Советы родителям
учебно-методический материал
Советы родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_meshaet_ucheniku_na_uroke.docx | 36.97 КБ |
detskaya_osanka.docx | 60.2 КБ |
znachenie_psihich._protsessov_2.docx | 19.46 КБ |
l_petranovskayametodichka_o_travle_2.pdf | 282.01 КБ |
kak_pomoch_detyam_sosredotochitsya_i_skontsentrirovatsya.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что мешает ученику на уроке. Пять занятий помогут решить проблему»
О дисциплине детей в целом написано очень много психологами, педагогами, родителями. Пересказывать здесь их содержание едва ли целесообразно. Остановимся на нескольких главных аспектах «плохого» поведения детей, прежде чем более подробно обсудим, что делать с непослушанием учителю в ситуации урока.
1. Вслед за многими другими психологами, мы не рекомендуем использовать термин «плохое поведение», даже в диалоге с самим собой или с коллегами. Определение «плохое» не очень уместно для описания поведения, и вот почему. Любое действие, которое совершает человек, направлено на то, чтобы достичь какой-то цели. В этом смысле говорить о плохом или неплохом поведении просто бессмысленно – оно может быть эффективным с точки зрения того, что цель будет достигнута, или же нет. Если ученик на уроке постоянно вертится, тычет карандашом в спину впереди сидящего, качается на стуле, пока не упадет и т.д., возможно (хотя и не обязательно), его цель – привлечение внимания одноклассников (а может быть, и учителя). Если одноклассники забыли о теме урока, а учитель вышел из себя и кричит, значит, цель достигнута. Можно ли называть такое поведение плохим? С точки зрения достижения цели – очень даже хорошее, подходящее поведение.
Есть еще один аспект слова «плохое», в связи с которым его лучше избегать. Плохой – это, однозначно, негативная оценка, и, используя ее часто, определяя поведение ребенка, мы невольно начинаем переносить эту оценку и на самого ребенка, который так себя ведет. То есть плохим в наших глазах становится уже сам ученик. Это – в корне неверная позиция для учителя и любого, кто сталкивается с необходимостью детей воспитывать (в широком смысле слова). Если мы называем (или просто считаем его таковым про себя) ребенка плохим, то тем самым отказываем ему в возможности измениться. О каком вообще воспитании тогда может идти речь, если изменения невозможны?
Более эффективная позиция заключается в том, чтобы изначально считать всех учеников хорошими, а вот их поведение – приемлемым или неприемлемым для каждой конкретной ситуации. И с неприемлемым поведением взрослый (в том числе, учитель, помогает ребенку бороться).
2. Важно, чтобы при этом взрослый (в первую очередь, для себя самого) смотрел на свои отношения с ребенком с точки зрения сотрудничества: моя задача сейчас вместе с Петей или Аленой справиться с некоторыми аспектами их поведения, которые неприемлемы для нахождения в классе. Позиция взрослого при этом – «по одну сторону баррикады» с ребенком, против проблемы – неприемлемого поведения – которая находится по другую. Эту метафору предложила известный отечественный психолог-практик Л.В. Петрановская, и мы с радостью используем ее вслед за ней. Позиция сотрудничества взрослого с ребенком помогает избежать множества конфликтов и стычек в ходе воспитательного процесса.
3. То, что мы часто называем «плохим» (или как уже выше договорились называть «неприемлемым») поведением, для ребенка далеко не всегда специальная попытка сделать что-то взрослому назло. Очень часто ребенок ведет себя так, а не иначе, потому что иные способы поведения ему просто не знакомы. Очень ярко этот феномен проявляется в поведении детей с тяжелой жизненной историей, оказавшихся в приемной семье. Каждый ребенок очень зависим от внимания взрослого, и до определенного возраста в физическом смысле не может без него выжить (подробнее об этом можно почитать в статьях о таком явлении, как «госпитализм»). Если воспитанием и развитием ребенка не занимались, то часто он не умеет многого, положенного в его возрасте, не может порадовать новых родителей хорошими оценками, спортивными достижениями или примерным поведением. Нередко в таком случае он будет вести себя нарочито, напоказ плохо – из своей старой жизни он уяснил, что в таком случае внимание взрослого обеспечено – он накричит или даже ударит, но – главное - не останется равнодушным. Нам трудно в это поверить, но даже негативное внимание для ребенка лучше, чем полное его отсутствие. И, значит, добиваться он его будет любыми способами, которые ему доступны. Взрослому в таком случае приходится обучать ребенка новым способам поведения, новым поведенческим навыкам, которых у него пока что нет. И в этом смысле борьба даже с самыми «страшными» по мнению большинства взрослых «грехами» - например, воровством, принципиально не отличается от научения держать правильно карандаш в руках.
