Презентация по " КНЯ"
презентация на тему

Мясоедова Наталья Владимировна

Представлены презентации по теме " Культура народов Ямала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anna_nerkagi.pptx584.03 КБ
Файл gibdel_mahmut.pptx336.84 КБ
Файл narody_severa.pptx2.28 МБ
Файл pisateli_yamala.pptx350.81 КБ
Файл priroda.pptx342.06 КБ
Файл priroda_nashego_kraya.odp1.25 МБ
Office presentation icon prirodnye_yavleniya.ppt2.12 МБ
Office presentation icon yamalskie_pisateli.ppt276 КБ
Файл yamalskie_pisateli.pptx430.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анна НЕРКАГИ Снимите шляпы, господа, мы будем говорить о гении, выразившем сокровенный смысл северной цивилизации своего небольшого народа, живущего на земле. Выполнил: Мясоедова Н.В.

Слайд 2

Анна Павловна Неркаги (в переводе с ненецкого - род негнущихся) родилась 15 декабря 1951 года в чуме, в горах Полярного Урала, где у подножия хребта Сайрей в ягельных долинах каслал стада ее отец-ненец В 1970 году окончила среднюю школу-интернат в пос. Аксарка Приуральского района, поступила в Тюменский индустриальный институт на геологоразведочный факультет. В 1977 году «Молодая гвардия» издает ее первую повесть « Анико из рода Ного » (отд. главы печатались в 1975 г. в альманахе « Самотлор »), затем журнал «Урал» печатает ее повесть « Илир ». Следующее произведение писательницы - повесть «Белый ягель» - появилось после значительного перерыва (1995 Последнее на сегодня произведение Неркаги - повесть «Молчащий» (1996).

Слайд 3

«Сегодняшний Север, который описывает Анна Неркаги , - это не далекий заброшенный край, а часть нашей огромной страны, в которой кипит созидательная работа и где живут люди, преданные этой земле и нелегкому труду на ней. Став профессиональным литератором, Анна Неркаги вернулась в тундру к своему народу. А.Неркаги член Союза писателей СССР с 1978г. Живет и работает в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.

Слайд 4

Анико » - повесть о возвращении на малую родину. Родовая память оказалась сильнее разрушительных процессов времени. « Илир » – звездный мальчик в северных просторах, как одинокое солнце, затерявшееся в просторах нашей галактики. Повесть – предупреждение о социальной несправедливости. «Белый ягель» - долгое прощание с народным эпосом, поиск спасения от духовной катастрофы. «Молчащий» – это, по признанию Анны Неркаги,-15-летний путь к Богу. «Не творить – нет худшего наказания. Не любить – нет горестней участи»,- эти слова писателя возвращают и ей, и читателям, и всем людям земли, священный дар человеческой жизни.

