Тема: Родительское собрание «Трудности и успехи 1 четверти»
методическая разработка
Тема: Родительское собрание «Трудности и успехи 1 четверти»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_5_klasse_trudnosti_i_uspehi_pervoy_chetverti_1.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Родительское собрание «Трудности и успехи 1 четверти»
.
Цель: интеграция усилий педагогов и родителей для успешной адаптации учащихся при переходе в среднее звено.
Задачи: 1) оценка значимости успешной адаптации учащихся в среднем звене;
2) выявление проблем адаптации в 5 классе;
3) отработка с родителями воспитательных приемов поддержки адаптации ребенка.
Форма проведения: семинар-практикум
Ход собрания:
Вступительное слово
Учеба детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы обязательно участвуете. В 5 класс перешли не только дети, но и вы, родители.
Вопросы родителям: Сколько учебных предметов изучается в 5 классе?
Какова учебная нагрузка?
Сколько учителей обучает вашего ребенка?
Сколько в расписании больших перемен? На какой из них дети обедают?
Сколько раз в неделю бывает физкультура?
Какие впечатления сложились у вас самих от первых месяцев обучения детей в 5 классе, окончания 1 четверти? Попробуем поделиться впечатлениями.
( СЛОВАРЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧУВСТВ)
Возможные варианты: Удовлетворение , неудовлетворенность, гордость, обида, разочарование, страх, радость, переживание, надежда, неуверенность, уверенность, сомнение, беспокойство, тревога, благодарность, раздражение….
Сейчас ваши дети переживают переходный период: переход из начальной школы в среднее звено совпадает со своеобразным концом детства (стабильным периодом развития в жизни ребенка). А любые переходные периоды всегда связаны с проблемами.
Какие проблемы возникли у ваших детей? (Обсуждение в группах, парах. Оформляется РОМАШКА)
СЛАЙД:
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов;
новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- ослабление или отсутствие контроля;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
- несамостоятельность в работе с текстами;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- своеобразие подросткового возраста.
В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. И от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. (Адаптация – приспособление к окружающим условиям. ) 5-класснику необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная внешними (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых дисциплин).
Одни 5-классники быстро втягиваются в учебный процесс (адаптируются), а другие переживают изменения в школьный жизни, и адаптация у них затягивается. Дети нередко меняются: тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Признаки успешной адаптации
- СЛАЙД
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем
Результаты 5-го класса
СЛАЙД «Опросник «Чувства в школе»
Спокойствие | 9 |
Радость Желание приходить сюда | 8 |
Усталость Благодарность | 7 |
Тревога за будущее Уверенность в себе Чувство унижения | 5 |
Обида, сомнение, страх | 4 |
Раздражение, скука | 3 |
Беспокойство | 2 |
Симпатия к учителю Неудовлетворенность собой | 1 |
СЛАЙД «Удовлетворенность школьной жизнью»
Учащимся предлагалось оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
- 0 – нет; 1 – не всегда; 2 – да
- 1. Я иду в школу с радостью
- 2. В школе у меня обычно хорошее настроение
- 3. У нас хороший классный руководитель
- 4. У меня есть любимые школьные предметы
- 5. Я привык к новым учителям
- 6. В начальной школе было лучше
- 7. На летних каникулах я скучал по школе
- 8. Продолжи предложение: мне не нравится
- (или нравится) в школе (что?)
СЛАЙД Готовность ко 2 ступени обучения
- Ориентация в расположении кабинетов
легко | не очень | плохо |
10 | 2 | 1 |
- Имена педагогов
знакомы | частично |
10 | 3 |
- Отношения с одноклассниками
нормально | комфортно |
6 | 6 |
Желание учиться
60 % | 2 |
70% | 1 |
80% | 1. |
90% | 3 |
100% | 6 |
3.Фраза, выражающая основную мотивацию обучения
Родители говорят, что образование необходимо каждому человеку | 2 |
Мне интересно учиться | 3 |
Хочу получить профессию и стать хорошим специалистом | 8 |
4. Адаптационные возможности
Крайне низкие (3) | Низкие (3) | Достаточно хорошие(5) | Высокие (2) |
Возможна склонность к суициду | Ожидание вызывает тревогу; ситуации, носящие соревновательный характер, являются фрустрирующими (состояние подавленности, тревоги, возникающее в результате крушения надежд, невозможности осуществления целей) | Тревожность несвойственна |
|
Признаки дезадаптации СЛАЙД
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- ∗Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- ∗Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- ∗Нежелания выполнять домашние задания.
- ∗Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- ∗Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- ∗Беспокойный сон.
- ∗Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- ∗Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции СЛАЙД
- ∗Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- ∗Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- ∗Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- ∗Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Чем можно помочь? ( Работа родителей в группах, оформление РОМАШКИ)
СЛАЙДЫ
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- ∗Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или учителем-предметником
- ∗Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
- ∗Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- ∗Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
- ∗Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
- ∗Приучайте его к самостоятельности постепенно
Открытое письмо родителям (вручение детских писем)
Приложение №1
Вручение памятки «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ»
Приложение №2
Объявление: Тема следующего собрания – «Трудный диалог с учебой,
или Как помочь ребенку учиться»
Рефлексия: с каким настроением, с какими чувствами уходите с нашего собрания?
(символы)
Шкатулка «Записочка» для тех, кто не захотел или постеснялся задать вопросы в устной форме, советы и пожелания родителей.
Приложение
Открытое письмо родителям
Дорогие _________________________________________________________________
Вот я и учусь в 5 классе.
Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если сравнивать с учёбой в 4 классе, т0 сейчас_______________________________________.
Иногда я _______________________________________________________________________.
Самый интересный для меня предмет_______________________________________________.
А ещё я ________________________________________________________________________.
Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________
_____________________________________________________________________________
Больше всего я хочу _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________.
Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________
_____________________________________________________________________________
А наш классный руководитель _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________
_____________________________________________________________________________
Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________
_____________________________________________________________________________
В 5 классе меня удивило ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________
_____________________________________________________________________________
Жаль, но меня торопят _______________________________________________.
Крепко ______________________________________________.
Дата _________________ Имя __________________
Приложение №2
Памятка для родителей
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- ∗Доверяйте ребенку.
- ∗Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- ∗Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- ∗Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- ∗Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- ∗Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
- ∗Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- ∗Не унижайте ребенка, наказывая его.
- ∗Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
- ∗Помогите ему найти дело по душе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Трудности адаптации", 5 класс
Предлагается буклет, в котором рассмотрены вопросы: - особенности адаптации детей к обучению в 5 классе;- причины плохой адаптации;- физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации- п...
Родительское собрание "Трудности подросткового возраста"
Как вести себя родителям, если ребёнок достиг подросткового возраста. Советы.Анкетирование родителей и детей перед родительским собранием (анкеты прилагаются). Результаты анкетирования на примере конк...
Родительское собрание "Трудности адаптации ребёнка к обучению в 5 – м классе."
Презентация для родителей 5 класса...
Родительское собрание "Трудности подросткового возраста"
лекторий для родителей о проблемах подростка, как им помочь в данный период...
Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...
Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".
Цель родительского собрания - познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....
Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"
Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...