Эссе "Мое педагогическое кредо"
статья по теме

 

                                                    ЭССЕ

 

                                    “МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО”

 

                               Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила;

                               Мы рождаемся беспомощными – нам нужна помощь;

                               Мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок.

                               Все, что мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись,

                                                                             ставши взрослыми, дано нам воспитанием.

                                                                                                                        Ж. Ж. Руссо.

 

   Современный мир, чем он характеризуется?  А позиция ребенка в этом мире? Часто ли мы, взрослые, задумываемся, что происходит с нашими детьми!?

   Современное поколение воспитывается в сложный период, характеризующийся многогранность сторон современной действительности – одни, грубо говоря, “бесятся от жиру”, другие – нищенствуют, бомжуют, беспризорничают. Но существует и “золотая середина”, где есть определенные жизненные ценности, нормы поведения, нравственные критерии, в общем, все то, что характеризует цивилизованное общество.

   Давайте с вами проследим цепочку информативных этапов, которые проходят современные дети сегодня. Все мы знаем, что базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования. Принято считать, что наше, российское образование имеет высокие показатели в сравнении с западным. А как обстоит  дело с воспитанием? И что более всего оказывает влияние на ребенка: школа, семья, улица…?

   Через средства массовой информации и социальное окружение в детское восприятие проникают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность и находит свое распространение, особенно в подростковой среде. Подростки перенимают на себя образцы западного поведения вседозволенности и это тоже является своеобразным толчком ранней взрослости и как следствие – негативные явления: курение, алкоголизм, наркомания и ранние беспорядочные половые связи.

   Невероятно сложно подростку сегодня сохранить свою индивидуальность, когда жизнь заполонили рекламные лозунги типа “Не тормози, сникерсни!”, “Живи – не думай!”, “Стадное чувство – вот это суперкласс!” Куда ушло наше, исконно русское: “Не убий!”, “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”. И как воспитать у современных подростков нетерпимость ко лжи, бессердечию, жестокости.

   Возможно поэтому, именно сегодня, так актуально воспитание детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, не похожих на тебя людей. Ведь толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира.

   Так каким должно быть воспитание сегодня, какой воспитатель значим для современных подростков, какова его роль? Предлагаю вам свой концептуальный подход.

   Мой педагогический стаж работы – пятнадцать лет, и все эти годы я работаю воспитателем. Размышляю над вопросами: “Что это, стечение обстоятельств или закономерность? Или, может быть это призвание, зов сердца?” Если честно я затрудняюсь ответить сразу и однозначно.

   Получив филологическое образование, у человека есть варианты куда пойти работать и реализовать свой человеческий и творческий потенциал. Но у меня не было сомнений и длительных поисков себя в профессии. Я получаю удовлетворение от того, чем я занимаюсь. Мне нравится то, что я делаю. Я работаю воспитателем в интернате с детьми, у которых есть родители и эти дети безусловно являются талантливыми, творческими и очень интересными. Как все дети, они, прежде всего, дети и это, пожалуй, основное для меня. Работая с пятиклассником, я понимаю, что он еще ребенок, работая с девятиклассником, - что он большой ребенок, но в том и другом случае передо мной   личность, личность, которую я воспринимаю такой, какая она есть и признаю право каждой на индивидуальность. Я не понимаю позицию педагогов, которые делят детей на “плохих” и “хороших”. Получает пятерки, - значит, “хороший”, плохо себя ведет – “плохой”, и моя практика позволяет сделать следующий вывод, что, зачастую, эти самые проблемные подростки являются самыми интересными в работе, от того они и проблемные, что имеют свои взгляды, убеждения, свое видение и понимание, и конкретно моя задача, как воспитателя, помочь осознать ошибочность их суждений путем оказания развивающей помощи.

   Все люди избирательны в своем поведении и окружении, и это правильно, ведь не каждому ты сможешь открыть душу, обратиться за советом, помощью. Для того, чтобы ребенок захотел обратиться именно ко мне, прислушаться именно к моему мнению, думаю, здесь объяснима моя позиция сотрудничества и взаимодействия. Позиция, основанная на принципах толерантности: уважение человеческого достоинства;  принятие другого таким, какой он есть; способность поставить себя на место другого; отказ от доминирования, причинение вреда и насилия.