4. У каждого поведения есть цель, есть мотив, есть причина, заставляющая вести себя ребенка именно так. И если взрослый старается помогать ребенку справляться с неприемлемым поведением, первое, с чего он должен начать – это, как раз, понять причину. В зависимости от того, какова она, выбирается дальнейшая стратегия поведения. Более подробно об этом можно почитать в книгах Л.В. Петрановской, которую мы уже упоминали выше («Если с ребенком трудно», «Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения» и т. д.).
Когда речь заходит о неприемлемом поведении учеников на уроке, всегда возникает очень много вопросов относительно того, как учителю себя правильно вести. Что стоит делать: игнорировать его? Делать выговор? Наказывать? Отстранять от занятий (если это вообще возможно)? Привлекать к работе коллег?
Важная (а может быть, и главная цель) учительского вмешательства в поведение учеников с целью его коррекции – научить в итоге детей регулировать свое поведение самостоятельно. Способность к произвольному поведению, адекватному ситуации, а также к саморегуляции (регуляции своего психического состояния) – характеристики взрослого человека. Таким образом, работа учителя с трудным поведением учеников в классе – важная поддержка их развития, взросления, социализации.
Поэтому в вопросах поддержания дисциплины важнее меры профилактики, главная из которых – максимальная вовлеченность учеников в происходящее на уроке, достигаемая за счет того, что им интересно и не скучно. Если дети включены в процесс, нарушений дисциплины гораздо меньше. Роль учителя в таком случае – помогать ученикам оставаться сфокусированными (некоторые приемы мы уже обсудили в предыдущем разделе), и по возможности интересно преподносить материал.
Если же нарушения дисциплины имеют место, меры, которые принимает учитель, должны зависеть от тяжести нарушения, то есть нельзя сказать, что есть один универсальный способ добиться в классе идеального поведения.
Может быть, такой универсальный способ все же приходит кому-то из читателей сейчас в голову. Они представляют себе грозного, сурового преподавателя, который наводит на учеников страх одним своим видом. Про таких говорят, что ученики у них «пикнуть боятся», и в классе слышно, как пролетает маленькая муха.
Действительно, среди учителей есть те, при ком дети боятся вести себя плохо. Правда, при этом они вообще боятся хоть как-то себя проявлять, стараясь максимально «слиться с партой», чтобы возможный страшный гнев их минул. С точки зрения дисциплины класс выглядит прекрасно. Но есть проблема. Дети приходят в школу, чтобы получать знания. Многолетние исследования биологов, психологов, врачей, убедительно показывают, что в ситуации сильного стресса (к которому относится постоянный страх), ребенок (да и любой человек) нормально учиться и усваивать информацию и не может. Все ресурсы нервной системы уходят на отслеживание угрозы и принятие решения о том, как «спастись» от нее, если что.
Таким образом, держать класс в страхе – не вариант.
Какие же есть еще способы? Давайте обсудим.
Для того, чтобы эффективно работать с трудным поведением учеников и нарушениями дисциплины в классе, учителю нужно создать собственный личный план, которому он будет следовать в таких ситуациях. Составить его помогут ответы на следующие вопросы:
1. Что лично для вас значит «хорошее поведение»?
2. Почему в классе происходит трудное поведение?
3. Что лично для Вас значит «приемлемое» и «неприемлемое» поведение в классе?
