ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ И СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
методическая разработка на тему
Работа педагога дополнительного образования по комплектованию групп обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komplektovanie_i_sohrannost_kontingenta.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район
«Детский экологический центр г.Плавска»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ И СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Отмечая роль и место в воспитании и развитии подрастающего поколения, при комплектовании групп обучающихся следует учитывать её особенности:
■ Мобильность: быстрое реагирование на запросы общества, потребности социума в расширении содержательных видов деятельности, разработка новых вариативных программ.
■ Персонификация образовательного процесса: ребенок находится в центре всех педагогических сил, а образовательный процесс направлен на удовлетворение запросов ребенка и его родителей. Для обучающихся создаются индивидуальные образовательные маршруты.
■ Личностная ориентация образовательного процесса, который направлен на развитие личностных качеств, задатков, способностей и особенностей ребенка его отношения к миру, людям, самому себе.
■ Многофункциональность: МБУ ДО МО Плавский район «ДЭЦ» предоставляя разнообразные услуги, осуществляет деятельность в нескольких направлениях в образовании (естественнонаучной, эколого-биологической) работе в социуме.
■ Полиструктурность: ориентируясь на социальный заказ, ДЭЦ имеет гибкие структуры: от одногодичных объединений до четырехлетних общеразвивающих программ.
■ Системность целей: все цели, от единичного мероприятия до стратегических целей развития всего учреждения, образует сложное иерархическое дерево целей, ориентированных на конечный результат.
■ Педагогизация социальной среды и содержательного досуга: вся деятельность в ДЭЦ направлена на реализацию главных функций - социально-воспитательной, культурообразующей, обучающей и развивающей.
■ Валеологизация среды: создание условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей.
■ Интеграция с другими учреждениями - образования, культуры, производства, а также с семьей.
Работа педагога дополнительного образования по комплектованию групп обучающихся состоит из следующих этапов: особое место в организации деятельности ДЭЦ занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование объединения и первые занятия. Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.
Комплектование состава детского объединения
Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий — организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.
Организация рекламы объединения
Реклама учреждения дополнительного образования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы:
1. Наглядная реклама:
■ информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др.;
■ рекламная афиша (развешивается в образовательных, медицинских и культурно-досуговых учреждениях, на подъездах жилых зданий и т.д.);
■ рекламная листовка (распространяется в образовательных
учреждениях микрорайона, а также через почтовые ящики жилых зданий);
■ рекламная выставка работ обучающихся объединения (в основном помещении учреждения дополнительного образования или передвижной вариант);
2. Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.
Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содержать следующую информацию:
— полное название учреждения дополнительного образования;
— название объединения;
— правила приема в объединение (возраст детей, уровень подготовки);
— точный адрес и проезд;
— телефон для справок;
— дни и часы записи и консультаций;
— на какой основе — платной или бесплатной проводятся занятия.
Массовая запись в объединения
Массовая запись в объединения проводится, как правило, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:
— массовую агитацию обучающихся в образовательных учреждениях;
— развешивание афиш;
— организацию и проведение Дня открытых дверей учреждения дополнительного образования.
День открытых дверей представляет собой своеобразный праздник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их число входят:
■ массовая запись в объединения;
■ встреча и консультации с педагогом (педагогами);
■ реклама деятельности объединения;
■ организация выставок работ обучающихся объединений;
■ организационное собрание объединения;
■ дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттракционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.д.).
Организационное собрание и необходимые документы
Следующим шагом в организации деятельности объединения является проведение организационного собрания объединения - первой встречи педагога со своими будущими воспитанниками.
На этом собрании в доступной для обучающихся и родителей форме необходимо познакомить:
■ с общим содержанием ообщеразвивающей программы;
■ с перспективами на текущий учебный год;
■ с расписанием занятий, согласовав при этом удобное для всех время;
■ с правилами поведения в учреждении и объединении;
■ с требованиями к форме одежды;
■ сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.
Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшая презентация обучающихся и педагога.
На организационном собрании нужно попросить обучающихся или родителей заполнить заявления, договор учреждения с родителями, которые являются в настоящее время необходимыми документами при приеме в объединение.
Следующий важный этап организации деятельности объединения — формирование учебных групп и составление расписания занятий.
Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:
—по возрасту;
—по уровню подготовки в данном виде деятельности;
Количество обучающихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:
■ с уставом учреждения дополнительного образования;
■ санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности;
■ региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования;
■ общеразвивающей программой объединения.
По итогам этого этапа работы педагог дополнительного образования составляет два документа, которые вместе с общеразвивающей программой объединения являются основанием для открытия объединения и определения педагогической нагрузки педагога - списки учебных групп и расписание занятий.
Первые занятия
Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.
В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно¬воспитательных задач:
1) создать у обучающихся положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2) познакомить ребят с общеразвивающей программой, правилами работы в объединении и перспективами личностного развития;
5) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
6) получить необходимую информацию друг о друге;
7) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе»,«Мое самое любимое» и др.).
Результат этого этапа занятия:
—дети знакомы друг с другом,
—педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное объединение.
Второй этап занятия — рассказ педагога об объединении. В такой рассказ необходимо включить:
■ разъяснение обучающимся целей и задач объединения, содержания его общеразвивающей программы;
■ описание содержания и результатов первого года занятий;
■ объяснение основных этапов овладения мастерством;
■ рассказ о достижениях объединения в целом и его отдельных воспитанников;
■ рассказ о традициях объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
■ выставка детских творческих работ;
■ стенгазета или рукописный журнал;
■ альбом-летопись объединения;
■ фотографии, слайды и видеофильмы;
■ награды объединения и его обучающихся;
■ выставка книг и периодической печати;
■ информационный стенд.
Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
■ тесты или тестовые задания;
■ конкурсы и соревнования;
■ познавательные игры;
■ выполнение практической работы или творческого задания.
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс.
Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
■ обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
■ самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов объединения;
■ обсуждения правил поведения в учреждении и объединении дополнительного образования;
■ выбор актива;
■ распределение разовых и постоянных поручений;
■ формирование системы передачи информации.
Результатом этого этапа занятия является:
— создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в объединении;
—понимание детьми взаимной ответственности;
—включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
—начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующий этап занятия — собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы....
Работа педагога дополнительного образования по вопросам комплектования групп и сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования является, пожалуй, одной из самых важных задач педагогической деятельности.
В настоящее время наполняемость групп, численность обучающихся в объединениях ДЭЦ зависят от многих объективных и субъективных факторов: от соответствия вида деятельности педагога социальному заказу, муниципальному заданию, востребованности педагога и его вида деятельности, от гибкости и мобильности педагога, его умения оперативно откорректировать учебную программу, план, от его умения и желания заинтересовать своим видом деятельности детскую и взрослую аудитории.
Работа педагога по комплектованию групп объединений и сохранности контингента делится на шесть составляющих: собственная деятельность педагога, детское творчество, работа детского актива объединения, работа родителей, управленческие решения администрации.
1. Собственная деятельность педагога |
2. Организация деятельности актива объединения | 3. Деятельность родительского актива |
4. Комплектование групп, сохранность контингента обучающихся. |
5. Совместная деятельность педагога и администрации, управленческие решения администрации. |
I.Собственная деятельность педагога ДЭЦ по комплектованию групп и сохранности контингента обучающихся.
1. Ознакомление с социальным заказом и муниципальным заданием на текущий год.
2. Корректировка общеразвивающей программы, её актуальности и новизны, учебных и воспитательных планов с целью повышения востребованности педагога и направления деятельности объединения, удовлетворения социального заказа, выполнения муниципального задания.
3. Создание комфортных условий для приема обучающихся (кабинет, необходимые материалы и инструменты, наглядность и т. д.)
4. Совместно с педагогом - организатором разработка сценария проведения «Дня открытых дверей», сценариев воспитательных мероприятий в объединении.
■ Посещение кл. часов, родительских собраний.
■ Участие в общестанционных мероприятиях по набору обучающихся (выставки, родительские собрания)
■ Проведение открытых мероприятий и занятий с приглашением родителей обучающихся.
5. Организация деятельности педагога и родительского актива для работы по пропаганде деятельности своего объединения по месту жительства, месту работы, в СМИ.
6. Мониторинговые исследования деятельности объединения (сбор информации по составу семьи, места работы, анкетирование детей и др.)
7. Создание стратегии морального и материального стимулирования родительского и детского активов.
8. Педагог мотивирует воспитанников на проведение рекламы деятельности объединения самими воспитанниками в классе, в школе, во дворе.
