Проект"Семья+Школа=Успех"
проект
Создание единого образовательного пространства (школа – семья), обеспечивающего целостное развитие личности учащегося, через организацию взаимодействия ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ" с семьями обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
001_proekt.docx | 88.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа как центр родительского просвещения.
Проект «Семья + Школа = Успех»
Адрес: 307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина, д. 15
E-mail: jeleznogor591@mail.ru
Web-сайт: http://gelez-ovz.ru/
Семья – это то, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить.
Но когда в семье рождается ребенок с проблемами в развитии, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к окружающим.
Не всегда условия воспитания в семье благоприятны для развития ребенка. Если воспитывать здорового ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то их недостатки усугубляются, а сами дети часто становятся тяжелым бременем для семьи и общества.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия семьи и школы.
Согласно исследованию, проводившемуся в нашей школе, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ:
- Ограничение в общении.
Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения, избегают новых знакомств. В результате социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, а это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
- Гиперопека.
Гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, требуют повышенного внимания.
- Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка.
На основании этого родители не могут создать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
В результате работы над обозначенными проблемами педагоги школы, специалисты разработали проект «Семья +Школа=Успех»
Цель: создание единого образовательного пространства (школа – семья), обеспечивающего целостное развитие личности учащегося, через организацию взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся.
Для построения эффективной модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном учреждении определен круг задач.
Задачи:
- установление позитивных отношений между педагогами и детьми, между педагогами и родителями;
- расширение психолого-педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- совместная профориентационная работа с семьей для дальнейшей успешной социализации детей;
- вовлечение родителей в жизнь класса, школы.
Тип проекта:
- По деятельности: практико-ориентированный.
- По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).
- По количеству участников – групповой.
- По продолжительности – долгосрочный.
Ресурсная база организации проекта
- . Школа оснащена необходимым для этого оборудованием.
Это персональные компьютеры, отвечающие требованиям времени, принтеры, сканер, высокоскоростной выход в Интернет.
Проекционное оборудование: LCD мультимедиа проектор, ноутбук, экран. Два компьютерных класса.
Лекотека.
- Для встреч с родителями есть необходимые помещения в школе. Для проведения праздников – актовый зал, 1 спортивный зал, хорошая спортивная площадка на улице.
- Для разработки родительской страницы в школьной газете и на школьном сайте имеется специалист необходимого профессионального уровня. (Приложение 1)
Ожидаемые результаты:
- снижение количества неблагополучных семей, педагогической запущенности обучающихся;
- создание объединений семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- увеличение уровня включенности родителей в деятельность образовательного учреждения;
- повышение активности родителей в организации деятельности образовательного учреждения
- появление методического материала для педагогов.
Реализация проекта « Семья + Школа = Успех»
Для реализации данного проекта разработана нормативно-правовая база: положение о проекте « Семья + Школа = Успех», положение о лекотеке, положение о Совете профилактике.
Проект осуществляется через работу блоков. Каждый блок ориентирован на определенную категорию родителей и детей с учетом возрастных потребностей, что позволяет выстроить свою траекторию в создании единого образовательного пространства (школа – семья), обеспечивающего целостное развитие личности учащегося.
Лекотека.
ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» является участником государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
В рамках государственной программы «Доступная среда» на средства, направленные на приобретение оборудования для получения детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ качественного образования, была приобретена «Лекотека».
Лекотека ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» создана с целью обеспечения психолого - педагогического сопровождения детей от 7 до 9 лет с нарушениями развития для социализации, формирования учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
Лекотека - это служба, оказывающая раннюю психолого-педагогическую помощь тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Уникальным является то, что она направлена на работу не только с детьми, но и с их родителями. А это очень важно для семьи.
Специалисты лекотеки (педагог - психолог, учитель-логопед, социальный педагог) реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности.
Перечень документов для работы лекотеки:
- Положение о лекотеке ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ».
- Перспективный план работы лекотеки.
- Индивидуальные маршруты коррекции развития обучающихся.
- Регистрационные листы.
- Карты психологического обследования.
- Речевые карты.
- Социальные паспорта семей.
Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и групповые игровые сеансы, тренинги, консультации.
Занятия включают:
Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате - снимают мышечное и психоэмоциональное напряжение.
Пальчиковые игры – способствуют развитию мелкой моторики и как следствие, благотворно оказывают влияние на развитие речи ребенка.
Логопедические разминки – непосредственно влияют на развитие речи ребенка.
Подвижные игры – помогают развитию навыков ходьбы, переступания, бега, прыжков, координации движений.
Продуктивные занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование) – помогают развивать мелкую моторику кистей рук.
Театрализация (кукольная сказка) – знакомит с родной культурой, с сказочным детским фольклором.
Так как дети и семьи, получающие помощь в лекотеке могут иметь разные по природе, сочетанию или тяжести нарушения и проблемы, то постановка целей в ежегодном индивидуальном плане, а значит и результаты сугубо индивидуальны для каждой семьи и ребенка. Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка и семьи на данном этапе.
Школа для родителей «Учимся вместе»
Социальный паспорт семей
№ п/п | Категория семей | Количество семей | % от общего кол-ва |
1. | Неполные семьи | 68 | 42,5% |
2. | Семьи, находящиеся ТЖС | 95 | 59,4% |
3. | Многодетные семьи | 20 | 12,5% |
4. | Неблагополучные семьи | 16 | 10% |
5. | Замещающие семьи | 10 | 6,3% |
6. | Семьи, воспитывающие детей инвалидов | 85 | 53,2% |
Образовательный уровень родителей (законных представителей)
Образование родителей | %от общего кол-ва |
Высшее | 6,9% |
Среднее-специальное | 28,5% |
Среднее | 52,8% |
Неполное среднее | 11,8% |
Учитывая сложный социокультурный уровень родителей, наиболее действенной формой работы с нашей категорией семей стала организация работы школы для родителей «Учимся вместе», суть которой – организация тематических встреч по повышению родительской компетентности. Такие встречи проводятся два раза в четверть и посвящены особенностям детской психологии, эффективным приемам родительского воспитания, способам саморегуляции, обучению родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
Работа школы для родителей проводится в форме дискуссий, круглых столов, семейных гостиных. Часто используются презентации, видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий. Именно поэтому процент посещения родительского университета достаточно высок.
Эффективной формой работы с родителями по формированию психолого-педагогических знаний являются родительские тренинги и родительские ринги.
Это активные формы работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным, понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании их детей. Избираемые темы для родительских тренингов обусловлены конкретными проблемами детско-родительских отношений в семье, а также учитываются пожелания родителей.
Любимой формой работы для родителей стал почтовый ящик. Это коробка, в которую родители кладут записки со своими идеями и предложениями, обращаются с вопросами к специалистам, директору. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского университета или даются специалистами письменно.
С целью психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания разработана серия тематических буклетов и памяток, которые регулярно обновляются на сайте образовательного учреждения.
В работе школы для родителей «Учимся вместе» используется новая форма консультирования - дистанционное консультирование. Это современная возможность задать вопрос школьному специалисту через интерактивную рубрику на странице интернет-сайта образовательного учреждения.
Особое значение в работе образовательного учреждения имеет психопрофилактическое направление. Психопрофилактика включает в себя посещение семей обучающихся на дому с целью поддержки связи с семьей, своевременного выявления проблемных ситуаций и оказания практической помощи. Домашние беседы очень эффективны, т.к. родителям и детям в привычной, домашней обстановке даются новые позитивные способы общения, постепенно формируя продуктивные коммуникативные умения, и как показывает опыт, помогают изменить отношение к внутреннему состоянию души. Как только контакт установлен и родитель понял, что с ним общаются не только чтобы сказать, что сделано что-то плохо, но и оказать помощь, он готов к посещению школы.
Совместно с социальным педагогом тесно взаимодействуем с представителями системы профилактики детской безнадзорности: с органами опеки и попечительства, сотрудниками школ, инспекторами по делам несовершеннолетних. Главная цель, которую мы преследуем, - найти тех людей, которые могут реально повлиять на ситуацию в семье и найти скрытые резервы, ресурсы, которые помогут выйти из сложившейся ситуации.
Одной из наиболее эффективных форм психопрофилактической работы является работа Совета профилактики школы, где цель – не наказание, а поиск решения проблемной ситуации.
Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на воспитание и развитие детей, на сплочение семьи. Родители принимают активное участие в подготовке к школьным мероприятиям - готовят костюмы, декорации. А это дает возможность им самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями.
Родительский университет «Новое поколение».
Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Отсутствие помощи в профессиональном самоопределении со стороны родителей и неадекватные семейные установки могут затруднить этот процесс для подростков, имеющих ограничения здоровья.
Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков и их родителей о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Работа по профориентации в нашей школе ведется совместно с центром занятости, центром профориентации молодежи, профессиональными учебными заведениями, правоохранительными органами (работающие с молодежью), предприятиями - шефами ОУ. (Приложение 2)
Направления работы родительского университета «Новое поколение»
- профессиональное информирование: уроки профориентации, индивидуальные и групповые занятия по психокоррекции и социальной адаптации; лекции, беседы врача с обучающимися и родителями; стенды и презентации с описанием профессий, подходящих для наших воспитанников; подготовка памяток в помощь выпускникам, родителям, педагогам. Это и сведения о широком мире профессий, и информация о профессиональных учебных заведениях, пропаганда наиболее востребованных профессий;
- диагностическая: анкетирование детей и родителей;
- профессиональная консультация: изучение личностных качеств учащегося, его способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.
- экскурсионная: экскурсии на предприятия, в службу занятости;
- кружковая: в школе работает ряд предметных, декоративно-прикладных кружков, студий, позволяющих воспитанникам получать знания и умения в овладении рабочими профессиями; развивать профессиональные интересы, склонности, способности;
- профессиональные пробы: воспитанники в течение учебного года проходят в 10-11 классах производственную практику на предприятиях города.
Показатели результативности:
- уровень воспитанности и активности обучающихся (Приложение 4)
- качественные показатели результативности воспитательной работы школы (обучающихся, родителей, педагогов) (Приложение 5)
- уровень социальной устойчивости и удовлетворенности воспитательным процессом родителями (Приложение 6)
- уровень эмоционального комфорта обучающихся (Приложение 7)
- участие родителей в школьной жизни (Приложение 8)
- активность участия обучающихся в конкурсах «Самый классный класс», «Самый здоровый класс» (Приложение 9)
- уровень адаптации обучающихся 0,1 классов (Приложение 10)
- сведения о занятости выпускников школы (Приложение 11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...