Главные вкладки
Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста.
консультация
Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_leksiki.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Тема: "Развитие эмоциональной лексики у дошкольников"
Речь является основным средством человеческого общения. Благодаря речи человек имеет возможность получать и передавать огромное количество информации. В общении человек использует лексику, которая является критерием определения способности мышления и интеллекта личности. Слово является единицей речи, представляет собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Речь обладает определенным смыслом, который выражается в личных мыслях, ассоциациях, образах, чувствах, характеризует личность человека. Общаясь, человек обогащается опытом других людей.
Лексика русского языка представлена в виде общеупотребительной или стилистически нейтральной лексики и эмоциональной лексики.
К стилистически нейтральной лексике относятся слова, которые представляют собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и являются основными в повседневной языковой практике.
Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций данной лексики. К эмоциональной лексике принято относить:
• слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
• слова – оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т.е. лексически;
• слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически, т.е. особыми суффиксами.
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Внеситуативно - личностный тип общения, который складывается в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди них занимает эмоционально-оценочная лексика, которая обозначает эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. Эмоционально-оценочная лексика рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника.
При недостаточно сформированной эмоционально-личностной лексике страдает коммуникативная сфера речи – такие дети не являются инициаторами общения, обычно мало разговаривают со сверстниками, не сопровождают игровые ситуации развёрнутыми речевыми высказываниями.
Существует четыре основных этапа освоения детьми словаря эмоциональной лексики, которые строятся в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии:
- Младший дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ конкретного персонажа: злой волк, испуганный заяц.
- Младший и средний дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев: злые не только волки, но и медведи; радостные дети, птицы, звери. Увеличивается количество слов, характеризующих то или иное эмоциональное состояние.
- Средний и старший дошкольный возраст. Слово превращается в обобщённый сигнал, обозначающий эмоциональное состояние, относящиеся к различным группам явлений социальной и культурной жизни (удивлённый папа, продавец в магазине, Дед Мороз на утреннике и др.), пополняется количество слов, обозначающих настроения, причины эмоций.
4. Старший дошкольный возраст. Он связан с широким использованием сигнального значения группы слов, обозначающих эмоции, составлением обобщённых эмоциональных характеристик (упрямый Фома, Царевна - Несмеяна и др.), побуждением детей к называнию оттенков настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший), раскрытию причин настроения; оценкой нравственной стороны эмоциональных проявлений.
Выделяют три основные задачи развития эмоциональной лексики у дошкольников:
Первая задача: Развитие невербальных (то есть паралингвистических) средств общения. Работа проводится поэтапно. Сначала обучаем детей различать эмоции по схематическим изображениям; затем формируем умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; на последнем этапе - развиваем способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов.
Вторая задача: Формирование интонационной стороны речи, которую следует начинать с упражнений по развитию воспроизведения ритма речи. Далее развиваем интонационную выразительность речи в процессе усвоения эмоциональных состояний, придерживаясь определённой последовательности: проговаривание звуков, слогов, фраз, заучивание стихотворений, инсценирование диалогов с разной интонационной окраской.
Третья задача: Формирование эмоционального словаря. Здесь также можно выделить определённые этапы работы. Сначала происходит формирование лексики, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Затем - формирование эмоциональной лексики, отражающей синонимические и антонимические отношения. И как завершение работы - формирование эмоциональной лексики с использованием сравнений, олицетворений, фразеологизмов, загадок, пословиц и поговорок.
Не забывайте, что слово – это способность человека выражать гласно свои мысли и чувства. И в наших с вами силах сделать маленьких воспитанников счастливыми обладателями богатой эмоциями лексики русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса "Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания"
Данное мероприятие проводилось в рамках зональной научно-практической конференции....
«Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР с использованием театрализованной деятельности». Часть II.
laquo;Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок». В. Сухомлинский...
«Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР с использованием театрализованной деятельности»Часть I.
laquo;Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии,а без этого он засушенный цветок». В. Сухомлински...
Особенности развития эмоционально - волевой сферы детей с нарушениями в развитии.
В помощь родителю....
Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы
Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...
«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»
Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...