они того или нет, выступают как экономически развитые страны, так и слабо развитые регионы, где имеют место вооруженные конфликты. Международный терроризм - это тот же терроризм, но, переступивший уже государственные границы, это система надежных связей как террористических организаций между собой, так и со своими «спонсорами». Его можно также рассматривать как некую силу, несущую идею глобальной децентрализации, первый этап которой уже завершился с распадом после Второй Мировой войны крупных колониальных держав. Но если во главе первого этапа стояли национально - освободительные движения, то во главе второго, сутью которого фактически является расчленение крупных государств на множество мелких автономных образований, стоят как раз международные террористические организации. Этот процесс ярко выражен в Евроазиатском и, частично, в Африканском регионах и почти не заметен в Северной Америке, главным образом, из-за удобного геополитического положения.
Таким образом, международный терроризм можно определить как хорошо отлаженную систему взаимосвязей между террористическими организациями всего мира, каждая из которых хорошо структурирована, имеет надежные каналы поступления финансовых средств и оружия, пользуется популярностью у некоторых слоев населения и выступает на стороне сил сепаратизма и децентрализации.
Для многих стран терроризм уже стал фактором внутренней и внешней политики: ужесточается антитеррористическое законодательство, растут расходы на содержание силовых структур, проводятся полицейские и военные операции, делаются попытки организовать международное сотрудничество, цель которого – обмен информацией и опытом по борьбе с различными формами экстремизма
Тема № 3: НОРМАТИВНЫЕ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ.
Наряду с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, которые чаще возникают от случайного стечения обстоятельств, человечество периодически переживает трагедии, вызванные умышленными целенаправленными действиями людей. Эти действия, связанные с насилием получили название терроризм, что в переводе с латинского означает страх, ужас.
Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (Из ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ, ст.3).
Терроризм – это глобальная проблема человечества, одна из самых страшных бед. Пока не побежден международный терроризм, люди нигде в мире не могут чувствовать себя в безопасности.
Этот враг силен и опасен, бесчеловечен и жесток.
Понятия терроризм и катастрофа сегодня как никогда сошлись близко.
Современный международный терроризм возник в конце прошлого столетия, ищет новые, все более жестокие и масштабные способы, использует средства массового уничтожения (применение ОВ «Зарин» в Токийском метро).
Чтобы не вызывать подозрения правоохранительных органов, террористам проще применять токсичные бытовые или промышленные вещества (аммиак, хлор и др.). Они широко используются в производстве и вполне доступны. Нарастает угроза применения биологических средств.
Таким образом, современный терроризм требует принятия мер противодействия, как со стороны государственных органов, так и руководителей всех категорий, должностных лиц ГО и РСЧС, всего населения России.
Поскольку степень вероятности роста террористических воздействий остается достаточно высокой, в стране ведется работа, направленная на борьбу с терроризмом, создана нормативно-правовая база.
Нормативные, правовые и организационные основы противодействия терроризму изложены в ряде федеральных законов и постановлений Правительства.
Основные из них:
Федеральный закон № 35-ФЗ устанавливает основные принципы, правовые и организационные основы профилактики терроризма, предупреждения, минимизации или ликвидации последствий проявления терроризма, порядок реабилитации лиц, пострадавших в результате теракта, ответственность за причастность к терроризму, вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом.
Указ Президента РФ № 116 определяет порядок образования комитета в Российской Федерации, комиссий в субъектах РФ, оперативных штабов в органах местного самоуправления, меры и задачи руководителей по пресечению терактов.
Постановление Правительства РФ № 1040 рекомендует разработать комплекс мер по усилению безопасности людей, развернуть среди населения разъяснительную и профилактическую работу. Силовым органам осуществлять комплекс оперативно-розыскных и оперативных мероприятий.
Постановление Администрации Ростовской области № 409 рекомендует ГУВД области, управлению федеральной службы безопасности РФ по Ростовской области и обязывает Главное управление по делам ГО и ЧС области:
- Ежегодно проводить комплексные проверки объектов на предмет антитеррористической защищенности.
- Создать постоянно действующие штабы.
- Постоянно проводить учебно-тренировочные мероприятия.
- Организовать разъяснительную работу по привитию чувства ответственности, бдительности, предотвращению ложных анонимных звонков о наличии взрывных устройств в образовательных учреждениях, на предприятиях.
Федеральный закон № 63-ФЗ «Уголовный кодекс РФ» ст.205-220 определяет ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем.
В ст.3 федерального закона № 35-ФЗ даны основные понятия:
Террористическая деятельность включает в себя:
- Организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию теракта;
- подстрекательство к теракту;
- организацию незаконного вооруженного формирования, организованной группы для реализации теракта, а равно участие в такой структуре;
- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации теракта;
- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности.
тЕМА № 2: Сущность, ВИДЫ терроризма.
Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
- предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
- минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
На распространение терроризма в России влияют следующие социальные факторы:
- активизация борьбы за политическую власть;
- обострение межнациональных противоречий на почве мнимого ущемления национальных прав отдельных этносов;
- распространение сепаратистских, антифедералистских, антирусских настроений и политических тенденций;
- обвальный рост преступности, организованной с вооружением, финансированием;
- распространение уголовного терроризма;
- стремление к переделу собственности и наживе.