4. Почему вообще учитель должен вмешиваться, когда ученики ведут себя неприемлемо? 5. Кто должен быть ответственен за неправильное поведение в классе?
6. Должны ли учителя вмешиваться во все ситуации неправильного поведения в классе?
7. Учительские вмешательства в случае неприемлемого поведения могут быть ничуть не менее раздражающими и нарушающими процесс учения, чем само это поведение. Что может учитель сделать для того, чтобы уменьшить негативные эффекты своего вмешательства?
8. Учительские вмешательства должны восприниматься учениками как справедливые, только в этом случае они будут им следовать. Что может учитель сделать для этого?
Зачем нужен персональный план? Он помогает учителю:
А. Действовать рационально, выбирая для каждого из типов проблемного поведения адекватный способ воздействия. В противном случае учителю гораздо проще выйти из равновесия, и, поддавшись эмоциям, стихийно отреагировать на действия детей, что может поставить под угрозу его авторитет, а улучшению дисциплины не поспособствует;
Б. Действовать последовательно, то есть применять для одних и тех же нарушений дисциплины всегда и для любого ученика одинаковые санкции. Постоянство дисциплинарных мер – не менее важная составляющая их эффективности, чем и их одинаковость для каждого ученика! На первый взгляд, это правило может показаться очень простым, но на деле это не так. У каждого из учителей есть те дети, к которым они относятся с большим теплом, и им готовы простить большее, в случае чего. Но такой подход играет с учителем злую шутку: другие дети, видя, что кому-то дозволено больше, начинают намеренно игнорировать правила, а «любимчик» может стать объектом нападок и травли с их стороны. Возможно и обратное – часто инициаторами агрессии и травли по отношению к другим детям становятся те, кому «можно больше».
Все стратегии, которыми учитель может использовать в случае проблемного поведения учеников, условно можно расположить по мере усиления воздействия:
Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Уровень 4
Уровень 1.
Учитель принимает решение, что данное поведение, хотя не соответствует текущим задачам урока, можно считать приемлемым. Причины могут быть разными: оно длится не долго, не наносит ущерба другим ученикам, если же будет продолжаться, с ним можно будет справиться какими-то невербальными воздействиями (см. уровень 2). Учитель не вмешивается.
Здесь возможно 2 основных формы: разрешить или запастись терпением. В первом случае речь идет о том, что порой ошибки в поведении детей – следствие их незнания правил ситуации и маленького возраста (например, первоклассник может встать и прогуляться по классу посредине урока), и для начала учителю стоит просто объяснять суть правил нахождения в школе, но не вводить никаких санкций (что придется сделать, если поведение с течением времени не будет меняться).
Запастись терпением приходится в ситуациях, когда, например, простуженный ребенок на уроке кашляет или чихает: в данном случае учитель мало что может сделать, кроме того, чтобы следить за тем, чтобы он пользовался носовым платком.
Уровень 2.
Учитель вмешивается в неприемлемое поведение ученика без слов. Намеренное игнорирование (например, поведения, направленного на получение внимания) также относится к этому уровню. Все ситуации, когда учитель использует мимику, жесты, прикосновения (например, к руке ученика), относятся к этому уровню.
Возможные формы поведения учителя для этого уровня:
- намеренное игнорирование
Применяется учителем в тех случаях, когда поведение ребенка не сильно мешает другим, а вмешательство учителя могло бы послужить подкреплением, потому что когда учитель вмешивается, ребенок получает его внимание (и внимание класса, так или иначе)
- вмешательство при помощи сигнала
Часто учителю достаточно бывает выразительно посмотреть на ребенка или покачать головой. Любые жесты делаются при четком взгляде именно на ребенка, который неверно себя ведет.
- вмешательство при помощи пространственного приближения
Если условные жесты не сработали, учитель подходит к парте ребенка, сокращая пространственную дистанцию. При этом продолжает вести урок как обычно. Это должно перенаправить внимание ребенка в правильное русло, не отвлекая при этом весь остальной класс.