   Для меня толерантным должен быть прежде всего воспитатель и проявлять максимум терпения во всем. Я разделяю мысль, что труд воспитателя – кропотливый, “ручной”, немеханизированный, не поддающийся шаблону. И это здорово, что нет шаблона, ведь таким образом у воспитателя есть свобода выбора средств и форм, используемых в своей работе, и для меня значимо, что я не регламентирована в рамки урока в своей деятельности. Наверное, будет уместным здесь сказать, что детей я тоже учу пользоваться своей свободой: свобода в выборе слов, поступков, друзей… Я считаю очень важным, чтобы ребенок умел в жизни правильно пользоваться своей свободой, не методом “тыка”, а посредством развития: самопознания, самоопределения, самореализации, самореабилитации. Безусловно, что, как для педагога, для меня в моей деятельности значимы все четыре “само - ”, но как для воспитателя наиболее значимо последнее – самореабилитация ребенка путем сохранения его психологического здоровья. Для этого безусловно важно создание и поддержание дружелюбной атмосферы в группе, где приняты общие нормы сосуществования: взаимное уважение, терпение, защита. На -сколько значимо для ребенка, когда он уверен, что к нему доброе отношение, а это значит, что над ним никто не будет смеяться, игнорировать, обижать. На него никто не будет кричать, его мнения и желания будут учитываться.

   Ежеминутно, ежедневно следуя поставленной цели – создание коллектива, где умеют слушать и слышать друг друга, уважать, сопереживать, поддерживать, где все друг к другу благожелательны. Именно с этой мыслью я вновь и вновь я поднимаюсь по ступенькам интерната на четвертый этаж. На встречу мне дети, повзрослевшие и не очень, мои и живущие по – соседству, в общем наши, гимназические. Именно они побуждают непроизвольно улыбнуться, забывая о личных проблемах, трудностях, переключают внимание на себя.

   Школьные годы, чудесные, памятные, незабываемые в жизни для каждого человека. И очень важно, что ребенок возьмет с собой в свою взрослую жизнь – неуверенность в себе, агрессивность, озлобленность, неспособность реализоваться как личность или же уверенность, умение быть креативным, твердые жизненные убеждения, успешность. Каким будет этот багаж зависит от нас всех, кто является участником педагогического процесса. Но я, как воспитатель, твердо убеждена в том, что я делаю – учу их быть добродетельными. Ведь во все времена толерантность считалась человеческой добродетелью. А закончить свое размышление я хочу словами М. Налбандяна:

   “Добродетель или безнравственность человека – дело обстоятельств и

   зависят от его воспитания и образования, от его общества и среды…”                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_pedagogicheskoe_kredo.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    ЭССЕ

                                    “МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО”

                               Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила;

                               Мы рождаемся беспомощными – нам нужна помощь;

                               Мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок.

                               Все, что мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись,

                                                                             ставши взрослыми, дано нам воспитанием.

                                                                                                                        Ж. Ж. Руссо.

   Современный мир, чем он характеризуется?  А позиция ребенка в этом мире? Часто ли мы, взрослые, задумываемся, что происходит с нашими детьми!?

   Современное поколение воспитывается в сложный период, характеризующийся многогранность сторон современной действительности – одни, грубо говоря, “бесятся от жиру”, другие – нищенствуют, бомжуют, беспризорничают. Но существует и “золотая середина”, где есть определенные жизненные ценности, нормы поведения, нравственные критерии, в общем, все то, что характеризует цивилизованное общество.

   Давайте с вами проследим цепочку информативных этапов, которые проходят современные дети сегодня. Все мы знаем, что базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования. Принято считать, что наше, российское образование имеет высокие показатели в сравнении с западным. А как обстоит  дело с воспитанием? И что более всего оказывает влияние на ребенка: школа, семья, улица…?

   Через средства массовой информации и социальное окружение в детское восприятие проникают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность и находит свое распространение, особенно в подростковой среде. Подростки перенимают на себя образцы западного поведения вседозволенности и это тоже является своеобразным толчком ранней взрослости и как следствие – негативные явления: курение, алкоголизм, наркомания и ранние беспорядочные половые связи.

   Невероятно сложно подростку сегодня сохранить свою индивидуальность, когда жизнь заполонили рекламные лозунги типа “Не тормози, сникерсни!”, “Живи – не думай!”, “Стадное чувство – вот это суперкласс!” Куда ушло наше, исконно русское: “Не убий!”, “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”. И как воспитать у современных подростков нетерпимость ко лжи, бессердечию, жестокости.

   Возможно поэтому, именно сегодня, так актуально воспитание детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, не похожих на тебя людей. Ведь толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира.

   Так каким должно быть воспитание сегодня, какой воспитатель значим для современных подростков, какова его роль? Предлагаю вам свой концептуальный подход.

   Мой педагогический стаж работы – пятнадцать лет, и все эти годы я работаю воспитателем. Размышляю над вопросами: “Что это, стечение обстоятельств или закономерность? Или, может быть это призвание, зов сердца?” Если честно я затрудняюсь ответить сразу и однозначно.

