Роль взрослых в оказании помощи подростку в критических ситуациях
консультация (7 класс)
Информация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vzroslyh_v_okazanii_pomoshchi_podrostku_v_krizisnyh_situatsiyah.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль взрослых в оказании помощи подростку в критических ситуациях
Информация для родителей
У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу.И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобыобратиться за помощью, не находится.
Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка: Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая.
Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка.
Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:
- Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.
- Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, вкусная еда, похвала и др.).
- Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
- Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
- Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
- При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).
- Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.
Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:
- Успокоиться самому.
- Уделить всё внимание ребёнку.
- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
- Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
- Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:
1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что ...?»
3) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
4) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Рекомендации по нормализации детско-родительских отношений
Главное в общении с подростком – сохранить с ним контакт и доверительные отношения.
Разговаривайте с ребёнком чаще. Будьте вместе. Займитесь общим делом.
Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля.
Помните, что в течение двух-трёх лет друзья будут для подростка большим авторитетом, чем родители. Не стоит обижаться. Нужно просто потерпеть, это пройдёт.
Можно выражать недовольство поступком, отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
Берите на себя только те дела ребёнка, которые он не может выполнить сам. Остальное предоставьте ему делать самостоятельно.
Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Волшебные слова мудрого родителя: «Я тебя понимаю. Я вижу, что тебе плохо (обидно, страшно, грустно, ты злишься и т.д.)»
Чаще хвалите ребёнка. Похвала принесёт больше пользы, чем критика.
Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это вызовет только агрессию.
Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении ребёнка. Может быть, ребёнку нужна помощь специалистов (врача, психолога, психиатра). Не бойтесь обращаться к специалистам – это нормально заботиться о здоровье детей.
Правила и требования должны быть согласованы родителями между собой.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
Правил, запретов не должно быть слишком много.
Наказывать ребёнка нужно, лишая его хорошего, а не делая ему плохое.
Помните: пережитые вместе положительные эмоции – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком!
Не занимайтесь «воспитанием», когда вы взвинчены, раздражены.
Главное, чтобы ребёнок знал: что бы с ним ни случилось, он может попросить у вас помощи.
Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа "терпеть не могу", "ты меня извёл", "у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестает их слышать.
Принимайте ребёнка таким какой есть – это значит любить его не за то, что он красивый, умный и так далее, а за то, что он есть.
Помните! От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»
Родительское собрание на тему:«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» Цель: • обратить внимание родителей к своим детям, ...
"Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях."
Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама...
Родительское собрание: "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях"
Подростки могут быть очень восприимчивы и нестабильны, тяжелее переживать неудачи в личных отношениях, чем другие. У родителей возникает больше вопросов - что делать, как помочь ребенку, страх за его ...
Родительское собрание "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях".
Родительское собрание посвящено проблеме подросткового суицида. Целью является оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида. Архив содержит разработку, презентац...
Конспект родительского собрания в 9 «Б» классе МБОУ СОШ №42 МО Абинский район Краснодарского края по теме: «Формирование жизнестойкости учащихся. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»
Пояснительная записка «Психологическое здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...
Родительское собрание на тему: «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях».
Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида...
Родительское собрание "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях"
Цель родительского собрания: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида. Задачи: 1) Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подростков...