Слайд 5

Это мой путь Сейчас, оглядываясь назад, на прошедшее время, я могу с уверенностью сказать, что жизнь писателя - не возраст тела, а Состояние Души. Все, что произошло со мной, дает право утверждать это. Более того, возраст писателя, прежде всего, есть Состояние Совести. Прошло пятнадцать лет молчания. За это время Душа моя прожила минимум сто пятьдесят лет, но не нашего человеческого времени, а какого-то совсем другого. Я не могу объяснить его словами, но чувствую. И чувствую неимоверную старость. Не могу не сказать о наиглавнейшем, что понято мной. Господу понадобилось пятнадцать лет, чтобы призвать меня к труду, назначенному мне. К ответственности за слово, за прожитую жизнь в миру. Теперь знаю, что мне можно, а чего нельзя. Теперь признаю с радостью, что я всего лишь заблудшая овца, блудное дитя и что придет час, когда вернусь в Отчий дом. Но не для того, чтобы в нем отдохнуть, а держать ответ перед Отцом, как распорядилась дарами, что были отпущены. Многие, читающие сейчас Исповедь мою, примут слова о дарах как пересказ библейской притчи. А меж тем это глубочайшая истина. К ней Господь провел меня через такие страдания Души, о которых больно не только говорить, - даже писать, но я не ропщу. Понимаю, насколько Он милостив, ибо заслуживаю гораздо большей кары. Десять лет, с провалами, когда за годы не писалось ни одной строчки, когда рукописи забрасывались в самые дальние углы чума, когда приступы невыносимой дьявольской гордыни заполняли все мое существо, писалась повесть "Молчащий". И в тот момент, когда я вынесла смертельный приговор и "Молчащему", и всему моему творчеству - не писать больше вообще. Господь наказал меня так, что я до сих пор плачу. Он взял мою девочку, которую я любила больше всего на свете. Так что "Молчащий" родился в часы, в дни и годы страданий. Я не прошу у читателя прощения за эту повесть. Многие меня осудят. И суда не боюсь. Знаю только одно: если бы не написала, то предстала бы перед Судом Отца. За трусость, за низость Духа, за Безверие. Теперь отчетливо вижу путь, лежащий передо мной, и, естественно, он не розами усыпан. Но это мой путь. Отступление от него чревато непоправимыми последствиями в этом мире. И там, где предстоит нам Вечное творчество и любовь. Не творить - нет худшего наказания. Не любить - нет горестней участи. Я стою в начале. Только сейчас поняла, что стою в начале Того Единственного пути, который мне предначертан. И что в жизни кончилось мое личное время и началось другое. Богово. Ни один момент его не принадлежит мне, и не может быть потрачен по моей воле, но по воле Отца Вечного.

Слайд 6

Сейчас Анна Павловна живет на фактории Лаборовая Приуральского района, где находится единственная в России национальная ненецкая школа, в которой весь календарный год для ребятишек проводятся этнокультурные и этнопедагогические занятия. Анна Неркаги - ее создатель и руководитель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Габдель Махмут Я, родился 24 мая 1951 года в с. Вагай Вагайского района Тюменской области в семье сельских тружеников. Мой писательский псевдоним Габдель Махмут , но настоящее имя Абдулин Махмут Касимович . Начальную школу окончил в д. Митькино Вагайского района, которая стала родиной, восьмилетку в школе-интернате в соседнем селе Казанка, а среднюю - в с. Второвагай того же района, что в 60 километрах от родины...

Слайд 2

Я адресую свои произведения молодежи, ищущей свое место и свое предназначение на земле, а так же широкому кругу читателей, кому интересно будет узнать: - о жизни и чаяниях северян, сибиряков, сибирских татар; - о том, как становятся писателями; - о культуре, истории татарского народа; - как настроиться на творчество; - как живут вместе два великих российских народа...

Слайд 3

Габдель Махмут - русскоязычный писатель (прозаик, драматург, публицист), член Союза писателей РФ, участник Международной конференции писателей севера (г. Салехард,1996 г.). Габдель Махмут - яркий пример того, как, взяв целью жизни писательское творчество, можно достичь невероятных успехов, если упрямо следовать этой заветной мечте: «Человек должен жить, стремясь к чему-то недосягаемому. Человек становится выше ростом оттого, что тянется вверх!» (Максим Горький).

Слайд 4

Родившись в сибирской таежной глухомани, окончив татарскую школу по учебникам на татарском, воспитанный полуграмотными родителями-селянами, общаясь только на родном сибирско-татарском вплоть до окончания десятилетки, и стать-таки русскоязычным писателем смог только такой целеустремленный человек. И в этом его сила, его самобытность и успех. У сибирско-татарского народа Габдель Махмут всего лишь четвертый профессиональный писатель . По всей видимости, именно Г. Махмуту суждено показать миру, что за народ представляют собой его земляки-соплеменники, и именно ему, как художнику-прозаику это удается в полной мере...

