Как помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии? Какие бывают ошибки.
презентация к уроку (9 класс)
Как помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии? Какие бывают ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof-konsultatsiya.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть 2 способа выбора дела жизни: 1. Метод проб и ошибок, когда человек вслепую пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию . 2. Раннее знакомство с миром профессий, изучение себя, своих интересов, требований к той или иной выбранной профессии. П одсчитано , что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям и интересам. Это влечет за собой разочарование, психические расстройства, развивает комплекс неполноценности.
«Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» Выпускникам был задан такой вопрос, и вот результаты. Профессия должна быть : 1 . Престижной ; 2. Хорошо оплачиваемой; 3. Интересной ; 4. С хорошими условиями труда; 5. Её легко было приобрести; 6. Соответствовать желанию родителей; 7. Можно было учиться и работать с друзьями; 8. Востребованной на рынке труда . Большинство выпускников, выбирая профессию , свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства – и вовсе на восьмое место .
Если ребёнок сможет совместить свои ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.
1 . Профессия выбирается раз и навсегда Так было раньше, однако жизнь ускоряется, появляется все больше возможностей . Почему человек начинает думать, что профессия выбирается один раз на всю жизнь? Скорее всего боится рисковать и предпочитает думать, что выбор профессии исключает право на ошибку. Такая логика часто «разрешает» человеку принимать решения не самостоятельно, перекладывать ответственность на других людей.
2. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька. Так думают те, кто не хочет брать ответственность на себя. Есть много путей быть тем, кем хочешь; если один из них приводит в тупик, надо идти по-другому. К сожалению, так рассуждают люди, у которых нет главного ресурса — времени, и приходится принимать решение сразу перед окончанием школы. Современные возможности — программы грантов, стажировок — позволяют получить образование самого высокого уровня людям, у которых нет «толстого» кошелька.
3. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию ребенок выбираете для себя. Многие взрослые знают о мире современных профессий намного меньше, чем подростки, поэтому они не всегда могут найти варианты подходящих профессий. А следовать за мнением друзей напоминает следование моде, когда профессия выбирается не потому, что она нравится, а потому, что многие к ней стремятся.
4. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит. Нет , так как многие вузы открывают дополнительные специализации по подготовке переводчиков, менеджеров, экономистов и т.д. Другое дело, хорошо ли получать специальность «менеджер» в каком-нибудь техническом вузе, а специальность «переводчик» — в медицинском. В то же время соединение разных специальностей (например, менеджер и переводчик, учитель начальных классов и психолог, программист и маркетолог) дают шанс получить более востребованное образование. Важно подробнее узнать о специальностях и специализациях факультета, на который вы собираетесь поступать.
5. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз. Престижная марка вуза — это во многом успешная реклама. Качество образования определяется по уровню библиотечного и информационного обслуживания студентов, сотрудничества с бизнес- организациями и предприятиями. Обо всем этом лучше узнавать из первых рук. Хорошим показателем становится реальное сотрудничество вуза с западными вузами, наличие преподавателей с научными степенями. Очень важно, чтобы для этих преподавателей работа в данном вузе была не по совмещению, а основным местом работы.
Известный психолог Е. А. Климов разделил все профессии на пять групп. 1. Человек – природа . Это ветеринар, агроном, агротехник, садовод и пр . 2 . Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д . 3. Человек-человек. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец, психолог и пр . 4. Человек - знаковая система . Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. 5. Человек - художественный образ . Это музыканты, художники, артисты, дизайнеры и т.д.
Темперамент и профессия. Сангвиник - юрист, повар, продавец, врач, учитель и др. Холерик - актер, критик, испытатель и др. Флегматик – машинист, экономист, программист и др. Меланхолик - библиотекарь, бухгалтер, банкир и др. Темперамент Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову
Правила выбора профессии: 1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете или предполагаете жить в дальнейшем . 2. С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы , способности, темперамент, черты характера, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию 3. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой , выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.
Правила выбора профессии: 4 . Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии. 5. Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию . 6. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению. 7. Иметь запасной профессиональный вариант.
Ситуация 1. Ошибка: Продолжать семейные традиции против своей воли. С одной стороны, очень хорошо, когда ребёнок идёт по стопам родителей . В его распоряжении богатый опыт и секреты профессии из первых рук, а поддержка и совет близких при первых шагах совершенно неоценима и полезна. Именно из таких семей выходят талантливые врачи, инженеры, актёры, учёные. Но не всегда дети ХОТЯТ продолжать династию. Пути решения: не воспринимать такое поведение как предательство и не вставлять палки в колёса на пути к профессии мечты . Такие действия приведут лишь к конфликтам и возможному разрыву отношений . Убедиться в том, что ребенок делает осознанный выбор, соответствующий его способностям и интересам.
СИТУАЦИЯ 2. Ошибки: Ориентировка на зарплату и престижность профессии. Привязанность к любимому школьному предмету. Неправильная оценка своих способностей . Работа исключительно ради денег или в «престижной» профессии, не получая от работы совершенно никакого удовлетворения, приводит к быстрому эмоциональному выгорания с непредсказуемыми последствиями. Если Вы неуверенно общаетесь с другими людьми и предпочитаете книги общению, то не стоит выбирать профессию журналиста или учителя . Пути решения: убедить ребенка, что выбранная профессия не сочетается с его личностными качествами. вместе, изучив предложения учебных заведений, выбрать ту специальность, которая « не оторвёт» ребенка от любимых предметов и в то же время будет соответствовать его характеру.
Ситуация 3. Ошибка: Пойти учиться «за компанию». Родители пустили процесс определения с профессией на самотёк. Иногда такой вариант неплох , так как в уже сложившейся компании учиться проще и веселее, а там, возможно, и профессия понравится. Но чаще получается совсем по-другому: школьные друзья вырываются вперёд и обзаводятся новыми знакомыми, с которыми можно обсудить услышанное на лекции, организовать совместный проект , в то время, как друг детства, не обладая соответствующими талантами, плетётся в хвосте без возможности поучаствовать в совместной деятельности. Пути решения: убедить ребенка, что у каждого человека есть свой путь в жизни; родителям активно включиться в решение проблемы, вместе с ребенком срочно пройти профориентационные тестирования и беседы с профконсультантами
Календарь родителей и детей. Сентябрь /октябрь — запись на курсы подготовки к поступлению в вузы. Ноябрь — поиск репетиторов, запись на курсы. Декабрь /январь — ярмарка «Карьера. Образование» (стоит собрать сведения о рынке образования). Февраль /март — начинаются дни открытых дверей в большинстве учебных заведений. Апрель — май — пробные экзамены для тех, кто посещал курсы.
Уважаемые родители! Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию , нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности , способности, желания и только потом семейные традиции и интересы . Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
Спасибо за внимание! Удачного выбора профессии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О внимании, ошибках и методах «лечения», или как помочь ребенку быть более внимательным
О внимании, ошибках и методах «лечения», или как помочь ребенку быть более внимательным...
Педагогическое интернет-сообщество. Какое оно. Как определиться с выбором.
Коллеги, предлагаю вам познакоимться с темой моего выступления на МО, коорая вызвала большой интерес у учителей нашего района. Хотелось бы, чтобы каждый смог поделиться и со своим опытом работы....
"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."
"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."...
Как помочь ребенку определиться с профессией
Статья о профориентации со стороны родителей. Какую роль играет семья в выборе профессии...
Выбор профессии. Как помочь школьнику определиться.
В материале представлена запись интервью психолога с детской студией «Сургутский репортёр»...
Как помочь ребенку научиться читать по-английски – важные правила и частые ошибки при обучении
Выступление на родительском собрании: "Как помочь ребенку научиться читать по-английски – важные правила и частые ошибки при обучении"...
«Как помочь ребенку преодолеть страх ошибки» (журнал «Справочник классного руководителя, 2012,
laquo;Как помочь ребенку преодолеть страх ошибки»(журнал «Справочник классного руководителя, 2012, № 2)Причины возникновения у ребенка боязни ошибитьсяПочему так происходит? Может быть, р...