Тестовая проверка знаний: достоинства и недостатки
материал по теме
Достоинства и недостатки устной и тестовой проверки знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovyy_kontrol.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовая проверка знаний: достоинства и недостатки.
Важным условие оптимизации учебного процесса является систематическое получение учителем информации о ходе усвоения знаний учащимися, которую учитель получает в ходе контроля учебно-познавательной деятельности. Учащимся также необходимо получать от учителя информацию о правильности и неправильности усвоенного материала. Сделать это учитель может только на основе поступления обратной информации от учащихся к учителю. Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, прогнозировать результаты. Для того, что бы получить требуемый результат, следует отслеживать и контролировать, в первую очередь качество учебного процесса, уровень знаний умений и навыков, получаемых учащимися на каждом предмете учебного цикла. Контроль за качеством знаний является одним из важных средств повышения эффективности образовательного процесса.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение объёма, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса, для внесения необходимых корректив в процесс обучения. Для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Проверка - стимул к регулярным знаниям, к добросовестной работе учащихся, а также объективная форма самоконтроля учителя.
Наиболее распространённым являются традиционные формы контроля, к которым относится устный опрос индивидуальный или фронтальный. Наряду с этим применяются и различные виды письменного опроса.
Рассмотрим достоинства и недостатки устной проверки знаний.
Достоинства:
Развивать речь, логическое и образное мышление, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
В ходе обсуждения выясняется, понятны ли учащимся изучаемые закономерности.
Выясняется, могут ли ученики делать выводы мировоззренческого характера.
Возможность ликвидации пробелов в учебной подготовке учащихся.
Недостатки:
Невозможность организовать систематический и полный индивидуальный контроль знаний каждого ученика, т.к. в классах большое количество учеников.
Невозможно провести сравнение ответов учащихся на один и тот же вопрос.
Не позволяет сделать объективный вывод об уровне подготовки учащихся, т.к. оценка учащихся зависит от субъективного мнения учителя, характера и темпа ответа ученика, от уровня подготовленности класса.
Исходя из этого, трудно говорить об объективности оценивания ученика.
Необходимо применять новые, более объективные формы контроля, которые будут иметь чёткую определённость, однозначность, надёжность. Такой формой можно считать тестовую проверку знаний и умений. Тест – это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определённых психологических качеств, способностей, особенностей личности. Тест отличается от привычного контроля знаний, тем, что к нему заранее готовиться эталон, с которым сравнивают ответ учащегося. (Коэффициент усвоения)??? Тестовый контроль знаний требует больших усилий со стороны педагога. Педагог должен знать, как правильно подобрать тесты и как их составлять. Ведь не каждый набор вопросов с вариантами ответов на них можно назвать тестом. Работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно сложная и долгая.
Необходимо оценивать качество каждого теста – соответствие программе и реальным возможностям учащихся, учитывая при этом сильно действующие временные ограничения на выполнение тестовых заданий. Соответствие программе проверяется при анализе литературы. Проверка «посильности» теста и даже каждого задания в тесте возможна только после проверки в реальном эксперименте.
Желателен захват всего программного материала или хотя бы наиболее существенной его части.
Рассмотрим достоинства и недостатки тестовой проверки знаний.
Достоинства:
От традиционных оценок контроля знаний учащихся тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение учителя, а на объективные эмпирические критерии.
Быстрота получения результата и таким образом установления связи с учеником и обсуждения результатов.
Повышается познавательная активность учащихся.
Охват большого числа учащихся на уроке.
Дисциплинирует школьников, приучая их постоянно готовиться к систематическому тестовому контролю.
Экономия времени на контроле.
Улучшение психологической атмосферы учебного процесса, учитель перестаёт быть источником отрицательных эмоций при оценивании знаний.
Недостатки:
Возможность угадывания в заданиях закрытого типа. Если тестовое задание содержит всего два варианта ответа, то половину ответов на такое тестовое задание можно угадать. (Придавая большую правдоподобность неправильным ответам можно снизить возможность угадывания, оптимальное число вариантов ответов четыре).
Возможность списать ответы на тесты закрытого типа (Большое число вариантов тестовых заданий и ограниченное время устраняет возможность списывания).
Учитель не видит хода решения (хода мыслительной деятельности учащегося), если результаты своей работы учащийся представляет только в виде номера ответа. Гарантии наличия знаний у учащегося нет (Включение заданий открытого типа, в результате ответа на которые ученик должен самостоятельно логически построить ответ на вопрос и конкретно изложить его).
Трудно выявить степень овладения умениями проводить наблюдения, опыты, определять объекты (Необходимо включать задания на проверку умений).
Не развивается речь ученика (Процесс компьютерного тестирования на уроках можно совмещать с другими формами контроля знаний).
На основании сказанного, можно сделать вывод о преимуществе тестовой проверки знаний по сравнению с традиционными формами контроля. Использование компьютерных тестовых программ является оптимальным средством контроля и оценки знаний в силу своей объективности, простоты в использовании и анализе результатов. Тестовые задания удобно использовать при организации самоконтроля, при повторении учебного материала, при подготовке к уроку. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля. Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки в её основательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания для проверки знаний по теме "Экономико-географическое положение России" 9 класс
Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ - 0, 5 баллов. 10 задание - 2 балла. Максимально возможн6ое количест...
«Система интерактивных тестовых приложений для проверки знаний обучающихся 9 класса по предмету «Информатика и ИКТ» по теме «Моделирование»
Данная система может быть использована учителями информатики и ИКТ для проверки знаний учащихся 9-х классов по теме «Информационное моделирование.Для успешного использования продукта ИОД необходимо на...
Тестовая проверка знаний . Биология 6 класс
Тестовая проверочная работа по разделу "Общее знакомство с цветковыми растениями"...
Использование тестовых заданий при проверке знаний
Выступление на методическом семинаре...
Тестовая проверка знаний обучающихся по физике
Тесты подготовлены для проверки усвоения учебного материала обучающимися лицея за 1 полугодие учебного года. Однако могут быть использованы по мере прохождения затронутых в них тем....
тестовая проверка знаний по теме "Рыбы"
Работа представлена в двух вариантах....
Тестовая проверка знаний по биологии 7 класс Тема: «Систематика и классификация»
Тест по биологии для 7 класса на тему «Систематика и классификация»...