- вмешательство при помощи физического прикосновения
Любой неагрессивный физический контакт, демонстрирующий неодобрение учителя: начиная от легкого прикосновения к плечу ребенка до сопровождения его на свое место, если он его покинул.
В чем преимущества невербального вмешательства?
- оно в наименьшей степени отвлекает остальных учеников;
- неправильное поведение ученика на уроке не осталось без вмешательства, при этом урок продолжается;
- можно вмешаться, не привлекая к этому весь остальной класс;
- проблемный ученик не называется вслух, поэтому он может избежать смущения;
- гораздо меньше риск того, что ученик будет враждебно протестовать;
- у ученика есть возможность попробовать отрегулировать свое поведение самостоятельно (помните, наша конечная цель – чтобы дети научились саморегуляции!).
Уровень 3.
Учитель вмешивается при помощи слов. Одно из самых несильных воздействий со стороны учителя – использование юмора (не обидного!) для того, чтобы ученик обратил внимание на то, как он себя ведет. Степень вмешательства зависит от серьезности происходящего: если дети в течение урока систематически отвлекаются на какой-то посторонний объект, учитель говорит им о том, что такое поведение на уроке не приемлемо, и забирает эту вещь. Если же дети пытаются причинить физический вред себе или другим, вполне адекватен громкий окрик и физическое сдерживание. Конкретные стратегии включают в себя следующие:
- обратить внимание на учеников, которые ведут себя в этот момент так, как хотелось бы учителю (нарушителю спокойствия в классе при этом не говорить ничего). Обычно, это лучше работает в начальной школе (когда для детей еще очень высока ценность учительского одобрения), по мере взросления детей – все хуже и хуже;
- лично обратиться к ученику, который проблемно себя ведет. Можно задать ему вопрос по теме того, о чем сейчас на уроке идет речь, спросить его мнения и т.д. При этом не рекомендуется просто давать команды типа «Ваня, будь внимательней», потому что они часто вызывают со стороны детей сильное сопротивление.
- использование юмора для снятия напряжения: особенно хорошо в тех ситуациях, когда ученики проверяют границы дозволенного. Если учитель явно вступает в конфронтацию, атмосфера становится враждебной. Применяя шутки, впрочем, нужно помнить, что
А. необходимо избегать сарказма;
Б. смешно должно быть всем (и ни для кого не обидно);
В. не должно быть считано детьми как легкомысленное отношение к своей работе (у учителя);
Г. не должно выходить из-под контроля, отвлекая внимание детей от основных задач урока
- задавание вопросов. Иногда дети просто не понимают, как их поведение может мешать другим, и тогда спокойно заданный учителем вопрос на эту тему может помочь им перестроить свое поведение.
- просьбы и требования. Например:
- Я-высказывание: «Когда ты так кричишь с места, другие не могут расслышать меня, и я тоже чувствую себя плохо от такого уровня громкости»;
- Прямое обращение к ребенку: «Пожалуйста, веди себя хорошо и убери ноги со стола». Подходит учителям, которые чувствуют себя достаточно уверенно в этом классе;
- Позитивные последствия хорошего поведения: «Если будешь сидеть как следует и поднимать руку, если хочешь ответить, доверю тебе раздать всему классу книги и собрать их после урока». Это хороший способ давать ученикам ответственность за поведение;
- Утверждение «Это.. не для этого…»: «Книги не для того, чтобы в них рисовать, они для чтения». Имеет ограниченные возможности использования, может ставить учеников в неловкое положение перед классом, если они были замечены в каком-то поведении, которое не хотели демонстрировать окружающим.
- Напоминание о правилах: «Выходить из класса без разрешения – против правил». Надо быть готовыми к тому, что если ученик не слушает, должны быть применены логические последствия, иначе все правила становятся бессмысленными, а учитель теряет авторитет;
- Испорченный телефон:
«-Ваня, я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас, как и все остальные.
- Я это делал минуту назад!
- Это не играет роли. Я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас.
- Там у полки с книгами столпилось много людей, я через минутку возьму книгу.
- Это не играет роли. Я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас.
- Да, хорошо».
Учитель при использовании этой техники должен смотреть ученику в глаза. Если трех повторов недостаточно, учитель переходит к введению логических последствий.
Правила любого словесного вмешательства
- Всегда стоит попробовать невербальные вмешательства сначала
- Постарайтесь сделать разговор с ребенком максимально приватным, насколько это возможно
- Избегайте длительных разговоров и словесных баталий с учениками
- Делайте вмешательства так, чтобы ученик при этом не терял лицо
- Старайтесь говорить кратко, подкрепляйте свои слова тоном голоса и жестами
- Никогда не навешивайте ярлыков на студентов, потому что (см. выше) неприемлемым или «плохим» может быть только поведение, но никак не человек;
- Никогда не делайте саркастических комментариев
- Старайтесь контролировать свои эмоции, даже (особенно!) если вас провоцируют;
- До того, как прибегнете к уровню логических последствий, постарайтесь исчерпать все предшествующие способы (именно они учат ребенка самодисциплине).
Уровень 4.
Учитель вводит последствия поведения учеников. Это - самое серьезное из возможных вмешательств, оно подчеркивает серьезность проступка и показывает другим, что в школе так себя вести нельзя. Это значит, что все предыдущие способы учителем уже были испробованы, и не имели эффекта. Ученик принял решение не менять свое поведение, и, значит, должен столкнуться с его последствиями.
В отличие от наказаний, они являются следствием действий и принятого учеником решения не слушаться учителя. Они логически связаны с проблемным поведением ученика. Очень важно, что они эмоционально нейтральны – учитель не демонстрирует ученику гнева или неудовольствия, и последствия наступают не из-за того, что ребенок разгневал учителя, но потому, что он нарушил правила.
Три основных типа последствий:
- Естественные последствия – результат конкретного поведения ученика. Они наступают сами по себе, если никакое вмешательство их не останавливает (ученик качался на стуле – не отреагировал на взгляды учителя, его слова, и, в итоге, упал);
- Логические последствия, в отличие от естественных, заранее спланированы учителем. Им же они претворяются в жизнь (ученик не выполнял задание на уроке – остался после занятий делать его);
- Произвольные последствия – вводятся учителями, напрямую с поведением не связаны (мешал писать самостоятельную работу одноклассникам разговорами вслух – остался после урока технологии убирать класс за всеми).
Как можно и нельзя вводить логические последствия
Учитель должен объяснить последствия ученику и убедиться, что он понял;
Ученику должен быть дан шанс выполнить то, что от него требуют, и исправиться;
Учитель должен избегать того, чтобы демонстрировать ученику, что это наказание или проявление его власти;
Ученикам постоянно стоит напоминать о том, что любое плохое поведение имеет свои последствия, и если не учиться контролировать себя, они будут наступать вновь и вновь;
Учителю стоит заранее подумать о возможных последствиях для разных ситуаций, которые внезапно могут наступить.
Предварительный просмотр:
Детская осанка: хрупкое равновесие
Детская осанка: хрупкое равновесие
В наши дни вопрос о правильной осанке ребенка как никогда актуален. Он стоит остро практически для всех детей.
Мамы и папы часто необращают внимания на осанку малыша - ведь ребенок ни на что не жалуется. Вернее, жалуется он на что угодно: повышенную утомляемость, головные боли, плохую память. Но мало кто знает, что такие нарушения вызваны именно состоянием позвоночника.
Памятка для правильной осанки:
1. Помните, что спать ребенок должен только на жесткой постели! Лучше всего спать в положении на животе или на спине. Подушка не должна быть слишком большой и слишком мягкой. Идеальными являются ортопедические подушки и матрасы.
2. Не покупайте ребенку обувь «на вырост», тесную и неудобную обувь. Неправильное положение ноги может привести к нарушению положения позвоночника. Со временем эти изменения могут закрепиться, что приведет к нарушению осанки. Если у ребенка имеются плоскостопие или косолапость, то обязательно займитесь их лечением! Помните, что эти недуги взаимосвязаны!
