Общаться с ребенком, как ?
статья

Меркулова Лариса Михайловна

Важно говорить с ребенком о всех чувствах, в том числе и об отрицательных. Не следует держать в себе негативные эмоции. Крайне сложно контролировать и скрывать их, ведь нас выдают интонация, выражение лица, жесты. Да и по итогу, рано или поздно они все равно находят выход, проявляются в резких действиях или словах. Если же негативные чувства озвучены, их сила заметно уменьшается.

Чтобы правильно сообщить ребенку о негативных чувствах, не создавая конфликтной ситуации, не следует использовать «ты-сообщение» («Посмотри на себя, на кого ты похож?»), взамен можно применить «я‑сообщение» («Мне не нравится, когда дети ходят не опрятными»). Таким образом мы говорим о себе и своих чувствах, не затрагивая ребенка и его поведение. Любое «ты» в такой ситуации – это фактически обвинение, критика. Это, в свою очередь, вызывает у ребенка желание защититься. С помощью «я-сообщения» вы выражаете свои негативные чувства таким образом, чтобы не ранить ребенка. Более того, у ребенка появляется возможность лучше узнать вас как родителя. Он ощущает, что если с ним честны и открыты, то и он может действовать так же.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchatsya_s_rebenkom_kak.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Как родителям правильно общаться с детьми

 

Для большинства родителей хорошее общение – это синоним долгих разговоров. Однако детям не менее значимы жесты, эмоции, действия, иногда и молчание.

Существуют несколько важных правил в общении с ребенком:

  1. Безусловное принятие ребенка. Любить ребенка просто так, а не за его достижение, заслуги или достоинства.
  2. Слушать и слышать. Активно слушая, мы демонстрируем значимость переживаний ребенка для нас.
  3. Не бояться рассказывать ребенку о своих чувствах. С помощью приема «я-сообщение» можно выражать даже отрицательные эмоции в безопасной и необидной форме для ребенка.

Приведем пример, вместо «Быстро вставай! Хватит спать, а то мы сейчас опоздаем в садик», использовать: «Я иду будить тебя! Кто тут спрятался под одеялом?».

Некоторые родители задают специалистам вопрос: «Как и нужно ли вообще учить ребенка общению?». Это не совсем правильная постановка вопроса, это почти то же самое, что спрашивать: «Как научить ребенка родному языку?». Дети начинают говорить на том языке, на котором с ними говорят их родители, и это естественный процесс: им не нужно учить слова или запоминать правила. Обучение общению также является естественным процессом, и ребенок будет общаться так же, как общаются с ним его родители.

Получается, все зависит от того, какой пример видит ребенок. Наши отношения с ним – это модель отношений вообще. Мы просто живем с ним каждый день и разговариваем с ним так же, как с другими членами семьи: максимально открыто, искренне, честно, уважительно и внимательно. Если в семье уже выстроены правильные взаимоотношения, то культуру общения он усваивает из нашего ежедневного взаимодействия. В связи с этим рекомендация для родителей только одна – не нужно специально обучать ребенка общению, просто говорите с ним.

Родители иногда допускают ошибки во взаимодействии в детьми. Одна из наиболее часто совершаемых ошибок – родители обращаются только с обвинениями и критикой. Когда же все в порядке, то как бы и говорить об это нет необходимости. Когда родители предстают в роли воспитателя, они закрываются от ребенка, боятся показать ему свои истинные переживания и тем самым подают пример отсутствия искренности. Таким образом, ошибки передаются: ребенок будет повторять стиль общения, усвоенный в семье, с другими людьми, а затем и с собственными детьми. Ему необходимо слышать искренние слова и получать позитивные послания, ведь себя он познает с помощью слов своих родных. Маленький ребенок не может посмотреть на себя и ждет подтверждения нашей любви. Внимая наши позитивные сообщения, ребенок учится – опять же на нашем примере – делиться своими чувствами с добротой и признавать их.

Родители могут помочь научить выражать чувства. Сделать это можно, прежде всего, слушая. Но дело не только в том, чтобы выслушать. В момент, когда ребенок приходит с проблемой, помните, что он может чувствовать обиду, грусть, стыд или страх. Поэтому, в первую очередь, вы должны показать ему, что понимаете его эмоциональное состояние. Для этого предположите и озвучьте, что он может испытывать в данный момент. Например, перед сном ребенок, плача, прибегает к родителям, и говорит, что не может найти свою любимую игрушку. Вы можете ответить так: «Тебе сейчас очень грустно, ты расстроен». Таким образом, родители не оставляют ребенка один на один с переживаниями, они понимают его чувства, способны принять их. Такой способ называется «активное слушание», он прост в использовании и очень эффективен во взаимодействии как с детьми, так и со взрослыми. В процессе беседы ребенок получает информацию о том, что он сказал, при этом проговариваются чувства.

Важно говорить с ребенком о всех чувствах, в том числе и об отрицательных. Не следует держать в себе негативные эмоции. Крайне сложно контролировать и скрывать их, ведь нас выдают интонация, выражение лица, жесты. Да и по итогу, рано или поздно они все равно находят выход, проявляются в резких действиях или словах. Если же негативные чувства озвучены, их сила заметно уменьшается.

Чтобы правильно сообщить ребенку о негативных чувствах, не создавая конфликтной ситуации, не следует использовать «ты-сообщение» («Посмотри на себя, на кого ты похож?»), взамен можно применить «я-сообщение» («Мне не нравится, когда дети ходят не опрятными»). Таким образом мы говорим о себе и своих чувствах, не затрагивая ребенка и его поведение. Любое «ты» в такой ситуации – это фактически обвинение, критика. Это, в свою очередь, вызывает у ребенка желание защититься. С помощью «я-сообщения» вы выражаете свои негативные чувства таким образом, чтобы не ранить ребенка. Более того, у ребенка появляется возможность лучше узнать вас как родителя. Он ощущает, что если с ним честны и открыты, то и он может действовать так же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки Ю.Б.Гиппенрейтер "Как общаться с ребенком"

Книга Ю.Б.Гиппенрейтер на сегодняшний день одна из эффективных методик работы с родителями. Материалы этой книги очень легко использовать как раздаточный материал на тренингах  с родителями и учи...

Как общаться с ребенком?

Уверен, что каждый из нас задавался хотя бы раз подобным вопросом - "Как общаться с ребенком?". В силу профессиональной деятельности, ищу ответ на него каждый день. Но еще чаще, как мне кажется, этим ...

Общаться с ребенком. Как?

Брошюра для родителей. О наших эмоциях,  о построении "Я - предложений". Выполнена по материалам книги Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком. Как?"ссылка: http://www.modernlib.ru/books/gi...

Общаться с ребенком как?

Юлия Борисовна Гиппенрейтер - профессор Московского Государственного Университета, известный ученый и талантливый педагог, автор многочисленных статей, монографий, учебных пособий. Работает в многообр...

Как общаться с ребенком?

советы родителям, испытывающим трудности в общени с ребенком.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17841758","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","width":"448"}}]]...

Памятка для родителей "Как общаться с ребенком-подростком"

Некоторые практические советы, как избежать недопонимания в общении с детьми-подростками....

Консультация " Как общаться с ребенком"

Буклет разработан в помощь педвгам и родителями....