23.12.2021 год Публикация в Педагогическом издании "Вестник Просвещения" (сборник №12 - 2021 год). Тема: "Работа с родителями (законными представителями) по пропаганде здорового образа жизни".
статья

Татаринова Елена Алексеевна

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. В выступлении обозначена совместная работа с родителями (законными представителями), которым предоставляется возможность вместе с педагогическими и медицинскими работниками школы - интерната изучать и оценивать здоровье каждого обучающегося, воспитанника, и выбирать индивидуальную тактику его формирования. Использование разнообразных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей (законных представителей) и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровня семейного воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями (законными представителями) по пропаганде

здорового образа жизни

Татаринова Елена Алексеевна,

социальный педагог

Проблема здоровья обучающихся, воспитанников школы - интерната сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение?» Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от активного участия в этом процессе воспитанников; создания здоровьесберегающей среды; высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогического работника и родителей (законных представителей). Понятно, работа с родителями (законными представителями) должна носить планомерный характер. Деятельность педагога, направленная на укрепление здоровья обучающихся, будет иметь малый успех, если она ведется в аспекте педагогический работник - воспитанники. В этой работе необходимы звенья: педагог – родители (законные представители) - воспитанники.

Идея скоординировать усилия взрослых на активизацию субъекта воспитания давняя, но реализуется она трудно, так как нелегко привлечь родителей (законных представителей0 к проблемам школы.

Для организации работы школы - интерната, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, необходима психологическая перестройка педагогических работников и родителей (законных представителей). Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей (законных представителей) можно достичь поставленной цели.

Мы понимаем, что благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является школьный возраст. В этот период обучающиеся значительную часть времени проводят в семье и в школе - интернате, где закладываются основы отношений к себе и своему здоровью. Здоровый образ жизни - это радость, это залог счастливой и благополучной жизни воспитанников в гармонии с миром.

На протяжении нескольких лет на общешкольных родительских собраниях затрагиваются вопросы здоровья обучающихся, воспитанников. На собраниях по темам «Нравственность и здоровье», «Воспитанники и телевизор», «Воспитанники и компьютер», «Организация совместного досуга родителей (законных представителей) и детей» родители (законные представители) делятся опытом привития любви к спорту, воспитанию правильной осанки, рассказывают о правильном питании, контроле  за состоянием здоровья. Такой цикл бесед проводят и классные руководители, и воспитатели, и учителя. Вместе с родителями (законными представителями) они обсуждают вопросы по изменению состояния здоровья воспитанников, ищут причины появившихся проблем. Для этого используются разные формы проведения родительских собраний: устные журналы, обращение педагогических работников к родителям (законным представителям), родительские лектории, консультации и беседы, совместные с обучающимися родительские собрания.

Родительский комитет разрабатывает кодекс родителей  и знакомит с ними остальных родителей (законных представителей). Социальный педагог знакомит на родительских собраниях с результатами анкетирования по вопросам здоровья, комментирует видеоролики (например, о распространении и употреблении наркотиков, ЗППП). Учителя физкультуры и педагоги - психологи школы - интерната проводят практические занятия с родителями (законными представителями), показывают упражнения для снятия стресса, боли, комплексы утренней гимнастики, упражнения для сохранения правильной осанки.

На каждом собрании раздаются памятки по проблемам воспитания и здоровья обучающихся. Чтобы памятки не терялись, сформирована «Папка семейного воспитания», куда вкладываются не только памятки, но и вырезки из газет, касающиеся воспитания. Многие родители (законные представители) тоже завели такие папки, назвав их «С любовью к своим детям».

В этом году на первое родительское собрание была приглашена заместитель главного врача МУЗ ЦРБ Усманского района с лекцией «Здоровье детей - в наших руках». Это было совместное родительское собрание вместе с воспитанниками. Она учила родителей (законных представителей)  быть докторами для себя и своих детей. Первый доктор - это наши руки и пальцы, второй - лекарственные растения, третий - голодная слюна. О каждом «докторе» заместитель главного врача рассказала подробно.

С сентября 2020 года в нашей школе - интернате работает университет педагогических знаний, где педагоги вместе с родителями (законными представителями) разбирают различные педагогические ситуации. Там же создана «Мамина школа», где врачи и медицинские сестры консультирует мам по теме «Как вырасти здорового ребенка». Все материалы консультаций собраны в папках и имеются в каждом классе. Родители (законные представители) могут взять материалы консультаций и спокойно разобраться в необходимом для них материале, например, точечном массаже для профилактики ОРВИ. Темы для консультаций разнообразны: «Баночный массаж», «Вирусам - заслон», «Как преодолеть страхи», «Причина частых заболеваний», «Режим дня и питания», «Закаливание», «Профилактика плоскостопия», «Одежда воспитанников в разные сезоны года». Часто родители (законные представители) просят дать индивидуальную консультацию по тому или другому вопросу.

