Родительское собрание "Возрастные особенности подростков"
консультация (6, 7 класс)
Родительское собрание посвящено психологическим особенностям подростков 12-14 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_12-14_let.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным. В этом возрасте все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.
Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием, как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройке организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них начинают себя чувствовать, порой неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста различных частей тела и резкой смены его пропорций. Отсюда иногда срывы в поведении, недисциплинированность, отказы выполнять требования родителей.
Половое созревание объективно делает ребенка более взрослым и является одним из источников формирования субъективного «чувства взрослости».
С одной стороны, подросток чувствует себя в некоторых ситуациях взрослым, с другой стороны, переживает неполноценность своей взрослости.
Непонимание родителями истинных причин тех или иных поступков детей, неверная реакция на них – приводят к особому психическому состоянию, которое часто проявляется в агрессивных поступках, грубости, сопротивлении, уходе в себя.
И надо учитывать, что дети подражают близкому человеку. Поведение родителей – образец для подражания детям.
В 6-7 классах центральным так же становится стремление подростка к автономии (утверждению) себя в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Чтобы продемонстрировать свою смелость, подросток готов пойти на поступки рискованные.
Мнение о подростке как о мужчине, их самооценка, получает подкрепление чаще всего в среде сверстников. Именно эту особенность используют правонарушители, вовлекая в свои группы подростков.
И, как правило, в подростковом возрасте снижается авторитет родителей и повышается авторитет сверстников. И самая большая для них травма – потеря дружбы, любви, авторитета в классе.
В подростковом возрасте отношение к учебе становится довольно равнодушным и успеваемость обычно снижается.
Снижение успеваемости может быть порождено самыми разными причинами – от незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском занятий, до «дебюта» серьезных психических заболеваний.
Но установить истинную причину неуспеваемости в этом возрасте часто бывает крайне сложно.
Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний является отсутствие адекватной мотивации учения, или попросту говоря «нежелание учиться».
Если нет желания учиться, никакая помощь, никакие дополнительные занятия не приносят пользы.
Второй причиной трудностей в учении сами подростки называют - сложность учебной программы, отдельных предметов. Еще одна важная проблема состоит в полном игнорировании познавательной мотивации, т. е. переживания по поводу учения. Следствием этого становится неразвитость интереса к самому процессу познания.
В 12–14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под название «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д.
Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Это связанно с быстрым темпом физического и умственного развития подростков.
На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороне взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решение и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное.
Подростки критически относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.
Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
В подростковом возрасте пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно такие:
- стремление к снижению ценности желаемого общения;
- стремление к замещающей деятельности и т. д.
Для них свойственны такие формы негативного отношения к взрослому как:
- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
- реакция отказа (неподчинение требованиям);
- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов).
В воспитании подростков родители должны научиться прогнозировать последствия каждого своего слова, каждого поступка, целью которых должен быть только позитивный результат, а не утверждение своей власти, не разрядка дурного настроения, раздражения, что зачастую происходит во многих семьях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"
Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"...
Родительское собрание: "Психологические возрастные особенности подростка"
Презентация к родительскому собранию, в которой говорится об особенностях поведения старших подростков, даются рекомендации родителям....
Презентация к родительскому собранию "Психологические особенности подростков"
Презентация к родительскому собранию на тему "Психологические особенности подростков" Заметки к слайдам: Слайд 3 В 9 классе гормональный фон постепенно выравнивается, но появляет...
Родительское собрание "Особенности общения с подростком в семье
Разработка родительского собрания содержит советы психолога для родителей подростков....
презентация к родительскому собранию в 7классе "Психологические возрастные особенности подростка"
У многих родителей возникают проблемы в общении с детьми в переходном возрасте. Непонимание, агрессия, нежелание детей идти на откровенный разговор становятся для родителей настоящей...
Родительское собрание "Психологические возрастные особенности подростков"
Материал родительского собрания предназначен для родителей учащихся 7-8 классов и будет полезен для классных руководителей. Материал состоит из конспекта собрания и мультимедийнуой п...
Родительское собрание Возрастные особенности подростка
Подростковый возраст и его особенности. Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.Форма про...