3. Организуйте ребенку правильный режим дня. Обеспечьте удобное и хорошо освещенное рабочее место, где ребенок будет делать уроки, читать, рисовать, делать поделки и т. д. Очень важно, чтобы мебель подходила ребенку по росту. В домашних условиях удобно использовать офисные стулья, высоту которых можно регулировать. Не стесняйтесь спрашивать ребенка о его состоянии! Так как сегодня компьютер есть практически в каждом доме, то нужно продумать и то, в каком положении ребенок будет проводить время за компьютером. В идеале, конечно, это время нужно ограничивать: детям 12-13 лет за компьютером можно находиться не дольше полутора часов в день. Причем через 45 минут обязательно делать перерыв.
4. Не забывайте о том, что нарушения осанки возникают из-за недостатка движения! Прогулки, занятие танцами и плаванием будут очень полезны.
5.Помните, что детям полезнее всего носить рюкзаки с жесткой (ортопедической) спинкой и широкими лямками. Рюкзак должен быть пригнан по размеру и не должен быть слишком тяжелым. Избегайте ношения сумок, особенно опасно длительное ношение тяжелых сумок в одной руке – это прямой путь к искривлению позвоночника в боковой плоскости - сколиозу.
6. Применяйте, если это необходимо, корректоры осанки, спинодержатель, ортопедический корсет. Убедите ребенка в том, что ему нужно носить их какое-то время, что в результате он будет стройным, здоровым, а спина у него будет ровная.
По существу, это правила, необходимые не только (и не столько!) для лечения, сколько для профилактики заболевания. Предупредить любой недуг легче, чем его лечить.
Предварительный просмотр:
«Значение режима в произвольности психических процессов».
Психических процессов произвольность - способность к сознательной целенаправленности поведения и деятельности на основе опережающего психического отражения. Формирование психических процессов произвольности начинается с появления у ребёнка на 1-м году жизни произвольных движений и действий, опосредуемых представлениями и требующих, по сравнению с непроизвольными, более высоких форм отражательной деятельности.
В раннем детском возрасте развитие психических процессов произвольности связано с овладением речью, которая начинает опережать действие, становясь средством саморегуляции. При выполнении требований взрослых и правил игры ребёнок учится руководствоваться замыслом, сознательно ставить цели, подчиняя им свои практические и игровые действия.Благодаря этому в дошкольном периоде становится возможным проявление произвольной деятельности такой структуры, в которой содержание мотива и цели не совпадают.
Важными в развитии психических процессов произвольности являются преодоление нежелания отказаться от сиюминутного удовольствия ради предстоящего, переориентировка сознания с конечного результата на способы его достижения. В периоде младшего школьного возраста происходит осознание учебных и трудовых задач, правил поведения в коллективе и нравственных норм, складывается система мотивов и всё более стойких целей, определяющих управление собой (см. Воля). Самоконтроль и самовоспитание при достижении близких и перспективных целей способствуют совершенствованию механизмов произвольной регуляции поведения и деятельности
. Дальнейшее повышение уровня психических процессов произвольности происходит под влиянием развития самой личности ребёнка.
Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Что же такое режим дня? Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности.
Почему же необходимо четкое соблюдение режима дня, особенно в дошкольном возрасте? Воспитание здорового ребенка, всестороннее развитие его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности дошкольника. Деятельность является основным фактором развития растущего организма ребенка.
Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.
Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов.
Физиологические особенности дошкольника определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня - строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.
Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов (суточный бюджет времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям детского организма. Отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
Немаловажным для дошкольника является режим дня в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ). Режим дня в ДОУ - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12-часового пребывания в детском саду. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность.
Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.
Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Как помочь детям сосредоточиться и сконцентрироваться
У детей, у которых есть проблемы с концентрацией внимания и сосредоточением внимания, может быть неприятно для родителей, но это может также вызвать проблемы с расстройством и самооценкой для детей. Эти проблемы могут быть вызваны большими изменениями в жизни, стрессом, беспокойством, нарушениями зрения и расстройствами, такими как СДВГ. Независимо от причины плохой концентрации и отсутствия внимания, есть вещи, которые могут сделать родители, чтобы помочь улучшить ситуацию.
