Статья "Россия возродится"
материал по теме
О курсах повышения квалификации по теме " Духовно-нравственное воспитание на основе православной традиции в Боровске Калужской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rossiya__vozroditsya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия возродится…
В известной философско-лирической сказке Антуана де Сента- Экзюпери есть такой диалог Маленького принца с Цветком.
- А где люди?-вежливо спросил Маленький принц.
- Люди? Их носит ветер, у них нет корней. Как пронзительно и грустно до боли душевной звучат эти слова теперь, когда в нашей стране распадается связь времен, когда забываем, откуда мы все родом, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.
Чтобы уберечь наших школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждого нам образа жизни, навязываемых нам Западом, необходимо оглянуться назад, вернуться к нашим истокам, к сокровищнице наших святынь. Стыдно быть Иванами, не знающими родства! А нам есть чем гордиться: это - и богатейшая культура Россия, основанная на православных традициях, и славная история нашего Отечества, изобилующая примерами воинской доблести, преумножением и хранением Российских земель.
Необходимо по-новому взглянуть на детей ХХI века, вселяя надежду и вдохновение в их сердца. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? Как помочь ребенку выжить в нашем агрессивном мире?
Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры, данный курс мы начали преподавать еще в 2010 году . Но так ли? На первых порах я испытывала страх, что делаю что-то не так, что не освою духовную лексику, искажу суть понятий, просто не хватало знаний – вопросов больше, чем ответов. И вот курсы. Конечно, кстати, но как покинуть школу с 5 декабря по 22декабря.
Без особого желания и энтузиазма я в числе других учителей Калужской области отправилась на курсы повышения квалификации по теме «Духовно-нравственное воспитание на основе православной духовной традиции». Думала, сбегу, ведь конец полугодия, столько дел в школе. И вот мы в Миссионерско-просветительском центре Боровска, который расположен рядом с монастырем – какая же это благодать: прогулки по территории монастыря – земле, освещенной молитвами древних подвижников, обагренной кровью святых мучеников; посещение служб…- все радовало глаз и утешало сердце. Программа курсов была насыщенной и интересной: были раскрыты актуальные и нужные темы: духовное краеведение (Чайкина В.Н.), христианская живопись и архитектура (о. Александр Кадин) художественная литература и Православная культура (Воронин Т.Л.), история Православной культуры (о. Андрей Безбородов) и др
А посещение в Малоярославце детского православного приюта «Отрада» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре произвело незабываемое впечатление. Преклоняюсь перед теми людьми, которые делают жизнь детей значительной, интересной, кто дарит им по-настоящему счастливое детство.
В рамках курсов состоялось знакомство с авторами УМК: Бородиной А.В., Шевченко Л.Л., Янушкявичене О.Л., которые познакомили со своей концепцией преподавания ОПК в школе - упор в преподавании необходимо делать на историко-культурологический подход, а не вероучительный.
Все УМК по- своему хороши: в учебниках речь идет о первичных вещах, представлениях — о том, кто ты такой, как ты живешь? Как мыслишь? Зачем творить добро? Как жили и мыслили твои предки? Что было главным в жизни людей, которые жили в России до тебя?
Да, подобные вопросы серьезны и сложны! Но сегодня детям как раз не хватает разговора о главном. А уроки по Православной культуре как раз строятся на проблемных вопросах, которые не подразумевают прямолинейного ответа: это добро, это зло; это белое, а это черное. Все уроки предполагают ДИАЛОГ учителя и ученика, а не сухое вдалбливание в головы детей прописных истин. Ученику надо учиться размышлять, сопоставлять, искать аргументацию, чтобы разрешить поставленную проблему. Кроме того, материал насыщен примерами из жизни людей, в том числе -- святых, притчами, историями, стихами, иллюстрациями. На уроках ОПК ребенок приобретает знания, помогающие ему ориентироваться в жизни, а ведь это так важно для него в наше время!
«Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла! – говорил Святейший Патриарх Алексий II. Но молимся вместе с русским поэтом Майковым А.Н.
О Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба… и тогда РОССИЯ ВОЗРОДИТСЯ!
Первоначально казалось, что курсы не достигнут должного эффекта, для кого-то будут безынтересны. Но организаторы предусмотрели все. Работа была организована на высоком уровне. Лекторы раскрывали самые актуальные темы: история православной культуры (о. Андрей Безбородов), духовное краеведение (Чайкина В.Н.), христианская живопись и архитектура (о. Александр Кадин) художественная литература и православная культура (Воронин Т.Л.), и др. В течение трех недель были организованы интереснейшее экскурсии в Малоярославец в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, где мы посетили Православную гимназию, и в г. Боровск. Экскурсии дали возможность прикоснуться к истории Святой Руси, к ее величию и бесчисленным испытания, выпавшим на ее долю.
Две с половиной недели пролетели очень незаметно, даже нотки сожаления остались, что все закончилось. Наверное, с Божией помощью.
О Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба.
А.Н.Майков.
Еще Павел Флоренский писал: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души».
Идеалом же Руси всегда была святость. «Русь именуется Святою не потому, что в других странах нет святости: это не гордыня наша и не самопревознесение… Русь именуется Святою и не потому, что в ней «нет» греха и порока; или что в ней «все» люди – святые… нет.
Но потому, что в ней живёт глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней…», – писал другой русский философ Иван Ильин.
Обрести этот идеал нашим детям помогут уроки ОПК, которые введены в учебный план нашей школы с 2010года.
«Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла! – говорил Святейший Патриарх Алексий II.
«Новая российская школа, должна стать, - сказал Д.А.Медведев, Президент РФ, - важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника». Эту задачу мы и решаем в нашей школе, осваивая вместе с детьми новое религиозно-познавательное содержание курса «Основы православной культуры».
Необходимо по-новому взглянуть на детей ХХI века, вселяя надежду и вдохновение в их сердца.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? Как помочь ребенку выжить в нашем агрессивном мире?
Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры Надо преподавать ОПК!
На первых порах я испытывала страх, что делаю что-то не так, что не освою духовную лексику, искажу суть понятий, просто не хватало знаний –столько вопросов возникало. Без особого желания я в числе других учителей Калужской области отправилась на курсы повышения квалификации по теме «Духовно-нравственное воспитание на основе православной духовной традиции» с 5 декабря по 22.
Две с половиной недели пролетели очень незаметно, даже нотки сожаления остались, что все закончилось. Наверное, с Божией помощью.
Наверное, потому, что упор в преподавании мы делаем на историко-культурологический подход, а не вероучительный. О необходимости следовать такой концепции нам не раз говорила на курсах автор учебников Алла Валентиновна Бородина.
О Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба.
А.Н.Майков.
В учебнике речь идет о первичных вещах, представлениях — о том, кто ты такой, как ты живешь? Как мыслишь? Зачем творить добро? Как жили и мыслили твои предки? Что было главным в жизни людей, которые жили в России до тебя?
Да, подобные вопросы серьезны и сложны! Но сегодня детям как раз не хватает разговора о главном. А уроки по Православной культуре как раз строятся на проблемных вопросах, которые не подразумевают прямолинейного ответа: это добро, это зло; это белое, а это черное. Все уроки предполагают ДИАЛОГ учителя и ученика, а не сухое вдалбливание в головы детей прописных истин. Ученику надо учиться размышлять, сопоставлять, искать аргументацию, чтобы разрешить поставленную проблему. Кроме того, материал насыщен примерами из жизни людей, в том числе -- святых, притчами, историями, стихами, иллюстрациями, есть рубрика «Это интересно».
Урок за уроком одна проблема нанизывается на другую, идет поиск ответов, — таким образом выстраивается система духовно-нравственных знаний. Этот курс построен на обретении самостоятельного умения думать, размышлять, делать свой выбор. Получив эти умения, ребенок приобретает знания, помогающие ему ориентироваться в жизни. Подумайте, как это важно для него в наше время!
О введении с 2012 года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, являющейся идеологической и методологической основой федеральных образовательных стандартов нового поколения, сформулирован следующий национальный воспитательный идеал личности гражданина России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. В целях реализации данного воспитательного идеала Президентом РФ Д.А. Медведевым было дано поручение от 02.08.2009 № Пр-2009 Председателю правительства РФ В.В. Путину по разработке и реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
В соответствии с упомянутым поручением Президента РФ и по распоряжениям Председателя Правительства РФ от 11 августа и 29 октября 2009 года в 21 регионе РФ под руководством Министерства образования и науки РФ была начата экспериментальная апробация предлагаемого курса. Координацию всей работы по подготовке и введению преподавания ОРКСЭ в 9980 общеобразовательных школах в 21 субъекте РФ осуществлял Межведомственный координационный совет, образованный при Министерстве образования и науки РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир святой, где можно возродиться
В 1850 году в слободе Николаевка Хоперского округа Войска Донского тщанием помещиц, дочери полковника, девицы Александры Васильевны Красностановой и вдовы войскового стар...
Интермедия "Возродим село!"
Интермедия "Возродим село"(автор Н.Дроздова) победила в конкурсе "Радуга"....
Проект "Возродим наш лес"
Проект "Возродим наш лес"...
Книга - возродись!
Мы, учащиеся 4-А класса любим книги и помогаем им возродиться: все приняли активное участие в акции «Собери макулатуру». Сдали в штаб более 60 килограммов использованной бумаги.Мы мо...
НПК_Тема: «От письма к СМС» (или «Возродится ли эпистолярный жанр?»)
XLVII Межрегиональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи_2016г._Омск_региональная конференцияПрезентация к работе_выступление...