Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста.
консультация

Сыроежко Надежда Алексеевна

Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnoy_leksiki.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Тема: "Развитие эмоциональной лексики у дошкольников"

        Речь является основным средством человеческого общения. Благодаря речи человек имеет возможность получать и передавать огромное количество информации. В общении человек использует лексику, которая является критерием определения способности мышления и интеллекта личности.  Слово является единицей речи, представляет собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Речь обладает определенным смыслом, который выражается в личных мыслях, ассоциациях, образах, чувствах, характеризует личность человека. Общаясь, человек обогащается опытом других людей.

Лексика русского языка представлена в виде общеупотребительной или стилистически нейтральной лексики и эмоциональной лексики.

К стилистически нейтральной лексике относятся слова, которые представляют собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и являются основными в повседневной языковой практике.

Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций данной лексики. К эмоциональной лексике принято относить:

• слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;

• слова – оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т.е. лексически;

• слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически, т.е. особыми суффиксами.

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Внеситуативно - личностный тип общения, который складывается в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди них занимает эмоционально-оценочная лексика, которая обозначает эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. Эмоционально-оценочная лексика рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника.

При недостаточно сформированной эмоционально-личностной лексике страдает коммуникативная сфера речи – такие дети не являются инициаторами общения, обычно мало разговаривают со сверстниками, не сопровождают игровые ситуации развёрнутыми речевыми высказываниями.

Существует четыре основных этапа освоения  детьми словаря эмоциональной лексики, которые строятся в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии:

  1. Младший дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ конкретного персонажа: злой волк, испуганный заяц.
  1. Младший и средний дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев: злые не только волки, но и медведи; радостные дети, птицы, звери. Увеличивается количество слов, характеризующих то или иное эмоциональное состояние.
  1. Средний и старший дошкольный возраст. Слово превращается в обобщённый сигнал, обозначающий эмоциональное состояние, относящиеся к различным группам явлений социальной и культурной жизни (удивлённый папа, продавец в магазине, Дед Мороз на утреннике и др.), пополняется количество слов, обозначающих настроения, причины эмоций.

4. Старший дошкольный возраст. Он связан с широким использованием сигнального значения группы слов, обозначающих эмоции, составлением обобщённых эмоциональных характеристик (упрямый Фома, Царевна - Несмеяна и др.), побуждением детей к называнию оттенков настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший), раскрытию причин настроения; оценкой нравственной стороны эмоциональных проявлений.

Выделяют три основные задачи развития эмоциональной лексики у дошкольников:

Первая задача: Развитие невербальных (то есть паралингвистических) средств общения. Работа проводится поэтапно. Сначала обучаем детей различать эмоции по схематическим изображениям; затем формируем умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; на последнем этапе - развиваем способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов.

Вторая задача: Формирование интонационной стороны речи, которую следует начинать с упражнений по развитию воспроизведения ритма речи. Далее развиваем интонационную выразительность речи в процессе усвоения эмоциональных состояний, придерживаясь определённой последовательности: проговаривание звуков, слогов, фраз, заучивание стихотворений, инсценирование диалогов с разной интонационной окраской.

Третья задача: Формирование эмоционального словаря. Здесь также можно выделить определённые этапы работы. Сначала происходит формирование лексики, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Затем - формирование эмоциональной лексики, отражающей синонимические и антонимические отношения. И как завершение работы - формирование эмоциональной лексики с использованием сравнений, олицетворений, фразеологизмов, загадок, пословиц и поговорок.

Не забывайте, что слово – это способность человека выражать гласно свои мысли и чувства. И в наших с вами силах сделать маленьких воспитанников счастливыми обладателями богатой эмоциями лексики русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (индивидуальная форма)"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (индивидуальная форма)"...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (групповая форма)"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (групповая форма)"...

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Координация — умение согласо­вывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четк...

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....

Программа Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста 4-7 лет

Программа Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста 4-7 лет...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...

Мастер-класс для педагогов: "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт-педагогических техник".

quot;Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник". Цель: Актуализирование психолого-педагогических знаний специалис...