Большую роль в работе с родителями (законными представителями) играет наглядная агитация. Для родителей оформляются красочные стенды: «Мама и папа! Бабушка и дедушка! Дайте шанс своему ребенку расти крепким и здоровым», «Внимание, витамины!», «Полноценный завтрак каждый день - залог здоровья, заряд сил и хорошего настроения!»; вывешивается информация на медицинские темы: «Ушибы», «Профилактика отравлений», «Закаливание», «Лекарственные травы»,  «Профилактика травматизма», «Ядовитые грибы и ягоды», «Естественные факторы оздоровления». Создан «Уголок здоровья», в котором ежемесячно обновляется информация (туберкулез, грипп, бронхиальная астма, стригущий лишай, ветряная оспа, гепатит, гайморит).

Большая роль в воспитании у обучающихся потребности быть здоровыми, безусловно, отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей здоровой личности. Родители (законные представители) и педагоги должны предъявлять обучающимся, воспитанникам единые обоснованные и понятные им требования.

Когда педагогические работники сталкиваются с проблемой частых простудных заболеваний, выясняется, что проблема не в обучающихся, а в чрезмерной опеке родителей (законных представителей). Боясь за свое дитя, родители (законные представители) неосознанно наносят его здоровью вред. На собрании по этой теме можно предложить ролевую игру родителям (законным представителям): «Представьте, что вы собрались на прогулку. Оденьтесь так, как вы одеваете детей. Теперь бегом на горку и с удовольствием в течение часа катаемся. Пора возвращаться домой. Что с вами происходит?  Вам тяжело. Майка отсырела от чрезмерной тяжелой одежды. И достаточно легкого ветерка, минутного стояния, как подкрадывается простуда».

Часто приходится объяснять родителям (законным представителям) необходимость соблюдения воспитанниками режима дня, приближенного к режиму школы - интерната. В режим, в разработке которого участвуют и обучающиеся, мы включаем время, когда родители (законные представители) могут проверять домашнее задание, и время, которое они используют для совместного общения (это минутки здоровья, беседы по душам, совместные прогулки).

Одно из собраний проведено для отцов: «Быть хорошим отцом - подлинный талант». Мы познакомили пришедших пап с результатами анкетирования: «Отцы глазами детей», провели конкурс «Эрудиция отцов». После этого во многих семьях приобрели для обучающихся спортивный инвентарь, стали принимать участие в днях здоровья, веселых стартах, лыжных эстафетах и сами предлагали их организовать и провести.

В воспитательной и здоровьесберегающей работе школы - интерната необходимо учитывать и зависимость поведения воспитанников от воздействия средств массовой информации. Приходится признать, что на здоровье обучающихся воздействие СМИ скорее негативное. Огромный объем ненужной информации перегружает память, отвлекает внимание от важных дел, вызывает утомляемость, повышенную нервозность и раздражительность. Школа - интернат и родители (законные представители) стараются совместно скорректировать воздействие СМИ на психику, здоровье воспитанников. Классные руководители часто напоминают, чтобы родители (законные представители) регламентировали просмотр передач обучающимися, помогали им делать правильный выбор для просмотра. Темы «Воспитанники и телевизор»,  «Воспитанники и компьютер» в программах «Родительского университета» стали самыми востребованными.

При выборе направления работы с родителями (законными представителями) по вопросам здоровьесбережения коллектив школы - интерната, как показывает практика, должен учитывать:

- результаты социологического опроса родителей (законных представителей): какими видят родители своих детей;

- имеющиеся условия для психофизического благополучия обучающихся в школе - интернате и семье (при необходимости - их создание);

- осуществление сотрудничества в вопросах оздоровления;

- необходимость привлечения родителей (законных представителей) к работе педагогических советов и совещаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и родителей в пропаганде здорового образа жизни

Необходимо помнить правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!"....

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Памятка для родителей . Пропаганда здорового образа жизни

Памятка для родителей.Пропаганда здорового образа жизни Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального ...

Внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни на тему: «Спорт в нашей жизни» 5 класс 07.03.2017г.

Цели: Формирование здорового образа жизни1.Обобщить знания детей о видах спорта;2.Дать четкое представление о пользе занятий спортом;3.Воспитывать желание заниматься спортом;4.Приобщение детей к занят...

Урок по пропаганде здорового образа жизни "В здоровом теле здоровый дух. Жизнь без вредных привычек"

Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек у подростков....

Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни:

Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропоганду здорового образа жизни"....

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». ( работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ несовершеннолетними)

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс...