Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха - основа правильной речи"
консультация
Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков, основой успешного освоения письма и чтения. Вниманию родителей предлагается система упражнений для формирования фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие фонематического слуха –
основа правильной речи»
Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа, Дом – Ком, Бочка - Почка).
Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Нарушение фонематического слуха у детей приводит к нарушению произношения. Дети не понимают, что произносимый ими звук отличается от нормативного произношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе овладения чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия. Это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.
Дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкости произношения. В возрасте 6-7 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического слуха. В большинстве случаев они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического слуха у малыша, то первым делом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического слуха.
Основные этапы формирования фонематического слуха
Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать фонематический слух с этого уровня.
Первый этап – узнавание неречевых звуков
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие коробочки»
Вместе с малышом насыпьте в разные коробочки крупу (манка, гречка, горох, фасоль), пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что у неё внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом предложите ребенку закрыть глаза и угадать, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап – различение звуков речи по тембру, силе и высоте
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игра «Узнай по голосу»
Запишите на телефон голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, если тихо – похлопать, громко – потопать.
Игра «Три медведя»
Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап – различение слов, близких по звуковому составу
Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый этап – различение слогов
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), интонационно разделяет на слоги, хлопает на каждый слог. То же самое делают вместе с ребенком, отхлопывают слоги, определяют количество слогов в слове.
Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно поделить слова на слоги.
Игра «Будь внимателен»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап – различение звуков
Игра «Угадай, кто поет»
Комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр, шина шуршит – шшшш.
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Игра «Слушай внимательно»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.
Шестой этап – анализ звукового состава слова
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука (ау, уаи), а ребенок на слух определяет звуки и называет их количество.
Другой вариант игры: взрослый говорит слово, ребенку нужно определить, из скольки звуков слово состоит, и назвать эти звуки. Начинать нужно со слов, состоящих из 3 звуков.
Игра «Похлопаем»
Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – слово, заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
Игра «Отгадай слово»
Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (. ампа, мы . о, . ук, ку . ак).
Такая несложная система игр позволит вам самостоятельно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и возникновения речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то это будет первым шагом на пути его преодоления.
Желаем успеха Вам и Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух-основа правильной речи
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...
Презентация"Фонематический слух - основа правильной речи"
Уровни развития фонематического слуха....
Семинар: "Фонематический слух - основа правильной речи"
Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух...
Консультация - практикум для родителей подготовительной группы "Фонематический слух - основа правильной речи"
Родители познакомятся с понятием фонематический слух, с приемами развития фонематического слуха у дошкольников, а так же с играми, способствующими созданию условий для постоянной тренировки фоне...
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи".
Значение работы над фонематическим слухом...
Статья "Фонематический слух - основа правильной речи"
Коррекционная педагогика...
Консультация для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...