Накормите своего ребенка сбалансированной здоровой диетой, поскольку правильное питание имеет решающее значение для хорошего общего состояния здоровья. Детям необходимо ежедневно получать рекомендуемые порции белка, молочных продуктов, фруктов, овощей и зерновых культур. Убедитесь, что ваш ребенок завтракает, прежде чем отправиться в школу. Дети, которые едят завтрак, лучше работают в школе, имеют больше энергии и могут лучше сосредоточиться, согласно HealthyChildren.org. Попробуйте кормить своего ребенка некоторыми продуктами мозга, чтобы повысить концентрацию, предлагает WebMD. К ним относятся рыба, цельные зерна, авокадо и много воды.
Организации
Удостоверьтесь, что ваш ребенок много раз спит в школьные вечера. Дошкольники нуждаются в 11-13 часах сна каждую ночь, в то время как детям школьного возраста нужно 10-11 часов, а подросткам требуется от 8,5 до 9,25 часов, согласно данным Национального фонда сна. Помогите ребенку сосредоточиться и лучше сосредоточиться в школе, работая со своим учителем, чтобы устранить отвлекающие факторы. Попросите, чтобы ваш ребенок был помещен перед классом, и вдали от окон, дверей и других занятых мест в классе, предлагает журнал ADDitude. Не позволяйте вашему ребенку использовать свой телефон или другую отвлекающую электронику в школе. Помогите вашему сыну лучше организовываться в школе. Покажите ему, как отслеживать задания, записывая их в планировщике или ноутбуке, предлагает Kids Health. Приобретайте связующее с разделителями, которое можно использовать, чтобы сохранить школьную работу аккуратной и организованной.
Здоровая среда
Помогите ребенку дома, сделав его домашним заданием дружелюбным. Назначьте определенную зону специально для домашней работы и установите заданное домашнее задание на каждый день. Выбирайте тихое место без отвлекающих факторов, с большим количеством хорошего освещения и без телевидения, радио или другой электроники поблизости. Прежде чем ваш сын сядет на домашнее задание ночью, попросите его провести время за пределами игры или получить какое-то упражнение, предлагает журнал Additude. Проводящее время на открытом воздухе может улучшить концентрацию. Ваш ребенок может присоединиться к спортивной команде, поиграть с другом или погулять с семьей.
Поощрение и поддержка
Для родителей важно поддерживать ребенка, у которого возникают проблемы с концентрацией внимания и сосредоточением внимания. Вы должны быть терпеливы со своим ребенком, пока он учится улучшать эти навыки, рекомендует Oprah.com. Продолжайте работать с ним, чтобы помочь ему развить хорошие привычки в учебе и навыки концентрации. Предложите ему хвалить, когда он преуспевает в школе или дома и практикует положительное подкрепление, создавая систему вознаграждения для вашего ребенка. Устанавливайте цели вместе, и когда ваш ребенок встречает или превышает цель, отпраздновать вместе и вознаградить его за забавную деятельность, такую как семейная поездка в парк, ночная жизнь в кино или что-то еще, что ему может понравиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение Родителям.Детские советы родителям.
Лирическое стихотворение-напутствие родителям о том, что нужно беречь детскую душу....
для родителей. книга-психолог.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
рассматриваютмя интересные вопросы и пути их решения....
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Консультация для родителей "Советы родителям, как общаться с детьми 4-5лет"
Советы родителям...
Консультация для родителей "Советы родителям по воспитанию"
Родители – первая общественная среда ребёнка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образо...
Консультация для родителей обучающихся с ОВЗ «Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями. Советы родителям»
Консультация для родителей обучающихся с ОВЗ «Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями. Советы родителям»...
Презентация для работы с родителями "Школьная мотивация: 10 советов родителям"
Эта презентация может быть использована классными учителями при проведении родительских собраний. Она включает в себя описание основных ошибок, которые допускают родители, пытаясьповысить у своих днтн...