Рабочая программа по ОПК(основам православной культуры),10 класс
рабочая программа (10 класс) по теме
Рабочая програма составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М.( доктор педагогических наук, профессор), Курск.гос. ун-т, Курск,2006
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОПК(Основы православной культуры),10.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема | Примечание | |
1 | Религия - основа человеческой цивилизации Духовный мир: фантазия или реальность? Действительность бытия Божия. | |||
2 | Религия, атеизм, оккультизм | |||
3 | Религия как основа человеческой цивилизации. Религия и культура. | |||
4 | Религия и философия, наука, искусство. | |||
5 | Святая Библия – Книга книг Святая Библия – Книга книг. Понятие о Библии. Состав и структура Библии. | |||
6 | Проблема толкования Библии. Религиозное прочтение Библии. | |||
7 | Бог и Вселенная в библейской картине мира. Сотворение мира и человека. | |||
8 | Религиозный и нравственный смысл узловых тем Ветхого Завета: Каин и Авель, Всемирный потоп, Вавилонская башня, жизнь Авраама, история Иосифа. | |||
9 | Пророк Моисей и его миссия. Десять заповедей Синайского законодательства (Закон) и их практическое применение в жизни. | |||
10 | Давид. Псалтырь. Книги пророков. Книга Премудрости Соломона. | |||
11 | Книга Иова. Проблема зла в мире. Проблема «несправедливого» зла. | |||
12 | Возвращение древних евреев из вавилонского плена. Восстановление храма. | |||
13 | Терминология Нового Завета: «Евангелие»,«канон», «апокриф». Структура Нового Завета: Евангелие, Деяние апостолов, Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова. | |||
14 | Содержание Священного Евангелия. Земная жизнь Господа Иисуса Христа. | |||
15 | Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества. | |||
16 | Значение церкви Христовой как ковчег спасения человека и человечества. | |||
17 | Девять Заповедей Блаженств и примеры практического осуществления их в жизни и подвиге святых и благочестивых людей. Евангельские притчи, их религиозный и нравственный смысл. | |||
18 | Содержание Апостола (Деяний святых апостолов и соборных Посланий апостольских). Значение служения. | |||
19 | Книга Откровение, или Апокалипсис апостола Иоанна Богослова. | |||
20 | Православие и религии мира (сравнительное религиоведение) Религии мира. Основные черты, культы, традиции (сравнительный анализ). | |||
21 | Православные Поместные Церкви. История их развития. | |||
22 | Христианские неправославные течения. Римо-католичество: история и сущность. | |||
23 | Протестантизм: история и сущность. Православие и протестантизм. | |||
24 | Деструктивные секты. Оккультизм. Их опасность для человека и общества. | |||
25 | Православное учение о человеке Взгляды религии и науки на происхождение человека. | |||
26 | Взгляды современной науки на строение человека. | |||
27 | Три состояния души, составляющие её вечную жизнь. | |||
28 | Жизнь - Божий дар. Святой преподобный Серафим Саровский о смысле жизни. | |||
29 | Православие – как основа бытия семьи Брак и семья в православном понимании. | |||
30 | Цель христианского брака. Требования к браку, предъявляемые в православии. | |||
31 | «Домострой»- книга об устроении русской семьи. Семья как малая Церковь. | |||
32 | Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей по отношению к детям. Примеры христианско- благочестивого воспитания детей. | |||
33 | Целомудрие - основа православной семьи. Нравственные и физические последствия добрачных половых связей. Значение целомудрия для будущего потомства. Законы наследственности. | |||
34 | Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Кризис семьи. Проблемы разводов. Катастрофические последствия распада семьи. Православие как основа создания прочной и счастливой семьи. |
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Религия - основа человеческой цивилизации | 4 |
2 | Святая Библия – Книга книг | 15 |
3 | Православие и религии мира (сравнительное религиоведение) | 5 |
4 | Православное учение о человеке | 4 |
5 | Православие – как основа бытия семьи | 6 |
Итого | 34 |
Содержание
Религия - основа человеческой цивилизации(4ч)
Духовный мир: фантазия или реальность? Действительность бытия Божия. Религия, атеизм, оккультизм. Религия как основа человеческой цивилизации. Религия и культура. Религия и философия, наука, искусство.
Святая Библия – Книга книг(15ч)
Святая Библия – Книга книг. Понятие о Библии. Состав и структура Библии. Проблема толкования Библии. Религиозное прочтение Библии. Бог и Вселенная в библейской картине мира. Сотворение мира и человека. Религиозный и нравственный смысл узловых тем Ветхого Завета: Каин и Авель, Всемирный потоп, Вавилонская башня, жизнь Авраама, история Иосифа. Пророк Моисей и его миссия. Десять заповедей Синайского законодательства (Закон) и их практическое применение в жизни. Давид. Псалтырь. Книги пророков. Книга Премудрости Соломона. Книга Иова. Проблема зла в мире. Проблема «несправедливого» зла. Возвращение древних евреев из вавилонского плена. Восстановление храма. Терминология Нового Завета: «Евангелие», «канон», «апокриф». Структура Нового Завета: Евангелие, Деяние апостолов, Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова. Содержание Священного Евангелия. Земная жизнь Господа Иисуса Христа. Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества. Значение церкви Христовой как ковчег спасения человека и человечества. Девять Заповедей Блаженств и примеры практического осуществления их в жизни и подвиге святых и благочестивых людей. Евангельские притчи, их религиозный и нравственный смысл. Содержание Апостола (Деяний святых апостолов и соборных Посланий апостольских). Значение служения. Книга Откровение, или Апокалипсис апостола Иоанна Богослова.