   Получив филологическое образование, у человека есть варианты куда пойти работать и реализовать свой человеческий и творческий потенциал. Но у меня не было сомнений и длительных поисков себя в профессии. Я получаю удовлетворение от того, чем я занимаюсь. Мне нравится то, что я делаю. Я работаю воспитателем в интернате с детьми, у которых есть родители и эти дети безусловно являются талантливыми, творческими и очень интересными. Как все дети, они, прежде всего, дети и это, пожалуй, основное для меня. Работая с пятиклассником, я понимаю, что он еще ребенок, работая с девятиклассником, - что он большой ребенок, но в том и другом случае передо мной   личность, личность, которую я воспринимаю такой, какая она есть и признаю право каждой на индивидуальность. Я не понимаю позицию педагогов, которые делят детей на “плохих” и “хороших”. Получает пятерки, - значит, “хороший”, плохо себя ведет – “плохой”, и моя практика позволяет сделать следующий вывод, что, зачастую, эти самые проблемные подростки являются самыми интересными в работе, от того они и проблемные, что имеют свои взгляды, убеждения, свое видение и понимание, и конкретно моя задача, как воспитателя, помочь осознать ошибочность их суждений путем оказания развивающей помощи.

   Все люди избирательны в своем поведении и окружении, и это правильно, ведь не каждому ты сможешь открыть душу, обратиться за советом, помощью. Для того, чтобы ребенок захотел обратиться именно ко мне, прислушаться именно к моему мнению, думаю, здесь объяснима моя позиция сотрудничества и взаимодействия. Позиция, основанная на принципах толерантности: уважение человеческого достоинства;  принятие другого таким, какой он есть; способность поставить себя на место другого; отказ от доминирования, причинение вреда и насилия.

   Для меня толерантным должен быть прежде всего воспитатель и проявлять максимум терпения во всем. Я разделяю мысль, что труд воспитателя – кропотливый, “ручной”, немеханизированный, не поддающийся шаблону. И это здорово, что нет шаблона, ведь таким образом у воспитателя есть свобода выбора средств и форм, используемых в своей работе, и для меня значимо, что я не регламентирована в рамки урока в своей деятельности. Наверное, будет уместным здесь сказать, что детей я тоже учу пользоваться своей свободой: свобода в выборе слов, поступков, друзей… Я считаю очень важным, чтобы ребенок умел в жизни правильно пользоваться своей свободой, не методом “тыка”, а посредством развития: самопознания, самоопределения, самореализации, самореабилитации. Безусловно, что, как для педагога, для меня в моей деятельности значимы все четыре “само - ”, но как для воспитателя наиболее значимо последнее – самореабилитация ребенка путем сохранения его психологического здоровья. Для этого безусловно важно создание и поддержание дружелюбной атмосферы в группе, где приняты общие нормы сосуществования: взаимное уважение, терпение, защита. На -сколько значимо для ребенка, когда он уверен, что к нему доброе отношение, а это значит, что над ним никто не будет смеяться, игнорировать, обижать. На него никто не будет кричать, его мнения и желания будут учитываться.

   Ежеминутно, ежедневно следуя поставленной цели – создание коллектива, где умеют слушать и слышать друг друга, уважать, сопереживать, поддерживать, где все друг к другу благожелательны. Именно с этой мыслью я вновь и вновь я поднимаюсь по ступенькам интерната на четвертый этаж. На встречу мне дети, повзрослевшие и не очень, мои и живущие по – соседству, в общем наши, гимназические. Именно они побуждают непроизвольно улыбнуться, забывая о личных проблемах, трудностях, переключают внимание на себя.

   Школьные годы, чудесные, памятные, незабываемые в жизни для каждого человека. И очень важно, что ребенок возьмет с собой в свою взрослую жизнь – неуверенность в себе, агрессивность, озлобленность, неспособность реализоваться как личность или же уверенность, умение быть креативным, твердые жизненные убеждения, успешность. Каким будет этот багаж зависит от нас всех, кто является участником педагогического процесса. Но я, как воспитатель, твердо убеждена в том, что я делаю – учу их быть добродетельными. Ведь во все времена толерантность считалась человеческой добродетелью. А закончить свое размышление я хочу словами М. Налбандяна:

   “Добродетель или безнравственность человека – дело обстоятельств и

   зависят от его воспитания и образования, от его общества и среды…”                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мое педагогическое кредо"

О себе, о выборе профессии педагога, о применяемых педагогических технологиях....

Мое педагогическое кредо.

     Как-то Николая Рериха спросили: «Как достичь совершенства?» Великий художник и философ ответил: «Совершенствуй себя, и все, что ты будешь делать, будет совершенным». У...

моё педагогическое кредо

педагогическое кредо...

Моё педагогическое кредо

Эссе к конкурсу "Социально-значимые профессии"...

Эссе "Моё педагогическое кредо"

Воспитать Человека!...

моё педагогическое кредо

моё педагогическое кредо...

Мое педагогическое кредо

Мое педагогическое кредо: "Я - педагог! Я - человек!" Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что верю я? ...