Слайд 5

Первые художественные рассказы из-под его пера родились в 1982 году. Первые литературные публикации появились в 1992 году. С 1997 года его произведения включены в школьные программы по литературе в Ямало-Ненецком автономном округе, и Тюменской области ( Габдель Махмут стал первым писателем в ЯНАО, по произведению которого ГТРК «Ямал» сняла телевизионный фильм для школ округа . Творческий девиз: писательскому перу все подвластно: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (Ярослав Смеляков). Кумиры в жизни и творчестве: Эрнест Хэмингуэй , Максим Горький; у татарского народа - это Муса Джалиль и Габдулла Тукай.

Слайд 6

« Проза северных широт» Земляки В своих произведениях я не стараюсь следовать моде на "крутой" язык, здесь все достаточно традиционно, для меня на первом плане стоит чистота языка, уверен, что такие произведения всегда будут воcтребованы . От белой змеи В настоящий сборник я включил сказки, легенды и поэтические произведения ,дающие определенный настрой и установку на творчество. Надеюсь книга будет интересна для всех читателей, в особенности, для молодежи, ищущей себя... Поскреби тартарина Моя родословная теряется в конце XIX века на Кавказе, я испытываю горечь утраты и трепетное и трепетное чувство и уважение к тем, кто ищет свои родовые корни и призываю всех "копнуть корни".

Слайд 7

В сердце Ямала (Книга документальной публицистики)30-летию Надыма посвящается На кончике пера Сборник публицистики "На кончике пера" состоит из четырех книг. "Застрехи" включают авторские заметы и заметки, статьи на все, что его взволновало в жизни. В книге "Сосульки" - короткие зарисовки о севере. "Стружки" собрали некогда опубликованные обзоры, интервью, отклики на творчество друзей, критические и проблемные статьи. Миниатюры (есть такой жанр в литературе) включены в книгу " Обзолки ". Сборник открывается вступительным словом к читателю, где автор утверждает, что такую книгу может написать каждый...

Слайд 8

Татарчонок Взрослые и дети живут рядом, но, по всей видимости, в разных мирах. И непрошеное вторжение жестокого мира взрослых в чистый мир детей может довести до трагедии "Весна и разлука" маленький Мансурик ищет «свою землю», где ему будет хорошо. Ведь они с мамой покинули пьющего отца. Но душе ведь не прикажешь. >> Выполнил : Буланый Илья, 7 класс Учитель: Мясоедова Н.В


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа

Слайд 2

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси - два родственных народа. Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ , кантах и манси. А в старых документах царской администрации хантов называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами .

Слайд 3

В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть—в Томской, Свердловской и Пермской областях .

Слайд 4

Язык хантов и манси состоит из множества диалектов, различающихся иногда настолько, что их носители не понимают друг друга. Письменность и литературный язык начали создаваться для хантов и манси с 1930-х годов. Единого литературного хантыйского языка не существует, хотя за базовый принят казымский диалект. Мансийский литературный язык ориентирован на северный диалект.

Слайд 5

У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум. Было и передвижное жилище – большая крытая лодка. На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым .

Слайд 6

На первоначальных этапах своей истории ханты, как и многие до них, строили землянки различного типа - «земляной дом» . Преобладали среди них землянки с каркасом из бревен или досок. Из них появились в последующем срубные жилища — дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран. Хотя, по мировоззрению ханты, дом — это все, что окружает человека в жизни... Избы ханты рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами.

Слайд 7

ОДЕЖДА народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни.

Слайд 8

Для изготовления одежды использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре

Слайд 9

Ямал – земля исконного проживания ненцев, ханты, селькупов, манси. Они сохранили и традиционные виды деятельности – оленеводство, рыболовство, пушное звероводство. Численность поголовья домашнего северного оленя на Ямале составляет около 600 тыс. голов. Это самое большое стадо в мире. Ямальские олени выпасаются на тундровых просторах, равных 47 млн. гектаров .

Слайд 10

Олень – всему голова. Сами ненцы говорят: «Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он – смысл твоей жизни».