9. Тематические выставки в объединении по прохождении темы с демонстрацией каждым воспитанником своих достижений в данной теме, организация творческой защиты работ.
10. Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися, создание ситуации успеха.
11. Систематические выставки по плану воспитательной работы общеобразовательного учреждения, где базируется объединение (взаимодействие с зам. директора по ВР).
12. Создание доброжелательной обстановки на занятиях и массовых мероприятиях.
13. Привлечение детей через организацию и участие в выставках, проведение открытых мероприятий, демонстрацию успехов и достижений воспитанников на сайте учреждения, через печатные издания, СМИ.
14. Педагог разрабатывает и применяет систему поощрения за хорошие достижения воспитанников в учебной и воспитательной деятельности: хваленки, благодарственные письма, грамоты, почётные грамоты.
II. Посредством организации деятельности актива объединения.
1. Организация деятельности актива объединения, путём выявления лидеров для эффективной деятельности по проведению мероприятий в объединении, сплочения обучающихся, стимулирования наиболее активных членов коллектива.
III. Посредством вовлечения и стимулирования родителей.
Формирование у родителей культуры принадлежности к образовательному и воспитательному пространству их детей.
■ Ознакомление родителей с историей, достижениями обучающихся, с Уставом и правилами поведения;
■ Знакомство с планом воспитательной работы, с администрацией и педагогическим коллективом;
■ Изучение содержания и методики организации образовательного процесса, перспектив развития коллектива;
■ Создание условий для принятия совместных решений по организации мероприятий и участию в них родителей;
■ Совместное посещение театров, музеев, экскурсии, походы, поездки и т. д.;
■ Экскурсии родителей в ДЭЦ, позволяющие оценить изменения в учреждении, понять проблемы, в решении которых требуется их участие.
1. Проведение собраний, консультаций для родителей с использованием активных форм совместной работы детей и родителей.
2. Разъяснение родителям значимости занятий по общеразвивающей программе - в плане развития знаний, навыков детей, занятости, профессионального самоопределения и т.д.
3. Привлечение родителей к организации выставок в объединении, мероприятий, совместных экскурсий, походов на природу.
4. Поощрение наиболее активных родителей: вручение благодарственных писем во время проведения торжественных мероприятий, собраний по итогам учебного года, устная благодарность и т.д.
5. Мотивация родителей, лично каждого:
■ деятельностью учреждения в целом, развитие творческих способностей детей;
■ о мотивационном стимулировании образовательного потенциала воспитанника, выдвижении кандидатур воспитанников для участия в конкурсах, выставках, соревнованиях, на получение стипендий и премий.
Коррекционная работа
1. Индивидуальная работа с семьями, в которых воспитываются одаренные дети (демонстрировать родителям достижения воспитанников объединения и конкретно сына или дочери).
2. Поддержка семей «группы риска», где ребенка воспитывает один из родителей или бабушки и дедушки.
3. Психолого - педагогическая помощь и поддержка в решении проблемных ситуаций семейного воспитания.
IV. Совместная деятельность педагога и администрации по комплектованию групп объединений и сохранности контингента обучающихся.
1. Разработка плана совместных действий педагога и администрации по набору и сохранности контингента обучающихся.
■ посещение администрацией классных часов в образовательных учреждениях, родительских собраний с целью важности занятий творчеством детьми и значимости дополнительного образования;
■ работа администрации с инспектором по делам несовершеннолетних и с участковым инспектором по привлечению детей с девиантным поведением, состоящими на учёте в ОДН;
■ подготовка и проведение мероприятий (выставки, родительские собрания, проведение открытых мероприятий и занятий с приглашением родителей обучающихся).
2. Работа с СМИ:
■ реклама в СМИ о проведении районных мероприятий;
■ информация, печатные статьи, размещение в сети интернет о деятельности ДЭЦ, достижениях воспитанников, педагогов;
■ приглашение представителей СМИ на районные мероприятия.
3. Методическое сопровождение по вопросам комплектования и сохранности контингента обучающихся:
■ оказание консультативной помощи педагогам в разработке общеразвивающих программ и методических материалов;
■ создание и пополнение банка нормативных и методических документов, обеспечивающих образовательный процесс;
■ методическая разработка сценария проведения «Дня открытых дверей», сценариев воспитательных мероприятий в объединении;
■ изучение и обобщение положительного опыта педагогов по комплектованию своего объединения и сохранности контингента обучающихся.