Родительское собрание "Родители, скажем насилию в семье-НЕТ!"
материал

Соловьева Надежда Александровна

Проблемы жестокого обращения с детьми в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 Родитель, скажи насилию в семье - нет!

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой, порождающей серьезные последствия на всех этапах жизни людей.

Жестокое обращение с детьми представляет собой комплексную и трудную для изучения проблему.

Данные международных исследований свидетельствуют о том, что почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей или воспитателей, а каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина перенесли сексуальное насилие в детском возрасте.

Ежегодная численность насильственных смертей среди детей в возрасте до 18 лет оценивается на уровне более 40 00 случаев, многие из которых с большой вероятностью обусловлены жестоким обращением с детьми.

Под жестоким обращением с детьми понимаются насильственные действия или неправомерное бездействие в отношении детей в возрасте до 18 лет. Оно охватывает все виды физической, эмоциональной жестокости, сексуального насилия, отсутствия заботы, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях со стороны лица, выполняющего обязанности, пользующегося доверием или облеченного властью, которые приводят к нанесению реального или потенциального ущерба здоровью ребенка, его шансам на выживание, развитию или достоинству.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка.

Последствия жестокого обращения

Жестокое обращение зачастую имеет тяжелые кратко- и долгосрочные последствия для физического, сексуального и психического здоровья детей.

 К ним относятся телесные повреждения, включая травмы головы и серьезные инвалидизирующие последствия, особенно для детей младшего возраста, посттравматический стресс, тревожные расстройства, депрессия и инфекции, передаваемые половым путем, в том числе ВИЧ-инфекция. Дополнительные проблемы со здоровьем, в частности гинекологические расстройства и нежелательная беременность, могут возникать у девочек подросткового возраста.

         Жестокое обращение с детьми может пагубно сказываться на интеллектуальном развитии и нередко приводит к злоупотреблению алкоголем, употреблению психоактивных веществ и курению, риска неинфекционных заболеваний, в частности сердечно-сосудистых и онкологических.

Жестокое обращение вызывает стресс, который в раннем возрасте способствует нарушению развития головного мозга. Экстремальный стресс может пагубно влиять на становление нервной и иммунной систем. В результате в зрелом возрасте людям, которые перенесли жестокое обращение в детстве, угрожает повышенный риск поведенческих проблем, а также физических и психических последствий, таких как:

  • склонность к насильственному поведению или подверженность насилию;
  • депрессия;
  • курение;
  • ожирение;
  • рискованное сексуальное поведение;
  • незапланированная беременность;

злоупотребление алкоголем и зависимость от психоактивных веществ. 

Факторы риска

Установлено, что жестокому обращению с детьми способствует несколько факторов риска.

Ребенок

Важно помнить, что ребенок является жертвой и ни в коем случае не виновником жестокого обращения с ним. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут подвергать его повышенному риску жестокого обращения:

  • возраст ребенка: до четырех лет или подростковый возраст;
  • рождение ребенка вопреки желанию родителей или не оправдание их ожиданий от ребенка;
  • наличие особых потребностей, внешних физических отклонений, постоянный плач;
  • наличие интеллектуальных или неврологических нарушений;
  • гомосексуальная, бисексуальная или трансгендерная принадлежность с точки зрения самого ребенка или по мнению окружающих.

Родители или воспитатели

К числу индивидуальных факторов, повышающих риск жестокого обращения с ребенком со стороны родителя и воспитателя, относятся:

  • дефицит эмоциональной близости с новорожденным;
  • отсутствие привычки заботиться о ребенке;
  • опыт перенесенного жестокого обращения в детстве;
  • незнание особенностей развития ребенка или завышенные ожидания;
  • злоупотребление алкоголем или употребление психоактивных веществ, в том числе во время беременности;
  • низкая самооценка;
  • неконтролируемое импульсивное поведение;
  • наличие психических или неврологических нарушений;
  • противоправное поведение;
  • финансовые трудности.

Взаимоотношения

К факторам, повышающим риск жестокого обращения с детьми относятся:

  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • социальная изоляция или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие помощи в воспитании ребенка со стороны родственников.

Факторы непосредственного социального окружения и общественные факторы

Повышению риска жестокого обращения с детьми могут способствовать

- отсутствие подходящего жилья или услуг по поддержке семей -- высокий уровень безработицы и нищеты;

- доступность алкоголя и наркотиков;

- неэффективность программ по предупреждению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда. 

Внешний вид детей, подвергшихся насилию:

 -припухлые, "заспанные" глаза;

 -бледное лицо;

 -всклокоченные волосы;

 -сосание пальцев, раскачивание;

-неопрятная одежда;

-синяки на теле;

 -переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.

Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить, как по внешнему виду, так и по поведению.

Поведение пострадавших детей:

 -неожиданная смена настроения;

 -приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);

 -ребенок разговаривает сам с собой;

 -игра в воображаемом мире;

 -повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним;

 -повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;

 -хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;

 -чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;

 бродяжничество

Родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, должны помнить о следующих факт:

- жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

- физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть;

- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способными на убийство или другие преступления;

- когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

Помните! Насилие порождает насилие!

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Кратко объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

В заключение хочется привести 4 заповеди мудрого родителя [:

1.Не пытайтесь сделать из ребёнка «самого-самого». Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Хвалите его за то, что он знает и умеет.

2.Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3.Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...».

4.Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. НЕТ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ.

материал для классного собрания...

Родительское собрание "Насилие в семье"

Характеристики урока:Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: педагог-психолог, родители  Тема собрания: Жестокое обращение. Насилие в семье. Цели со...

Родительское собрание на тему "Насилие в семье: мифы и реальность" (5-11 классы)

Тема насилия детей и подростков является очень актуальной в современном мире. Материал содержит информацию о видах насилия, поможет в работе педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руково...

Родительское собрание " Нет! насилию в семье"

·        Показать, что мир в семье — главное условие благо­получия, счастья и здоровья всех членов семьи;Познакомить родителей с различными видами насилия в семье;Фо...

Жестокое обращение с детьми. Скажи насилию НЕТ

Жестокое обращение с детьми. Скажи насилию НЕТ...

Презентация к родительскому собранию «Физическое насилие по отношению к ребенку в современной семье»

Проблема насилия в отношении детей актуальна во всем мире. В 2020 году Всемирной организацией здравоохранения был выпущен «Доклад о положении дел в мире в сфере предупреждения насилия в отношени...