Слайд 11

День оленевода всегда яркий и красочный праздник.

Слайд 12

Древний обряд тундровиков – приношение в жертву оленя, продолжается соревнованиями по национальным видам спорта – гонки на оленьих упряжках и снегоходах, борьба, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки .

Слайд 13

Зрелищными проходят конкурсы и национальной одежды, и лучшей женской оленьей упряжки. Выполнил : Воронина Даша учитель: Мясоедова Н.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Писатели Ямала

Слайд 2

Зарождение литературы на Ямале Ещё давным давно, народы Ямала писали рассказы о своём крае, сочиняли колыбельные и стихи. Но всё это был народный фольклор, и только спустя много лет у народов Ямала появились писатели, которых знали не только в своём крае, но и по всей России и даже за рубежом. Например: Роман РУГИН Юрий КУКЕВИЧ Юрий АФАНАСЬЕВ Нина ЯДНЕ Леонид ЛАПЦУЙ Иван ИСТОМИН Юрий БЛИНОВ Полина ТУРУТИНА Юрий ВЭЛЛА

Слайд 3

Роман Ругин Родился 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, в семье обского ханты. В 1958 году окончил Салехардское национальное педагогическое училище, затем был призван в ряды Советской Армии. В 1964 году поступил в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена и окончил его в 1964 году по специальности педагогика и методика начального образования. С 1964 года по 1968 год работал вначале завучем, затем директором Высяховской восьмилетней школы Шурышкарского района. С 1968 по 1972 год - инструктор Ямало-Ненецкого окружкома КПСС. Закончил трехгодичную заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС. В 90-е годы становится редактором окружного историко-культурного, научно-популярного журнала " Ямальский меридиан", лидером литературно-культурной жизни региона. В писательском союзе с 1983 года. Широко известный публицист, прозаик, поэт. Писать стал в конце 50-х годов, дебютировав сборником стихов " Лыланг ик - Живая вода" (Тюмень, 1963). Выпустил в свет книги "Погоня" (1965), "Снежные мелодии" (1976), "Метель на ладони" (1986), "Солнце над снегами" (1986), "Ранний ледостав" (1988), "В ожидании сына" (1990), сборник избранных стихотворений "Много думная Обь" (1993). В соавторстве с хантыйским писателем П.Е. Салтыковым в 1973 году издал книгу для чтения младших школьников (на языке шурышкарских ханты) "Золотой огонек". Как один из зачинателей хантыйской литературы, он представлен в "Антологии литератур уральских народов" под редакцией Петера Домокоша и Петера Хайду , изданной Финно-угорским институтом АН ВНР в Будапеште в издательстве "Европа" (1975), печатается во многих альманахах и журналах страны: "Дружба народов", "Москва", "Нева", "Сибирские огни", "Октябрь", "Аврора", "Урал", "Север" и других. Член Союза писателей России (СССР) с 1983 года. В 1996 г. издал сборник произведений родного фольклора, готовит в свет 4-томное собрание сочинений. В 1996-1998 годах вышел трехтомник избранных произведений Р.П. Ругина . В последующие годы в различных центральных и региональных изданиях увидели свет 30 книг с его стихами, и прозой, фольклором. Публиковался во многих коллективных сборниках и антологиях. Отдельные стихи и проза ямальского автора переведены на финский, эстонский, французский, итальянский, венгерский, чешский, испанский, польский и английский языки. В 2001 году вышла в свет книга избранных произведений, открывшая серию "Библиотека писателей Ямала".

Слайд 4

Два его стихотворения вошли в антологию мировой поэзии. Роман Ругин активно сотрудничает с композиторами округа и города Москвы, многие его стихи положены на музыку. В 1988 году Р.П. Ругин был удостоен звания лауреата литературной премии писателей СССР, с 1983 года – член Союза писателей России. Живет и работает в г. Салехарде.