Основными причинами терактов на территории РФ могут быть:
- Нерешенность социальных, национальных, религиозных проблем.
- Расслоение общества по уровню материального состояния, культуре и образованию.
- Существование незаконных организаций (религиозных, сектантских и других).
- Организованная преступность и криминализация ряда государственных и коммерческих структур.
- Нежелание части населения выполнять требования законов.
Наличие такого многообразия причин в обществе дает возможность руководителям террористических организаций, их пособникам организовать работу среди определенной части населения, в первую очередь среди неработающего населения, среди криминальных элементов и молодежи, не желающей трудиться и созидать, по их вербовке и подготовки для совершения терактов.
Эту работу во многих регионах РФ ведут:
- нетрадиционные религиозные секты;
- организации с источниками финансирования за пределами РФ;
- группы людей, стремящиеся по-своему решить экономические и финансовые вопросы после приватизации и раздела государственной собственности.
Методы этой работы различны:
- принуждение путем запугивания и обмана;
- убеждение малограмотных с низкими моральными качествами лиц на религиозной и родовой основе;
- подкуп;
- шантаж и др.
Носителями (субъектами) современного терроризма выступают спонтанно возникающие экстремистские группировки, религиозные общества, криминальные структуры, отдельные лица или сговор группы лиц, отрицающие легальную оппозиционную деятельность.
В современных условиях терроризм в любых его формах приобретает политическое звучание, так как он:
- подрывает систему государственной власти;
- криминализирует общество;
- оказывает негативное морально-психологическое воздействие на население.
Рассмотрим виды, цели, приемы, методы и способы подготовки и осуществления терактов.
Виды терроризма:
|
|
Основные цели терактов:
- воздействие на органы государственной власти;
- провокация войны;
- нанесение экономического ущерба;
- вымогательство;
- криминализация общества;
- морально-психологическое воздействие на население;
- устранение соперника;
- месть за какую-то деятельность;
- другие цели.
Тема № 4: Приемы и методы современного терроризма.
Современный терроризм отличается разнообразием приемов и методов:
|
|
Если раньше террористы использовали однозарядные пистолеты, ру чные бомбы, то теперь в их арсенале современные средства поражения (холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые, химические, отравляющие вещества, биологические средства).
Наиболее распространенными средствами являются взрывные устройства, взрывоопасные предметы (ВОП).
Взрывоопасный предмет (ВОП) – это устройство или вещество, способное при определенных условиях быстро выделить химическую, электромагнитную, механическую и др. виды энергии.
ВОП подразделяются на штатные и самодельные:
Штатные – взрывные устройства, произведенные в промышленности и применяемые в армии, правоохранительных органах.
К ним принадлежат авиабомбы, кассеты, зажигательные баки, ракеты, снаряды: РС, артиллерийские, танковые, зенитные; мины от минометов, патроны крупных калибров и стрелкового оружия, ручные гранаты, б/п, ВВ, химические и специальные, другие устройства, содержащие ВВ. Все они имеют характерный внешний вид, в основном хорошо известный населению по кинофильмам, телепередачам, книгам.
Самодельные ВОП отличаются огромным разнообразием типов ВВ и предохранительно-исполнительных механизмов, формы, веса, радиуса поражения, порядка срабатывания и т.д. Их особенностью является непредсказуемость момента и порядка срабатывания взрывного устройства, его мощность. Используются твердые, пластичные, гранулированные, порошкообразные вещества, различные виды пороха, жидкости и разнообразные смеси.
Многообразие приемов, методов, способов, средств осуществления терактов требует от руководителей всех рангов, должностных лиц ГОЧС и населения тщательной подготовки и проведения целого комплекса специальных мероприятий по защите, предупреждению, пресечению и минимизации последствий проявлений терроризма.
Тема № 4: Особенности терроризма в современной России
Сегодня для нашей страны задача борьбы с терроризмом является актуальной как никогда ранее.
И если в 1902-1907 гг. эсеровскими и иными террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов, включая убийства министров, депутатов Государственной Думы, жандармов, полицейских и прокурорских работников, то и итоги нынешней "кровавой пятилетки" могут оказаться не менее впечатляющими.
Отметим лишь, что уже к июлю 1991 г. в бывшем СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, в том числе более 100 военнослужащих и сотрудников МВД, ранения получили более 10 тысяч граждан, а свыше шестисот тысяч из них стали беженцами.
События последующих лет привнесли немало нового в нашу жизнь и в практику деятельности правоохранительных органов.
Если в середине 70-80-х годов во всем СССР происходило около 100 "криминальных взрывов", вызывавшихся как халатностью, нарушением норм безопасности, так и преступными намерениями, то последние два года только Москва уверенно "бьет" этот показатель по числу целенаправленно организуемых и осуществляемых взрывов.
В 1990-1993 гг. произошли серьезнейшие изменения в личности, вооружении и тактике действий террористов, поставивших немало новых задач перед органами и службами безопасности, включая сюда и МВД, и ФСБ (КГБ-МБ-ФСК), прокуратуру, армию и частные охранные предприятия.
Если в 70-80-е годы террористами являлись в подавляющем большинстве случаев фанатики-одиночки, нередко - с психическими отклонениями (таковыми являлись 50% "хайджекеров" - захватчиков самолетов), то к началу 90-х годов возникли целые организации, готовившиеся к ведению вооруженной (по сути дела - террористической) борьбы. Вспомним приснопамятный "продленный" указ Горбачева 1990 г. о "добровольном разоружении" незаконных военизированных формирований!
Далеко не последнее место среди них занимали и сплоченные преступные группы - боевые ответвления организованной преступности, хотя и не составляющие ее большинство, то насчитывающие, по мнению экспертов, не менее 200-300 тысяч "бойцов" на 1994 г., что вполне сопоставимо с численностью сотрудников правоохранительных органов, призванных вести борьбу с ними.
Если ранее террористы имели "на вооружении" самодельное или заводское стрелковое оружие, самодельные взрывные устройства (СВУ), то ныне они имеют самое современное вооружение отечественного и иностранного производства.
По самым "скромным" подсчетам, в 1990-1993 гг. в Россию было незаконно ввезено около 1,5 млн. стволов огнестрельного оружия.
С 1992 г. впервые в нашей стране широкое распространение получило такое явление, как "киллерство" - заказные убийства неугодных лиц. Уровень "профессионально-боевой" подготовки террористов существенно вырос по сравнению даже с 1991 годом.
Следует отметить как фактор, под этим углом зрения влияющий на криминогенную обстановку, и продолжающуюся эскалацию терроризма и политического насилия за пределами России, в странах как "ближнего", так и дальнего зарубежья.
После декабря 1994 г. Россия фактически впервые открыто вошла в конфронтацию с исламским миром, где весьма сильны фундаменталистские силы, не исключающие и физической борьбы с "неверными", и имеющие мощную финансовую и организационную поддержку (отметим, например, что "Исламская партия возрождения Таджикистана", так же, как и "Аум сенрике", впервые была зарегистрирована в Москве, и отсюда направлялась и координировалась ее деятельность).
Последнее обстоятельство стало новым долгосрочным фактором, влияющим на развитие терроризма в современной России.
Нельзя не отметить, что не без помощи прессы, радио, телевидения, кино и литературы в сознание населения, по крайней мере, его определенных слоев, достаточно глубоко внедрилось убеждение в том, что "винтовка рождает власть". Закреплению этого мнения способствовали события в некоторых зарубежных странах. В этой связи насильственные, по сути своей террористические, методы действий и достижения поставленных целей находят терпимое отношение и даже "понимание" со стороны достаточно широких слоев, как в России, так и в других бывших союзных республиках.
Существует реальная угроза того, что террористическая деятельность может стать одним из методов реализации стратегии "нагнетания напряженности" (или "контролируемой напряженности", известной по истории Италии 70-х годов), достижения своих целей теми или иными политическими силами.
Необходимо также отметить, что подчас и некоторые государства (нацистская Германия, Кампучия, Латинская Америка и другие), их органы и спецслужбы прибегали не раз в истории к террористической борьбе с "неугодными элементами". В то же время, как показывает опыт Италии, ФРГ, Израиля, даже при временном значительном распространении терроризма, правоохранительным органам требуется не менее 3-5 лет упорной борьбы для нанесения чувствительных ударов по его субъектам.
Следует также отметить, что в период роста и активизации террористической деятельности (1991-1994 гг.) проводились недостаточно продуманные и рациональные преобразования в системе правоохранительных органов и армии (реформы КГБ СССР - МБВД - МБ - ФСК - ФСБ, а также прокуратуры и судов), что, возможно, было связано с недооценкой степени общественной опасности подобного рода деяний. В результате этого терроризм в России получил солидную "фору" по сравнению с силами поддержания правопорядка: в 1992-1994 гг. существенно сократилось число оперативных работников органов МВД и ФСБ и их "штатная" численность стала вполне сопоставимой с численностью устойчивых преступных формирований. В 1995 г. 63% сотрудников уголовного розыска имели оперативный стаж до 5 лет.
И, наконец, для характеристики современного терроризма важно учитывать беспрецедентный размах преступности в стране, особенно насильственной, и так называемой "организованной", нередко осуществляющей действия, имеющие внешнее сходство с терроризмом - организация взрывов, захват заложников, устрашение или физическое устранение конкурентов.
И хотя эти действия, в силу отсутствия их "политической мотивированности", не считаются террористическими, по своей объективной стороне они, по сути дела, являются таковыми. Для их обозначения даже предложено специальное понятие "уголовного терроризма". Именно с этим явлением и столкнулась Россия в 1992-1994 гг. Известный исследователь проблемы терроризма В.В. Витюк называет его также "терроризмом экономическим". Для примера отметим, что только за 9 месяцев 1995 г. в Подмосковье было сожжено 69 фермерских хозяйств, по стране убито 469 предпринимателей (210 из них в Москве), и более 1500 человек стали жертвами покушений.
Эта разновидность имеет большое криминологическое сходство с "классическим" политическим терроризмом. Остаточный же его эффект тот же - деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.
На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта последних лет к числу действий террористов можно отнести: убийства и покушения на них, захват и удержание заложников, транспортных средств, относя сюда и воздушные суда, разного рода объектов - посольств, штаб-квартир политических партий и организаций, мест проведения международных и иных общественно-политических акций, казарм, населенных пунктов, вокзалов и т.п., организацию взрывов, похищений людей, поджогов, оказание давления, сопряженного с насилием, на государственных служащих, общественных деятелей, судей, прокурорских работников и т.д. с целью совершения действий, отвечающих планам и намерениям террористов.
Именно так терроризм характеризуется в целом ряде международно-правовых документов, в отличие от ныне действующего российского уголовно-правового законодательства.
Для повышения эффективности и результативности борьбы с террористическими посягательствами крайне важным является вопрос об их структуре, то есть соотношении "удельного веса" различных деяний, образующих состав терроризма. Например, в 1968-1970 гг. 47% совершенных в мире террористических акций было осуществлено путем взрывов (13,7% из них - с использованием зажигательных бомб), 7,4% - с использованием наемников (ныне в России этот показатель намного выше "среднемирового" уровня), 7,5% терактов - путем похищения жертв, 5,5% - путем вооруженного нападения (в России в настоящее время этот показатель также гораздо выше).
Не имея полной динамико-статистической картины террористических проявлений в России в 1990-1995 гг. (а для разработки конкретной действенной системы мер борьбы с терроризмом она крайне необходима!), отметим лишь, что по результатам анализа выборочных данных можно заключить, что удельный вес терактов с использованием взрывчатых устройств весьма высок, причем нередко используются мощные современные ВВ со сложным дистанционным управлением.
Следует также различать, на что редко обращают внимание отечественные исследователи, терроризм направленный, т.е. нацеленный на конкретный объект, чаще всего - физическое лицо, и терроризм рассеянный, жертвами которого становятся случайные люди. Буденновский рейд чеченских "командос" в июне 1995 г. является ярким примером подобного терроризма. К актам рассеянного терроризма также относятся групповые захваты заложников, организация взрывов в общественных и многолюдных местах, случайные жертвы при нападениях на избранные объекты.
Если физические лица, могущие стать объектом направленного террора - госчиновники высокого ранга, предприниматели, банкиры и т.д., - имеют, как правило, защиту со стороны Службы безопасности президента (СБП), Главного управления охраны (ГУО РФ), частных охранных структур и служб безопасности, то население в целом может рассчитывать на защиту лишь со стороны МВД и ФСБ, возможности которых существенно ограничены.
Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним как таковым внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до "официального" принятия на себя "ответственности" за совершенные действия.
Возможности расследования и раскрытия и тех, и других видов террористических действий ограничены, особенно если учитывать, что их исполнители могут применять меры противодействия и дезинформирования правоохранительных органов.
И если в настоящее время мы не можем говорить, за очень небольшим исключением, о наличии разветвленных террористических групп в России, имеющих свои источники и базы материально-технического оснащения, подготовки исполнителей конкретных акций, госпитали, мастерские оружия и амуниции, то также нельзя исключать и возможность их появления в будущем. Тем более, что имеются факты легального и полулегального существования отдельных незаконных вооруженных и военизированных формирований.
Это также ставит вопрос об уголовно-правовой квалификации деяний лиц, являющихся пособниками и участниками подобных группировок.
Тема №5. Факторы, влияющие на развитие терроризма в современной России
К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:
- рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;
- социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;
- наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу;
- стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;
- отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ;
- наличие значительного "черного рынка" оружия (включая ВВ и ОВ) в некоторых сопредельных государствах.
Особо подчеркнем, что данная система факторов существенно отличается от той, что действовала в предшествующие (до 1991) годы.
К числу внутренних факторов роста терроризма относятся:
- наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения;
- образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны);
- наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода;
- ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов;
- наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;
- сплоченность и иерархичность преступной среды;
- утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;
- обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан;
- настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений;
- слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан;
- низкий уровень политической культуры в обществе;
- широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.
Созданию условий и росту терроризма в России способствуют также следующие факторы: политический беспредел, деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц; переход в криминальные структуры многих профессионалов из МО, МВД, ФСБ; проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект (“Хесболлах”, “Братьев-мусульман”, “АУМ Сенрике” и др.); открытость российских границ и приток на территорию беженцев из стран СНГ и соседних государств (в данный момент в России находится около 3,5 млн. мигрантов и сотни тысяч незаконно въехавших в пределы государства иностранцев); негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие, создающих рекламу террористам; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий. Сейчас без труда можно найти пособия по изготовлению взрывчатых веществ из подсобных средств, организации взрывов, совершения убийств, насилия.
Приемы и методы современного терроризма.
Современный терроризм отличается разнообразием приемов и методов:
|
|
Если раньше террористы использовали однозарядные пистолеты, ру чные бомбы, то теперь в их арсенале современные средства поражения (холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые, химические, отравляющие вещества, биологические средства).
Наиболее распространенными средствами являются взрывные устройства, взрывоопасные предметы (ВОП).
Взрывоопасный предмет (ВОП) – это устройство или вещество, способное при определенных условиях быстро выделить химическую, электромагнитную, механическую и др. виды энергии.
ВОП подразделяются на штатные и самодельные:
Штатные – взрывные устройства, произведенные в промышленности и применяемые в армии, правоохранительных органах.
К ним принадлежат авиабомбы, кассеты, зажигательные баки, ракеты, снаряды: РС, артиллерийские, танковые, зенитные; мины от минометов, патроны крупных калибров и стрелкового оружия, ручные гранаты, б/п, ВВ, химические и специальные, другие устройства, содержащие ВВ. Все они имеют характерный внешний вид, в основном хорошо известный населению по кинофильмам, телепередачам, книгам.
Самодельные ВОП отличаются огромным разнообразием типов ВВ и предохранительно-исполнительных механизмов, формы, веса, радиуса поражения, порядка срабатывания и т.д. Их особенностью является непредсказуемость момента и порядка срабатывания взрывного устройства, его мощность. Используются твердые, пластичные, гранулированные, порошкообразные вещества, различные виды пороха, жидкости и разнообразные смеси.
Многообразие приемов, методов, способов, средств осуществления терактов требует от руководителей всех рангов, должностных лиц ГОЧС и населения тщательной подготовки и проведения целого комплекса специальных мероприятий по защите, предупреждению, пресечению и минимизации последствий проявлений терроризма.
Тема № 6. Система мер борьбы с терроризмом.
Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных объективных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.
Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов или блоков:
- правовые меры борьбы с терроризмом, включая сюда и принятие Закона РФ "О борьбе с терроризмом", а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью (первый шаг в этом направлении был предпринят спецслужбами стран СНГ в мае 1995 г.);
- общепредупредительные меры, в том числе и установление контроля над "рынками" оружия и других средств массового поражения;
- административно-режимные меры, относя сюда и меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;
- специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений.
Как представляется, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией подобной программы мер противодействия терроризму станет одной из актуальных задач деятельности Государственной Думы России.
Но наряду с Государственной Думой, ФСБ, МВД и прокуратурой немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения.
Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Единственным известным нам подобным "актом доброй воли" является лишь заявление КП РФ в июне 1993 г. с осуждением политического экстремизма.
Следующим непременным условием могла бы стать безусловная ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране.
Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.
Однако на сегодняшний день, пожалуй, нет оснований говорить о готовности многих действующих в России социально-политических субъектов совместно противостоять росту терроризма и экстремизма во имя достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.
Для предупреждения, выявления и устранения причин и условий террористической деятельности, для снижения масштабов последствий органы местного самоуправления, организации, руководители всех уровней, должностные лица ГОЧС, население обязаны постоянно и эффективно проводить разнообразную работу (организационную, пропагандистскую и другую). Эту работу нужно проводить, соблюдая принципы борьбы с терроризмом:
- законность;
- приоритет мер предупреждения терроризма;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
- комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
- приоритет защиты прав лиц, подвергшихся опасности в результате террористической акции;
- минимальные уступки террористу;
- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Основным принципом борьбы с терроризмом является приоритет мер предупреждения.
В Российской Федерации борьба с терроризмом ведется:
- федеральной службой безопасности (ФСБ)
- министерством внутренних дел (МВД)
- министерством обороны (МО)
- службой внешней разведки (СВР)
- федеральной службой охраны (ФСО)
- федеральной пограничной службой (ФПС)
Силы и средства:
- субъектов РФ;
- органов местного самоуправления.
Для координации деятельности органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления создаются:
Должностные лица должны с особым вниманием обеспечить безопасность:
- наиболее важных объектов экономики;
- мест массового скопления людей;
- объектов с повышенной степенью опасности для населения и окружающей среды;
- предприятий, использующих РВ (радиоактивные в-ва), ОВ (отравляющие в-ва), АХОВ аварийно-химические опасные в-ва);
- организаций, учреждений с большим числом персонала и посетителей.
Объект теракта может быть выбран избирательно или произвольно, следовательно, каждый объект должен иметь собственную систему безопасности.
Тема №7: Система безопасности.
Система безопасности включает:
- Внешнюю безопасность.
- Внутреннюю безопасность.
- Превентивную защиту.
Внешняя безопасность:
|
|
Внутренняя безопасность – это защита от психологического воздействия теракта на коллектив после его совершения. Она включает:
- выполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению бесперебойной работы объекта в случае возникновения ЧС;
- подготовку руководства, должностных лиц ГОЧС и работников организации в области защиты от ЧС.
Превентивная защита. Ее цель – убедить террористов в том, что:
- никакие насильственные действия не заставят руководство изменить свое решение;
- действия террористов будут пресечены;
- инициаторы теракта будут неизбежно наказаны;
- коллектив организации сплочен и в трудную минуту не дрогнет.
Внешняя безопасность – совокупность правовых, организационных, инженерно-технических мероприятий по защите от возможных посягательств извне.
Правовая защита - это право и возможность в соответствии с Законами защищать людей, объекты в целом, материальные ценности, здания, помещения, территории.
Организационные меры – целенаправленные действия руководителя по организации безопасности объекта.
Инженерно-технические мероприятия:
- защита объекта с применением технических средств;
- охранно-пожарная сигнализация;
- наружное и внутреннее видеонаблюдение;
- строгий пропускной режим по специальным пропускам с фиксацией времени прибытия и убытия;
- установка АОН, звукозаписывающей аппаратуры;
- система оповещения;
- порядок эвакуации.
Внутренняя безопасность – это система мер по сплочению коллектива до и после ЧС теракта, чтобы не допустить дестабилизации обстановки, нарушения нормального режима работы и жизни, даже, когда совершено убийство, взрыв, поджог.
Необходимо организовать надежную и эффективную систему безопасности на потенциально опасных объектах. Это, прежде всего атомные станции, плотины, ГЭС, склады ГСМ, боеприпасов и другие.
Каждый Глава органа местного самоуправления, руководитель организации, учебного заведения, должностные лица ГОЧС, частные предприниматели независимо от форм собственности несут персональную ответственность за безопасность населения и сотрудников организаций.
В соответствии с требованиями Постановления Администрации Ростовской области от 15.10.2004 г. № 409 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности на объектах социальной сферы и жизнеобеспечения, а также в местах массового пребывания людей» очень важно своевременно и качественно разработать на каждом объекте экономики, в организации, учреждении, учебном заведении документы по предупреждению и защите от терактов:
План по защите и прикрытию объекта (социальной сферы и жизнеобеспечения, а также массовым пребыванием людей), который состоит из:
- оперативной части;
- поэтажной структурной схемы;
- пояснительной записки;
- инструкций (руководителю, должностным лицам ГОЧС, персоналу).
В этих инструкциях должны быть конкретно определены действия должностных лиц в случае:
- поступления угрозы по телефону;
- поступления угрозы в письменной форме;
- обнаружения взрывоопасных предметов (ВОП) или предметов похожих на ВОП;
- захвата заложников;
- совершения теракта.
Для предупреждения терактов, защиты людей, материальных ценностей, минимизации последствий терактов необходимо:
- Подготовить руководящий состав организации, учебного заведения.
- Распределить обязанности.
- Назначить ответственного за безопасность и защиту.
- Обучать сотрудников умелым действиям в ЧС, на занятиях, тренировках и учениях, оказанию само и взаимопомощи.
- Организовать тщательный подбор сотрудников, контроль за их деятельностью.
- Ужесточить пропускной режим.
- Обеспечить сотрудников охраны средствами связи, наблюдения, оповещения, видео-звуко-записи.
- Содержать в исправном состоянии внешние ограждения, освещение, средства пожаротушения, оповещения и сигнализации, систему видеозаписи.
- Изучить с персоналом должностные инструкции, научить действовать практически в разное время суток.
- Оборудовать рабочее место секретаря (диспетчера) установить: АОН, кнопку вызова охраны объекта и вневедомственной охраны, руководителя, звукозаписывающую аппаратуру.
- Освободить от лишних предметов помещения, лестничные клетки, основные и запасные пожарные выходы.
- Обеспечить беспрепятственный доступ в любое время года и суток к ПГ (к пожарным гидрантам), колонкам, водоемам, иметь светоотражающие знаки.
- При необходимости определить зоны ограниченного доступа.
- Ежедневно комиссионно осматривать помещения, здания, склады, имущество, особенно в арендованных помещениях.
- При осмотре и проверке несения дежурства СБ (службы безопасности) необходимо особое внимание обратить на демаскирующие признаки, которые могут указывать на наличие взрывоопасных предметов (ВОП):
- натянутая проволока, шнур, веревка, кабель и т.д;
- наличие на обнаруженном предмете проводов, изоленты, антенны;
- подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
- неожиданный незнакомый запах;
- бесхозные сумки, коробки, свертки, пакеты, конверты в помещениях, на территории, в припаркованной машине;
- следы ремонтных работ, участки с нарушенной окраской, поверхность которых отличается от общего фона;
- элементы, остатки материалов не характерные для данного предмета или местности;
- выделяющиеся участки свежевырытой или засохшей земли на территории вблизи здания.
Тема №8: Памятка для населения: действия
в случае обнаружения ВУ, ВОП, подозрительных предметов:
Не трогать, не подходить, не передвигать, не курить, не использовать средства связи мобильных телефонов.
- Немедленно сообщить в УВД, службу спасения – 060.
- Записать время, место, фамилию обнаружившего ВОП.
- Эвакуировать людей в безопасное место.
- Организовать установку ограждения и наблюдение из-за предметов, обеспечивающих защиту от поражающих факторов.
- Встретить сотрудников спецслужб, указать место, время, обстоятельства обнаружения, обнаруживших ВОП.
- Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме лиц, согласно плану, чтобы не создавать панику.
- По согласованию с руководителями спецслужб подготовить и направить сотрудников для осмотра объекта (помещений, зданий, территории, транспорта ...).
Поводом для опасения являются:
- Нахождение посторонних лиц в помещениях, зданиях и на территории;
- Обнаружение ВУ и предметов, похожих на ВУ;
- Поступление угрозы лично по телефону, в письменной форме;
- Захват заложников, помещений, территории.
Тема № 9: Памятка для населения:
При поступлении угрозы теракта по телефону руководителю, секретарю, диспетчеру необходимо.
- Быть вежливым, выдержанным, не прерывать говорящего.
- Включить звукозаписывающую аппаратуру, понять звуковой фон (шум, авто, поезда, звуки теле-, радио-, их содержание, голоса).
- Обязательно зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.
- Если возможно в процессе разговора – сообщить руководителю.
- Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия решения.
- Предложить повторить свои требования, задать уточняющие вопросы, повторить основные моменты беседы, сказать, что его требования будут переданы администрации.
- Записать определившийся номер телефона.
- Если АОН нет, не вешайте трубку, положите рядом, с другого телефона позвоните на УС с просьбой установить номер телефона, откуда звонили, кассету заменить.
- При отсутствии руководителя сообщить в правоохранительные органы.
- Об угрозе сообщить лицам, кому об этом необходимо знать в соответствии с инструкцией, чтобы исключить панику и непрофессиональные действия.
- В контрольный лист наблюдения под диктовку записать все требования.
Контрольный лист наблюдения
- По ходу разговора определить:
- возраст;
- пол;
- голос - громкий, тихий, низкий, высокий;
- темп речи - быстрая, медленная;
- произношение - отчетливое, искаженное, с заиканием, с акцентом,
диалектом; - манера речи - развязная, с издевкой;
- попытка изменить тембр;
- психологическое состояние, возбужденное, вялое, спокойное, неадекватное.
- Установить прочный контакт и получить ответы на вопросы:
- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек;
- какие требования выдвигает: лично, в роли посредника или
представляет группу лиц; - на каких условиях согласен отказаться от задуманного;
- выяснить мотивы действий;
- предложить другие пути решения его интересов;
- как и когда с ним связаться;
- когда может быть проведен взрыв;
- где заложено ВУ, что оно из себя представляет, как внешне выглядит;
- для чего заложено взрывное устройство.
Тема №10: Памятка для населения:
При поступлении угрозы теракта в письменном виде.
В случае захвата в заложники
При поступлении угрозы теракта в письменном виде
- Осторожно положить в полиэтиленовый пакет и папку, сейф, не оставлять отпечатков пальцев.
- При необходимости в перчатках аккуратно отрезать кромку конверта ножницами.
- Сохранить конверт, вложения, упаковку, сам текст.
- В сопроводительном письме указать:
- конкретные признаки (вид, количество, каким способом и на чем исполнены), обстоятельства получения, обнаружения.
- Материал не сшивать, не склеивать, не делать подписи, подчеркивать, обводить отдельные места, писать указания, сгибать и мять, не оставлять давленых следов при исполнении надписей на сопроводительных документах.
В случае захвата в заложники
- Возьмите себя в руки.
- Не конфликтуйте с бандитами.
- Подготовьтесь к физическим и моральным испытаниям.
- Не делайте попытки бежать, если нет уверенности.
- Постарайтесь как можно больше запомнить информации:
- количество, внешность, язык общения, одежда, пол, телосложение, вооружение, тема разговора, темперамент, акцент, манера поведения.
- Определить место нахождения.
- Находиться в безопасном месте подальше от бандитов, окон, дверей.
- Разговаривать спокойно.
- Спрашивать разрешение, не делать резких движений.
- Не оказывать сопротивления, не угрожать, выполнять распоряжения.
- Разговаривайте спокойным голосом. Избегайте резких оскорбительных выражений, которые могут вызвать гнев бандитов. Вам это не нужно.
- Обращаться с просьбами, жалобами на здоровье бытового и медицинского характера.
- Сохранять умственную активность, не допускать отчаяния, безысходности.
- Не доводить себя до истощения, принимать любую пищу, сохранять физическую силу, не падать духом.
- Будьте уверены, что вас непременно освободят.
- При штурме помещения лечь между окон лицом вниз, голову закрыть руками.
Если Вы оказались под завалом
- Не предпринимайте действия, которые вызовут смещение плит, кирпича, арматуры.
- Нельзя курить.
- Внимательно осмотреться.
- Определить место поступления воздуха, наличие пустот, щелей, лазов.
- Прислушайтесь и в минуту молчания подать голос, крик, сигнал рукой, палкой, свистом.
- Попытаться выбраться.
Тема № 11: Мероприятия по снятию возникшего стресса и выработке психологической устойчивости у пострадавших при чрезвычайных ситуациях и террористических актах.
Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, теракты, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбужденность, требуют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.
Тяжелая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. Экстремальные ситуации могут побудить человека к таким поступкам, на которые он не решился бы в других условиях.
Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психологическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в критических моментах.
Что делать, как поступить, чтобы преодолеть страх и избежать подавленного состояния людей в ЧС?
Чтобы ослабить начальное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в экстремальных условиях, выработка и закреплена необходимых психологических качеств, максимальное приближение обучения к реальным условиям. В основе выработки любого навыка лежит многократное сознательное повторение конкретных действий, выполнение нужных упражнений для повышения стойкости к психологическим нагрузкам, развитию выносливости и самообладания.
Малейшая растерянность, проявление страха, особенно в самом начале теракта аварии, катастрофы, стихийного бедствия могут привести к тяжелым и непоправимым последствиям.
В таких условиях соответствующие должностные лица обязаны немедленно принять решительные меры для мобилизации коллектива на решение задач в сложившейся обстановке, показывая при этом личную выдержку и ответственность за подчиненных.
Большое, а порой и решающее значение в экстремальных ситуациях будет иметь уровень морально-психологической подготовки населения, его выдержка и уверенность в своих действиях.
Морально-психологическая подготовка к действиям – это система деятельности руководителей всех уровней, по формированию у спасателей и населения качеств, позволяющих успешно переносить высокие моральные, психологические и физические нагрузки при выполнении задач.
Эта система включает в себя моральную и психологическую подготовки.
Моральная подготовка – это формирование в сознании людей чувств гражданского долга, высокой ответственности за порученное дело.
Психологическая подготовка – это формирование у людей таких качеств, которые усиливают их способность активно, и умело действовать в экстремальных условиях.
Каждому человеку необходимо иметь знания и навыки, чтобы реально оценивать опасность и угрозу, уверенно ориентироваться и действовать в таких условиях, владеть средствами защиты, способами оказания само- и взаимопомощи.
В повседневной деятельности для выработки таких качеств при подготовке спасателей и населения необходимо:
- Формировать высокую сознательность, и ответственность, мужество, уверенность в достижении цели.
- Вырабатывать психологическую стойкость при выполнении задач в чрезвычайных ситуациях.
- Развивать и совершенствовать навыки выполнения задач в условиях психологических и моральных перегрузок.
- Постоянно проводить работу по сплочению коллектива для успешного выполнения задач в любой обстановке.
Морально-психологическую подготовку необходимо планировать и проводить по следующим направлениям:
- общая подготовка
- специальная подготовка
- целевая подготовка
- разрядка напряженности
- морально-психологическая поддержка
- социальная реабилитация пострадавших
- Общая подготовка проводится постоянно на занятиях, тренировках, учениях.
- Специальная подготовка проводится в ходе занятий, тренировок, учений путем создания опасных ситуаций для принятия самостоятельного решения и проведения инициативных и разумных действий в сложившейся ЧС.
- Целевая подготовка проводится в условиях различных аварийных ситуаций.
- Разрядка напряженности может проводится в ходе выполнения задач путем непрерывного воздействия на людей с целью восстановления духовных и физических сил.
- Морально-психологическая поддержка проводится с целью сохранения высокого духовного настроя, активности и способности людей выполнять задачи в условиях длительных эмоциональных и физических нагрузок.
- Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате теракта определена в ст.19 Федерального закона № 35-ФЗ и включает:
- психологическую;
- медицинскую;
- профессиональную реабилитацию;
- правовую помощь;
- содействие в трудоустройстве;
- предоставление жилья.
Оперативные штабы
Руководители – руководители территориальных органов ФСБ
Антитеррористические комиссии в субъектах РФ
Руководители – высшие должностные лица субъектов РФ
Федеральный оперативный штаб
Руководитель – назначается председателем комитета
Муниципальные постоянно действующие антитеррористические комиссии
Национальный антитеррористический комитет
Председатель – директор ФСБ
Временные штабы по подготовке и обеспечению безопасности проведения культурно-зрелищных спортивных и общественно-массовых мероприятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНСТРУКЦИЯ по противодействию терроризму для педагогических работников, обучающихся и сотрудников Уральского техникума ремесленников-предпринимателей
Для предупреждения и предотвращения террористических актов в УТРП на ее территории разработана настоящая «Инструкция по противодействию терроризму», требования которой должны строго соблюдать вс...
«Основы противодействия терроризму и экстремизму».
Цели:Образовательные: выяснить причины возникновения терроризма и экстремизма; кто составляет его социальную базу; ответить на вопрос, почему радикальные экстремистские идеи получили широкое расп...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИЗМА ГБОУ СОШ №684 НА 2012- 2015 ГГ.
Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией обществе...
Инструктажи для родителей и учеников на готовность по противодействию терроризму - 22.02.2014
1. Обнаружение подозрительного предмета, могущего оказаться взрывным устройством. 1. Меры личной безопасности...
ОБЖ_10класс_17_Конституция РФ и ФЗ о противодействии терроризму и экстремизму
Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы....
ОБЖ_10класс_Прил.1-2_Концепция противодействия терроризму_Стратегия национальной безопасности
Учебный материал по курсу ОБЖ для 10 классов старшей школы....
Конспект урока ОБЖ в 10 классе Противодействие экстремизму Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Цель урока: рассмотреть основные положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму»...