Адаптация в группе раннего развития детского сада.
консультация
Адаптация в детском саду в группе раннего развития.В адаптации учавствуют родители и воспитатель.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация – от латинского «приспособляю» — это сложный процесс
приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:
физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособления организма к новым условиям социального существования, к
новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством
сна, аппетита.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным
(адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и
психики) результатам, или негативным (стресс).
При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Социальная адаптация – процесс овладения системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществом, социальной общностью, группой.
Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребенка: акцент делается на биологической составляющей адаптации – процесс приспособления к воздействию различных средовых факторов. Осуществление же культуры осуществляется ребенком при посредничестве взрослого. Общественный взрослый интерпретирует общекультурные ценности в контексте индивидуальных особенностей ребенка.
Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой
его адаптации к новым условиям, т.к. адаптационные возможности ограничены.
Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Особенность раннего возраста является взаимно связь психофизического
развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его
психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развития, невроза, замедление темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское
учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее
развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима
профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы
адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова,Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова – Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико – педагогическая проблема, решение которой требует создание условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях ученых стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова – Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воздействия.
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста:
вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Необходимо систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развития общения взрослого с ребенком, практическое применение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методика адаптационного профиля.
Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Следует сразу же пояснить, что иерархическая лестница применительно к данной проблеме предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке очередности их решения при жестком условии: без успешного решения задач предыдущей ступени невозможно эффективное движение вверх.
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах(«Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / Под ред. Р. В.Тонковой—Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А, Атанасовой—Буковой,— М,. 1980),
было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,
частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита,
регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все
сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со
средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темповразвития.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой
фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Период лёгкой адаптации длится 1 — 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 — 3й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 — 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.
Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы:могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость,появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей.
Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль — не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.
Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.
Факторы, определяющие характер адаптации.
Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?
Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, гораздо большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание.
Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Как это происходит?
Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально- личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 мес. ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.
В 8 мес. малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Страх перед чужими длится недолго, до 1 г. 2 мес. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них.
Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой характера.
Случается и так, что невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, обусловливается тревожностью близких, которые ни на шаг не отпускают от себя малыша, постоянно опасаются несчастного случая, заражая своими страхами ребенка.
Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадаетбеспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.
Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно легче взаимодействовать с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом эмоционального общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей.
У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка сразными взрослыми. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональнойформой общения ребенка со взрослыми и становлением предметнойдеятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество.
Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка – вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.
Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении -происходят ссоры, — все это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускной праздникля детей подготовительной группы в логопедическом детском саду.
Выпускной вечер для детей подготовительной группы в логопедическом детском саду. Праздник пользовался успехом у детей и взрослых ....
Особенности социальной адаптации детей в группе раннего развития
В России 45-50 % первоклассников, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения. Многие из них испытывают большие трудности в усвоении курса начальной школы. Ведь переход дошкольника к сис...
Опыт работы учителя – логопеда с детьми II младшей группы раннего развития
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями ...
Конспект открытого музыкального развлечения в старшей группе «Оркестр в детском саду»
Оркестр в детском саду. Музыкальное развитие дошкольниковНазначение: Оркестровый номер предназначен для детей дошкольников 5-6 лет. Его могут использовать музыкальные руководители, воспитатели и...
методические рекомендации родителям "Успешная адаптация детей с ОВЗ в детском саду"
Даны рекомендации по обеспчению условий по благоприятному течению адаптационного периода к новой среде, родителям детей с ОВЗ....
Родительское собрание "Адаптация детей и родителей к детскому саду".
Родительское собрание...
Рекомендации родителям для успешной адаптации детей с ОВЗ в детском саду
Рекомендации дл родителей детей с ОВЗ...