Слайд 5

Леонид Лапцуй Леонид Васильевич Лапцуй родился 28 февраля 1929 года в Ямальской тундре в стойбище близ озера Ярото , неподалеку от поселка Новый Порт Ямало-Ненецкого автономного округа, в семье ненца, оленевода и охотника. Родители Л. Лапцуя до установления Советской власти на Крайнем Севере батрачили на местных богатеев — кулаков, старейшин и князьков, одними из первых вступили в колхоз «Красный рыбак» Ямальского района. Рано оставшийся без отца, Л. Лапцуй начал зарабатывать на жизнь с десяти лет — работал оленеводом, охотничал , рыбачил. В 1951 году окончил Новопортовскую семилетнюю школу, а в 1954 году — Салехардское медицинское училище, получил специальность фельдшера. В это же время работал переводчиком и нештатным корреспондентом редакции окружной газеты «Красный Север». В 1954 году Л. Лапцуй был направлен в Москву в Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ, которую окончил в 1956 году. После этого работал инструктором, заведующим отделом пропаганды и агитации Ямало-Ненецкого окружкома ВЛКСМ, секретарем Ямальского РК ВЛКСМ, секретарем исполкома Пуровского райсовета, ответственным секретарем президиума правления окружной организации общества «Знание». В 1963 году Л. Лапцуй заканчивает Высшую партийную школу при ЦК КПСС, с 1964 года работает инструктором отдела пропаганды и агитации окружкома КПСС, с 1968 по 1974 год — инструктором орготдела Ямало-Ненецкого окрисполкома .

Слайд 6

С 1974 по 1982 год он редактор окружной национальной газеты « Нарьяна Нгэрм » («Красный Север»). В 1962 году Л. Лапцуй принес поэту И. Истомину свой первый рассказ на ненецком языке «В снегах песцовых». Один из основоположников ненецкой литературы, прозаик и поэт И. Истомин угадал и оценил поэтический дар Л. Лапцуя , увидел в нем самобытного художника. Один за другим в окружной и областной газетах, в журнале «Литературная жизнь» печатаются на русском языке рассказы ненецкого литератора: «Чайки над Обью», «Дедушка Аби », «Он не будет помнить дымного чума», «Северное сияние», «Палочки с зарубками» и многие другие, повествующие о возрожденном ненецком крае, о трудовых буднях рыбаков, охотников и оленеводов. Его печатают в журналах «Сибирские огни», «Урал», «Дружба народов», в коллективных сборниках «Земляки», «Небо у ног», «Север поет» и других. Л. Лапцуй остро ощущает социальные, экономические и демографические преобразования Ямала. Он тонкий лирик и любящий сын суровой земли своего края. В разных издательствах страны вышло более 30 книг на русском и ненецком языках. Произведения Л. Лапцуя переведены на иностранные языки и языки многих народов Советского Союза. Он удостоен второй премии на Всесоюзном конкурсе за лучшую книгу для детей. Певцом Ямала называют поэта жители Ямальской тундры. Л. Лапцуй вел большую общественную работу. Он неоднократно избирался депутатом окружного Совета, с 1961 года был членом Совета по литературам народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока при правлении СП РСФСР, членом ревизионной комиссии Союза писателей РСФСР. Л. Лапцуй — заслуженный работник культуры РСФСР, активный организатор и участник многих мероприятий по сбору и сохранению ненецкого национального фольклора. Принимал непосредственное участие в создании букваря для национальных школ. Автор книги для внеклассного чтения на ненецком языке. Член Союза писателей СССР с 1964 года. Имя Леонида Лапцуя присвоено Салехардскому культурно-просветительному училищу.

