Тема: Родительское собрание «Трудности и успехи 1 четверти»
методическая разработка

Дряева Дарья Александровна

Тема: Родительское собрание   «Трудности и успехи 1 четверти»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Родительское собрание   «Трудности и успехи 1 четверти»

.

Цель: интеграция  усилий педагогов и родителей  для успешной адаптации учащихся при переходе в среднее звено.

Задачи:   1) оценка значимости успешной адаптации учащихся в среднем звене;

                2) выявление проблем  адаптации в 5 классе;

                3) отработка с родителями воспитательных приемов поддержки адаптации ребенка.

Форма проведения:  семинар-практикум

Ход собрания:

Вступительное слово

 Учеба детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы обязательно участвуете. В 5 класс перешли не только дети, но и вы, родители.  

Вопросы родителям: Сколько учебных предметов изучается в 5 классе?

Какова учебная нагрузка?

Сколько учителей обучает вашего ребенка?

Сколько в расписании больших перемен? На какой из них дети обедают?

Сколько раз в неделю бывает физкультура?

Какие впечатления сложились у вас самих от первых месяцев обучения детей в 5 классе, окончания 1 четверти? Попробуем поделиться впечатлениями.

( СЛОВАРЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧУВСТВ)

Возможные варианты:  Удовлетворение , неудовлетворенность, гордость, обида, разочарование, страх, радость, переживание, надежда, неуверенность, уверенность, сомнение, беспокойство, тревога, благодарность, раздражение….

Сейчас ваши дети переживают переходный период: переход из начальной школы в среднее звено совпадает со своеобразным концом детства (стабильным периодом  развития в жизни ребенка). А любые переходные периоды всегда связаны с проблемами.

Какие проблемы возникли у ваших детей?   (Обсуждение в группах, парах. Оформляется РОМАШКА)

СЛАЙД:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;

                        новый классный руководитель;

  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
  • несамостоятельность в работе с текстами;
  • низкий уровень развития речи;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие подросткового возраста.

 В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. И от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. (Адаптация – приспособление к окружающим условиям. )  5-класснику  необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная внешними (кабинетная система) и заканчивая  внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых дисциплин).

Одни  5-классники быстро втягиваются в  учебный процесс (адаптируются), а другие переживают изменения в школьный жизни, и адаптация у них затягивается.  Дети нередко меняются: тревожатся без явных  на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Признаки успешной адаптации  

  • СЛАЙД
  •  удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем

Результаты 5-го класса

СЛАЙД  «Опросник «Чувства в школе»

Спокойствие

9

Радость

Желание приходить сюда

8

Усталость

Благодарность

7

Тревога за будущее

Уверенность в себе

Чувство унижения

5

Обида, сомнение, страх

4

Раздражение, скука

3

Беспокойство

2

Симпатия к учителю

Неудовлетворенность собой

1

СЛАЙД     «Удовлетворенность школьной жизнью»

Учащимся предлагалось оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:

  • 0 – нет; 1 – не всегда; 2 – да
  • 1. Я иду в школу с радостью
  • 2. В школе у меня обычно хорошее настроение
  • 3. У нас хороший классный руководитель
  • 4. У меня есть любимые школьные предметы
  • 5. Я привык к новым учителям
  • 6. В начальной школе было лучше
  • 7. На летних каникулах я скучал по школе
  • 8. Продолжи предложение: мне не нравится
  • (или нравится) в школе (что?)

СЛАЙД   Готовность ко 2 ступени обучения

  • Ориентация в расположении кабинетов

легко

не очень

плохо

10

2

1

  • Имена педагогов

знакомы

частично

10

3

  • Отношения с одноклассниками

нормально

комфортно

6

6

          Желание учиться

60 %

2

70%

1

80%

1.

90%

3

100%

6

3.Фраза, выражающая основную мотивацию обучения

Родители говорят, что образование необходимо каждому человеку

2

Мне интересно учиться

3

Хочу получить профессию и стать хорошим специалистом

8

4. Адаптационные возможности

Крайне низкие (3)

Низкие (3)

Достаточно хорошие(5)

Высокие (2)

Возможна склонность к суициду

Ожидание вызывает тревогу; ситуации, носящие соревновательный характер, являются фрустрирующими (состояние подавленности, тревоги, возникающее в результате крушения надежд, невозможности осуществления целей)

Тревожность несвойственна

 

Признаки дезадаптации     СЛАЙД

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции  СЛАЙД

  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Чем можно помочь?  ( Работа родителей в группах, оформление РОМАШКИ)  

 СЛАЙДЫ

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или учителем-предметником
  • Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
  • Приучайте его к самостоятельности постепенно

Открытое письмо родителям (вручение детских писем)

Приложение №1

Вручение памятки        «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ»

Приложение №2

Объявление: Тема следующего собрания – «Трудный диалог с учебой,

или Как помочь ребенку учиться»

Рефлексия:  с каким настроением, с какими чувствами уходите с нашего собрания?

 (символы)

Шкатулка «Записочка»  для тех, кто не захотел или постеснялся задать вопросы в устной форме, советы и пожелания родителей.

Приложение

Открытое письмо родителям

Дорогие _________________________________________________________________

Вот я и учусь в 5 классе.

Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если сравнивать с учёбой в 4 классе, т0  сейчас_______________________________________.

Иногда я _______________________________________________________________________.

Самый интересный для меня предмет_______________________________________________.

А ещё я ________________________________________________________________________.

Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________

_____________________________________________________________________________

Больше всего я хочу _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________.

Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________

_____________________________________________________________________________

А наш классный руководитель _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________

_____________________________________________________________________________

Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________

_____________________________________________________________________________

В 5 классе меня удивило ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________

_____________________________________________________________________________

Жаль, но меня торопят _______________________________________________.

Крепко ______________________________________________.

Дата _________________ Имя __________________

Приложение №2

Памятка для родителей

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку.
  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
  • Помогите ему найти дело по душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Трудности адаптации", 5 класс

Предлагается буклет, в котором рассмотрены вопросы: - особенности адаптации детей к обучению в 5 классе;- причины плохой адаптации;- физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации- п...

Родительское собрание "Трудности подросткового возраста"

Как вести себя родителям, если ребёнок достиг подросткового возраста. Советы.Анкетирование родителей и детей перед родительским собранием (анкеты прилагаются). Результаты анкетирования на примере конк...

Родительское собрание "Трудности подросткового возраста"

лекторий для родителей о проблемах подростка, как им помочь в данный период...

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...

Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".

Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...