Православие и религии мира (сравнительное религиоведение)(5ч)
Религии мира. Основные черты, культы, традиции (сравнительный анализ). Православные Поместные Церкви. История их развития. Христианские неправославные течения. Римо-католичество: история и сущность. Протестантизм: история и сущность. Православие и протестантизм. Деструктивные секты. Оккультизм. Их опасность для человека и общества.
Православное учение о человеке(4ч)
Взгляды религии и науки на происхождение человека. Взгляды современной науки на строение человека. Три состояния души, составляющие её вечную жизнь. Жизнь - Божий дар. Святой преподобный Серафим Саровский о смысле жизни.
Православие – как основа бытия семьи(5ч)
Брак и семья в православном понимании. Цель христианского брака. Требования к браку, предъявляемые в православии. «Домострой»- книга об устроении русской семьи. Семья как малая Церковь. Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей по отношению к детям. Примеры христианско - благочестивого воспитания детей. Целомудрие - основа православной семьи. Нравственные и физические последствия добрачных половых связей. Значение целомудрия для будущего потомства. Законы наследственности. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Кризис семьи. Проблемы разводов. Катастрофические последствия распада семьи.
Православие как основа создания прочной и счастливой семьи.
Учебно - методическое обеспечение
- Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.
- Библия
- Зеньковский В.В. Педагогика. - М.,1996.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М, 1994.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.,1993
- Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. - М., 1992.
- Лазарев В.Н. Русская иконопись. В 6-ти кн. - М.,1983.
- Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения древней Руси. -М., 1970.
- Толстой М.В. История Русской Церкви. - М., 1991.
- Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье. Программы. - М., 1995.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать:
- православное видение мира, историю человечества ;
- целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры;
- представление о главных религиях мира, о сектах и опасностях деятельности деструктивных сект общества и человека;
- целостное представление о главных линиях развития духовной художественной литературы;
- целостное представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об умении и желании жить в соответствии с этими нормами;
- основные понятия православной этики: духовность, благодать, смирение, послушание, милосердие;
- о путях духовно- нравственного совершенствования;
- целостное представление о главных исторических событиях в России в контексте православного понимания русской истории.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Старшая группа охватывает учащихся 10-11 классов. К этому времени у детей заложена база знаний, достаточная для серьезного осмысления основных вопросов православной культуры. Поэтому этот последний период в изучении православной культуры является обобщающим. Стоит задача помочь обучающимся увидеть цельную картину Православия. В этой картине должны совместиться и обнаружить новое качество научный, эстетический и религиозный, духовный и материальный компоненты.
Особое место следует придавать личному отношению ученика его позиции к изучаемому материалу. Он должен осознать себя и свою позицию в окружающей его духовно (религиозно)-нравственной, социокультурной среде.
В этот период важнейшим становится первый раздел, который должен дать учащимся целостную картину мира, показав, с одной стороны, ее самостоятельное значение, а с другой, - непротиворечивость научному и эстетическому пониманию мира, в их высших, истинных проявлениях. Важно показать противоречия в интерпретации мира различными философскими школами, а также то, что только разрешение этих противоречий дает возможность духовного развития человечества.
Именно в этом ключе следует подойти к изучению истории Ветхого и Нового Завета, а также истории мировых религий. Важное место в этом разделе должны занять и вопросы сравнительного религиоведения.
В изучении истории Православия следует главное внимание уделить формированию чувства личной сопричастности ученика к истории Отечества, неотделимой частью которого является Православие. Изучается православный символ веры с подробным разбором содержания каждого его члена. В курс включается также изучение таких понятий, как Вера, Благодать, Спасение, Освящение, Воздаяние.
В это время продолжается знакомство с христианским зодчеством, живописью, литературой и другими видами искусства.
Важнейшим разделом этого периода следует считать этический раздел, призванный помочь определиться каждому учащемуся в современной социальной обстановке. Он должен показать положительный характер нравственных основ в православном понимании мира, общества и человека и их универсальный характер.
Изучаются православные праздники путем участия обучающихся в культурно-религиозных мероприятиях: праздниках, конференциях, экскурсиях и т.п.
Важнейшим требованием к содержанию должно стать усиление теоретического начала - мировоззренческого осмысления. Программа ориентирована как на теоретические, так и на практические методы: благотворительность, помощи больным и престарелым, в общественно-полезный бесплатный труд.
В 11 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа.
Учебно- методическое обеспечение
- Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.
- Библия.
- Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.
- Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.
- Детская библия.
- Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.
- Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.
- Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.
- Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев, 1991.
- Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 1996.
- Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.
- Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.
- Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОПК (основам православной культуры) 5 класс
Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В. М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос. ун-т - Курск, 2006...
Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 6 класс
Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры" , научный руководитель Меньшиков В.М, (доктор педагогических наук, профессор) , Курск, гос.ун-т, Курск,2006...
Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 7 класс
Рабочая программа составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос.ун-т,Курск, 2006...
Рабочая программа по ОПК( основам православной культуры) 8 класс
Рабочая программа составлена на основе учебной программа "Основы православной культуры", научный руковод. Меньшиков В.М. ,Курск гос. ун-т, Курск, 2006....
Рабочая программа по ОПК( основам православной культуры),11 класс
Рабочая программа составлена на основе учебной программа "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М,( доктор педагогических наук,профессор), Курск.гос.ун-т, Курск, 2006...
Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" 8 класс
Данная программа составлена к учебнику Л. Шевченко. Элективный курс расчитан на 17 часов изучения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры ", 5 класс
Цель учебного курса - ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства...