«Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков»
материал
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 10 классе
«Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков»
Цель: раскрыть перед родителями роль семьи в профессиональном самоопределении подростков; осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми при выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Задачи собрания:
1. Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей детей.
2. Формировать у родителей понимание значения помощи семьи в выборе будущей профессии подростками.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители! «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать детям. И чем взрослее становится ребенок, тем сильнее вопрос «Кем быть?» тревожит душу и разум подросшего ребенка и его родителей. Человек счастлив, если он занимается любимым делом.
А кто из нас не желает счастья своему ребёнку? И как сделать так, чтобы ребенок стал успешным? Это во многом зависит от нас, от родителей.
Учеными социологами подсчитано, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям и интересам. Это влечет за собой разочарование, психические расстройства, развивает комплекс неполноценности.
Есть 2 способа выбора дела жизни:
Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек вслепую пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию.
Второй способ – раннее знакомство с миром профессий, изучение себя, своих интересов, требований к той или иной выбранной профессии.
Задача семьи – направить ребенка по второму пути, не наделать ошибок самим и максимально оградить от них детей.
Вот об этом мы сегодня и поговорим на собрании. Для более эффективной работы в условиях ограниченного времени мы будем работать в группах, ведь сколько людей, столько и мнений, нам необходимо послушать каждого участника и, может, принять его мнение, а может, не согласиться.
Каждая группа получает описание некой проблемной ситуации, обсуждает её и старается найти решения проблемы с точки зрения любящих и неравнодушных родителей. Время на обсуждение – 5 минут.
1 группа:
В семье К. трое детей. Мама и папа имеют инженерное образование. Старший сын, окончив школу, следует по стопам родителей и поступает в технический вуз, выбирая профессию инженера. Второй сын, десятиклассник, заявил, что для него гораздо более интересной, кажется, профессия программиста. Реакция родителей такова: «Этих программистов и так полно. Кому это надо? Будешь учиться на инженера!» Конфликт в семье разгорается все сильнее…
Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?
Какие пути решения проблемы вы можете предложить?
Ситуация 1:
Ошибка: продолжать семейные традиции против своей воли
С одной стороны, очень хорошее и правильное дело, когда ребёнок идёт по стопам своих родителей. В его распоряжении богатый опыт, наработки и секреты профессии из первых рук, а поддержка и совет близких и понимающих людей при первых шагах совершенно неоценима, полезна и своевременна. Именно из таких семей выходят талантливые врачи, инженеры, актёры, учёные. Но не всегда дети ХОТЯТ продолжать династию. Кто-то под напором сломается и примет навязываемые правила игры, кто-то будет воевать за право идти своей дорогой.
Пути решения:
- не воспринимать такое поведение как предательство и не вставлять палки в колёса на пути к профессии мечты. Такие действия приведут лишь к конфликтам и возможному разрыву отношений;
- убедиться в том, что ребенок делает осознанный выбор, соответствующий его способностям и интересам.
2 группа:
Катя Г. всю жизнь занимается в хореографической студии. Ей это очень нравится. По окончании 9 класса девочка хотела поступить в колледж искусств на хореографическое отделение. Родители были в шоке: все в их семье имеют высшее образование, так о каком колледже может идти речь? Кате запретили даже думать о «шараге». Сейчас она учится в 10 классе. Учится гораздо хуже, чем раньше. Все выполняет из-под палки, часто пропускает уроки. Родители в ужасе от того, что в аттестате могут появиться «тройки», баллы ЕГЭ будут настолько низкими, что дочь не сможет поступить в вуз.
Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?
Какие пути решения проблемы вы можете предложить?
Ситуация 2:
Ошибка: Неважно какое, лишь бы высшее!
У нас сложилась ситуация, в которой наличие высшего образования является необходимым требованием многих вакансий, даже если объективно оно не нужно.
Пути решения:
- дать ребёнку возможность реализовать себя в той сфере, которая ему по душе;
- принять возможность получения высшего образования после окончания ССУЗа.
3 группа:
Дима Н. и Паша Б. дружат еще с детского сада. Дружба их крепка, проверена временем и испытаниями. Дима давно определился с выбором профессии, он мечтает быть web-дизайнером. Паша к данной профессии равнодушен, но искренне считает, что должен пойти учиться вместе с Димой, чтобы дружба не разорвалась. Зубрит математику и информатику.
Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?
Какие пути решения проблемы вы можете предложить?
Ситуация 3:
Ошибка: пойти учиться «за компанию». Родители пустили процесс определения с профессией на самотёк.
Иногда такой вариант оказывается неплох, так как в уже сложившейся приятной компании учиться проще и веселее, а там, возможно, и профессия понравится.
Увы, намного чаще получается совсем по-другому: с интересом и успехом поглощающие новые знания школьные друзья вырываются вперёд и обзаводятся новыми знакомыми, с которыми можно обсудить услышанное на лекции, организовать совместный проект или устроить эксперимент в то время, как друг детства, не обладая соответствующими талантами, плетётся в хвосте без возможности поучаствовать в совместной деятельности. Получается лотерея, в которой может и повезти, но гораздо чаще билет оказывается без выигрыша.
Пути решения:
- убедить ребенка, что у каждого человека есть свой путь в жизни;
- родителям активно включиться в решение проблемы, вместе с ребенком срочно пройти профориентационные тестирования и беседы с профконсультантами
4 группа:
Саша В. – отличница, но особенно любит русский язык и литературу. Неоднократно Саша становилась победителем олимпиад по этим предметам. Тихая, очень скромная, без явных лидерских качеств, стесняется выступать на публике. Собирается стать учителем-словесником. Мама девочки категорически против: дочь выбрала очень трудную профессию с маленькой зарплатой.
Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?
Какие пути решения проблемы вы можете предложить?
Ситуация 4:
Ошибки: Ориентировка на зарплату и престижность профессии. Привязанность к любимому школьному предмету. Неправильная оценка своих способностей.
Работа исключительно ради денег или в «престижной» профессии, не получая от работы совершенно никакого удовлетворения, приводит к быстрому эмоциональному выгорания с непредсказуемыми последствиями.
Неправильное оценивание своих сильных и слабых сторон может привести к ошибочному выбору профессии и, как следствие, неудовлетворённости от процесса трудовой деятельности и понижению качества жизни. Если Вы неуверенно общаетесь с другими людьми и предпочитаете книги общению, то вряд ли стоит выбирать профессию журналиста или учителя.
Пути решения:
- убедить ребенка, что выбранная профессия не сочетается с его личностными качествами.
- вместе, изучив предложения учебных заведений, выбрать ту специальность, которая «на оторвёт» ребенка от любимых предметов и в то же время будет соответствовать его характеру
5 группа:
Выпускной класс. Март. Вова С., уже написав заявление о сдаче конкретных ЕГЭ, так и не определился, кем он хочет стать. «Набор» экзаменов позволяет ему получить профессию менеджера или экономиста. Вова решил, что так он и поступит. Родители уверены, что жить дальше ему, а значит, и решение о выборе будущей профессии принимать тоже ему.
Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?
Какие пути решения проблемы вы можете предложить?
Ситуация 5:
Ошибки: Незнание перспектив и требований рынка труда. Несвоевременность выбора. Отстранение родителей от проблемы.
Правильный выбор профессии, помимо всего прочего, зависит от рынка труда региона проживания и перспектив его развития. При выборе профессионального пути однозначно необходимо анализировать газеты и сайты с вакансиями, описанием профессий и аналитическими материалами про предполагаемые изменения на рынке труда в ближайшие 5-10 лет.
Однозначного решения для тех, кто уже оказался в такой ситуации не существует. Можно, на основе которых выбрать профессию и прикинуть возможность сдачи требуемых для поступления ЕГЭ.
Пути решения:
- родителям активно включиться в решение проблемы, вместе с ребенком срочно пройти профориентационные тестирования и беседы с профконсультантами
- другим вариантом можно назвать перерыв в год, который будет потрачен на изучение рынка труда, принятие решения и качественную подготовку к выбранной специальности. Потеря времени очевидна, но она может компенсировать другие временные потери от переучивания в дальнейшем.
Классный руководитель подводит итог всему сказанному:
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - говорил Сенека.
Кто должен нести ответственность за то, чтобы ветер стал попутным - родители или дети?
Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.
Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, ощущение, что данную профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение.
Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в вашей поддержке.
В итоге мы приходим к такому решению:
- На основе полученной информации проанализировать ситуацию с выбором будущей профессии ребенком в каждой семье.
- В школе провести дополнительную диагностику профессиональных наклонностей учащихся.
- Проанализировать результаты, дать рекомендации, довести до сведения родителей, чтобы они учли желания и возможности своих детей.
- Организовать для желающих индивидуальные консультации с психологом и специалистом центра занятости.
И, наконец, в конце нашего собрания я хочу каждому вручить небольшую памятку о том, как помочь ребенку в выборе профессии. А если вы еще не определились, какую роль вы играете в этом важном деле, вы можете взять вот эту анкету и все о себе выяснить.
Уважаемые папы и мамы!
- Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
- Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
- Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
- Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- Изучайте вместе с ребёнком рынок труда, ориентируйте его на востребованность выбранной профессии.
Уважаемые папы и мамы!
- Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
- Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
- Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
- Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- Изучайте вместе с ребёнком рынок труда, ориентируйте его на востребованность выбранной профессии.
Анкета для родителей. "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"
Инструкция:
Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь),
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ: "да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;
"нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.
Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12-16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8-11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4-7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0-3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков
Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.Задачи:изучить особенности профессионального самоопределения подростков;развивать интерес родителей к проб...
Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"
Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...
Роль семьи в профессиональном выборе подростков
На профессиональное самоопределение учащихся очень многое оказывает влияние. Одно из первых мест в этом занимает семья. Часто подростки принимают решение под влянием родителей или других членов ...
Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.
Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Пр...
Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка
Анализ теоретического материала и психологических исследований по проблеме профессионального самоопределения выявил, что на его успешность влияют многие факторы. Один из значимых факторов – детс...
Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков
Выступление на родительском собрании...
«Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков»
quot;Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков"...