Слайд 7

Анна Неркаги Анна Павловна Неркаги (в переводе с ненецкого - род негнущихся) родилась 15 декабря 1952 года в чуме, в горах Полярного Урала, где у подножия хребта Сайрей в ягельных долинах каслал стада ее отец-ненец. Административно эти пастбища относятся к поселку Лаборовая Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. В 1970 году окончила среднюю школу-интернат в пос. Аксарка Приуральского района, поступила в Тюменский индустриальный институт на геологоразведочный факультет. По состоянию здоровья окончила лишь два курса. С 1975 по 1976 год работает методистом в Тюменском областном управлении культуры, пишет повести о людях тундры, о делах и людях Заполярья. В 1977 году «Молодая гвардия» издает ее первую повесть « Анико из рода Ного » (отд.главы печатались в 1975 г. в альманахе « Самотлор »), затем журнал «Урал» печатает ее повесть « Илир ». Обе повести выходят позже в издательстве «Современник». Следующее произведени писательницы – повесть «Белый ягель» – появилось после значительного перерыва (1995), первоначально в сокращенном варианте (альманах «Под сенью Нохар-Юха »), а затем в полном (1996). Последнее на сегодня произведение Неркаги – повесть «Молчащий» (1996).

Слайд 8

«Сегодняшний Север, который описывает Анна Неркаги , - это не далекий заброшенный край, а часть нашей огромной страны, в которой кипит созидательная работа и где живут люди, преданные этой земле и нелегкому труду на ней. Творчество Анны Неркаги глубоко современно и проникнуто духом новаторства» – так рекомендует Ю.Рытхэу молодую писательницу. Став профессиональным литератором, Анна Неркаги вернулась в тундру к своему народу. А.Неркаги член Союза писателей СССР с 1978г. Лауреат премии им.Н.М.Чукмалдина . Живет и работает в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.

Слайд 9

Юрий Афанасьев Афанасьев Юрий Николаевич (11.04.1940 г. – 2004г.) - журналист, прозаик, детский писатель. Родился в с. Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого национального округа. Выпускник Салехардского национального педагогического училища и Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Был учителем. С 1962 г. - сотрудник газет "Красный Север" и "Ленинский путь". Публиковался в журналах "Урал" и "Костер", альманахах "Тюмень литературная", "Под сенью нохар-юха ". Работал в жанрах повести, сказа и сказки. Первая книга писателя "Сказки дедушки Ай-по " (1974 г.) основана на мотивах хантыйского фольклора. Автор книг "В морозный день" (1986), "Мы с Митяем" (под одной обложкой с С.Мальцевым) (1980), "Ритмы тундры" (1994) и др. Много пишет для детей. В альманахе салехардских литераторов "Под сенью нохар-юха " (издательство " СофтДизайн ", 1995) опубликован его рассказ-быль "Две ели". В своем творчестве Ю. Афанасьев отражает и выражает все многообразие проблем Тюменского севера - экологических, природоохранных, краеведческих, межнациональных отношений, культуры и быта малых народов.

Слайд 10

По сказкам Ю.Н. Афанасьева снят мультипликационный фильм. Член Союза писателей России. В последние годы активно занимался проблемами экологии Севера, возглавлял комитет по охране природы в с. Мужи. Последнее время жил в г. Салехарде. Был редактором альманаха «Обская радуга». Выполнил : Сипатров Влад Учитель: Мясоедова Н.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа ЯМАЛа

Слайд 2

Природа и её обитатели Большинство людей считает, что Ямал – это безграничные земли:

Слайд 3

Но… Это не так!!!! Здесь живут люди…

Слайд 4

Животные…

Слайд 5

И Красота…

Слайд 6

И не только!!! На Ямале вас ожидает очень много интересного и неводомого !!!! Стоит только очутиться там … Выполнил: Речкин Руслан Учитель: Мясоедова Н.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П р и р о д а на ш е г о к р а я Вторит эхо грозовым басам Ниже, чем раскаты, на полтона. И качают небо монотонно, Будто бы под музыку, леса. ВЫПОЛНИЛ: Литвинюк Настя Учитель: Мясоедова Н.В.

Слайд 2

Наших леса во времена года... Кто сказал, что осень - дева, Осень - это то, что слева И болит, и счастья просит. Это - в сердце, это – осень

Слайд 4

Животные нашего края


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 13

Выполнил: Воробей Павел, 7 класс МОУ СОШ №14 г. Ноябрьск Учитель: Мясоедова Н.В


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ямальские писатели

Слайд 2

Роман Ругин (1939 - …)

Слайд 3

Хантыйский писатель Роман Ругин родился в 1939 году в семье рыбака и охотника в Ямало-Ненецком автономном округе. После окончания средней школы получил направление на отделение народов Севера Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена. Успешно завершив учебу в Ленинграде, вернулся на родину, работал учителем, секретарем райкома партии, в обществе охраны природы. Автор нескольких книг стихов, рассказов и повестей, изданных в Тюмени, Свердловске, Москве. Живет в Салехарде .

Слайд 4

Юрий Анастасьев (1940 - 2004)

Слайд 5

Афанасьев Юрий Николаевич (11.04.1940 г. – 2004г.) - журналист, прозаик, детский писатель. Родился в с. Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого национального округа. Выпускник Салехардского национального педагогического училища и Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Был учителем. С 1962 г. - сотрудник газет "Красный Север" и "Ленинский путь". Публиковался в журналах "Урал" и "Костер", альманахах "Тюмень литературная", "Под сенью нохар-юха". Работал в жанрах повести, сказа и сказки.

Слайд 6

Леонид Лапцуй (1932 – 1982)

Слайд 7

Леонид Васильевич Лапцуй (1932 - 1982 г.г.) родился 28 февраля 1932 года в Ямальской тундре, в семье ненца, оленевода и охотника. Родители Л. Лапцуя до установления Советской власти на Крайнем Севере батрачили на местных богатеев - кулаков, старейшин и князьков, одними из первых вступили в колхоз «Красный рыбак» Ямальского района. Произведения Л. В. Лапцуя переведены на иностранные языки и языки многих народов Советского Союза. Он удостоен второй премии на Всесоюзном конкурсе за лучшую книгу для детей. «Певцом Ямала» называют поэта жители Ямальской тундры. Выполнил: Иванцова Вика Учитель: Мясоедова Н.В


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ямальские писатели выполнила: Меришан Маша учитель: Мясоедова Н.В.

Слайд 2

Нина Николаевна Ядне (1946 г.) Н. Ядне родилась а Антипаютинской тундре Ямало-Ненецкого округа в многодетной семье оленевода. Первоначальное образование получила в Тазовской школе-интернате. Н. Ядне-один из лидеров коренного населения Ямала. Её отличает активная жизненная позиция.

Слайд 3

Роман Прокопьевич Ругин (1939 г.) Р. Ругин родился 31 января 1939 года в ямальском посёлке Питляр в семье рыбака. В 1958 году окончил Салехардское педучилище, а в 1964 году – Ленинградский пердинститут имени А. Герцена, позднее- Высшую партийную школу. Работал директором школы, преподавателем педучилища, инженером по охране окружающей среды, избирался депутатом Верховного совета СССР.

Слайд 4

Анна Павловна Неркаги . (1952 г.) А. Неркаги родилась в чуме каслающего ненца Байдарской тундры. В 1970 году окончила школу интернат в посёлке Аксарка . Училачь в Тюменском индустриальном институте. А. Неркаги автор концепции принципиально новой школы севера: семейно-родовой этнической школы пос. Лаборовая . Сама воспитывает 11 приёмных детей сирот.

Слайд 5

Леонид Васильевич Лапцуй . (1932-1982 гг.) Родился леонид 9ненецкое имя – Весако ) Лапцуй в стойбище Ново-Портовской тундры близ озера Ярото . Рано лишившись отца, взял на себя груз старшего мужчины в семье. После окончания Ново-Портовской школы-интерната в 1951 г. Поступил в Салехардское медучилище . Стал первым дипломированным медиком среди ненцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...