Формы и методы работы куратора группы с родителями.
статья
Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание подростка по праву ведущим является семья. Она является той единственной средой жизни и развития, в которой закладываются основы личности.
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.
Ведущую роль в организации сотрудничества центра и семьи играет куратор группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_roditelyami.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы куратора группы с родителями.
Сидельникова Т.Д.
Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание подростка по праву ведущим является семья. Она является той единственной средой жизни и развития, в которой закладываются основы личности.
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.
Ведущую роль в организации сотрудничества центра и семьи играет куратор группы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику проводимую центром по отношению к воспитанию, обучению студентов и участвуют в их реализации.
Только единение, сплочение, установление взаимопонимания приводит к комфортным условиям в обучении. Целесообразно воспитательную работу организовывать совместно, а возникающие проблемы, решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения более высоких результатов.
Родители и кураторы – воспитатели одних и тех же студентов, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда куратор и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.
Как родители, так и куратор желают видеть детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем куратор может получить нужный совет у родителей. Сотрудничество куратора и родителей позволяет лучше узнать студента, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Куратору необходимо знать цель, формы и методы работы с родителями. Стиль работы куратора группы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии студента. В свою очередь, содержанием взаимодействия куратора с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь студенту выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит студенту стать полноценной личностью в современной жизни.
Деятельность куратора с родителями обучающихся в нашем центре представлена следующими направлениями:
• изучение социального паспорта семьи;
• информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• взаимодействие с родительским комитетом;
• совместная деятельность родителей и обучающихся.
Изучение семей и условий семейного воспитания. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». В действительности это так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, куратор посещает семьи и знакомится с ними в естественной и неформальной обстановке. В ходе посещения куратор выясняет условия, созданные для домашних занятий студента, его семейные трудовые обязанности, интересуется, как организован досуг студента, каков его круг общения. Куратор должен постараться понять стиль жизни семьи, ее уклад, чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяет уровень педагогической образованности родителей, оценивает их умение организовать жизнь и деятельность ребенка в семье. В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику студента с негативного, не настаивать на раскрытии семейных секретов.
После посещения и изучения семей воспитатель составляет социальный паспорт группы. Эффективным методом работы наряду с посещением семей является индивидуальная педагогическая консультация. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей студентов. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для куратора. Родители получают реальное представление о делах и поведении студента.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну. Подход куратора должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность, выражение готовности к оказанию помощи семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в группе.
На первом же родительском собрании кураторы знакомят родителей с целью и задачами своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании. На последующих родительских собраниях кураторы информируют родителей об уровне сплоченности и организованности группы, его успехах и неудачах, о проводимых в классе мероприятиях и участии в них студентов.
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Самая распространенная форма работы преподавателя с родителями – это родительские собрания. Родительские собрания проводятся 2 раза в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы в группе, планирование воспитательной работы в группе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с техникумом, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. Необходимо уделять внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии студента, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей. Семья играет главную роль в формировании личности студента. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. С этой целью в каждой группе воспитатели делают сообщения на темы родительского всеобуча в течение всего учебного года.
Взаимодействие с родительским комитетом. Для повышения эффективности обучения и воспитания студентов в группе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе группы, центра. Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно с куратором и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании студентов группы.
Совместная деятельность родителей и студентов. Это направление очень важно, т.к. решает следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность студента; улучшение взаимоотношений преподавателей, родителей и студентов. Реализация данного направления осуществляется через организацию совместных досуговых мероприятий. Родители помогают куратору в подготовке внеурочных мероприятий, принимают в них участие.
Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и подростками, между отдельными педагогами. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, экскурсии и походы в музеи, театры, планетарий и т.д. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений. К сожалению, активность родителей снижена, особенно в мероприятиях. Но даже единичные коллективные дела группы, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Все рассмотренные направления, формы и методы работы воспитателя группы с родителями обучающихся способствуют созданию благоприятной среды для организации воспитательного процесса центра.
Индивидуальная работа с родителями призвана наладить взаимодействие между центром и семьей, повысить эффективность процесса воспитания подростков. Воспитание проявляется не в наставлениях, а ежеминутных мелочах, из которых соткана жизнь: взаимного уважения, стиля общения с коллегами, студентами, их родителями, образа жизни, жизненной позиции, неравнодушия, терпения, любви и многого другого. У воспитательного процесса нет перерыва на обед, перемену или каникулы, он бесконечен. На куратора группы взвалена непосильная ноша, которую надо пронести достойно, чтобы на любом отрезке жизненного пути воспитанники могли нас вспомнить с теплом и благодарностью. Куратор не вправе ошибаться, ведь в его руках будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет куратора группы
Годовой отчет куратора учебной группы...
Технология работы куратора группы по формированию ученического коллектива
Мастер п/о должен всегда быть безусловно объективным человеком, одинаково относиться ко всем учащимся независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напротив, су...
09.09.2024г. Интервью студента группы 2МА-3А/23 Лазарева Владислава для издания "Пресса в образовании" (2страница). Куратор группы Михаил Викторович Кутаков
09.09.2024г вышел 17 номер газеты "Пресса в образовании. На второй странице этого номера интервью учащегося группы 2МА-3А/23, куратором которой являюсь я, Лазарева Влади...
02.10.2024г Интервью студента группы 2МА-3А/23 Сырника Венедикта для газеты "Южные Горизонты". Куратор группы Михаил Викторович Кутаков
2 октября 2024г студент группы 2МА-3А/23, куратором которой являюсь я - Михаил Викторович Кутаков, Сырник Венедикт дал интерью для газеты "Южные Горизонты" и продемонстрир...
11 - 15 ноября 2024 года. Студенты группы 2МА-3А/23 на военных сборах. Куратор группы Михаил Викторович Кутаков
В октябре 2024 года, студенты группы 2МА-3А/23, куратором которой являюсь я прошли традиционные военно-учебные сборы в одной из подмосковных воинских частей. Ст...
Декабрь 2022/23 уч.года. Студенты группы 3МА-2А/20 прошли военную подготовку в центре патриотического воспитания «Авангард». Куратор группы Михаил Викторович Кутаков
В декабре 2022/23 учебного года студенты группы 3МА-2А/20, куратором которой являюсь я, прошли военную подготовку в центре патриотического воспитания «Авангард». ...
18 ноября 2024 г учащиеся групп 1ТЭ-1А/24, 3МА-1А/22, 2АТ-1А/23 прошли военно-патриотический диктант. Наставник и куратор группы 1ТЭ-1А/24 Татьяна Александровна Моисеева
18 ноября 2024 г учащиеся групп 1ТЭ-1А/24, 3МА-1А/22, 2АТ-1А/23 Московского технологического колледжа под руководством преподавателей Татьяны Александровны Моисеевой и Николая Александрови...