Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха - основа правильной речи"
консультация

Кожевникова Ольга Леонидовна

Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков,  основой успешного освоения письма и чтения.  Вниманию родителей предлагается система упражнений для формирования фонематического слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие фонематического слуха –

основа правильной речи»

Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа, Дом – Ком, Бочка - Почка).

Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Нарушение фонематического слуха у детей приводит к нарушению произношения. Дети не понимают, что произносимый ими звук отличается от нормативного произношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе овладения чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия. Это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.

Дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкости произношения. В возрасте 6-7 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического слуха. В большинстве случаев они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического слуха у малыша, то первым делом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического слуха.

Основные этапы формирования фонематического слуха

Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать фонематический слух с этого уровня.

Первый этап – узнавание неречевых звуков

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие коробочки»

Вместе с малышом насыпьте в разные коробочки крупу (манка, гречка, горох, фасоль), пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что у неё внутри.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом предложите ребенку закрыть глаза и угадать, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй этап – различение звуков речи по тембру, силе и высоте

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Узнай по голосу»

Запишите на телефон голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, если тихо – похлопать, громко – потопать.

Игра «Три медведя»

Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап – различение слов, близких по звуковому составу

Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно»

Взрослый называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый этап – различение слогов

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), интонационно разделяет на слоги, хлопает на каждый слог. То же самое делают вместе с ребенком, отхлопывают слоги, определяют количество слогов в слове.

Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно поделить слова на слоги.

Игра «Будь внимателен»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап – различение звуков

Игра «Угадай, кто поет»

Комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр, шина шуршит – шшшш.

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра «Слушай внимательно»

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.

Шестой этап – анализ звукового состава слова

Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука (ау, уаи), а ребенок на слух определяет звуки и называет их количество.

Другой вариант игры: взрослый говорит слово, ребенку нужно определить, из скольки звуков слово состоит, и назвать эти звуки. Начинать нужно со слов, состоящих из 3 звуков.

Игра «Похлопаем»

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – слово, заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово»

Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (. ампа, мы . о, . ук, ку . ак).

Такая несложная система игр позволит вам самостоятельно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и возникновения речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то это будет первым шагом на пути его преодоления.

Желаем успеха Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух-основа правильной речи

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...

Презентация"Фонематический слух - основа правильной речи"

Уровни развития фонематического слуха....

Семинар: "Фонематический слух - основа правильной речи"

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух...

Консультация - практикум для родителей подготовительной группы "Фонематический слух - основа правильной речи"

Родители познакомятся с  понятием фонематический слух, с приемами развития фонематического слуха у дошкольников, а так же с играми, способствующими созданию условий для постоянной тренировки фоне...

Консультация для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...